Как продать земельный участок кфх
Как купить землю сельхозназначения в 2020 году
Земли сельскохозяйственного назначения – территории, находящиеся за пределами населенных пунктов. Купить землю сельхозназначения могут граждане России у муниципалитета, предприятия или другого лица. Сделка проводится согласно нормам земельного и гражданского законодательства.
Кто и какие участки имеет право продать
Собственником земли сельскохозяйственного назначения может быть гражданин России, другого государства, предприятие, государство или муниципальный орган.
Не запрещается застраивать данные участки. Если создается крестьянско-фермерское хозяйство, владелец может заниматься строительством жилья, чтобы наемные работники могли проживать где-то во время занятия хозяйством.
Но и использовать сельскохозяйственный надел следует строго по назначению. Если не будет сформировано крестьянско-фермерское хозяйство, застройка жилыми помещениями запрещена.Перед тем, как купить землю сельхозназначения, будущим владельцем должны быть учтены следующие нюансы: в каких целях будет использован надел земли, на каких условиях, земельное налогообложение, грунтовое состояние, плодородие и типы почвы.
Выбор земельного надела
Купля надела начинается с поисков свободной земли. Для этих целей используют публичную кадастровую карту, находящуюся в Росреестре в соответствующем разделе.
Прежде, чем купить землю сельхозназначения у собственника проводятся следующие действия для ее поиска на сайте:
- находим на карте район;
- подбираем территорию с учетом удобства расположения рядом трассы, магазинов, городских угодий;
- кликаем на территорию для изучения информации из Росреестра.
Чтобы купить пай земли сельхозназначения, нужно учесть отсутствие обременения. Участок должен быть юридически чистым: без арестов и залогов.
Все земельные объекты России учтены на кадастровой карте. После получения кадастрового номера, субъектом вносятся сведения в единую карту. Это прописано в Федеральном Законе №101 для удобства определения свободного участка потенциальным покупателем.
Как проходит покупка земельного участка сельхозназначения у государства
Купить земельный участок у муниципальной службы или государства можно следующим образом:
- Подается письменное обращение в уполномоченный муниципалитет с ходатайством предоставления территории. Цель пользования свободным участком будет указана непосредственно в ходатайстве. В заявлении помимо этой информации прописывают желание взять в собственность недвижимое имущество, а также описание самой земли.
- Местной муниципальной службой на протяжении 5 рабочих дней будет рассмотрено обращение. Глава службы в постановлении указывает разрешение на право покупки. Если последует отказ, предоставляют постановление или выписку с обоснованными причинами.
У потенциального покупателя, обратившегося в государственный орган, есть время на судебное обжалование.
Отказать могут, аргументируя отсутствием незаселенных земель сельскохозяйственного назначения. Административный фонд имеет во владениях ограниченное количество территорий и возможностей предоставлений в том или ином районе земель.
В каждом из городов России обычно есть свои льготные позиции с правом преимущественного получения участка во владения. Цена за землю сельскохозяйственного назначения преимущественно будет сформирована в зависимости от плодородных особенностей.
К второстепенной характеристике относится размер и место нахождения. Стоимость за участок будет определена согласно информации из нормативно-правовых актов местного муниципального органа.
- Дальнейший вопрос по оформлению договора согласовывается с архитекторами и градостроителями, санитарным и пожарным контролем, а также другими службами. Каждым из указанных государственных органов выдается официальное удостоверение с печатью и подписью.
- Регистрируется право владения территорией в областной регистрационной палате. Найти этот орган несложно, так как палата располагается часто в самом муниципалитете.
- На следующем этапе оформляют договор купли-продажи, имеющий установленную законом структуру.
- После того, как процедура будет завершена, новый владелец получит свидетельство, подтверждающее право пользования сельскохозяйственным участком.
Пользоваться земельным наделом по прямому назначению возможно после того, как проведется граничное определение. Осваивать сельскохозяйственных угодья разрешается согласно разработанным и утвержденным проектным бумагам.
Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.
Приобретение у физических лиц
Процедура приобретения у другого гражданина имеет свои особенности. Перед тем, как приобретать территорию у частных продавцов, нужно ознакомиться с правоустанавливающей документацией на нее.
Документальные сведения о зарегистрированных правах находятся в общем доступе и по запросу передаются в течение 5 дней.
Если продавец имеет необходимый сельскохозяйственный участок со всеми официальными правами, кадастровым органом дается выписка. В этом документе будет указано наличие существующих ограничений и обременений в использовании территорией земли.
Если владелец пая – физическое лицо, продажа оформляется посредством заключения договора купли-продажи. Земельную собственность переводят во владения другим лицом по передаточному акту. Допускается исключительно письменное соглашение, чтобы не было споров в суде.
