Коап рф наказание за перевозку опасных грузов
Ответственность и штрафы за несоблюдение правил при перевозке опасных грузов
Грузоперевозки, касающиеся транспортирования веществ, относящихся к категории опасных, строго контролируются и регулируются законодательством.
Всё дело в том, что в отличие от рядовых грузов, опасные вещества, при уклонении грузоперевозчика от установленных стандартов, в случае непредвиденной ситуации не только смогут нанести огромнейший вред непосредственному перевозчику продукции и случайным свидетелям, но и стать первоисточником глобальной катастрофы, угрожающей экологической обстановке, здоровью, а нередко и жизни людей.
За нарушение правил перевозки опасных грузов предусмотрен штраф.
Государственные стандарты обязывают правовой документацией грузоперевозчика обеспечивать максимальный уровень безопасности транспортируемому товару, оформлять специальные разрешения на транзит продукции.
За несоблюдение безопасности, отсутствие облигаторной документации у грузоперевозчика предусмотрены существенные штрафные меры воздействия.
В этой статье расскажем об обстоятельствах, при которых возлагается штраф за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, рассмотрим юридические документы, курирующие грузоперевозки небезопасной категории.
Законы, определяющие нормы транспортирования ОГ
Небезопасная продукция, независимо от класса её опасности, не запрещается законодательством к транспортированию.
Единственным условием транспортировки опасных грузов является перемещение в соответствии с установленными законодательством стандартами, предусматривающими сведение непредвиденных ситуаций к минимуму.
Чтобы понимать, какая ответственность грозит грузоперевозчику за нарушение правил перевозки опасных веществ, необходимо ознакомиться с нормативно-законодательными актами, касающимися транспортировки продукции этой категории.
Основополагающим регламентом, координирующим перемещение опасных грузов, является статья 12.21.2 КоАП РФ в последней редакции кодекса от мая 2016 года. Документ обуславливает меры наказания, предусмотренные за несоблюдение определённых правил транспортирования вредных веществ автотранспортом.Грузоперевозки ОГ иными видами транспорта, за исключением автомобильного, санкционируются статьями кодекса 11.14 и 8.19. Дополнительно правовые нормативы могут корректироваться вспомогательными внутригосударственными стандартами, утверждёнными на законодательном уровне.
Это могут быть приказы, приложения или постановления, которые регулируют корректную организацию перемещения веществ специфического типа.
Ответственность за неправомерное перемещение ОГ
Санкции за перевозку опасных грузов, если их перемещение не соответствует установленным правилам, варьируются в зависимости от вида нарушения.
Если документация грузоперевозчика не является официально задокументированной, или же транзит осуществляется с неполным выполнением всех правил, установленных законодательством, ответственность за инцидент может быть возложена на водителя, компанию, реализующую перевозку или на заказчика услуг. Законодательством предусмотрены следующие разновидности наказаний за транспортирование ОГ с несоблюдением правил перевозки:
- финансовое взыскание в форме штрафа;
- конфискация имущества: преимущественно таковыми выступают транспортное средство и перевозимая продукция;
- запрет на управление конкретным видом транспортных средств на предусмотренный законодательством период;
- уголовное наказание.
Оштрафовать за перевозку опасных грузов на магистралях автомобильного предназначения в ненадлежащем порядке сможет ГИБДД, при этом штрафы будут варьироваться в зависимости от серьёзности правонарушения.
Отвечать за неправильное перемещение опасных грузов будет не только субъект, непосредственно перевозящий товар, но и товаротранспортная компания, а также юридическое лицо, уполномоченное контролировать транзитную доставку продукции.
Раздел 12.21.2 кодекса предполагает следующие финансовые взыскания, связанные с отсутствием определённых бумаг или нарушением технического устава:
- Отсутствие бумаг, необходимых для транспортировки небезопасных веществ, предусматривает штраф в диапазоне от ста до ста пятидесяти тысяч в национальной валюте для непосредственного перевозчика, от пяти до десяти тысяч единиц для должностного субъекта. Автотранспортная компания при этом может быть наказана на более крупную сумму, стартующую со ста пятидесяти тысяч, при этом верхняя граница начисления достигает двухсот пятидесяти тысяч рублей. Эти штрафные взыскания применимы только в случае отсутствия бумаг, не являющихся лицензионными допусками, при недостатке которых наказание имеет более строгие параметры.
- Если нарушение касается регламента ПДД, тогда штрафные санкции составляют две с половиной, двадцать и пятьсот тысяч рублей для водителя, должностного субъекта и компании соответственно.
