Как проверяют налоговики ндс

Содержание

Как налоговая инспекция проверяет декларацию по НДС

Как проверяют налоговики ндс

 С 01.01.2015 оптимизировать НДС стало сложнее или невозможно вовсе. Суть изменений в том, что ФНС в рамках внутреннего камерального контроля будет проводить тотальную автоматическую сверку данных из книг покупок и продаж всех налогоплательщиков.

В чем суть изменений ндс 2015

До 2015 года большинство предприятий, желая уменьшить налоговую нагрузку сдавали в налоговую инспекцию оптимизированные декларации, уменьшая или увеличивая расходы с НДС. После 2015 года манипуляции стали прозрачными.

Оптимизаторов ждут претензии, требования пояснить имеющиеся расхождения, доначисления по НДС, штрафные санкции, блокировка счетов, передача материалов в правоохранительные органы и возбужденные уголовные дела.

Для того, чтобы процесс контроля оказался возможным, были внесены изменения в НК, по которым налогоплательщики обязаны представлять декларации по НДС в электронном виде и определенном формате. И заранее подготовлена программа АСК НДС2, позволяющая в масштабе страны сопоставлять данные. Конечно же, введены санкции.

Так с 2015 года декларации по НДС, представленные в налоговую только бумажном виде, будут считаться несданными вовсе. Штраф в этом случае составит 5% от суммы налога к уплате за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% от указанной суммы и не менее 1000 рублей. Если компания опоздает со сдачей декларации больше, чем на 10 дней, налоговики смогут заблокировать ее расчетный счет в течение 3 лет.

Что такое АСК НДС

Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2) разработана ФНС России и применяется для приема, учета и обработки данных налоговых деклараций по НДС от налогоплательщиков.

С 1 января 2015 года эта система анализирует заявленные в налоговых декларациях данные о счетах фактурах налогоплательщиков и выявляет противоречия между счетами фактурами налогоплательщиков.

Так, если, к примеру, выяснится, что покупатель принял к вычету НДС, а продавец его не начисляет, то этот факт может стать поводом для налоговой проверки.

Какой закон регулирует работу АСК НДС

В 2013 года был подготовлен инструмент контроля НДС. Приказ ФНС России от 01.10.2013 N ММВ-7-6/432@ «О вводе в промышленную эксплуатацию …. Автоматизированная система контроля за возмещением НДС» запустил в работу программу контроля деклараций НДС.

В 2014 вступил в силу электронный способ и формат передачи данных для работы системы. Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (с изменениями и дополнениями) внес целый ряд изменений в основные законы, в том числе Налоговый Кодекс.

Статья 80 в пункте 3 абзац второй сообщается «Налоговые декларации представляются в налоговый орган … по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти…».

Остальные изменения понадобились для определения бизнес-процесса контроля и ответственности за нарушения. Например, п. 8.1. ст. 88 НК РФ сообщает: «При выявлении противоречий ……. декларации по налогу на добавленную стоимость …… налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям».

Как налоговая проверяет декларации НДС?

1

Прием налоговой декларации НДС. Камеральная налоговая проверка декларации по НДС начинается с момента ввода данных отчетности в автоматизированную информационную систему налоговых органов;

2

Расчет контрольных соотношений. Далее идет сверка контрольных соотношений, то есть осуществляется арифметический контроль вводимых данных. Математические и логические формулы по основным налоговым декларациям доступны для налогоплательщиков на сайте ФНС России в разделе «Налоговая отчетность» рубрики «Контрольные соотношения по налоговым декларациям»;

3

Автотребование о представлении формализованных пояснений по КС. Если выявлены расхождения, система в автоматизированном порядке сразу направляет налогоплательщику сообщение с требованием предоставить пояснения по данному факту.

Отметим, что это происходит до того момента, как декларация дойдет до сотрудника налоговой инспекции, следовательно, в сообщении от системы не будет указано каких-либо контактов инспектора для того, чтобы получить устные разъяснения и помощь.

Ваши действия – отправить квитанцию о получении данного сообщения, самостоятельно разобраться в ошибках (в помощь сайт налоговой инспекции) и в письменной свободной форме дать требуемые пояснения;

4

Сопоставление операций контрагентов или этап «интеллектуального сравнения». Данный этап проходит тоже без участия налогового инспектора. Сравнивается информация в 8-12 разделах декларации. То есть на основании имеющихся у налоговой данных проверяется документное контрольное соотношение.

Проще говоря, проверяются счет-фактуры Вашей декларации с данными, содержащимися в декларации Ваших контрагентов. Если вдруг Вы ошиблись в номере или дате счет-фактуры, то система пробует найти данную счет-фактуру с неверным номером/датой у Вашего контрагента интеллектуальным методом.

Поэтому сдавать корректирующую декларацию по такой причине не надо.

5

Автотребование о представлении формализованных пояснений о расхождениях. Если счет-фактуру в декларации Вашего контрагента не нашли или нашли, но с другими данными, влияющими сумму вычетов и размер налога, то система опять же в автоматическом режиме направляет нам письмо с требованием предоставления пояснений. Наши действия те же, что и в этапе 3.