Какая документация понадобится
Для покупки земельных угодий для сельхоз. целей понадобится предоставление следующих бумаг и справок:
- заявление с указанием сведений по перечню, находящемуся в статье 39.17 Земельного Кодекса;
- документация, подтверждающая возможность выкупа земли без торга;
- схематическое нахождение продаваемой территории;
- документ, который подтвердит представительские полномочия, если это необходимо;
- проектные бумаги по лесным участкам при запрашивании предоставления надела данной категории;
- при наличии бумаг на иностранном языке требуется официальный перевод на русский язык с заверением специалиста.
В случае покупки при организации аукциона, процедура будет упрощенной. Гражданин только предоставляет заявление с указанием желания покупки угодий.
Правила продажи земель сельскохозяйственного назначения
Гражданин или организация, владеющая участком земли сельхозпредназначения, имеет право распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе – оформить его продажу.
Собственник может сделать это по разным причинам. Данная сделка заключается в особом порядке.
В статье рассказывается о порядке и правилах оформления такой процедуры.
Законодательное регулирование вопроса
Сделки о купли-продаже земельных наделов с/х предназначения регулируют:
- ФЗ Об обороте земель сельхозназначения. В нём определено, что при продаже участков (ЗУ) с таким предназначением органы власти субъекта или муниципалитета обладают преимущественным правом покупки территории по указанной продавцом цене. Здесь же закреплено, что продавец должен известить государство о продаже в письменной форме. Это правило не действует только при продаже земли на публичных торгах или при её изъятии в государственных целях.
- Земельный кодекс РФ. В нём определено, какие наделы признаются землей с/х назначения (в ст. 77) – это те территории, что расположены за чертой городских поселений, и предназначенные для ведения сельскохозяйственной деятельности. На некоторых участках с определённым видом пользования разрешается даже вести строительство определённых объектов.
- Гражданский кодекс РФ: ст. 131, 164, 165 и 551. Они регулируют переход прав и сроки расчётов между сторонами (не дольше 90 дней с момента госрегистрации прав нового владельца).
Чаще всего сельскохозяйственные наделы являются наиболее ценными и плодородными землями. Они обладают особым правовым статусом, поскольку защищаются государством в особом порядке (определено в ст. 77 ЗК РФ).
Если стороны не соблюдали правила купли-продажи с/х ЗУ, установленные законодательством, региональные власти вправе изъять такой участок земли. Также необходимо помнить, что надел должен использоваться в соответствии с его целевым назначением.
Причём по закону, продавец также должен заботиться о его плодовитости и экологическом состоянии (при несоблюдении возложенных обязанностей государство также может забрать участок). Уже после того, как земля была продана, эти обязанности ложатся на нового владельца.
Правила и порядок проведения сделки купли-продажи
Скачать образец договора купли-продажи ЗУ.
Собственниками сельскохозяйственных участков могут быть как юридические, так и физические лица, а также государственные и муниципальные органы.
Если же владелец был членом производственного кооператива и решил выйти из него, он может не выделять свою долю из общего земельного массива, а продать её.
Кто бы ни был продавцом, процесс продажи земли с/х назначения включает несколько этапов:
- Сначала владелец извещает о факте и условиях продажи местные органы власти. Если муниципалитет не захочет покупать ЗУ, продавец может предлагать его другим лицам.
- Проводится поиск потенциального покупателя.
- После того, как покупатель был найден, стороны готовят необходимые документы и согласовывают условия сделки.
- Заключается договор купли-продажи и проводится взаимный расчёт.
- Участок по передаточному акту переходит к новому владельцу, который регистрирует свои права на него.
Земельные участки сельхоз назначения продаются на определённых условиях, с учётом:
Для осуществления сделки продавец должен будет подготовить и предоставить покупателю и органам госучёта всю необходимую документацию.
Покупатель будет обращать внимание на все важные моменты, указанные в документах – совпадает ли фактическое и юридическое местонахождение приобретаемого объекта недвижимости, сходятся ли реквизиты продавца, продающего ЗУ и его владельца и т.д.Владелец может сам решить, на каких условия он хочет продать землю:
- Оформить продажу с полным расчётом.
- Продать в рассрочку.
- Затребовать задатка или аванса от покупателя, что подтвердит серьёзность его намерений (в таком случае потребуется подписать предварительное (дополнительное) соглашение либо расписку).
- Передать надел организации как собственность, указанную в её уставном капитале.
Территория принадлежит государству
Продажа земли c/х пользования, принадлежащая государству, проводится в особом порядке, а сам процесс продажи может затянуться на срок до двух лет. Властные структуры относятся к первичному рынку продавцов и покупателей земельных наделов.
Продажа ЗУ, принадлежащих муниципальным и государственным структурам, осуществляются следующим образом:
- Покупатель должен подать ходатайство (заявление) в местное представительство о выдачи ему земли c/х назначения. В нём также указывают цель приобретения участка и его желаемые характеристики (размер, местонахождение, плодородность, вид и т.д.).