- Отступления от общепринятых требований в техническом состоянии транспорта, перевозящего небезопасный товар, карается штрафом от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, при этом санкция применяется относительно предпринимателя, являющегося собственником автотранспорта. Дополнительно могут быть оштрафованы на суммы до тридцати и ста тысяч рублей соответственно должностные и юридические ответственные лица.
Санкции за транспортирование ОГ при отсутствии документального разрешения
Для транспортирования ОГ необходимо обязательное наличие пакета документов, которые свидетельствуют о законности и соблюдении безопасности осуществления автоперевозки.
Рассмотрим, какой штраф за перевозку опасных грузов без стандартизированных допусков, государственных лицензий и правовых разрешений будет наложен на исполнителя и заказчика транспортировки, а также непосредственно на водителя, управляющего автотранспортом с веществами небезопасного класса. Водитель, транспортирующий ОГ, должен иметь при себе следующие бумаги:
- удостоверение водителя, предусматривающее возможность работать с определённым видом транспорта;
- маршрутный лист, заверенный уполномоченными лицами и заполненный в соответствии с установленными нормами;
- допуск на транспортное средство, эксплуатируемое в процессе перевозки;
- аварийная карта, в которой указаны все нюансы обращения с перевозимыми веществами и информацией о классе их опасности, регламенте обращения с ними;
- товарно-транспортная накладная;
- ДОПОГ – допуск Европейского стандарта, санкционирующий возможность транспортирования специальной продукции уполномоченным лицом.
Последний документ является разрешением, выдающимся на имя непосредственного перевозчика опасного груза, являющийся подтверждением его подготовленности в сфере работы с продукцией небезопасной категории определённых классов.
Перевозка товаров опасной категории без разрешения Европейского стандарта не может осуществляться, является наказуемой. ДОПОГ удостоверяет факт прохождения водителем курса обучения специфике обращения с определённой категорией веществ. Отсутствие разрешения на перевозку ОГ в форме допуска будет предусматривать следующие наказания:
- Водитель, действующий от имени работодателя, работающий без ДОПОГ, будет оштрафован соответствующими инстанциями на сумму, верхняя граница которой составляет две с половиной тысячи рублей.
- Транспортная организация, специализирующаяся на доставках ОГ, будет наказана штрафом, который стартует с четырёхсот тысяч, при этом верхний рубеж взыскания может составлять пятьсот тысяч рублей.
- На служебный субъект, несущий ответственность за отправку спорного рейса, может быть наложено административное взыскание, варьирующееся в диапазоне от пятнадцати до максимальных двадцати тысяч рублей.
Аналогичные санкции предусмотрены законодательством в случае выявления факта, что на эксплуатируемое транспортное средство не имеется документов, разрешающих его использование с целью транспортирования ОГ, машина не оборудована информационными и аварийными знаками, или же она не предназначена для перевозки продукции небезопасной категории.
Ситуации, предполагающие уголовное наказание
За нарушение правил перевозки опасных грузов законодательством предусматривается не только административная, но и криминальная ответственность. Такие ситуации возможны при существовании отягощающих обстоятельств, с нанесением существенного вреда или наличием факторов, которые сопутствуют возрастанию опасности причинения ущерба людям или окружающей среде.
В первую очередь, законодательство к отягощающим факторам причисляет нахождение водителя в алкогольном опьянении за рулём при транспортировании ОГ.
В такой ситуации исполнительные инстанции будут руководствоваться стандартами, изложенными в статье 264, частях 4 и 6 Уголовного кодекса, согласно которым предусматриваются следующие меры наказаний для нарушителей закона:
- До девяти лет ареста может грозить лицу, спровоцировавшему прецедент, в котором погибло не менее двух человек.
- Ограничением свободы угрожает водителю несоблюдение предписаний по перевозке ОГ или ПДД, если в результате произошла ситуация с летальным исходом, при которой пострадал один человек. Исходя из наличия или отсутствия второстепенных отягощающих обстоятельств, срок может стартовать с двух лет ареста и достигать семи лет заключения.
- От четырёх до девяти лет ареста законодательство предусматривает лицу, спровоцировавшему ситуацию с нанесением вреда людям, если в прецеденте не зафиксированы летальные случаи. Срок варьируется в этой ситуации от количества пострадавших и размеров причинённого ущерба их состоянию здоровья.
УК РФ в главе 264, части 1 предусматривает также уголовное наказание водителю, перевозящему вещества опасной категории в алкогольном состоянии, даже если при транспортировке не зафиксированы критические ситуации в виде ДТП или других прецедентов с нанесением вреда экологии или людям. Если водителя «поймали» за рулём в пьяном виде, при этом прецедент не является первичным, его могут наказать финансовым взысканием в размере до двухсот тысяч рублей, или санкционировать ему заключение под стражу на период до двадцати четырёх месяцев.
