Должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных
Должностная инструкция контролера — образец 2020 года и как ее составить, права и обязанности
Контролер – это специальность, которая предъявляет определенные требования к кандидатам на должность, в том числе наличие высшего или среднего профильного образования. При этом предприятие, на котором предусмотрена данная специальность, обязано разработать и принять должностную инструкцию, а сотрудники – ознакомиться с ней и следовать ее указаниям в ходе работы.
О том, что включает в себя должностная инструкция контролера, и пойдет речь в этой статье.
Как составить: общие положения
В первом разделе должностной инструкции указываются базовые положения, касающиеся должности контролера, в том числе:
- к какой категории сотрудников он принадлежит;
- кто из руководства принимает работника на должность и освобождает от нее;
- кто является непосредственным руководителем;
- каким образованием и опытом работы он должен обладать.
В связи с тем, что существует несколько типов должности контролера, квалификационные требования и круг обязанностей каждого из них определен спецификой его деятельности:
- Отк на производстве;
- транспортные средства;
- работа с кассовым аппаратом;
- КПП;
- финансовый контроль;
- водопроводное хозяйство;
- сварочные работы.
Но в каждой должностной инструкции рекомендуется указать, что помимо трудового законодательства контролер должен знать правила:
- охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
- противопожарной безопасности;
- внутреннего трудового распорядка предприятия.
Должностные обязанности: на что имеет право контролер и его ответственность
Как уже было сказано, обязанности контролеров зависят от того, с чем непосредственно они работают в рамках своей профессии.
Например, должностная инструкция контролера технического состояния автомобилей должна содержать в себе следующие обязанности работника:
- проверку исправности транспортных средств перед выездом и после прибытия на стоянку;
- наложение запрета на выезд неисправных ТС;
- проверку качества выполняемого техобслуживания машин и др.
А обязанности финансового контролера кардинально отличаются. Он должен:
- составлять бюджет компании для планирования расходов и финансовую отчетность;
- решать организационные вопросы предприятия с целью увеличения прибыли;
- анализировать фактические затраты и т.п.
Что касается, к примеру, обязанностей кассира-контролера, то они непосредственно связаны с обслуживанием покупателей:
- расчет за товары и услуги;
- контроль за тем, чтобы ассортимент товаров на прилавках вовремя пополнялся;
- подготовка товаров к продаже;
- подсчет денег и их сдача руководству.
Права контролера непосредственно связаны с его обязанностями. Данный работник может устранять и предотвращать любые несоответствия и нарушения выбранными на собственное усмотрение мерами. Это его специальное право.
Помимо этого инструкция должна содержать общие права, которые должен иметь любой официально трудоустроенный сотрудник:
- пользоваться гарантиями, предусмотренными законодательством;
- требовать оказания содействия в решении задач, поставленных перед работником;
- изучать содержание проектов документов, имеющих отношение к его деятельности;
- добиваться от работодателя предоставления ему организационно-технических условий для качественного выполнения работы, а также необходимого инвентаря и оборудования;
- делать запросы на документы, получать нужную информацию и материалы, без которых невозможна реализация обязанностей контролера;
- проходить курсы по повышению квалификации;
- сообщать руководителю обо всех несоответствиях и нарушениях, выявленных в процессе деятельности и предлагать способы их устранения;
- знакомиться с документами, регламентирующими его права, обязанности и ответственность (в том числе критерии оценки его работы).
Ответственность контролера значительна, поскольку его деятельность связана контролем какой-то важной сферы, в которой нельзя допускать ошибок и недоработок. Сотрудника ждет привлечение к ответственности, если он не будет:
- своевременно исполнять или отказываться выполнять задачи, прописанные в локальных актах предприятия;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, пожарной и технической безопасности, производственной санитарии и другие специальные правила;
- держать в секрете информацию об организации, составляющую коммерческую тайну;
- должным образом выполнять предписания внутренних актов и распоряжений руководства.
За любое правонарушение, обнаруженное при выполнении обязанностей контролера, сотрудника ждет наложение соответствующего вида ответственности. К примеру, за причинение имущественного вреда предприятию, незаконное использование полномочий контролера в личных и других не связанных с работой целях.
На работника распространяются нормы об административной, уголовной и гражданской ответственности.
