Госты носят рекомендательный характер
Требования стандартов обязательны или добровольны для применения
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
– добровольного применения стандартов;
– максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
– применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация, в соответствии с установленными процедурами, выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
– недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей национальной стандартизации, указанных выше;
– недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.
2.3.1 Принцип добровольного применения стандартов
Создается прозрачная двухуровневая структура нормативных и нормативно-правовых документов: верхняя ступень – технические регламенты, нижняя – гармонизированные с техническими регламентами добровольные стандарты. Другими словами, добровольный документ «идет» в поддержку документа обязательного и является доказательной базой его соблюдения. Такова международная практика.
1. Принцип добровольного применения стандартов
Федеральный закон «О техническом регулировании» (27.12.2002 №184-ФЗ)
Требования, предусмотренные в стандартах для изготовления продукции, который добровольно пожелал следовать им, приобретают обязательную силу
Если стороны договора выразили волеизъявление придать требованиям того или иного стандарта обязательную силу, то исполнение требований будет обязательным
Принцип указываает на право изготовления добровольно возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных в стандартахВ Европейских документах добровольность применения стандартов обозначена более корректно: рекомендуется к применению
2. Принцип максимального учета законных интересов заинтересованных лиц при разработке стандартов
Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто с участием технических комитетов по стандартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и (или) физические лица, заинтересованные в стандартизации объекта
При разработке стандартов организации на продукцию, на работы, выполняемые сторонней организацией, или на оказываемые ею услуги, следует учитывать мнение заказчиков и приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.
3. Принцип применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта
— если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим или технологическим особенностям
— если РФ в соответствии с процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения
При разработке проектов технических регламентов международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве их основы.
4. Принцип недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации
Не допускается установление в с тандартах требований (например, необоснованных ограничений или завышенных требований) к продукции, которые могут создать доп. Барьеры, ограничивающие свободу предпренимательской деятельности
5. Принцип недопустимости установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам
Стандарты могут дополнять, конкретизировать требования технических регламентов, обеспечивая тем самым повышение минимально установленного в них уровня безопасности, но не противоречат им.
6. Принцип обеспечения условий для единообразного применения стандартов
Нацилональные стандарты подлежат применению равным образом и в равной мере независимо от страны или места происхождения объектов технического регулирования
Особенности для стандартов , содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну организаций – с согласия самой организации на договорной основе
Государственные (национальные) стандарты, а также стандарты отраслей не являются объектом авторского права
Концепция развития национальной системы стандартизации
— обеспечение преемственности работ по стандартизации в РФ
— обоснованность разработки национальных стандартов
[3]— обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них пользователей
— однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых в национальные стандарты
— прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов
— применение требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем
В качестве первостепенного указан принцип добровольности применения национальных стандартов и обязательности их соблюдения в случае принятия решения об их использовании
Стандарты разработки информационных систем
При создании систем должны рационально использоваться типовые, унифицированные и стандартизованные элементы, проектные решения, пакеты прикладных программ
Стандарты ИСО можно применять в качестве моделей независимо от отрасли, в которой функционирует организация
Модель на основе стандартов ИСО серии 9000 – достаточно «высокоуровневая» (недостаточно детализированная)
Для построения полноценной системы качества, основанной на модели ИСО, необходимо использовать большое количество вспомогательных отраслевых и ИСО стандартов
Национальные стандарты в сфере разработки информационных систем – ГОСТ серий 24 и 34
Разработан для определения требований документа «Описание постановки задачи»«Описание постановки задачи» — описание характеристик комплекса задач (задачи), условий, необходимых для его решения,входной и выходной информации и (совместно с «Техническим заданием» на создание системы) определяет требования к видам ее обеспечения