6

Ручная работа: Требование о представлении неформализованных пояснений, Ручной вод неформализованных пояснений. Мероприятие налогового контроля. Проводится непосредственно отделом камеральных проверок. Запрашиваются первичные документы, книга покупок, книга продаж, могут осматриваться помещения. Происходит углубленная проверка с проведением мероприятий налогового контроля:

  • сопоставляются показатели налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • устанавливается взаимоувязка показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  • подтверждается достоверность показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

В завершении инспектор направляет письмо налогоплательщику с требованием в течение 5 рабочих дней предоставить пояснения или внести изменения в отчетность.

7

Оформление результата. Если в ходе камеральной проверки выявлены были нарушения, то в течение 10 дней составляется акт камеральной проверки, который должен быть вручен налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней с даты составления акта. После чего у налогоплательщика месяц на то, чтобы написать возражение на акт проверки.

Перспективы и возможности АСК НДС

АСК НДС явила собой революционный прорыв в контроле за налогоплательщиками. До 2015 года налоговая инспекция имела возможность эффективно мониторить банковские потоки, теперь система позволит контролировать товарные потоки.

Ясно, что у системы будут проблемы. Скорее всего, проблемы при внедрении будут и функциональные и технические и человеческие. Объем данных, который будет проходить через телекоммуникационные каналы связи будет колоссальным. Одна запись о счете-фактуре будет весить до 300 байт. Представьте себе отчет сети гипермаркетов. Сбоев не избежать.

Даже если будут использованы современные дата-центры и программное обеспечение справится с потоком. Специалистам необходимо продумать системы хранения, доступа, безопасности данных. Возможно, налоговая служба разработает дополнительные сервисы для решения возникающих функциональных проблем.

Внимание будет уделяться и персоналу для обучения взаимодействия с системой. Крупным компаниям для исполнения буквы закона придется перейти на внутрифирменный электронный документооборот.

Масса работы добавиться судьям, которые будут вынуждены выяснить технические аспекты работы системы, проверить ее на законность, внести изменения или соответствовать факту. На решение проблем уйдет время, дело не в этом.

Взгляд пессимиста. АСК НДС можно применять для давления на любой бизнес, закрывая неугодные компании практически моментально. Тем самым уровень коррупции может стать грандиозным. Регулярные утечки из системы при плохой ее защите могут быть использованы конкурентами. Необоснованные отказы в вычетах заблокируют судебную систему.

Взгляд оптимиста. При должном отношении к делу и качественной работе подобная система может действительно оздоровить работу предпринимательства. Со временем исчезнут фирмы-однодневки.

Станут реже или исчезнут совсем случаи налоговой коррупции. Компании будут вынуждены заниматься действительными конкурентными преимуществами, отвечать по своим обязательствам.

Рентабельность сделок, в свою очередь, цены на продукцию выйдут на рыночный европейский уровень.

Итоги

Наверное, я оптимистка. На мой взгляд, ФНС внедряет эффективную концепцию контроля за уплатой НДС. Благодаря информационным технологиям эпоха тотального налогового контроля уже не кажется чем-то фантастическим. Надеюсь, что однодневки в скором времени станут неактуальны.

Пора рынку забыть про обнальные схемы, выстраивать качественную договорную работу с контрагентами, использовать льготы налоговые. Привлекать налоговых консультантов, адвокатов и аудиторов для разработки оптимальных рабочих схема в рамках законодательства.

Пусть они проанализируют бизнес на современном этапе, как сложилась договорная работа, бухгалтерский и налоговый учет. Такая красочная картина будущего благополучия сложилась в моей голове.

Фирммейкер, сентябрь 2015Анна Лукша

При использовании материала ссылка обязательна

Камеральная налоговая проверка по НДС 2019

Как проверяют налоговики ндс

Каждая декларация по НДС, которую компания сдает в налоговую инспекцию, проходит камеральную проверку. Такой проверке подвергаются и декларации по другим налогам, но именно по НДС у налоговиков возникает больше всего вопросов, придирок и разногласий с налогоплательщиками.

НДС обеспечивает добрую половину поступлений в бюджет государства, а налогоплательщики спят и видят, как этот налог снизить. Большая часть налоговых правонарушений и преступлений связаны именно с НДС.

Поэтому именно декларации по НДС изучают тщательно и предвзято, и, если отчет успешно прошел проверку и налоговики не побеспокоили компанию, – это настоящий праздник для собственника компании.

Но для многих налогоплательщиков такая проверка оборачивается «охотой на ведьм», когда приходится отвечать на бесчисленные вопросы налоговиков, предоставлять дополнительные документы и отбиваться от подозрений.

Как должны проходить камеральные проверки по НДС, какие полномочия есть у налоговиков и с какими проблемами может столкнуться налогоплательщик, – читайте в нашей статье.