- Органы рассматривают полученное заявление и выносят решение, которое фиксируется в постановлении главы муниципалитета. В случае отказа указываются причины, побудившие принять такое решение. Заявитель может обжаловать решение в суде.
- Правоустанавливающие документы на ЗУ согласовываются с местными службами градостроительства, охраны природы и санитарно-пожарного контроля, а также органами, которые выявляют историческую и культурную ценность недвижимости. Каждая служба проводит проверку и по её результату выдаёт заключение (на нём должна присутствовать подпись руководителя и личная печать службы).
- Права на объект регистрируются в местной регистрационной палате.
- Оформляется и подписывается договор купли-продажи ЗУ.
- Покупатель получает правоустанавливающие документы на землю с/х назначения, а стороны соглашения проводят расчёт. Затем в обязательном порядке нанимает специалистов для проведения процедуры межевания. По её результатам будут определены границы и документация недвижимости.
Цену участка продавец (т.е.
муниципалитет) определяет главным образом исходя из его коэффициента плодородности и особенностей почвы, а уже затем на основе его местонахождения и площади.
Стоимость будет определена в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми органами местной власти. В каждом регионе есть списки льготников, которым землю предоставляют в первую очередь.
Владелец – физлицо
Продажа сельскохозяйственных угодий физическими лицами (на так называемом вторичном рынке) осуществляется по стандартной процедуре.
Продавец готовит комплект правоустанавливающих документов. Сделки с физическими лицами заключаются быстрее, но менее безопасны, поэтому нужно особенно тщательно проверять все документы и продумать условия продажи.
В том случае, если вся документация, предоставляемая продавцом и покупателем, оформлена в установленной форме и в ней не обнаружены ошибки, стороны могут заключать сделку. Для этого составляют и подписывают договор купли-продажи сельскохозяйственного надела.
Стороны рассчитываются между собой, а сам ЗУ переходит к новому владельцу после подписания передаточного акта.
Уведомление о продаже
Итак, перед продажей земли третьим лицам требуется сначала оповестить об этом органы местной власти (ст. 8 ФЗ Об обороте земель c/х назначения).
Как обладатель права преимущественной покупки ЗУ, местная администрация должна дать ответ, согласна ли она купить надел по той цене, что была установлена продавцом.
Уведомление является открытым предложением продавца участка (офертой). Оно подаётся в письменной форме, где помимо стоимости участка указывают:
- Его размеры (в гектарах либо кв. метрах) и месторасположение (его адрес на территории субъекта).
- Правоустанавливающие документы продавца и его личные сведения (паспорт и т.д.).
- Сроки и условия взаимного расчёта (на тот случай, если государство решит купить землю).
- Другие важные сведения, которые определяют условия сделки (их перечень определён в ст.2 ФЗ Об обороте c/х земель).
Пакет документов, необходимый для осуществления сделки
Для продажи необходимо подготовить:
- Паспорта участников сделки. Если продажу или покупку осуществляет доверенное лицо, нужно будет предоставить ещё и доверенность, заверенную нотариусом.
- Выписку из ЕГРН предмета сделки.
- Документы, подтверждающие права продавца на землю сельхоз назначения.
- Отказ местных властей от права преимущественной покупки ЗУ или свидетельство, подтверждающее тот факт, что продавец известил районную администрацию о начале продажи, но не получил от неё ответа в установленный законом срок.
- Сам договор купли-продажи.
- Квитанция об уплате госпошлины.
- Протокол собрания собственников (если продаваемый надел является частью общего земельного массива фермерского хозяйства).
Договор купли-продажи ЗУ сельхоз назначения имеет общую структуру. В нём необходимо указать:
- Дату и место заключения договора, и количество подготовленных экземпляров (обычно – три: два предоставляются сторонам сделки, а третий предназначен для Росреестра).
- Сведения о сторонах сделки. Юридические лица указывают наименование организации, органы местной власти – название структурного подразделения, физические лица обозначают свои паспортные данные.
- Информация о предмете сделки – размер участка и его месторасположение, идентификационный (кадастровый) номер и категория надела (вид разрешённого пользования) и пр.
- Наименование документа, на основании которого продавец обладает правом собственности на объект недвижимости (договор купли-продажи, дарения, наследования и др.).
- Обязательства сторон и возможные последствия при их нарушении.
- Стоимость земли и порядок взаимного расчёта сторон.
- В какой момент договор вступает в силу.
- Обязательно – подписи все участников сделки.
Продавец не имеет право продать земельный надел c/х назначения следующим лицам:
- Гражданам иностранных государств (согл. ст. 3 ФЗ Об обороте ЗУ сельхоз назначения).
- Лицам, которые на момент покупки превышают лимит (устанавливаемый каждым субъектом) максимальной площади сельхоз земель, находящихся в собственности у одного лица (ст.4 того же ФЗ).