В постановке задачи – изложение очень важных вопросов:
— цель, назначение, сущность комплекса задач и обоснование целесообразности его решения (для задач оптимизации – критерии управления и ограничения)
— перечень объектов, при управлдении котоыми решают комплекс задач
— описание структуры объектов управлдения и перечень показателей, характеризующих его состояние
Приводит требования документа «Техническое задание», который представляет собой обязательный и основной документ, в котором излагаются характеристики и особенности будующей системы
Содержит требования к документу «Технико – экономическое обоснование создания АСУ» и предназначен для обоснования производственно — хозяйственной необходимости и технико – экономической целесообразности создания системы
Устанавливает требования документов по ПО
Определены разделы и их структура для изложения проектных решений, касающихся ПО:
— основные функции частей ПО
— методы и средства разработки ПО
Читайте так же: Президиум ленинградского областного суда официальный сайт
— средства, расширяющие возможности ОС
Стандарты ГОСТ серии 34 – методологическая основа благодаря ряду достоинств:
[1]— приемлемый уровень разумности и исполнимости
— широчайшая распространенность по стравнению с другими стандартами
— привычность терминологии и базовых понятий большинству существующих и потенциальных заказчиков
— минимальный набор жестких требований
— возможность адаптации требований стандартов под конткретные условия проектов
Определяет стадии создания систем
Процесс создания АС: совокупнось упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям
Устанавливает не только терминологию , но и содержание этапов и стадий процесса создания сиситем, используется до сих пор для структуризации процесса разработки
Определяет содержание «Технического задания н6а создание автоматизированной системы»
ГОСТ 34 устанавливает требования к ТЗ более детально, чем схожий по назначению ГОСТ серии 24
Требованиями данного ГОСТа руководствуются и в настоящее время при подготовке документации по проектц создания информационных систем
— не образуют целостной системы
— АС не рассматриваются как инструмент автоматизации бизнес- процессов, поэтому не прорабатываются вопросы изменения бизнес-процессов, вызванные внедрением АС
— поверхностно рассматриваются аспекты обслуживания внедренной АС: обучение персонала, выполнение реглдаментных процедур и т.п
— ряд ключевых понятий управления проектами (риски, прграммы проектов, портфели проектов) отсутствуют, их проработка стандартом не предусмотрена
Стандарты разработки ПО
Стандартизация разработки ПО регламентирутеся ЕСПД (единой системой программной документации), объединенной ГОСТ серия 19Стандарты ЕСПД содержат требования к составу, содержанию, оформлению документов, описывающих ПО на разных стадиях жизненного цикла
Несколько документов посвящено порядку хранения и обновления документации
Стандарты ЕСПД дают перечень типов документов и список разделов первого уровня для каждогго из них
Для каждого раздела описан состав информации
ГОСТ 19.101-77 «Виды программ и программных документов»
Косплекс-программа, состоящая из двух и более компонентов и комплексов, выполняющих взаимосвязанные функции, и применяемая самостоятельно или в составе другого комплекса
Компонент – программа, рассматриваемая как единое целое, выполняющая законченную фукнкцию и применяемая самостоятельно или в составе комплекса
Гост носит рекомендательный или обязательный характер
Постановление Госстандарта РФ от 30 января 2004 г.
N 4О национальных стандартах Российской ФедерацииГосударственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, исполняя функции национального органа Российской Федерации по стандартизации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 316 «О мерах по реализации Федерального закона «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 г., N 23, ст.2234), постановляет:
1.
О требованиях пуэ и гост
Со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., N 52 (часть 1), ст.
5410):признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года;впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей*.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на статс-секретаря — первого заместителя Председателя Госстандарта России Г.И. Элькина.
Председатель Госстандарта России В.В. Усов_____________________________
* В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 февраля 2004 г.
Регистрационный N 5546
Общероссийский классификатор стандартов
Классификатор государственных стандартов
Единая система конструкторской документации.
Единая система технологической документации.
Система показателей качества продукции.
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.
Гост — рекомендации или требования?
Государственная система обеспечения единства измерений.
Единая система защиты от коррозии и старения.
Система стандартов безопасности труда.
Единая система программной документации.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Информационные технологии. Взаимосвязь открытых систем.