Технического состояния автомобилей
Пример типовой инструкции контролера автотранспортных средств располагается здесь: https://yadi.sk/i/M5UQUCAN3UKxei
Отк на производстве
По следующему адресу мы разместили инструкцию для сотрудника ОТК: https://yadi.sk/i/YauHuyt73UKxri
Кассира-контролера
Трудовые функции кассира-контроллера выглядят так: https://yadi.sk/i/P9G72eRR3UKxvY
КПП
Чтобы найти образец документа для контролера КПП на предприятии, нажмите сюда: https://yadi.sk/i/O6nU0UJQ3UKy9U
Финансового
С образцом контролера водопроводного хозяйства вы можете ознакомиться здесь: https://yadi.sk/i/K3lDqarB3UKyBS
Сварочных работ
Бланк должностной инструкции контролера сварочных работ: https://yadi.sk/i/6QA78vq93UKyMC
В должностную инструкцию данной рабочей специальности важно включить полный перечень обязанностей и ответственности сотрудника, чтобы избежать дальнейших проблем в деятельности предприятия.
Должностная инструкция контролера технического состояния автомототранспортных средств
[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия] | Утверждаю[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию][число, месяц, год]М. П. |
Должностная инструкция контролера технического состояния автомототранспортных средств [наименование организации, предприятия и т. п.]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20 февраля 1984 г.
N 58/3-102; Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июня 2009 г.
N 357н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Контролер технического состояния автомототранспортных средств относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность контролера технического состояния автомототранспортных средств принимается лицо, имеющее специальную подготовку, без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Контролер технического состояния автомототранспортных средств принимается и увольняется с работы приказом [наименование должности руководителя].
1.4. Контролер технического состояния автомототранспортных средств должен знать:
— устройство автомобилей, прицепов, мотоциклов, мотороллеров, мотонарт, аэросаней, механизмов, смонтированных на базе тракторов, и дорожных машин;
— правила и технические требования, предъявляемые к приемке этих транспортных средств, возвратившихся с линии, и после проведения ремонта их узлов и агрегатов;
— оформление рекламационных документов на качество технического обслуживания транспортных средств, ремонта узлов и агрегатов;
— правила и нормы по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии;
— правила противопожарной безопасности;
— виды аварийных ситуаций, причины их возникновения и способы предупреждения и устранения;
— правила внутреннего трудового распорядка организации.
2. Должностные обязанности
На контролера технического состояния автомототранспортных средств возлагаются следующие обязанности:
2.1. Контроль и проверка технического состояния автомобилей, прицепов, мотоциклов, мотороллеров, мотонарт, аэросаней, механизмов, смонтированных на базе тракторов, и дорожных машин, возвращающихся с линии на места стоянок, а также после технического обслуживания и ремонта.
2.2. Оформление установленной технической и нормативной документации на повреждения и заявок на ремонт или устранение неисправностей с их соответствующей регистрацией.2.3. Контроль, приемка узлов и агрегатов автомобилей, прицепов, мотоциклов, мотороллеров, мотонарт, аэросаней, механизмов, смонтированных на базе тракторов, и дорожных машин после ремонта и окончательной сборки с выполнением всех работ, предусмотренных техническими требованиями.
3. Права
3.1. Контролер технического состояния автомототранспортных средств имеет право:
— на все предусмотренные законодательством социальные гарантии;
— требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав;
— требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам, и т. д.;
— на бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания;
— знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности;
— вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы;
— запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;
— повышать свою профессиональную квалификацию;
— другие права, предусмотренные трудовым законодательством.
4. Ответственность
Контролер технического состояния автомототранспортных средств несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]Согласовано:
[должность] [инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]/ Таможенное право / Должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств
Контролер технического состояния автотранспортных средств: инструкция Для осуществления деятельности работник должен знать:
- Конструктивные особенности, строение, требование к исправным ТС.
- Средства и методы проверки состояния машин.
- Виды неисправностей, подлежащих выявлению.
- Принципы работы компьютерных диагностирующих систем, порядок обращения с ними.
- Правила оформления рекламационной документации на качество техобслуживания, ремонта частей машин и агрегатов.
- Правила по ОТ.
Обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств Работник осуществляет проверку исправности ТС перед выездом и после возвращения на место стоянки. При этом специалист применяет компьютерные диагностические системы (при их наличии).
Осуществляет контроль качества работ, предусмотренных техническими требованиями, во время приема составляющих единиц и агрегатов автотранспортных средств после ремонта и окончательной сборки. 2.7. Обеспечивает оформление установленной документации на повреждения и заявок на ремонт и устранение неисправностей с их соответствующей регистрацией.
2.8. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности. 2.9. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.3.
Важно
Права Контролер технического состояния автомототранспортных средств (автотранспорт) имеет право: 3.1. Предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.