Цель и сроки проведения камеральной проверки по НДС

Задача проверяющих – убедиться, что вы правильно посчитали налог к уплате, не занизили его, не завысили сумму вычетов и используете их правомерно.

Возврат НДС из бюджета можно получить только после камеральной проверки.

Срок проверки – 2 месяца.

К сведению

Еще недавно срок камеральной проверки по НДС составлял 3 месяца, но Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ внесли изменения в п.2 статью 88 НК РФ, и срок сократился до двух месяцев. Это нововведение выгодно компаниям, которые заявляют НДС к возмещению, ведь теперь они могут быстрее получить деньги.

Если в ходе камеральной проверки налоговики заподозрят правонарушение, срок могут продлить до трех месяцев. Такое решение принимает руководитель налогового органа или его заместитель.

Что проверяют во время камеральной налоговой проверки, и какие документы нужно предоставить

Декларация по НДС содержит данные по всем счетам-фактурам, которые компания получила от поставщиков и выдала покупателям.

Задача налоговой инспекции – убедиться, что если компания заявила вычет по НДС, то ее поставщик начислил НДС к уплате на ту же сумму. Другими словами, автоматически происходит встречная проверка.

Как проходит проверка

Налоговые органы могут проконтролировать только тот период, за который подавалась проверяемая декларация.

Первым делом декларацию «прогоняют» через автоматизированную систему АСК НДС-3. Она сопоставляет показатели счетов-фактур покупателей и продавцов и выявляет:

  1. Расхождения в НДС – и покупатель, и продавец показали сделки с НДС, но суммы налога у них не сошлись.
  2. Разрывы – компания заявила о вычете НДС, а ее контрагент не отразил операцию в отчете, сдал нулевую декларацию или не сдал вовсе. Также может оказаться, что такой контрагент вообще отсутствует в ЕГРЮЛ или был ликвидирован.

Система АСК НДС-2 работает с 2015 года, и была обновлена в 2018 году до АСК НДС-3, и с ее помощью налоговикам удалось добиться колоссальных результатов в борьбе с налоговыми махинациями и фирмами-однодневками.

Если система выявила расхождения, которые приводят к занижению налога или завышению суммы к возмещению, она автоматически, без участия инспектора, сформирует требование о предоставлении пояснений.

К требованию будет приложен перечень операций, по которым обнаружены расхождения, с кодом ошибки:

  • «1» – в декларации контрагента нет данных об операции, указанной в декларации, то есть обнаружен налоговый разрыв.
  • «2» – расходятся данные в книге покупок и в книге продаж.
  • «3» – расходятся данные о полученных и выставленных счетах-фактурах (например, отражение посреднических операций).
  • «4» – в какой-либо графе допущена ошибка (номер графы укажут в скобках).

Пришло требование предоставить пояснение, что делать?

Первым делом подтвердите, что требование получили – в течение 6 дней направьте налоговикам квитанцию о получении в электронном виде. К этому обязывает п. 5.1 ст. 23 НК РФ. Если этого не сделать, налоговики могут заблокировать расчетный счет компании.

В каких случаях налоговики могут заблокировать счет компании

После этого необходимо перепроверить данные декларации, свериться с поставщиком и отправить ответ в форме таблицы из письма ФНС России от 7 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/5752 либо уточненную декларацию с правильными данными, если имело место занижение налога, и вы с этим согласны.

Даже если по вашим данным у вас все в порядке, все равно отправьте ответ на требование и сообщите налоговикам, что у вас ошибок нет.

Ответ необходимо отправить в течение 5 дней со дня получения требования и только в электронном виде. Исключение сделано только для тех, кто имеет право сдавать бумажные декларации по НДС. К ответу можно приложить подтверждающие документы.

Важно!

Если компания не предоставит пояснения, ее оштрафуют на 5 000 рублей, а за повторное нарушение – на 20 000 рублей. Это предусмотрено статьей 129.1 НК РФ. Штрафа не будет, только если вместо ответа на требование организация сразу сдала «уточненку».

Получено требование предоставить документы, что делать?

Если в компанию пришло такое требование, значит, налоговики всерьез заинтересовались декларацией и хотят тщательно проанализировать все операции.

Налоговые органы имеют право потребовать документы, если:

  1. Компания заявляет НДС к возмещению (п.8 ст.88 НК РФ). Государство просто так деньги не отдает, и организации должны быть готовы к тому, что камеральную проверку декларации по возмещению НДС будут проводить особо тщательно. Мы знаем это, поэтому стараемся не сдавать декларации с возмещением без острой необходимости, а переносим вычеты на более поздние сроки, чтобы лишний раз не привлекать внимание налоговой инспекции. А если заявляем о возмещении, то оказываем всестороннюю экспертную поддержку. В ходе камеральных проверок деклараций по возмещению НДС мы всегда отстаиваем интересы наших клиентов во взаимоотношениях с ИФНС, готовим аргументированные ответы на запросы и требования, даем пояснения, а также до конца боремся за благоприятный для клиента исход по итогам проверки – возмещение всех заявленных сумм налога (вплоть до суда).
  2. Организация пользуется налоговыми льготами (п.6 ст.88 НК РФ).
  3. Имеются расхождения с данными контрагентов, и эти расхождения ведут к занижению налога или завышению суммы возмещения (п.8.1 ст.88 НК РФ).
  4. Идет проверка уточненной декларации, которую сдали позже, чем через два года после срока, установленного для сдачи первичной декларации.