Особенности и порядок продажи пая
Земли часто передают в пользование аграрным организациям или частным фермерам. Они нужны им в качестве пастбища, для выращивания определённых культур и т.д.
Государство (органы власти субъекта) также обладает правом преимущественного приобретения участка. Сначала продавец должен будет предложить пай органам местного самоуправления.
Для этого он готовит и отправляет извещение (заказным письмом с уведомлением о получении), где указывает:
- Цену, за которую он предлагает государству свой пай.
- Параметры земли и вид её предназначения.
- Условия расчёта между сторонами сделки.
Если нарушить право преимущественной покупки, продажа пая любому лицу будет считаться незаконной.
Это основное условие, без соблюдения которого невозможна дальнейшая регистрация прав и выполнение сторонами своих обязанностей – государство через суд (в течение года с момента регистрации покупателя в качестве владельца) может забрать права на ЗУ, у покупателя заберут участок и право собственности, а у продавца – вырученные деньги
Продавец самостоятельно определяет стоимость продаваемой недвижимости. Она может быть основана не только на кадастровой стоимости, но и на других рыночных и натуральных показателях – месторасположение, размер доли и т.д. Оплата должна быть перечислена не позже 90 дней со дня продажи.
Стоимость ЗУ будет зависеть и от прочих факторов:
- Насколько он плодороден.
- Обременён ли надел какими-либо ограничениями (сервитутом и пр.).
- Каково состояние земли – растут ли на нём вредные кустарники, деревья и т.п.
С момента отправления извещения в соответствующий органов есть 30 дней на то, чтобы всё проверить и дать ответ. Если же государство отказывается от покупки пая (либо игнорирует предложение), владелец может предлагать его другим покупателям. Но только по той цене, по которой он предлагал его органам власти.
Продажа осуществляется при заключении письменного договора купли-продажи. Права на пай регистрируются в местном отделении Росреестра. Желающему оформить право собственности придётся оплатить госпошлину (согласно НК РФ) за проведение регистрации, а также понести другие издержки.
Правила аренды
В статье 9 ФЗ Об обороте земель с/х назначения определено, что в аренду разрешено передавать те участки, что стоят на государственном учёте в кадастровой службе (как в личной, так и в долевой собственности).
Для передачи земли в аренду заключается договор между владельцем участка и его арендатором, в котором определена арендная плата (в натуральном или денежном эквиваленте) и другие условия сотрудничества.
В нём может быть прописано, что:
- Участок возвращается назад арендодателю после истечения срока аренды, либо же передаётся во владение арендатору.
- Нарушение условий соглашения приводит к определённым санкциям в отношении нарушителя.
Если на протяжении всего срока соглашения арендатор не нарушил условия договора и исполнял свои обязательства, за ним сохраняется преимущественное право на заключение нового договора аренды. Совокупная площадь всех с/х наделов, одновременно арендуемых одним лицом, законом не ограничена.
Минимальный срок аренды сельскохозяйственной земли определяется на уровне субъекта РФ. Максимально возможный срок аренды сельхозземель – 49 лет.
Договор должен быть зарегистрирован в государственных органах. Помимо этого, если участок находится в долевой собственности, для заключения договора аренды потребуется разрешение собрания совладельцев объекта недвижимости.
Об общих правилах продажи ЗУ смотрите в следующем видеосюжете:
Как продать землю сельхозназначения: алгоритм действий, оформление сделки
Последние изменения: Январь 2020
Спектр целей, в которых используется сельскохозяйственная земля ограничен, определен законодательно.
Так как закон определяет целевое значение земли, что уже особенность, то и продажа будет немного отличаться, а соответственно и список необходимой документации.
В этой статье рассмотрим, как продать землю сельхозназначения и сделать это правильно, с чего начать и на что обратить своё внимание.
Правовой базис
Государство наделяет сельскохозяйственные (с/х) ЗУ особыми правами, которые оказывают непосредственную защиту таковых наделов. Полный перечень составляющих сельхоз назначение расписан в ст.
77 ЗК РФ, говоря об этом кратко, это любой земельный надел, который располагается за территорией городского поселения и непосредственным целевым назначением данного участка является сельскохозяйственная деятельность.
Особым правовым статусом также обладают дороги, постройки сооружения, находящиеся на территории земли, которые используются непосредственно в производственных нуждах.
Определившись с тем, что из себя представляет земля, рассмотрим какими нормативно правовыми актами она регулируется:
- Земельный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный закон № 101 от 24.07.2002, регулирующий оборот сельскохозяйственных земель.
Первый нормативно-правовой акт определяет сельхоз ЗУ и что в них входит, что было рассмотрено ранее. Второй НПА рассматривает аспекты, связанные с регистрацией: в государственном реестре (ст. 131 ГК РФ), самой сделки (ст. 164 ГК РФ), перехода прав собственника на недвижимый объект (ст. 551 ГК РФ).