3.2. Получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии. 3.3.
Должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств
Ответственность Контролер технического состояния автомототранспортных средств несет ответственность: 4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ. 4.2.
За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ. 4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств в школе
Наименование организацииУТВЕРЖДАЮ РАБОЧАЯ ИНСТРУКЦИЯНаименование должности руководителя организации N ПодписьРасшифровка Место составленияподписи Дата КОНТРОЛЕРУ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (5-Й РАЗРЯД) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Контролер технического состояния автомототранспортных средств относится к категории рабочих, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации по представлению .
2.
Контролер технического состояния автомототранспортных средств подчиняется . 3. В своей деятельности контролер технического состояния автомототранспортных средств руководствуется: — уставом организации; — правилами трудового распорядка; — приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя); — настоящей рабочей инструкцией.
4.
Должностная инструкция контролера технического состояния транспортных средств
Внимание
УТВЕРЖДАЮДиректор по производствуОАО «Компания» В.В. Умников » » 2018 г. Контролер технического состояния автомототранспортных средств, руководствуется документами СМК, необходимыми для выполнения работы, правилами техники безопасности и пожарной безопасности.
1. З.
N 58/3-102; Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июня 2009 г.
N 357н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения. 1. Общие положения 1.1. Контролер технического состояния автомототранспортных средств относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя]. 1.2. На должность контролера технического состояния автомототранспортных средств принимается лицо, имеющее специальную подготовку, без предъявления требований к стажу работы. 1.3.
Знает и применяет в деятельности:- строение, конструктивные особенности и требования к технически исправным автотранспортным средствам;- методы и средства контроля технического состояния автотранспортных средств;- типы неисправностей, которые подлежат выявлению;- принципы работы средств компьютерного диагностирования состояния автотранспортных средств и правила обращения с ними;- порядок оформления рекламационных документов на качество технического обслуживания автотранспортных средств, ремонта их составных единиц и агрегатов;- правила охраны труда. 1.4. Назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению). 1.5. Подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . 1.6. Руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . 1.7.
- Контролер технического состояния автомототранспортных средств имеет право знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности Подразделения.
- Контролер технического состояния автомототранспортных средств имеет право предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Должностной инструкцией обязанностями.
- Контролер технического состояния автомототранспортных средств имеет право выносить на рассмотрения руководителя предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
- Контролер технического состояния автомототранспортных средств имеет право докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.
5.
Контролер технического состояния автомототранспортных средств должен знать: — устройство автомобилей, прицепов, мотоциклов, мотороллеров, мотонарт, аэросаней, механизмов, смонтированных на базе тракторов, и дорожных машин; — правила и технические требования, предъявляемые к приемке этих транспортных средств, возвратившихся с линии, и после проведения ремонта их узлов и агрегатов; — оформление рекламационных документов на качество технического обслуживания транспортных средств, ремонта узлов и агрегатов; — правила и нормы по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии; — правила противопожарной безопасности; — виды аварийных ситуаций, причины их возникновения и способы предупреждения и устранения; — правила внутреннего трудового распорядка организации. 2.Обязанности и характеристика работ Обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств включают в себя контроль за техническим состоянием автомобильного транспорта перед выездом и после него. Если есть в наличии специальное оборудование, то он обязан проводить компьютерную диагностику. Он должен запретить выезд, если обнаружил неисправности или нарушение целостности транспорта. Также этот сотрудник занимается проверкой качества проведения ремонтных работ с самим автомобилем или его отдельными составляющими другими сотрудниками фирмы. Функции Помимо этого, профстандарт контролера технического состояния автотранспортных средств включает в себя такие функции, как оформление документов, касающихся заявок на выполнение ремонтных работ, устранение поломок в транспортных средствах и регистрации машин.
Должностные обязанности На контролера технического состояния автомототранспортных средств возлагаются следующие обязанности: 2.1. Контроль и проверка технического состояния автомобилей, прицепов, мотоциклов, мотороллеров, мотонарт, аэросаней, механизмов, смонтированных на базе тракторов, и дорожных машин, возвращающихся с линии на места стоянок, а также после технического обслуживания и ремонта. 2.2.
Оформление установленной технической и нормативной документации на повреждения и заявок на ремонт или устранение неисправностей с их соответствующей регистрацией. 2.3.
Контроль, приемка узлов и агрегатов автомобилей, прицепов, мотоциклов, мотороллеров, мотонарт, аэросаней, механизмов, смонтированных на базе тракторов, и дорожных машин после ремонта и окончательной сборки с выполнением всех работ, предусмотренных техническими требованиями.