Уголовный кодекс предполагает также более суровую, чем штрафные санкции, ответственность за транспортировку в следующих ситуациях:
- Загрязнение водного пространства или земельных ресурсов карается согласно разделам 250 – 252 и 254 УК РФ соответственно.
- За автоперевозку экологически небезопасной продукции, в процессе которой нанесён ущерб природной среде, наказание санкционируется статьёй 247.
- Незаконное транспортирование оружия или продукции взрывоопасной категории карается законом в соответствии со статьёй 222 УК РФ.
- Нелегальный импорт или экспорт товаров, применяемых для производства оружия масштабного поражения и других аналогичных изделий, расценивается как уголовное злодеяние и предполагает ответственность по статье 189.
Вышеописанные ситуации причисляются к уголовно наказуемым деяниям, критерий карательных мер будет установлен соответствующими структурами в зависимости от присутствия отягощающих факторов, степени причинения вреда экологической среде, наличия и количества пострадавших.
Подведём итоги
Автоперевозка грузов специфической категории – это деятельность, требующая ответственного отношения как к самой транспортировке продукции, так и к оформлению соответствующей документации.
Штрафные санкции за не соответствующую правилам транспортировку ОГ довольно строгие, при этом наиболее страдает в таких ситуациях товаротранспортная компания.
Чтобы избежать проблем с исполнительными органами, снизить вероятность возникновения нарушений, компания должна заручиться поддержкой опытных специалистов, которые на профессиональном уровне смогут курировать транспортировку ОГ, своевременно оформлять соответствующую документацию, подбирать водительский персонал достойного уровня.
Штраф за нарушение правил перевозки опасных грузов в 2019 году
Правила перевозки грузов устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 №272, а штрафы за их нарушение регламентируются ст. 12.21 КоАП РФ. Чтобы избежать ответственности, важно знать основные правила и ограничения, актуальные для грузоперевозочных компаний.
Основные правила перевозки грузов
Согласно общим правилам, при транспортировке любых грузов нужно руководствоваться следующими требованиями:
- Важно хорошо закреплять груз. Если в процессе движения он упадет на другой автомобиль, отвечать за это придется водителю грузовика, занимающемуся транспортировкой;
- Груз необходимо закреплять таким образом, чтобы он не нарушал устойчивость транспорта. Если его вес не соответствует нормам автомобиля, нужно выбрать другую, более грузоподъемную технику;
- Не допускается перевозка крупногабаритного груза, закрывающего водителю обзор и мешающего управлять транспортом в целом;
- Нельзя допускать, чтобы груз закрывал номерные знаки, поворотники, приборы освещения;
- Груз не должен чинить помехи окружающим;
- Нельзя, чтобы перевозимый багаж выступал за края автомобиля более, чем на 1 метр. Если же его длина превышает указанное значение, необходимо обозначить груз специальным знаком, а в ночное время суток дополнительно устанавливаются фонари и световозвращатели;
- Если груз вступает от края автомобиля более чем на 2 метра, перевозка не допускается. Альтернативный вариант – согласование транспортировки с ГИБДД, располагающимся по адресу старта маршрута;
- Максимальное ограничение по ширине багажа – 2,55 м. Если же ширина самого транспорта меньше, чем указанное значение, но при этом груз выступает не более чем на 40 см, устанавливать специальные знаки не нужно. Вы остальных случаях опознавательные знаки вешаются спереди и сзади, ночью понадобится установка световозвращателей и фонарей.
Если грузовик относится к категории длинномеров и его длина превышает 24 м, обязательно оформляется разрешение от ГИБДД. Также оно в ходе маршрута должно быть обозначено специальным опознавательным знаком.
Для всех категорий автомобилей, перевозящих грузы, существует ограничение скорости – 60 км/ч. Его важно соблюдать, потому как у грузовиков всегда длиннее тормозной путь, и в аварийной ситуации они на большой скорости представляют высокую опасность для других участников движения.
Общая классификация грузов
Согласно общим правилам перевозок, все грузы делятся на несколько видов в зависимости от консистенции и происхождения. Рассмотрим все более подробно в таблице:
Вид | Описание |
Насыпные и навалочные | Зерно, сахар, песок, руда и пр. |
Опасные | Любые вещества, представляющие опасность для людей в случае порчи контейнеров и попадания в окружающую среду |
Негабаритные | Все грузы, превышающие по длине или ширине хотя бы один норматив. Если же превышение замечается по весу, они считаются тяжеловесными |
Порошкообразные (пылевидные) | Любые вещества из порошкообразных: мука, песок, известь, цемент, удобрения |
Газообразные | Любые грузы, доставка которых требует максимальной герметичности контейнеров: кислород, азот, пропан |
Генеральные | Любые грузы с поштучной номенклатурой, которые могут перевозиться в затаренном или незатаренном состоянии |
Скоропортящиеся | К ним относятся грузы с ограниченным сроком годности: продукты, медикаменты |
Виды опасных грузов
Максимально строгое наказание предусмотрено за нарушение транспортировки опасных и взрывчатых веществ, поэтому их классификацию стоит рассмотреть наиболее подробно.