Система проектной документации для строительства
Декларация о соответствии
Общероссийский классификатор продукции
Чугун, ферросплавы, лигатуры, сталь
Арматура промышленная трубопроводная
Оборудование санитарно-техническое. Замочные и скобяные изделия
Программные средства и информационные продукты вычислительной техники
Конструкции и детали сборные железобетонные
Аварийно-спасательные средства специализированные
Продукция трикотажной промышленности
Продукция кожевенной промышленности
Технические регламенты РФ
Технический регламент ‘О безопасности лифтов’
Технический регламент Таможенного союза ‘О безопасности пиротехнических изделий’
Технический регламент на масложировую продукцию
Технический регламент на молоко и молочную продукцию
Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей
Технический регламент на табачную продукцию
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений
Технический регламент о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах
Технический регламент о безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий
Единый перечень продукции ТС
Технические регламенты Таможенного союза
Уважаемые коллеги, помогите разобраться.
Вот у нас есть ГОСТы — которые, с одной стороны, обязательны, а, с другой стороны — носят рекомендательный характер.
Есть закон тех.регулировании.
И чем тогда руководствоваться? А если ГОСТы необязательны — то для чего их разрабатывают?До последнего учила студентов, что ГОСТ — это оновная нтд в отрасли… а теперь вот задумалась. :confused:
Анна А., основная НТД — это федеральные законы и постановления правительства.
ГОСТы являются обязательными только те, что внесены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённый распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р. А все остальные ГОСТы носят рекомендательный характер. Если заказчику нужно, чтобы какой-то конкретный ГОСТ из необязательных всё-таки был учтён в работе, его следует прописать в техническом задании.
nauczyciel, спасибо. А обязательные — только в строительной отрасли или в других тоже имеются? Где эти тайные списки имеются?
А обязательные — только в строительной отрасли или в других тоже имеются?
Имеются.
Обязательны ли ГОСТы и СНИПы для исполнения?
В сфере обороны, безопасности, атома — см. ст.5 ФЗ.
Смотрим также ст. 46:
1.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
: Беременность и кредит что делать
Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
А если ГОСТы необязательны — то для чего их разрабатывают?
До последнего учила студентов
Учить студентов и не знать этого? :facepalm:
Статья 11. Цели стандартизации
Целями стандартизации являются:
повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
содействие соблюдению требований технических регламентов;
создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.Учить студентов и не знать этого?
да ладно, я же им не стандартизацию вела, а спецпредмет — и они обязаны эти госты знать. А то все так в отрасли — кто в лес, кто по дрова… слов нет.
Возник в связи с этим вопрос — я не нашла пока ответ: а ГОСТы по оформлению библиографии, диссертаций и пр. — они тоже обязательные?
Судя по тому, что я тут прочитала — они носят рекомендательный характер…. или как?
Судя по тому, что я тут прочитала — они носят рекомендательный характер…. или как?
Локальными нормативными актами им может быть придан обязательный статус в конкретной организации.
Maksimus, спасибо. Забавно получается …. Пойду в ветку про оформление списков литературы
Строительный форум > Юридический отдел > Юридическая консультация > Как определить перечень обязательных СНиПов
Просмотр полной версии : Как определить перечень обязательных СНиПов
добрый день, помогите разобраться. Сегодня есть куча СП и СНиП. Что является обязательным?
Добрый день, есть специальный перечень. И в каждом снипе, который не сложно найти в системе Гарант или Консультант указано носит ли он обязательный или рекомендательный характер. Обратитесь к своему юристу, он поможет разобраться.
Все здания и сооружения строятся на основании Фед.закона № З84. Для удовлетворения всех пунктов этого ФЗ существует перечень обязательных к исполнению нормативов, которые перечислены в постановлении правительства №1047.действует это постановление до 01.07.2015. Соглано этому перечню , обязательными к применению являются только СНиПы.
Далее с 1 июля в силу вступает аналогичный перечень но уже по постановлению 1521, согласно которому обязательными становятся актуализированные редакции СНиП-ов — СП
Смотрите, какая тема — Обязательны ГОСТы в дорожном движении или нет?
4 ноября 2017 года Распоряжение правительства РФ № 2438-р окончательно утвердило обязательные ГОСТы. До этого было много споров о том, носят ли все ГОСТы рекомендательный характер или же обязательны к исполнению.
До 4 ноября вопрос регулировал ФЗ «О техническом регулировании», но делал он это достаточно размыто и неопределённо, а многие его статьи утратили силу. Теперь же в списке обязательных ГОСТов и сводов правил появился целый ряд относящихся к дорожному движению нормативных актов. Давайте рассматривать их более подробно!