Во всех этих случаях нужно подготовить пакет документов, которые запрашивают налоговики, и отправить его в течение 10 дней после получения требования.

Уникальная технология обработки «первички», применяемая 1C-WiseAdvice, позволяет подготовить документы по требованию ИФНС в рамках «камералок» по НДС максимально быстро.

Налоговые органы не могут потребовать предоставить оригиналы документов, но у них есть право ознакомиться с оригиналами, если будет такая необходимость.

Перечень документов, которые инспекция вправе запросить, остался открытым. Но есть основное условие, которому должны соответствовать запрошенные документы: их относимость к определению показателей, отраженных в декларации по НДС.

Когда и какие документы могут требовать при проведении камеральных проверок

Налоговики хотят провести осмотр помещений. Имеют ли они на это право?

Да, имеют, если вы сдали декларацию с НДС к возмещению, или в декларации есть расхождения, которые ведут к занижению налога или завышенной сумме возмещения.

Такое право дает налоговикам п.1 ст. 91 НК РФ. Причем они могут осмотреть и помещения контрагентов. А значит, когда проверяют декларацию контрагента, с осмотром могут прийти и к вам. Это следует из письма налоговой службы от 16.10.2015 № СД-4-3/18072.

Для проведения осмотра у проверяющих на руках должно быть постановление, утвержденное руководителем налоговой инспекции.

Камеральная проверка закончилась. Что дальше?

Если с декларацией все в порядке, никаких документов в налоговой оформлять не будут. О том, что камеральная проверка закончилась успешно, вы можете определить лишь по тому факту, что вас не побеспокоили.

Если нарушения есть, в течение 10 дней после окончания проверки инспекторы оформят акт камеральной проверки и отправят вам в течение пяти дней после его подписания.

У вас будет 10 дней на то, чтобы отправить возражения. После этого начальник инспекции примет решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности.

Что предпринять, чтобы декларация успешно прошла камеральную проверку?

Как бы банально это ни прозвучало – платить НДС и не использовать серые схемы оптимизации. Контроль со стороны государства в последние годы заметно ужесточился. То, что вчера еще могло сработать, сегодня легко пресекается и наказывается.

Совсем недавно у контролёров появился новый, и еще более эффективный ресурс – система АСК НДС-3. С ее помощью можно установить, заплатила ли компания НДС по каждой сделке, и определить, прибегает ли она к незаконным вычетам по НДС (например, к фирмам-однодневкам). К борьбе с махинациями подключились и банки, мы рассказали об этом здесь.

Используйте только законные способы оптимизации налогов. Они есть, но заниматься этим должны только грамотные специалисты, чтобы избежать излишнего внимания контролирующих органов.

Чтобы не возникало проблем, перед отправкой декларации сверяйте счета-фактуры с контрагентами. И отнеситесь серьезно к выбору контрагентов, потому что даже если закон нарушит контрагент, проблемы могут возникнуть у вас.

Если налоговики все-таки обнаружили расхождения – не игнорируйте требования о пояснениях, а постарайтесь мирно снять их вопросы. И помните, что отказ в возмещении НДС и решение о привлечении к ответственности вы можете оспорить в суде.

1C-WiseAdvice использует риск-ориентированный подход. Мы знаем, что и как проверяет ИФНС, осознаем риски и возможные потери для бизнеса. Поэтому там, где это возможно и не противоречит требованию законодательства, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового и тщательно перепроверяют отчетность по сотне контрольных соотношений.

Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных проверок по НДС.

Налоговые проверки НДС и прибыли с августа 2017 — по новым правилам | Гордон и Партнеры

Как проверяют налоговики ндс
А. Гордон

С 3 квартала 2017г. для оценки действий налогоплательщиков при применении налоговых вычетов и расходов ФНС России прекращает применять критерии обоснованной налоговой выгоды и иные правила, установленные Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006г. №53.

Теперь при проведении налоговых проверок налоговые органы должны руководствоваться правилами статьи 54.1 НК РФ, которая содержит описание конкретных действий налогоплательщика, которые считаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для применения расходов и налоговых вычетов .

То есть, теперь, налоговые органы помимо правил 1 и 2 частей НК РФ получили в свое распоряжение два новых основания для снятия вычетов и расходов, а налогоплательщики, новую обязанность — по каждой декларации, и в каждой выездной придется доказывать право на применение вычетов и расходов, фактически, по любому налогу и сбору.

Новые правила применяются при проведении камеральных налоговых проверок деклараций по НДС —  начиная с даты вступления в силу этой статьи (с 19 августа 2017), а по выездным проверкам — начиная с года назначения выездной проверки в котором вступила в силу статья 54.