3. Права 3.1.
Контролер технического состояния средств автотранспорта постоянно поддерживает контакт с водителями, представителями экспедиторского отдела и прочими служащими компании. В связи с этим от сотрудника требуется грамотно слаженная речь, коммуникабельность, вежливое отношение к людям.
Среди важных личных качеств профессионала стоит выделить развитую память, наличие логического мышления, он должен быть внимательным и оперативным. Работодатели ценят целеустремленных инициативных работников с хорошей стрессоустойчивостью.
Эта профессия — одна из самых востребованных в современности, ведь количество автотранспортных средств увеличивается ежегодно, и соответственно растет спрос на их обслуживание.
Получив все необходимые знания и навыки, работник сможет четко и надежно выполнять свои обязанности, при этом всегда есть шанс карьерного роста и продвижения, повышения квалификации.
Должностные лица транспортного отдела
В своей деятельности очень часто сталкиваясь с тем что в большинстве организаций, эксплуатирующих автомобильный транспорт, руководители имеют смутное представление о том как должна быть организована работа Транспортного отдела.
Если на балансе организации числится пара легковых автомобилей то здесь достаточно назначить одного сотрудника, ответственного за безопасность дорожного движения. Другое дело если организация занимается перевозочной деятельностью, или перевозит пассажиров и грузы для собственных нужд автобусами и грузовым транспортом.
Здесь важно правильно распределить обязанности. Наверное в этом и есть главная проблема и беда работодателя при организации работы по обеспечению БДД — неправильное распределение обязанностей.
В понятии большинства руководителей суть работы начальника транспортного отдела состоит в организации медосмотра водителей и предрейсового контроля транспорта, а остальное — мелочи, как-нибудь само организуется. А организовывать приходится очень много, и порой одного человека здесь недостаточно.
Начнем со Статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Абзац 4 пункта 2 Статьи 20 обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями):
- назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В статье конкретно написано что специалист ответственный за БДД должен быть НАЗНАЧЕН. А назначить его можно только в рамках трудового договора. Так что здесь никуда не деться, ответственный за БДД должен быть.
Чем должен заниматься ответственный за БДД? Каковы его задачи и функции? Чтобы разобраться в этом обратимся к Приказу Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 г.
№ 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».
Не у всех хватает терпения прочитать приказ до конца. А в конце есть «Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».
Согласно этого Перечня все мероприятия разделены на подготовку работников и подготовку транспортных средств. Чтобы не быть голословным ниже представлен полный текст с перечислением мероприятий из этого документа:1.1.
Обеспечение прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки работников субъекта транспортной деятельности, замещающих должности, перечисленные в разделе I Перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 16 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 4, ст. 268), и иных работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств.
1.2. Обеспечение подготовки работников субъекта транспортной деятельности в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
1.3. Проведение стажировок водителей транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.
1.4. Обеспечение водителей транспортных средств оперативной информацией по обеспечению безопасной перевозки путем проведения соответствующих инструктажей.
1.5. Обеспечение проведения обязательных медицинских осмотров водителей.
1.6. Мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
1.7. Соблюдение условий работы водителей в соответствии с режимами труда и отдыха, установленными законодательством Российской Федерации, а также контроль за соблюдением указанных условий.
2.1. Проверка соответствия транспортных средств по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и грузов.
2.2.
Проверка наличия действующей разрешительной документации, необходимой для допуска к участию транспортного средства в дорожном движении в соответствии с законодательством Российской Федерации (свидетельство о регистрации транспортного средства, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, лицензия на осуществление пассажирских перевозок, путевой лист, а также иные документы, необходимые для осуществления конкретных видов перевозок в соответствии с законодательством Российской Федерации).2.3. Поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии в соответствии с инструкцией по эксплуатации изготовителя транспортного средства.
2.4. Проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и объемах, определяемых технической и эксплуатационной документацией изготовителей транспортных средств.
2.5. Проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств до выезда транспортных средств с места их постоянной стоянки с соответствующей отметкой о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств в путевом листе.
2.6. Обеспечение стоянки (хранения) транспортных средств, исключающее доступ к ним посторонних лиц, а также самовольное их использование водителями субъектов транспортной деятельности.
Проведение перечисленных выше мероприятия направлено на обеспечение безопасности дорожного движения. А организовать работу по проведению этих мероприятий должен как раз ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения.
Итак, еще раз кратко перечислю все мероприятия направленные на обеспечение БДД.