А также ГК РФ регламентирует последствия, связанные с уклонением от процедур, предполагающих регистрацию (ст. 165 ГК РФ). Третий правовой акт определяет главенствующую роль органов местного самоуправления при купле-продаже данных земельных участков, а именно их преимущественное право покупки.
Стоит отметить: что земля покупается муниципалитетом по цене заданной непосредственно продавцом, опираясь не на кадастровую стоимость ЗУ, а на рыночную. Также обратите внимание, что преимущественным правом муниципалитет владеет до тех пор, пока надел не будет продан посредством публичных торгов или не будет изъят в гос. интересах.
Вышеупомянутые нормативно-правовые акты первоочередно определяют ответственность, которая лежит на плечах продавца.
Если договор купли-продажи будет что-либо нарушать или в ходе эксплуатации нарушалась цель использования, то власть субъекта (региона) имеет полное право изъять данный с/х надел.
В обязанности собственника также входит наблюдение за его экологическим состоянием, забота о земле, что также регламентируется законодательством.
Для чего нужна сельхоз земля?
Сельскохозяйственные угодья эксплуатируются по-разному, преимущественно выделяют 5 пунктов, к ним относятся:
- Пастбища, сенокосы, угодья. Как правило, это относится к подсобному хозяйству и предполагает взращивание долголетних растений и прокладку внутренних коммуникаций (что разрешается законодательно).
- Бросовые земли. Участки земли, рельеф которых не позволяет на них провести вспашку, потому они используются в ином назначении, для выращивания подходящих культур.
- Угодья, сооружения, склады. На с/х ЗУ разрешено возводить постройки, которые используются в производственных целях, — не иначе. На строительство необходимо получить определенное разрешение или же целевое назначение земли предполагает наличие построек.
- Водные объекты, лесной фонд. Используются для развития аквакультуры, постройки водонапорных сооружений, организации ИП и так далее.
- Другие назначения. Связано с градостроительными объектами, главная цель которых защита земель от негативного воздействия (обеспечения необходимой защиты).
Стоит отметить: что в РФ земель с/х назначения около 8% от общего количества ЗУ, уступая своё место лишь лесному фонду. Данная цифра говорит о том, что люди в России желают вести и ведут фермерские хозяйства.
Сельскохозяйственные наделы, априори, наделены 2 целями, ими являются:
- Сельское производство;
- Иные цели, предполагающие помощь в достижении первой.
Первое, что предполагало государство при введении данных ЗУ в товарооборот и соответственную их выдачу гражданам, это использование выданных территорий под сельскохозяйственные угодья. Однако не все территории используются по прямому назначению. Поэтому появился второй пункт, под которым предполагаются лесопосадки, водо и лесопокрытые территории, дороги, склады.
Земли, цель которых отличается от непосредственного ведения фермерского хозяйства, также законодательно защищены и не изымаются без достаточных оснований.
Также тип разрешенного использования ЗУ изменяется на индивидуальный жилстрой, дачное строительство. Легче всего изменить цель ЗУ, если он находится в черте города (город разросся), участок входит в дачное коммерческое партнерство или садоводческое некоммерческое товарищество.
Порядок продажи с/х земель
Продажа надела сельскохозяйственного назначения предполагает следующий алгоритм действий:
- Извещение муниципалитета (или иных органов МСУ) о продаже земли. Только при отказе администрации от покупки продавец имеет право продавать ЗУ физ. и юр. Лицам.
- Поиск покупателя. Найти покупателя можно, начиная от размещения объявлений в интернете, заканчивая обращениями в агентства, занимающимися продажей недвижимости.
- Подготовка, сбор необходимого пакета документации и согласование суммы сделки с продавцом. При формировании цены на ЗУ основывайтесь не на кадастровой стоимости участка, а на рыночной.
- Заключение договорных отношений.
- Регистрация сделки и всех её аспектов, указанных в вышеперечисленных статьях из ГК РФ.
Обратите внимание, что надел продаётся в соответствии с определенными условиями, которые должны быть оговорены в договоре купли-продажи. К ним относятся:
- Цель недвижимого объекта;
- Плодородность почвы;
- Возможность изменения разрешенного пользования;
- Сумма налога.
Стоит отметить: собственник самостоятельно решает вопрос с способами и условиями продажи земли, рассрочка, требование задатка, оформление договора с полным расчётом или передача ЗУ организации в виде формы уставного капитала.
Главное, на что необходимо обратить внимание, — это на собственника продаваемого недвижимого объекта и уведомление. Рассмотрим все аспекты, связанные с собственниками земельного надела.
Собственник земли — государство
Продажа надела, находящегося в собственности у физического лица довольно простая процедура.