Строгость наказания вызвана тем, что в случае порчи тары в результате аварии или безответственных действий водителя вещества могут попасть в окружающую среду, что чревато огромной катастрофой вплоть до введения режима ЧС.
Рассмотрим ситуацию:
Пример №1. Водитель перевозит химические вещества и попадает в ДТП. В результате аварии грузовик опрокидывается, жидкость выливается на проезжую часть и заражает все в радиусе 5 км.
У людей наблюдается слезоточивость, приступы кашля и удушья, требуется срочная эвакуация. Расследуется как причина аварии, так и причина розлива жидкости.
В итоге было выявлено, что разрешение на перевозку у компании отсутствует, а сама жидкость перевозилось с нарушением правил упаковки.
Обратите внимание! Для каждого вида транспорта (ЖД, авиа, морского, автомобильного) действуют свои регламенты, которые могут отличаться.
1 класс: взрывчатые вещества
Сюда можно отнести абсолютно любые вещества, которые при взрыве загрязняют остальной груз, а в случае аварии могут нанести вред за пределами автомобиля.
Делятся на несколько подклассов:
- Предметы и вещества, распространяющиеся при взрыве только внутри автомобиля;
- Элементы, для которых характерно разбрасывание не массового характера;
- Пожароопасные вещества с незначительной опасностью разбрасывания;
- Элементы, для которых характерны взрывы большими массами;
- Низкочувствительные вещества, которые не могут взрываться в больших количествах.
В свою очередь, такие грузы могут реагировать на толчки и удары, повышение температуры или искры.
2 класс: газы
Газы всегда перевозятся в специальных герметичных сосудах под давлением и делятся на несколько разновидностей:
- Окисляющие;
- Удушающие;
- Токсичные;
- Токсичные коррозионные или легковоспламеняющиеся;
- Окисляющиеся токсичные.
Есть еще и подклассы: сжатые, сжиженные, охлажденные, аэрозольные, растворенные под давлением.
3 класс: легковоспламеняющиеся предметы
К легковоспламеняющимся предметам относятся любые жидкости и твердые материалы, характеризующиеся повышенной пожароопасностью. Они способны легко загораться от искр и других источников.
4 класс: окисляющиеся вещества
К окисляющимся относятся любые вещества, способные путем выделения других элементов провоцировать горение.
5 класс: инфекционные и ядовитые вещества
Под инфекционными следует понимать любые вещества, содержащие патогенные организмы:
- Организмы, легко передающиеся людям и животным, и практически не поддающиеся лечению, представляющие особую опасность;
- Организмы, которые не всегда передаются другим людям и практически не вызывают тяжелые заболевания, а против них есть эффективные методы лечения;
- Организмы, передающиеся людям, но не представляющие опасность для их здоровья.
6 класс: радиоактивные вещества
Ридиоактивными считаются любые предметы и вещества, содержащие радионуклиды. Обязательно обозначаются специальными знаками.
7 класс: едкие вещества
К едким можно отнести все жидкости с коррозионными свойствами, которые в результате контакта с кожей человека могут вызвать серьезные повреждения. Некоторые из них особо опасны, потому как выделяют ядовитые пары, негативно воздействующие на слизистые оболочки.
8 класс: прочие опасные вещества
Сюда можно отнести остальные вещества, не вошедшие в категории и подкатегории: жидкие, твердые, генетические модифицированные организмы, водные загрязнители, литиевые батареи, а также предметы, которые под воздействием огня могут выделять ядовитые пары.
Ответственность за нарушение правил перевозки грузов
Согласно ст. 12.21 КоАП РФ, водителя или иное ответственное лицо в случае нарушения установленных правил транспортировки не опасных грузов могут привлечь к ответственности и назначить наказание в виде штрафа в размере 500 руб.
Если речь идет о несоблюдение регламента перевозки опасных грузов, действуют нормы ст. 12.21 КоАП РФ:
- Штраф для водителя – до 2 500 руб. или лишение водительского удостоверения на срок до полугода;
- Для должностного лица – до 20 000 руб.;
- Для ООО – до 500 000 руб.