Подготовка водителей:
- обеспечение профессионального отбора и профессиональной подготовки;
- обеспечение подготовки в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями;
- проведение стажировок;
- проведение инструктажей;
- проведение медицинских осмотров;
- обучение оказанию первой медицинской помощи пострадавшим;
- соблюдение режима труда и отдыха.
Подготовка транспортных средств:
- проверка на соответствие техническим требованиям;
- проверка наличия соответствующих документов;
- поддержание в технически исправном состоянии;
- проведение работ по ТО и ТР;
- проведение предрейсового контроля технического состояния;
- обеспечение стоянки (хранения).
Как видим перечень мероприятий обширный, а имея большое количество водителей и транспорта невозможно взвалить проведение всех этих мероприятий только на ответственного за БДД.
Здесь необходимо обратиться к Приказу Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Если внимательно прочитать требования предъявляемые к перечисленным в приказе должностным лицам то увидим что все мероприятия по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации распределены между следующими должностными лицами:
- Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
- Контролер технического состояния автотранспортных средств;
- Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Ниже приведем полный текст приказа в части касающейся перечисленных должностных лиц.
13.1. Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен знать:
- основы транспортного и трудового законодательства;
- нормативные акты по вопросам организации оперативного управления движением автомобильного транспорта;
- порядок оформления и обработки путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей;
- схему дорог и их состояние на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- требования завода — изготовителя транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер, по технической эксплуатации автомобилей;
- графики работы водителей на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- тарифы и правила их применения на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- основы экономики, организации труда и производства;
- расстояния перевозок и характер дорожных условий на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- расписания движения и остановочные пункты на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- маршрутную сеть и условия движения, обеспечивающие безопасность перевозки;
- правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.
13.2. Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен уметь:
- организовывать и контролировать работу водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам;
- принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);
- инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;
- обеспечивать взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации;
- принимать меры по ликвидации сверхнормативных простоев транспортных средств;
- заполнять, выдавать и принимать путевые листы и другие документы, отражающие выполненную водителями работу, проверять правильность их оформления;
- рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-эксплуатационные показатели;
- выдавать плановые задания, регистрировать задания и заявки на перевозки;
- составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
- координировать работу автомобильного и (или) городского наземного электрического транспорта с другими видами транспорта;
- принимать меры по включению резервных автомобилей в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;
- проверять правильность оформления документов по выполненным перевозкам, координировать работу транспортных средств сторонних предприятий;
- обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении;
- осуществлять оперативный учет, контроль работы погрузочно-разгрузочных механизмов предприятий и организаций, контролировать состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями транспортной дисциплины;
- организовывать в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.
Контролер технического состояния автотранспортных средств: должностная инструкция, обязанности и профессиональная переподготовка
Контролер технического состояния автотранспортных средств должен соответствовать ряду требований. К работе по данной специальности допускаются лица с неполным в/о соответствующего направления или полным профобразованием. При этом стаж должен быть не меньше одного года.
Общие правила
Контролер технического состояния автотранспортных средств зачисляется в штат и увольняется приказом директора. В локальных документах определяются лица, которым работник подчиняется непосредственно и деятельностью которых вправе руководить.
Контролер технического состояния автотранспортных средств в случае отсутствия может заменяться сотрудником, назначенным по установленным правилам.
При этом такое лицо получает соответствующие права и отвечает за ненадлежащее исполнение задач, поставленных перед ним.
Контролер технического состояния автотранспортных средств: инструкция
Для осуществления деятельности работник должен знать:
- Конструктивные особенности, строение, требование к исправным ТС.
- Средства и методы проверки состояния машин.
- Виды неисправностей, подлежащих выявлению.
- Принципы работы компьютерных диагностирующих систем, порядок обращения с ними.
- Правила оформления рекламационной документации на качество техобслуживания, ремонта частей машин и агрегатов.
- Правила по ОТ.
Работник осуществляет проверку исправности ТС перед выездом и после возвращения на место стоянки. При этом специалист применяет компьютерные диагностические системы (при их наличии). В случае выявления неисправностей контролер технического состояния автотранспортных средств запрещает выезд на линию.
В задачи сотрудника также включена проверка качества работ выполненного техобслуживания ТС. Специалист осуществляет контроль в процессе приема комплектующих и агрегатов после их ремонта и сборки. При выявлении повреждений работник оформляет соответствующую документацию.