1 НК РФ. То есть, выездные проверки, назначенные после 19.08.2017,  будут проводиться налоговиками с учетом правил статьи 54.1 НК РФ. Соответственно, правила Постановления №53 налоговики принимать во внимание не будут, даже по сделкам, совершенным до августа 2017.

Правила применения статьи 54.1 НК изложены в письме ФНС РФ от 31 октября 2017 г. N ЕД-4-9/22123@ и формально носят рекомендательный характер, но ознакомившись с полным текстом вывод очевиден: с августа 2017 налоговики обязаны его использовать.

Вместе с тем, в письме есть и пряники для налогоплательщиков:

1) С августа 2017 при составлении актов налоговых проверок выводы должны мотивироваться ссылками на правила статьи 54.1 НК РФ, а так же быть вообще мотивированными.

2) Теперь самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий: подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом; нарушение контрагентом налогового законодательства; наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).

До налоговых инспекций доведены и разъяснены эти требования статьи 54.1 НК, чтобы исключить возможность предъявления налоговыми органами формальных претензий к налогоплательщикам.

Полагаем, расслабляться не стоит, поскольку из письма ФНС следует не двусмысленный вывод: инспекциям следует оформлять налоговые претензии мотивированно и системно, по совокупности доказательств.  То есть теперь, в случае обнаружения «токсичных» счетов-фактур, акт будет не просто мотивирован одним этим фактом, а в дополнение впишут и еще несколько, для системности и мотивированности.

Суть новых правил налоговых проверок в 2017

Новые подходы к налоговым проверкам мотивированы вступлением в силу статьи 54.1 НК РФ и ФНС России разъясняет правила ее применения: 1) Запрет на использование при расчете налогов (сборов) искажений в учете; 2) Налогоплательщик обязан доказать право на заявленную в декларации налоговую выгоду. И соответствующие последствия — отказ в вычетах и расходах.

Правила п.1 ст.54.1 НК РФ

Пунктом 1 ст.54.1 НК РФ установлен запрет уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Положения п.1 ст.54.1 НК предполагают умышленные действия самого налогоплательщика по внесению искажений.

Налоговый орган должен доказать: сознательное искажение сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика и цель таких действий —  в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога, неправильного применения налоговой ставки, налоговой льготы, налогового режима, манипулирования статусом налогоплательщика, умышленных действий налогового агента по неудержанию (неполному удержанию) сумм налога, подлежащего удержанию налоговым агентом.

При отсутствии доказательств такого умысла у налогоплательщика методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ.

В Тексте письма ФНС изложены конкретные признаки умышленного искажения, правда перечень открытый и очевидно оценочный.

1)создание схемы «дробления бизнеса», направленной на неправомерное применение специальных режимов налогообложения;

2)совершение действий, направленных на искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения;

3)создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;

4)нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения).

Способами искажения сведений об объектах налогообложения, которые могут быть квалифицированы по пункту 1 статьи 54.

1 НК РФ, ФНС считает (в частности): неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц, а также отражение налогоплательщиком в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.

Налоговики будут доказать совокупность обстоятельств:

1)Факт и существо искажения (в чем конкретно оно выразилось);

2)Причинную связь между действиями налогоплательщика и допущенными искажениями;

3)Умышленный характер действий налогоплательщика (его должностных лиц), выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога;

4)Потери бюджета.

Как ФНС будет доказывать нарушения п.1 ст.54.1 НК РФ

Обстоятельства по вышеназванным пунктам 1, 2, 4 выявляются документально, а потому методика их установления контролерами очевидно не будет отличаться от применяемой ранее.

Умысел действий на снижение налоговой базы и т.д. именно за счет искажений — доказать гораздо сложнее, и как правило, проверяющие к этом вопросу подходят формально. Часто в актах налоговых проверок контролеры ограничиваются перечислением некоторых обстоятельств. В письме ФНС разъясняет недопустимость такого подхода.

Как будут доказывать умысел налогоплательщика на схемы в 2017:

ФНС предписывает инспекторам доказывать умысел через выявление одновременного наличия обстоятельств, свидетельствующих о том, что:

1)лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия),

2)желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Так, по мнению ФНС, одним из признаков противоправных умышленных действий налогоплательщика на незаконное снижение налогов являются факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему. По этому, налоговые проверки в 2017 году любых налогоплательщиков будут содержать обязательный элемент — проверку  взаимозависимости и подконтрольности участников сделок.

Сейчас, при сдаче отчетности в электронной форме  это сделать не сложно. На первом этапе выявление перечисленных признаков устанавливается автоматически — программой роботом.