Основанием для привлечения к ответственности может стать отсутствие свидетельства о допуске, аварийной карточки или специального разрешения, а также иных документов.
Если не соблюдаются установленные правила транспортировки людей, действуют нормы ст. 12.23 КоАП РФ.
Чтобы избежать ответственности, рекомендуется соблюдать установленные регламенты, вовремя инструктировать водителей и оформлять всю разрешительную документацию, ведь если будет установлено, что в нарушении виноват руководитель грузоперевозочной компании, ответственность будет нести юридическое лицо, и применяются повышенные штрафы.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Правила оформления и штраф за перевозку опасных грузов без соблюдения требований
Грузы, считающиеся опасными, составляют половину всего потока перевозимого. Масштаб негативных последствий при нарушении правил их перемещения огромен. Поэтому для перевозки ОГ необходимо соблюдение особых условий, а за их игнорирование налагаются большие штрафы.
Что относят к опасным грузам
ОГ – это вещества и предметы, способные привести к большому ущербу для здоровья и жизни людей, оказать вредное влияние на живую и неживую природу, создать иные угрозы.
Их классификация является международной, она сформулирована в Приложении к соглашению о перевозке таких грузов (ДОПОГ).
В соответствии с ним все вещества поделены на 9 групп, каждая имеет 4-значный код, в который включены класс, подкласс, категория и степень опасности. К ОГ относятся:
- взрывчатка;
- газы;
- легко возгорающиеся жидкости;
- быстро воспламеняющиеся вещества, находящиеся в твердом виде;
- компоненты, имеющие свойство самовозгорания;
- вещества, выделяющие горючие газы при контакте с водой;
- окисляющиеся компоненты;
- ядовитые и токсичные;
- органические пероксиды;
- инфекционные вещества;
- радиоактивные;
- едкие компоненты;
- прочие.
Правила и требования к перевозке
Условия перемещения ОГ записаны в «Правилах перевозки опасных грузов автотранспортом», действующих с 12.04 2011 г. Их выполнение обязательно для водителей и фирм, осуществляющих транспортировку.
Документ работает на территории РФ, но является частью международного соглашения ДОПОГ.
Чтобы беспрепятственно перевозить ОГ по России, необходимо соблюдение указанных в «Правилах…» условий, касающихся:
- водителей машин и их подготовки;
- маршрута, определенного для движения авто;
- тары, в которой находится груз;
- сопроводительных документов;
- подготовки автомобилей.
ОГ должны перемещаться так, чтобы связанные с ними и их транспортировкой риски были сведены к минимуму.
Правила подготовки
О том, чтобы перемещение опасного груза обошлось без чрезвычайных ситуаций и наказаний для водителя, владельца ОГ, нужно побеспокоиться заранее. Подготовка к транспортировке включает в себя несколько аспектов.
Документы
Водитель, везущий ОГ, помимо обычных для него ВУ, ОСАГО и регистрационного свидетельства, обязан иметь с собой несколько необходимых бумаг:
- документ о его допуске к перемещению ОГ;
- путевой лист особого вида (на нем должно быть обозначение «Опасный груз»);
- аварийную карточку, в которой подробно расписаны свойства содержимого авто (физические, температура кипения и плавления, растворимость в воде, летучесть и др.);
- подтверждение качества и безопасности упаковки и ее наполнения;
- маршрутный лист на специальном бланке, в котором указывают вместе с путями провоза груза места стоянок и заправок, промежуточных пунктов (согласовывается с ГИБДД);
- документ о допуске ТС к перевозке ОГ, где есть информация о технических характеристиках авто, его номер, сведения о перевозчике, владельце и сроке действия самого свидетельства;
- накладная на груз с пометкой, что он опасный;
- свидетельство о подготовке водителя к такого рода деятельности, прохождении им специальных курсов;
- разрешение на транспортировку ОГ, которое оформляют в Минтрансе или ОВД.
Подготовка автомобиля
Транспорт, который повезет ОГ, должен иметь следующие технические особенности:
- трубу глушителя, находящуюся перед радиатором;
- отделенный от аккумулятора, электрических проводов, кузова и двигателя бензобак;
- обмотанную особым изолирующим материалом электропроводку;
- заземление в виде цепи;
- противоударный бампер;
- средства для борьбы с последствиями аварии ТС.
Важной частью подготовки является закрепление на авто внешних символов. Это:
- мигалка оранжевого цвета;
- информационные обозначения спереди и сзади с кодами из нескольких цифр, позволяющими определить порядок действий при аварии (делаются по стандартам);
- особый окрас ТС.