Достаточно собрать правоустанавливающую документацию, уведомить муниципалитет и заключить договор купли-продажи.
Однако если ЗУ находится во владении у органов местного самоуправления, продажа производится следующим образом:
- Подача покупателем необходимого ходатайства в представительство по выдаче земли сельхоз назначения, в котором при приобретении земли указывается цель покупки и технические характеристики земли.
- Далее необходимо ожидать ответа от государственных структур. Решение будет вынесено в виде постановления, если оно носит отрицательный характер (запрет на продажу), то в обязательном порядке указываются причины. Вынесенное постановление подлежит обжалованию в судебных инстанциях.
- Проверка земельного надела всеми службами, санитарными, пожарными, охранно-природными, проверка правоустанавливающей документации на данный вид недвижимости. Каждая проверка должна быть задокументирована и иметь печать, подпись руководителя.
- Регистрация прав на недвижимый объект.
- Оформление договора купли-продажи надела между физ. лицом (покупателем) и муниципалитетом.
- Проведение процедуры межевания, подготовка полного пакета документации на недвижимость, регистрация прав собственника.
Стоимость устанавливается органами МСУ исходя из муниципальных правовых актов, которые соответственно рознятся в каждом регионе. Преимущественно цена определяется исходя из плодородности, местоположения и площади земли.
Уведомление администрации
Согласно п.2 ст. 8 ФЗ №101 при заключении сделки купли-продажи, продавец с/х земли обязан уведомить об этом либо орган МСУ, либо региональный высший орган власти.
Уведомление составляется письменно и содержит в себе следующие сведения:
- Площадь, месторасположение;
- Правоустанавливающая документация на надел (находится ли земельный пай в аренде или во владении) и документы, устанавливающие личность продавца;
- Данные, касающиеся взаимного расчёта, а именно их срок и условия на которых он будет заключен с государством.
К нему относят:
- Документы, удостоверяющие личность сторон сделки (также сюда относится нотариально заверенная доверенность, если сделка заключается с участием доверенного лица).
- Выписка из ЕГРН.
- Правоустанавливающая документация («бумаги», согласно которым было приобретено право владения, пользования и распоряжения землёй, к таковым относят договора дарения, купли-продажи, завещания и так далее).
- Отказ органов МСУ от покупки с/х земли.
- Письменное согласие иных лиц, имеющих отношение к ЗУ. К ним относят супруга, супругу, собственников кооперативов, фермерских хозяйств. Особенное внимание необходимо уделить ребёнку, так как сделка, затрагивающая законные интересы несовершеннолетнего лица, попадает под юрисдикцию органов опеки и попечительства и для её окончательного заключения необходимо разрешение от данного органа.
Как правило, часть земли могут передавать в целях выращивания определенных сельскохозяйственных культур или пастбища для животных. Если вы решили продать земельный пай, то ст. 8 ФЗ № 101 также в силе и надо быстро об этом известить органы МСУ. Всё что надо упомянуть в извещении (уведомлении) описано выше.
В течение 30 календарных дней муниципалитет обязан дать ответ, в случае игнорирования вы имеете право на продажу пая иным лицам.
Учитывая все вышеописанные особенности можно без проблем продать земли сельскохозяйственного назначения.
Главное помнить, перед составлением договора купли-продажи нужно в обязательном порядке уведомить администрацию о продажи и в случае её отказа от покупки, зарегистрировать сделку в Госреестре, а также права нового собственника.Если владелец пая и новый покупатель будут уклоняться от уведомления муниципальных органов или же регистрации, сделка будет признана незаконной.
Бесплатный вопрос юристу
Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:
© 2020 zakon-dostupno.ru
Как купить землю сельскохозяйственного назначения?
Сельскохозяйственный бизнес всегда был и будет актуальным. Покупка земли под организацию сельского хозяйства может стать действительно прибыльным делом.
Как осуществить покупку такой категории земли и чем данный вид разрешенного пользования регулируется в России?
Нормативно-правовая база
Купля-продажа земель сельскохозяйственного назначения регулируется положениями Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с Федеральным законом №101, а именно статьей 8 «Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения» пунктом первым субъект РФ или муниципальная администрация имеет преимущественное право приобретения земли сельхозназначения по той цене, по которой участок продается частным собственником.
Исключение лишь составляют случаи продажи на публичных торгах либо в случаях изъятия земли для нужд государства или муниципалитета.
При этом должна быть указана цена, размеры, месторасположение земли и сроки расчета по договору купли-продажи.
Регулирование продажи участков, принадлежащих государству или муниципалитету, осуществляется Главой 5 Земельного кодекса РФ.
По общему правилу земли предоставляются по итогам торгов в форме аукциона.