С августа 2017, после введения ст.54.1 НК,  налогоплательщикам при сдаче налоговой отчетности придется дополнительно всегда доказывать два обстоятельства:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Более правильно утверждение: у налоговиков в 2017г. появились два новых установленных законом (НК РФ) основания для снятия вычетов и расходов. По мнению ФНС по новым правилам ч.2 ст.54.1 НК расходы могут быть сняты при проверке если:

1) у налогового органа есть доказательства наличия у налогоплательщика основной цели совершения сделки (операции) — неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) налога (сбора) (п.1 ч.2 ст.54.1 НК);

2) если материалы проверки свидетельствуют, что товар (работа, услуга) исходят от иного лица, а не от заявленного контрагента (п.2 ч.2ст.54.1 НК).

Перечисленные признаки оценочные, и можно предполагать, как их будут применять контролеры. Например, в своем письме ФНС оценивает полученные в рамках проверок сведения (доказательства) не как прямые, а как косвенные.

ФНС предписывает инспекциям доказывать отсутствие у сомнительной сделки «разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения,  а имеет своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств, и (или) является частью схемы, основной целью которой является уменьшение налоговых обязательств.»

По видимому, ФНС имеет в виду давно существующее на западе понятие — отсутствие «деловой цели» сомнительной в налоговом отношении сделки. С августа 2017 НК РФ предоставил контролерам право на оценку деловой цели подобных сделок.

Через выявление фактов обналичивания денежных средств проверяемым налогоплательщиком или взаимозависимым (подконтрольным) лицом, а также факты использования таких средств на нужды налогоплательщика, учредителей налогоплательщика, его должностных лиц.

Выявляется автоматизированно в результате анализа сведений о самом налогоплательщике и его контрагентах. Анализу подвергаются сведения об адресах регистрации и заявителях при регистрации, сведения о банковских счетах и движении средств, об IP-адресах, телефонах руководителей и сотрудников и т.д.

Особое внимание уделяется нетипичности предмета сделок и документооборота для данного налогоплательщика. Нетипичность поведения участников сделки (операции), должностных лиц налогоплательщика при заключении, сопровождении, оформлении результатов сделок (операций).

По всем таким фактам следует ожидать требований налоговиков о пояснениях, в том числе от контрагентов, и автоматизированный контроль цепочек. Наличие противоречий в доказательствах вызовет повышенное внимание проверяющих, что выливается в дополнительные мероприятия по их перепроверке.

При получении пояснений и проведении допросов необходимо устанавливать полномочия, а также функциональные и должностные обязанности лиц, исследовать вопросы, связанные с обстоятельствами заключения, сопровождения сделки и исполнения всех ее условий спорным контрагентом, а также наиболее эффективно использовать возможность предъявления свидетелям документов при допросах в целях получения наиболее полных и конкретизированных ответов.

Налоговый кодекс таких рекомендаций не содержит. ФНС предписывает налоговикам опровергнуть реальность спорной сделки (операции) через доказывание двух обстоятельств:

1) Установление в рамках проверки исполнения обязательств по спорной сделке (операции) иным лицом, чем контрагент налогоплательщика указанный в договоре;

2) Установление фактов исполнения спорной сделки (операции), самим проверяемым налогоплательщиком самостоятельно.

Рекомендации основаны на многочисленной судебной практике, поскольку при агрессивной налоговой оптимизации обязательства фактически не исполняются указанным в договоре лицом, а исполняются самим налогоплательщиком, или третьими лицами, уклоняющимися от уплаты налогов, установить которых в момент проверки не всегда возможно.

Необходимые сведения об отсутствии деловой цели налоговики должны получать в пределах полномочий, предоставленных им НК РФ при проведении налогового контроля:

1) получение пояснений от лиц, обладающих информацией об обстоятельствах заключения, совершения, исполнения сделки (операции); 2) проведение осмотров территорий, помещений, документов, предметов, в том числе с применением технических средств;

3) сопоставление объема поставляемых товаров размеру складских помещений (территорий);

4) инвентаризация имущества;

5) анализ и воссоздание полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учета и т.п.);

6) истребование документов (информации);

7) выемки документов (предметов), проведение экспертиз и другие.

Выполнения налогоплательщиком работ, услуг собственными силами доказывается:

1) Информацией и документами, полученными посредством опросов должностных лиц проверяемого налогоплательщика, занятых на производстве;

2) Информацией и документами, истребованных у заказчиков и допросов их должностных лиц, лиц, осуществляющих технический надзор;

3) Информацией и документами, истребованных у иных, «непроблемных», контрагентов, оказывающих налогоплательщику аналогичные работы, услуги, с последующим проведением в отношении них контрольных мероприятий;

4) Локальными актами об установлении пропускного режима охраняемых объектов, пропусков, журналов регистрации.

Учитывая данные в письме разъяснения, ФНС России рекомендует инспекциям не формально применять к каждому налогоплательщику весь перечень механизмов по сбору сведений, а использовать их избирательно, для установления фактов, имеющих значение в конкретных обстоятельствах.

Налоговая шпаргалка для руководителя тематические проверки по ндс

Как проверяют налоговики ндс

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №22 (187) от 12 Декабря 2018 года

Новости
/разъяснения

Справочная 
информация

Архив
рассылки

Квартальные тематические проверки по НДС

Когда возникает материальная ответственность работника?