Маршрут следования
Путь, по которому отправится автомобиль с ОГ, определяется заранее так, чтобы на нем не было:
- крупных городов и сел;
- зон, предназначенных для отдыха;
- промышленных объектов;
- заповедников и иных охраняемых природных территорий;
- учебных, лечебных и воспитательных учреждений;
- площадок, где проводятся массовые (культурные или спортивные) мероприятия.
Маршрут разрабатывается организацией, отправляющей груз, согласуется с его владельцами и в некоторых случаях должен быть разрешен ГИБДД.
Важный нюанс, минимизирующий вероятную угрозу при перемещении ОГ, это само его состояние. Груз должен:
- быть помещен в соответствующую тару, которая не подвергнется разрушению от контакта с веществом;
- транспортироваться в условиях герметичности;
- быть упакованным по ГОСТу;
- оберегаться от воздействия влаги, повышенных температур, иных внешних неблагоприятных факторов;
- быть хорошо закрепленным;
- иметь маркировку, выполненную по ГОСТу и правилам ДОПОГ.
Маркировка ТС, перевозящего опасный груз
Требования к водителю
Чтобы иметь право на транспортировку ОГ, водитель должен:
- иметь стаж работы на ТС нужной категории от 3 лет и больше;
- до выезда пройти медицинское обследование, подтверждающее, что его физическая форма позволяет выполнить работу;
- прослушать специальные курсы, где дают знания о специфике ОГ, снижении связанных с ним рисков, способах действия в критических ситуациях;
- получить соответствующий документ об изучении программы;
Свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя к перевозкам опасного груза
- иметь лицензию, если водитель является одновременно юридическим лицом, а не наемным работником.
Как получить регистрацию на перевозку
Перемещение ОГ на законном основании возможно лишь после получения разрешения. Способ его приобретения описан в Приказе № 179 от 4.07.2011 г., выпущенном Минтрансом:
- необходимо подать заявление в региональный отдел Ространснадзора, приложив к нему копии регистрационного свидетельства ТС, документов о пригодности авто к перевозке ОГ и допуске водителя к этому виду деятельности;
- дать информацию о характере груза, пути его транспортировки, лицензии перевозчика, транспортном средстве;
- дождаться решения в течение 5 суток со дня регистрации заявления в отделе (за это время организацией проверяется достоверность поданных сведений и согласуется маршрут);
- получить разрешение после уплаты госпошлины.
О перевозке опасных грузов согласно требованиям ДОПОГ смотрите в этом видео:
Штраф за нарушение перевозки опасных грузов
Транспортировка ОГ вне закона приведет к наказанию не только водителя, но и других имеющих в ней отношение лиц. Оно назначается в зависимости от того, какие положения нарушены, по статье 12.21 2. КоАП:
1.
Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей ТС, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске ТС к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на ТС, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления ТС на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Иные погрешности в этой сфере попадают под часть 2 той же статьи и закончатся:
- для водителя штрафом в 1000 — 1500 р.;
- для должностного лица – выплатой 5000 — 10000 р.;
- для юридического – штрафом в 150000 — 250000 р.
Перемещение ОГ незаконным образом чревато не только высокими денежными затратами и лишением ВУ. Это может стать причиной аварии с тяжелыми экологическими и материальными последствиями, большими человеческими жертвами. Поэтому к транспортировке ОГ следует готовиться особенно тщательно, соблюдая все условия безопасности.
О штрафе за перевозку опасного груза смотрите в этом видео:
Нарушение правил при перевозке опасных грузов
Ежедневно на территории России принимаются к отправке миллионы тонн различных грузов. Некоторые из них классифицируются, как опасные. Опасными называются материалы и вещества, транспортировка которых невозможна без соблюдения правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей, сохранность экологической среды и материальных ценностей.
За нарушение регламента транспортировки ОГ предусмотрена административная ответственность, которая распространяется не только на хозяев транспортных компаний, но и на водителей.
Новые правила
Транспортировка опасных грузов может производиться автомобильным транспортом и не только. Их перевозят по железной дороге, воде и воздуху.
Для каждого вида доставки разработаны документы, регламентирующие правила перевозки ОГ:
ДОПОГ – соглашение европейских стран о правилах международной транспортировки ОГ, которое подписано Россией.
Контроль выполнения пунктов соглашения возлагается на ООН. Помимо документов, описывающих порядок действий при транспортировке ОГ, существует система ГОСТов, регламентирующая их упаковку, а также, маркировку самих грузов и транспорта, на котором они перевозятся.
Развитие промышленности способствует появлению новых химических веществ, классифицируемых, как опасные и требующих пересмотра норм упаковки и доставки, поэтому правила транспортировки ОГ корректируются раз в несколько лет. Последняя редакция ДОПОГ была проведена в январе 2020 года, но поправки вступили в силу с 01 июля 2020 года.