Без проведения аукциона предоставляется земельный участок сельскохозяйственного назначения только сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, если данные хозяйствующие субъекты использовали землю и в течение 6 месяцев после возникновения прав на нее муниципалитетом подали заявление на заключение договора купли-продажи или аренды.
У кого можно купить землю сельскохозяйственного назначения и как найти подходящий участок?
Владельцами земельных участков сельскохозяйственного использования могут быть как физические, юридические лица, так и государство, муниципалитеты.
Не запрещена законом застройка сельхоз участка. В случае создания крестьянско-фермерского хозяйства субъекту такой деятельности разрешается строить жилье, так как фермерам нужно где-то жить в процессе работы.
В то же время использование сельскохозяйственного участка должно быть строго по его назначению. Без формирования крестьянско-фермерского хозяйства застраивать домами землю не допускается.
При покупке подходящего участка будущий землевладелец должен учесть все нюансы и определиться со всеми моментами: целями использования сельскохозяйственных угодий, условиями использования участка, размером земельного налога, качественным состоянием земли, уровнем почв.Перед непосредственным приобретением у физического/юридического лица следует убедиться в наличии всех прав владельца на землю, необходимых документов. Вся документация на участок должна быть правильно оформленной. В документах не может быть стилистических или других ошибок. Фактическое местонахождение земельного надела должно соответствовать юридически закрепленному в документации.
Нелишне при подборе участка проводить сверку реквизитов продавца по договору и реквизитов владельца.
Лучше всего приобретать земли у государства и муниципальных властей либо у проверенной компании с высокой репутацией деятельности в данной сфере.
Многие фирмы предлагают участки от 0,63 га до 5000 га, причем в Московской области. Предлагаемые земли принадлежат частным собственникам и находятся в отличном состоянии, подходящем для осуществления всех задуманных планов по организации сельского хозяйства.
У государства
Государство принадлежит к так называемому первичному рынку продажи земельных участков.
В случае покупки государственной или муниципальной земли порядок будет следующим:
- Подача заявления (ходатайства) в местный орган исполнительной власти о предоставлении сельскохозяйственных земель. Сельскохозяйственные цели указываются непосредственно в заявлении, также в нем прописывается желание приобрести в собственность, необходимые размеры и месторасположение.
- Местный муниципалитет в течение установленного срока рассматривает поданное заявление о приобретении сельскохозяйственных угодий. Факт предоставления или отказа в предоставлении участка фиксируется вынесением постановления главой муниципалитета. При отказе предоставляется постановление или выписка из него, где обосновываются причины отрицательного ответа. Решение можно обжаловать через суд. Важно! Отказ в предоставлении может быть по разным причинам. Среди них это отсутствие свободных земель сельскохозяйственного назначения в фонде администрации и возможности предоставить землю на указанной территории. Как правило, для каждого региона установлены свои льготники, имеющие право на первоочередное получение земельного участка в собственность. Стоимость земли сельскохозяйственного назначения в основном формируется по величине плодородных качеств. Второстепенными моментами будут размеры и месторасположение. Так или иначе, цена земли определяется нормативно-правовыми актами местных муниципалитетов.
- Материалы по земельному делу необходимо согласовать с архитектурными и градостроительными органами, органами санитарного и пожарного контроля, охраны природы и историко-культурных ценностей. Каждая из данных служб выдает свое заключение, которое удостоверяется их личной печатью и подписью руководителя.
- Зарегистрировать право на участок можно в филиале областной регистрационной палаты (как правило, регистрационная палата располагается в самом здании муниципалитета).
- Далее составляется договор купли-продажи, о чем будет подробнее в следующей части.
- После окончания процедуры регистрации на руки выдается свидетельство на право собственности сельскохозяйственного участка.
- Использовать участок по его назначению можно будет только после процедуры межевания (определение границ). Освоение сельскохозяйственных угодий возможно лишь в соответствии с разработанной и утвержденной проектной документацией.
У физического лица
Покупка у физического лица земельного участка сельскохозяйственного назначения, как и для любых других целей, имеет свои отличительные черты.
Перед покупкой земли у частного владельца следует убедиться в наличии у него всех правоустанавливающих документов на такой участок.
Информация о зарегистрированных правах предоставляется в общем доступе в течение 5 рабочих дней. При наличии у продавца необходимого сельскохозяйственного участка всех официальных прав кадастровая служба выдаст выписку.
В выписке указываются также существующие ограничения и обременения в пользовании участком (сервитут, арест, аренда). Предоставление сведений обойдется в 200 рублей.
При покупке земли у физического лица также заключается договор купли-продажи. Земельная собственность переходит от одного лица к другому по передаточному акту.Все сделки с недвижимым имуществом заключаются в письменной форме.
Лучше всего обращаться за помощью в специализированные агентства по недвижимости с высокой репутацией. Они помогут выяснить историю земельного участка, оформят все необходимые документы, уладят возможные проблемы. Естественно, это устраняет риски покупателей земель, за что требует от них соответствующей платы за оказываемые услуги. В любом случае решать приобретателю земли.