Сообщать в центры занятости нужно обо всех имеющихся вакансиях

Квартальные тематические проверки по НДС

Налоговики стали проводить квартальные тематические налоговые проверки. В большей степени новинка от ФНС коснулась строительных компаний, но эксперимент распространят и на всех остальных

Осенью 2018 года в России начал действовать новый вид выездных налоговых проверок — тематические проверки по НДС. Период проверки — квартал или полгода.

Повод для проверки — разрывы по НДС, которые выявила система АСК НДС. Новый вид контроля появился из-за сокращения времени камеральных проверок с 3 до 2 месяцев.

Инспекторы не успевают отрабатывать всю информацию по компаниям, которую им предоставляет АСК НДС.

Первыми под проверки попали строители

Налоговики начали практику тематических проверок по НДС со строительных организаций. Считается, что такие компании не могут эффективно работать без серых схем по выводу наличных.

В схемах участвуют сомнительные контрагенты, что хорошо известно проверяющим. Потренировавшись на строителях, инспекторы уже начали переходить к другим отраслям.

Сейчас под проверку могут попасть любые организации с крупными разрывами по НДС без определенной принадлежности к какой-либо сфере экономики.

Как проходит тематическая проверка

Тематическая налоговая проверка начинается с разрывов, выявленных АСК НДС. Далее идут предвестники проверки: налоговики запросят документы по сделке с контрагентом. Причем сомнительная фирма может быть контрагентом 2-5-го и далее колен, о которой налогоплательщик не подозревает.

Если после запроса вы получите вызов или уведомление со ссылкой на подпункт 4пункта 1 статьи 31 НК, проблем не избежать. Это значит, что налоговики уверены, что поймали компанию на нарушении.

Инспекторы проанализировали цепочку контрагентов до 7-го колена и увидели в вас выгодоприобретателя.

Затем налогоплательщика ждет процедура «добровольного принуждения доплаты в бюджет» (терминология главы ФНС Михаила Мишустина). Получив вызов, компания обязана будет явиться на заседание рабочей группы «по рассмотрению деятельности налогоплательщиков — участников схем сомнительных операций, установленных с использованием АСК НДС». Там налоговики будут просить решить проблему «по-хорошему».

Следует помнить, что в Налоговом кодексе нет такого мероприятия, как заседание рабочей группы. Это самостоятельная инициатива ФНС, главная задача которой — запугивание и сбор информации. Несговорчивые налогоплательщики получат угрозу в виде включения их компании в план выездных проверок и/или передачи документов в ОЭБиПК.

Мнение чиновника

Виталий Крицкий, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:

«Любая тематическая проверка может привести к комплексной, если налоговые органы найдут признаки схем уклонения. Сумма доначислений при тематических проверках по НДС не играет значения. Проверяемый период уменьшился. Теперь это не три года, а один квартал и больше.

Это значит, что налоговики могут прийти к компании с проверкой, даже если программа АСК-НДС вычислила разрывы на 200 тыс. руб. В большинстве случаев организации и предприниматели соглашаются с предложением уточнить налоговые обязательства.

Налогоплательщикам проще доплатить небольшие суммы, чем своим отказом инициировать проверку».

Как вести себя на заседании

Идти или не идти на заседание рабочих групп в ИФНС — дело добровольное. Если вы решите не тратить на это время, инспекторы не вправе применить санкции. Однако если пойдете, то получите ценную информацию: что именно у налоговиков на вас есть и о какой сумме потенциальных доначислений идет речь.

На заседание стоит взять с собой адвоката или направить юриста вместо себя. Выгнать вашего представителя налоговики не вправе: формат рабочей группы не регламентирован Налоговым кодексом.

На вопросы проверяющих отвечайте только по теме, которая была обозначена в письменном уведомлении. Если вопросы покажутся провокационными либо не понравятся по какой-то другой причине, вы вправе не отвечать или вовсе прервать встречу.

пример 1

Сумма не имеет значения. Считается, что выездная проверка опасна только тем, с кого можно взыскать 15–20 и более млн руб. К тематическим проверкам по НДС это неприменимо.

В моей практике был случай, когда тематическую проверку назначили налогоплательщику с суммой налоговых претензий в 8 млн руб. Методологи из ФНС заявляют, что и 500 тыс. руб.

налоговых претензий могут стать основанием для проверки.

В ходе тематических проверок налоговики будут раскручивать «интригу»: кто в цепочке контрагентов был выгодоприобретателем, а кто транзитером. Внешняя добропорядочность контрагента первого уровня не гарантия того, что инспекторы не будут вас вызывать. 

пример 2

Пример из практики. Под тематическую проверку попал выгодоприобретатель, контрагент которого внешне более чем приличный. У него были офис, склад, водители, персонал, договоры аренды и пр.

 Но налоговики вызвали директора на допрос. В ходе беседы выяснилось, что тот был номинальным. В беседе проверяющие использовали вопросы из методических рекомендаций ФНС и СК (совместное письмо от 13.07.