Основные изменения коснулись следующих пунктов:
- В перечень ОГ добавили группу полимеризующихся веществ, что внесло корректировки в список опасных грузов 4 класса.
- С 2020 года допустили перевозку ОГ в мягкой таре, при условии соответствия конечной упаковки стандартам ДОПОГ.
- Откорректировали формы большей части сопроводительных документов. Повысили требования к заполнению информации о некоторых категориях грузов в сопроводительных документах.
- Автотранспорту, перевозящему ОГ с маркировкой 3077 и 3082 с 2020 года разрешили проезжать через тоннели всех категорий, в том числе, класса Е.
- Повысили требования к транспортным средствам для перевозки ОГ.
- Усовершенствовали систему проверки знаний водителей и консультантов по вопросам обеспечения безопасности перевозки ОГ.
- Откорректировали маркировку ОГ и правила установки знака опасности удушья от газа, а также, транспортных пакетов и газовых баллонов.
- Ввели обязательное требование наличия антиблокировочной тормозной системы на ТС грузоподъемностью от 3,5 тонн.
Для того чтобы четко понимать объем и смысл всех корректировок, которые произошли в соглашении, необходимо досконально изучить ДОПОГ в редакции 2017 года.
Также, с 07.01.2018 года вступил в силу приказ №900 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению госуслуги по выдаче свидетельства о допуске ТС к перевозке ОГ».
Новый регламент МВД конкретизирует следующие моменты:
- список необходимых для получения госуслуги документов;
- состав административных процедур, очередность, требования к качеству и срокам их исполнения;
- нормы контроля за предоставлением госуслуги и алгоритм оспаривания решений должностных лиц, ответственных за ее предоставление;
- ситуации, в которых предоставление госуслуги может быть приостановлено или отклонено.
Специфика доставок
Перевозка опасных грузов по территории РФ автотранспортом регламентируется ДОПОГ и имеет некоторые особенности в маркировке и транспортировке:
- особенности маркировки. Согласно ДОПОГ каждый груз имеет номер, состоящий из 4 цифр, который соответствует списку ООН. По этому номеру можно определить не только класс и группу перевозимого опасного вещества, но и тип упаковки, которая разрешена для перевозки данного ОГ. Код классификации определяет вид опасности, физические и химические свойства груза. Он может состоять из комбинации цифр и букв;
- особо опасные грузы. В списке ООН более 3000 материалов, отличающихся по уровню опасности. В сравнении с радиоактивными веществами нефтепродукты кажутся абсолютно безобидными. Соответственно, грузы, представляющие наибольшую угрозу, классифицируются, как особо опасные. К оформлению, упаковке и транспортировки таких веществ предъявляют повышенные требования;
- когда опасные грузы считаются безопасными
Понять опасен груз, или нет, можно сверившись со списком ООН, в котором регламентирован класс и степень опасности принятого к перемещению вещества. Перемещение некоторых грузов в ограниченных количествах может расцениваться как транспортировка НЕОПАСНЫХ материалов.
Ограниченным называется количество вещества, в котором опасный груз перестает считаться таковым. ДОПОГ регламентирует нормы и концентрации веществ, при которых они считаются неопасными.
Есть грузы, которые опасны независимо от количества, например, радиоактивный уран. Тем не менее даже в ограниченных количествах ОГ должны перевозиться с соблюдением правил безопасности.
Доплата водителям
Перевозка опасных грузов сопряжена с возможными рисками для здоровья, поэтому водителям положены компенсации:
- Размер дополнительных выплат зависит от класса опасности перевозимых грузов и рассчитывается как процент от оклада.
- Минимальная надбавка регламентирована ТК РФ и составляет 4%, но водитель может потребовать увеличение компенсации, если существует риск опасности для жизни.
- Максимальная сумма не ограничивается и зависит от работодателя.
- Средний процент надбавки, выплачиваемый индивидуальными предпринимателями, находится в диапазоне 4-5%.
Характер работы и условия ее оплаты прописываются в трудовом договоре. Процент доплаты рассчитывается после прохождения грузом аттестации, которая выявляет возможность нанесения ущерба здоровью.
Меры безопасности
Действующие правила перевозки опасных грузов автотранспортом предусматривают обеспечение следующих мер безопасности:
- Организация, предоставляющая услуги по доставке ОГ должна иметь лицензию. Для перевозки некоторых опасных веществ необходимо разрешение Минтранса РФ, а особо опасные материалы не могут быть приняты к транспортировке без визы МВД.