Список обязательных ГОСТов
Итак, с 4 ноября действует список ГОСТов и сводов правил — всего в перечне 21 документ, которые должны обязательно соблюдаться при регулировании, организации и контроле за дорожным движением. Давайте рассматривать самые распространённые из них!
ГОСТ 34.401-90 — камеры автофиксации
Этот ГОСТ регулирует до самых мельчайших подробностей, как и какие средства автофиксации могут быть установлены на дороге, как должна быть организована видео- и фотосъёмка такими средствами, даже под каким напряжением всё это должно работать.
Как видим, теперь этот нормативный акт обязателен к исполнению.
ГОСТ 32753-2014 — Дороги
Это довольно таки короткий ГОСТ, который содержит общий свод основных и обязательных межгосударственных требований к дорогам общего пользования в нашей стране. Принцип этого ГОСТа — отсылка к другим стандартам по части автомобильных дорог и регламентирование общих требований к дорогам.
ГОСТ 32758-2014 — временные знаки
Стандарт под номером 32758 регулирует обязательные предписания к временным устройствам организации дорог и регулирует временные объекты на дороге, такие как:
- знаки,
- разметку,
- светофоры,
- любые элементы дорожного обустройства, которые также ставятся на непостоянной основе.
Всё это исключительно по части временного использования.
ГОСТ 32865-2014 — информационные экраны
ГОСТ 32865 устанавливает обязательные для исполнения правила установки информационных табло, щитов, таблиц и других сооружений, в которых информация для водителей сменяется оперативно.
ГОСТ Р 50597-93 — состояние дорог
Пожалуй, один из самых несоблюдаемых ГОСТов в нашей стране, который регулирует предельно допустимые изъяны дорог для автомобилей в измеримых пределах. Теперь и этот ГОСТ обязателен для исполнения (хотя, так было и до издания распоряжения правительства), а в судах при отсуживании компенсации у дорожных служб можно прямо ссылаться на его пункты.
ГОСТ Р 52282-2004 — светофоры
Существует, конечно же, и отдельный стандарт для светофоров. Он предъявляет требования к их размерам, расположению и множеству других дополнительных условий их установки и обслуживания.
ГОСТ Р 52289-2004 — требования к установке разметки, знаков, светофоров
А это один из самых любимых ГОСТов для любящих отстаивать свои права автомобилистов, обжалуя те или иные штрафы тем основанием, что штраф выписан незаконно ввиду нарушения регламента установки знаков, разметки, светофоров или иных элементов организации и обустройства дорожных отношений. И обязательность этого стандарта — это ещё один аргумент в пользу граждан с такой активной позицией.
Да и в интернете больше всего споров именно по этому нормативному акту среди всех стандартов. И одна из самых распространённых тем споров — обязательный или рекомендательный характер документа.
Другие ГОСТы
Следующие стандарты мы не будем описывать подробно, а просто вкратце укажем область их применения:
- ГОСТ Р 52290-2004 — требования к установке дорожных знаков. Аналогичен предыдущему стандарту, но содержит более широкие и точные предписания для их установки и касается только знаков.
- ГОСТ Р 51256-2011 — дорожная разметка.
- ГОСТ Р 52399-2005 — требования к геометрическим показателям новых строящихся дорог.
- ГОСТ Р 52605-2006 — «лежачие полицейские». Тоже один из самых оспариваемых стандартов.
- ГОСТ Р 52607-2006 — дорожные ограждения (отбойники).
- ГОСТ Р 52607-2006 — общие регламенты обустройства дорог общего пользования.
- ГОСТ Р 52875-2007 — тактильные элементы на дороге для лиц с плохим или отсутствующим зрением.
- ГОСТ Р 50970-2011 — сигнальные столбики.
- ГОСТ Р 50971-2011 — дорожные отражатели.
- ГОСТ Р ИСО 23600-2013 — звуковые и тактильные сигналы светофоров.
Также опубликован и список сводов правил, которые стали обязательны к исполнению:
- СП 35.13330.2011 — трубы под дорогой и мосты,
- СП 42.13330.2011 — планировка застройки поселений,
- СП 98.13330.2012 — линии для троллейбусов и трамваев,
- СП 34.13330.2012 — редакция СНиП 2.05.02-85.