2017 № ЕД-4-2/13650@).

Мнение эксперта

Ольга Слобцова, замдиректора по проектам ООО АКФ «Экспертный центр „Партнеры“»:

«Логика в таких проверках есть: еще до назначения выездной проверки по налогу на прибыль за год инспектор имеет картину финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также большое количество первичных документов, позволяющих анализировать налоговые риски и по другим налогам. Кроме того, доказанный факт налогового правонарушения по НДС можно использовать при доначислении налога на прибыль.

Налоговики действительно начали активно «добровольно принуждать» строителей. Однако в нашей практике даже после такого давления клиенты не доплачивают налоги. Вместо этого они усиливают доказательную базу своей налоговой добросовестности. Для этого стоит ходить на комиссии, больше слушать и меньше говорить».

Действуйте превентивно

Чтобы не дожидаться вызова на рабочую группу или тематической проверки по НДС, заранее проверьте свои сделки и контрагентов. Есть три позиции при выборе контрагента, которые будут оценивать налоговики. Вы должны обосновать свой выбор контрагентов, ответив на вопросы:

  • как узнали о поставщике;
  • убедились в его способности выполнить обязательства;
  • стороны взаимодействовали друг с другом.

Недавно мы с клиентом анализировали его сделки и сделки контрагентов с позиции инспекции. Пример подготовки к разговору с проверяющими.

  • Купили стройматериалы на складе, привезли на свой склад. Где склад?
  • Нет склада. Но мы в офисе храним.
  • Какой размер офиса?
  • 140 кв. м. Храним в одном из помещений на 40 кв. м.
  • Груз поставляется в чем?
  • В паллетах.
  • Как поднимаете?
  • На лифте.
  • А в лифт груз войдет в паллетах?
  • Эээ… вообще входит. У нас же грузовой лифт есть! И т. д.

Поскольку тематические проверки — это новый формат, случаются курьезы. Например, наш клиент получил решение о проведении тематической ВНП за квартал. В 10-дневный срок он должен был представить документы. Однако в налоговой ему сразу сказали, чтобы он не приносил бумаги, а ждал звонка.

Впрочем, документы по налоговому требованию мы подготовили. Оператор в канцелярии в ИФНС не хотел принимать бумаги и вызвал инспектора. Последний вновь заявил, что не надо было приходить без предварительного звонка. Однако клиент проявил твердость и сдал документы как положено.

В любом случае лучше следовать установленному регламенту.

Как налоговики будут разоблачать схемы

Инспекторы следуют методическим рекомендациям по вычислению недобросовестных налогоплательщиков (письмо ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@).

Сперва они проверят все данные о должностных лицах компании: штатное расписание, приказы о назначении на должность, инструкции и пр. В рекомендациях есть пункт об особом внимании к опросам сотрудников.

ФНС разработала перечень из 80 вопросов о том, как выбирают контрагентов, подписывают договоры и учитывают товар.

Мнение практика

Мария Булычева, налоговый консультант ООО «АйТиБаланс»:

«Термин «тематические выездные проверки» фигурировал еще в письме ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622, где налоговым органам рекомендовали проводить такие мероприятия в исключительных случаях. Мои коллеги уже сталкивались с такими проверками, но пока исключительно по строительным компаниям. От углубленных камеральных проверок они отличаются периодом проверки и сроком проведения.

https://www.youtube.com/watch?v=pR_-qsvKibg

При вызовах на комиссию и допросы не стоит надеяться на свои силы. Лучше взять с собой адвоката или налогового консультанта. Они знают законодательство и психологические уловки инспекторов, поэтому в силах зафиксировать нарушения и снять избыточное давление со свидетеля. Проведение допроса и экспертизы с нарушениями впоследствии можно оспорить в суде.

Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры»

Источник: Журнал «Практическое налоговое планирование», №12

Ссылки по теме:

Когда возникает материальная ответственность работника?

При каких обстоятельствах наступает материальная ответственность работника? Какие оплошности не позволяют работодателю взыскать с работника причиненный ущерб.

Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст.233 ТК РФ).

Прежде всего, материальная ответственность возникнет в случае вины работника в причинении ущерба.

При этом каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба. В основном, споры происходят по сумме возмещения ущерба, причиненного работником.

Взыскание ущерба с виновного работника суммы причиненного ущерба производится по приказу (распоряжению) руководителя. Распоряжение о взыскании ущерба с работника должно быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного сотрудником ущерба. В противном случае ущерб придется взыскивать через суд (ст.248 ТК РФ).

Работодатель должен потребовать от работника письменное объяснение для установления причины возникновения ущерба. А в случае отказа работника представить объяснение – работодателем составляется соответствующий акт об отказе.

Например, работодатель проводит инвентаризацию уже после увольнения материально ответственного работника, что делает невозможным привлечение к материальной ответственности бывшего работника, допустившего недостачу (Определение ВС РФ от 07.05.2018 г. №66-КГ18-6).

Важно!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.