- Маршрут колонны, перевозящей ОГ:
- должен проходить вдали от населенных пунктов, стратегических промышленных объектов, заповедников и зон отдыха
- транспортировка опасных грузов в черте населенного пункта должна быть организована таким образом, чтобы спецтранспорт не проезжал вблизи от учебных, лечебных и дошкольных учреждений;
- в некоторых случаях предусмотрено обязательное согласование маршрута по доставке ОГ с местным отделом ГИБДД
- как правило, разрешение на использование утвержденного маршрута лимитировано по времени и действует не более 6 месяцев.
- ТС, перевозящее опасные вещества должно иметь:
- окраску и маркировку, соответствующую классу перевозимого материала
- наличие аварийных карточек с планом мероприятий по ликвидации последствий ДТП;
- запас топлива должен обеспечивать возможность преодоления дистанции в 500 км без дозаправки
- если есть потребность в перевозке груза на большее расстояние, необходимо наличие резервного топливного бака.
Заправка ТС должна проходить согласно требованиям правил безопасности перевозки ОГ.
- ТС не оборудованное АБС (антиблокировочной системой) и устройством ограничения скорости не может быть допущено к транспортировке опасных материалов и веществ.
- Транспортировка особо опасных грузов должна производиться:
- в сопровождении машины, снабженной световыми проблесковыми идентификаторами желтого и оранжевого цветов или патрульного автомобиля ГИБДД;
- производить стоянки разрешается только в строго отведенных местах, вынесенных за границы населенных пунктов и удаленных минимум на 200 м от жилых построек.
Ограничение скорости
Транспортировка ОГ происходит с учетом дорожных знаков, установленных вдоль трассы. Скоростной режим определяется сотрудниками ГИБДД во время согласования маршрута.
На спецтранспорт устанавливается знак с указанием максимальной скорости, с которой он может передвигаться. Водителю запрещено обгонять машины, передвигающиеся со скоростью более 30 км/час, разгоняться до скорости более 50 км/ч на прямых участках и 10 км/час на поворотах.
Штраф за перевозку опасных грузов
Нарушение правил перевозки опасных грузов оборачивается крупными штрафами как для юридических так и для физических лиц. Мера административного взыскания регламентируется ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ.
Наказание может быть назначено за следующие нарушения:
- водитель без ДОПОГ свидетельства;
- ТС без разрешения на перевозку опасных грузов;
- несоответствие конструкции ТС требования ДОПОГ;
- отсутствие маркировки ТС, аварийных карт, средств ликвидации происшествий;
- ТС без маршрутного листа, согласованного с ГИБДД;
- ТС без путевого листа;
- ТС с просроченным огнетушителем.
В случае выявления перечисленных нарушений предусмотрена система штрафов, размер которых зависит от занимаемой должности:
Статус контрагента | Мера взыскания |
Водитель | Штраф от 2000 до 2500 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев |
Должностное лицо | Штраф от 20 000 до 25 000 рублей |
Компания-Грузоперевозчик | Штраф от 400 000 до 500 000 рублей |
В случае обнаружения других нарушений ДОПОГ, не предусмотренных первой частью статьи 12.21.2 размер административного взыскания будет несколько меньше:
Статус контрагента | Мера взыскания |
Водитель | Штраф от 1000 до 1500 рублей |
Должностное лицо | Штраф от 10 000 до 15 000 рублей |
Компания-Грузоперевозчик | Штраф от 150 000 до 250 000 рублей |
Ответственность за нарушение правил транспортировки
Не все нарушения регламентируются КоАП РФ.
Есть сферы деятельности, в которых несоблюдение правил попадает под статьи УК РФ. В частности:
- Статья 189 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконный экспорт материалов, которые могут быть применены для создания оружия массового уничтожения.
- Статья 222 УК РФ относится к незаконному хранению, перевозке и распространению огнестрельного оружия, а также запчастей и патронов к нему.
- Статья 237 УК РФ карает за намеренное утаивание информации о нарушениях правил хранения и утилизации опасных отходов, которое приводит к загрязнению экологии и наносит вред здоровью людей.
- Статьи 250, 252 и 254 УК РФ определяют наказание за загрязнение земли, водоемов, создание предпосылок для аварий, приводящих к выбросу опасных веществ в морскую акваторию.
Уголовная ответственность за такие нарушения не всегда окупается штрафом. Зачастую участники преступной халатности или сговора с целью наживы получают вполне реальные сроки.
Бизнес по перевозке ОГ достаточно прибыльный и зачастую хозяева транспортных компаний начинают заниматься им не удосужившись вникнуть в суть нормативных документов. Но незнание законов не освобождает от ответственности. Об этом надо помнить и перевозчикам, и держателям опасных грузов.
: Новые требования к перевозчикам опасных грузов. Часть 3.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.