Он также составляет и регистрирует заявки на устранение неисправностей и ремонт. Таким образом, реализуя свои задачи, сотрудник в определенной степени влияет на безопасность дорожного движения.Осуществляя свою деятельность, сотрудник должен знать, понимать и применять актуальные отраслевые нормативные документы, в том числе регламентирующие охрану природы и труда.
Права
Контролер может:
- Принимать меры по устранению и предотвращению любых несоответствий и нарушений.
- Получать гарантии, предусмотренные законодательством.
- Требовать оказания содействия в реализации задач, поставленных перед ним.
- Знакомиться с содержанием проектов документов, относящихся к его деятельности.
- Требовать формирования организационно-технических условий для надлежащего выполнения обязанностей, предоставления необходимого инвентаря и оборудования.
- Запрашивать и получать документацию, информацию, материалы для осуществления своей деятельности, реализации положений актов, принятых руководителем.
- Повышать квалификацию.
- Сообщать обо всех несоответствиях и нарушениях, обнаруженных в процессе деятельности, руководству и представлять предложения по их ликвидации.
- Знакомиться с документацией, определяющей его обязанности и права, критерии, по которым оценивается качество его работы.
Контролер отвечает за:
- Несвоевременное исполнение либо невыполнение задач, поставленных перед ним в соответствии с отраслевыми, в том числе локальными, актами.
- Несоблюдение правил распорядка на предприятии, ОТ, ТБ, противопожарной защиты и производственной санитарии.
- Разглашение сведений об организации, относящихся к коммерческой тайне.
- Невыполнение либо ненадлежащее исполнение предписаний внутренних актов, законных распоряжений руководителя предприятия.
- Правонарушения, допущенные в ходе реализации поставленных задач. Ответственность наступает в рамках, предусмотренных административными, гражданскими, уголовными нормами.
- Причинение имущественного вреда предприятию в пределах, установленных законодательством.
- Неправомерное использование полномочий, предоставленных работнику в связи с его деятельностью, в том числе в личных целях.
Выпуск машин на линию
Безопасность дорожного движения регламентируется федеральным законодательством. В соответствии с положениями 20 статьи 196-ФЗ, предприниматели и юрлица, выполняющие перевозки ТС, должны организовывать и выполнять предрейсовую проверку. Целью этой процедуры выступает недопущение неисправных машин на линию. Проверка ТС производится по установленной производственной схеме:
- Определяется ответственный работник, который будет выступать в качестве контролера.
- Оборудуется участок, на котором будет выполняться проверка.
- Определяется список неисправностей, наличие которых является основанием для запрета на выпуск ТС на линию.
Квалификация
Для назначения сотрудника предприятия на должность проверяющего ТС проводится профессиональная переподготовка. Контролер технического состояния автотранспортных средств получает знания в рамках специальных программ.
Они разрабатываются профильными образовательными учреждениями. Приказом Минобрнауки установлен минимальный объем курса, который должен прослушать контролер технического состояния автотранспортных средств.
Обучение занимает не меньше 250 часов.
Пункт проверки
Участок технического контроля должен быть оборудован в отапливаемом, закрытом вентилируемом помещении, оснащенном навесом.
В нем предусматривается смотровая яма с освещением и розетками для подключения переносных светильников напряжением 12 В. В пункте оборудуется комната для сотрудника, выполняющего проверку ТС.
Габариты смотровой ямы должны соответствовать параметрам, предусмотренным нормами ОНТП 01-91. Пункты контроля оборудуются:
- Приборами для проверки и регулирования света фар.
- Шинным манометром.
- Устройством для проверки люфта рулевой системы.
- Газоанализатором (для дизельных и бензиновых моторов).
- Линейкой для контроля схождения колес.
- Слесарными инструментами.
- Переносной лампой.
Дополнительно
Выпуск ТС на линию производится после оценки состояния отдельных систем, агрегатов, узлов самого автомобиля и прицепного состава. Показатели должны соответствовать требованиям нормативных актов.
Для проверки рабочей тормозной системы на въезде в пункт осмотра водитель резко останавливает ТС. Состояние стояночного узла оценивается на выезде. В смотровой яме выполняется осмотр и проверка герметичности гидравлического тормоза и прослушивание пневматической системы (при нажатой педали).
Суммарный люфт рулевого управления замеряют на неподвижном ТС специальным устройством, фиксирующем угол и начало поворота. Выпуск автомобиля допускается, если он признан исправным. Допуск необходимо подтвердить подписью сотрудника, выполнявшего проверку. Автограф проставляется в путевом листе.
Исправное ТС принимается водителем, подтверждающим надлежащее состояние машины подписью.