Особенности договора купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения
Статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливается преимущество в праве покупки земельного участка субъектом РФ либо в определенных случаях муниципальной администрацией, на территории которой располагается земля.
Продавец при реализации участка обязан в письменной форме уведомить об этом высший орган исполнительной власти субъекта РФ или в предусмотренных законодательством случаях известить орган местного самоуправления. При извещении о продаже собственник указывает следующие сведения:
- Стоимость участка;
- Площадь участка;
- Местонахождение участка;
- Срок осуществления взаимного расчета по договору купли-продажи.
Это далеко не все сведения, которые необходимо предоставить продавцу земли. Полный перечень содержится в абзаце первом пункта 2 статьи 8 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Такие сведения, как правило, в дальнейшем составляют основу всего договора купли-продажи, определяют его существенные условия.
Также следует в уведомлении о продаже указывать информацию о продавце и кадастровый номер земельного участка, приложить к уведомлению ксерокопии правоустанавливающих документов на участок.
Извещение о продаже является офертой, то есть открытым предложением лица заключить сделку с адресатом, принявшим предложение.
Продавцу необязательно определять цену земли в зависимости от кадастровой стоимости. Цена участка указывается в рублях, и покупатель обязуется ее внести в указанный по договору срок, в том числе при оплате в несколько этапов.
Переход права собственности официально закрепляется государственной регистрацией. Общим правилом ГК РФ максимальный срок проведения расчетов по сделке купли-продажи составляет 90 дней.
Отсчет трехмесячного срока пойдет не со дня получения извещения публичным образованием о желании продавца реализовать участок либо со дня получения продавцом ответа, а непосредственно с момента государственной регистрации.
Без государственной регистрации подобный род сделок является ничтожным в соответствии с пунктами 1-ыми статей 131, 164, 165, 551 ГК РФ.
Размер сельскохозяйственного участка, как и любого другого, считается по общепринятым величинам — гектарам или квадратным метрам.Месторасположение участка определяется путем описания его с указанием адреса внутри субъекта РФ, муниципального образования. При описании используется направление от ближайшего населенного пункта и расстояние до него (к примеру, в 10 км на юго-восток от города Краснодар). В любом случае, к договору необходимо приложить кадастровый план участка (паспорт) с его кадастровым номером.
Право покупать земельные участки сельскохозяйственного назначения в собственность не имеют:
- Иностранные граждане (статья 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения);
- Лица, у которых при покупке участка будет превышен максимально установленный законом субъекта РФ размер общей площади сельскохозяйственных земель, принадлежащих одному лицу (п. 2 ст. 4 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения);
- Иные лица по законодательству Российской Федерации.
Структура договора общая для всех сделок по купле-продаже земельных участков. В бланке следует указать следующие сведения:
- Место и дата заключения договора.
- Стороны договора (сведения о них в зависимости от вида субъектов: паспортные данные физических лиц, наименования организаций и государственных органов).
- Данные о передаваемом участке (площадь, месторасположение, кадастровый номер, категория земли, кому принадлежит и так далее).
- Цена, подлежащая к уплате покупателю земельного участка.
- Порядок расчета по договору.
- Наличие обременений и ограничений земельного участка сельскохозяйственного назначения.
- Момент вступления договора в силу.
- Количество экземпляров, в которых составляется договор.
- Подписи сторон.
Особенности покупки доли земельного участка под сельскохозяйственные цели
При покупке доли земельного участка сельскохозяйственного назначения существуют определенные ограничения:
- Участники долевой собственности имеют право продать свою земельную долю без выделения земельного участка в счет земельной доли только другому участнику данной долевой собственности, сельскохозяйственной компании либо физическому лицу, которое является членом крестьянско-фермерского хозяйства. При этом нет необходимости в обязательном уведомлении других участников долевой собственности о желании продать свою долю.
- Во время регистрации перехода права собственности на долю сельскохозяйственных угодий к другому участнику помимо стандартного перечня документов необходимо предоставить документы, подтверждающие возможность реализации земельной доли или возможность ее занесения в уставный капитал.
- Законодательством не предусмотрено преимущественного права на продажу доли земельного участка для государственных властей субъектов РФ или местных органов власти в отличие от продажи полноценного земельного надела.
Таким образом, продажа земельной доли в земельном участке сельскохозяйственного назначения любому третьему лицу невозможна без выделения ее из общей долевой собственности.
После того как доля будет официально выделена, ее границы будут очерчены, собственник обязан предложить купить выделенный участок сначала органам власти субъекта РФ или органам местного самоуправления. Только в случае их отказа у собственника появляется возможность продать свою долю любому другому стороннему лицу.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!
+7 (499) 110-86-72
Москва и область