Закон об образовании организации питания
Организация питания в школе: особенности, требования и контроль
Организация питания в школе является важнейшей частью качественного образования детей.
Для учеников начальных, средних и старших классов ввиду их повышенной активности на уроках и переменах требуется большое количество питательных веществ.
И такие значительные энергетические затраты должны компенсироваться соответствующими горячими блюдами, ежедневно подаваемыми в образовательных учреждениях. Каковы же основные характеристики, особенности и требования к школьному питанию?
С положением об организации питания в школе можно ознакомиться подробно на официальном сайте учебного заведения или непосредственно у руководства школы.
Основные пункты положения
1. Положение и приказы устанавливаются каждым образовательным учреждением на неопределенный срок и распространяются на всех учащихся.
2. Положением гарантируется высокое качество и безопасность питания для школьника, а также удовлетворение основных потребностей его организма.
3. В каждом образовательном учреждении должен быть организован пищевой блок (столовая, буфет) для полноценного питания учащихся.
4. Рацион и режим питания должен разрабатываться согласно всем эпидемиологическим требованиям.5. Гигиенические показатели продуктов должным соответствовать нормам Санитарно-Эпидемиологической Станции.
6. Горячее питание организовывается для каждого класса с учетом учебного режима школьников. Столы в пищевом блоке заранее накрываются.
7. Контроль питания в школе осуществляется уполномоченным лицом (лицами).
Рекомендации по организации процесса изложены в приказе об организации питания в школе, который утвердили в 2012 году Минздравсоцразвития и Минобрнауки России.
Что должно включать в себя горячее питание в школе
Калорийность, энергетическая ценность и содержание витаминов в школьном питании должны полностью соответствовать потребностям подрастающего организма. Поэтому организация питания в школе должна предоставлять учащимся первый и второй прием пищи, а также несколько перекусов.
Завтрак
Основным является горячее блюдо. Чаще всего школьникам предлагается молочная каша, творожная запеканка или омлет с различными добавками. В некоторых образовательных учреждениях также подаются мучные изделия: блины из пшеничной муки с вареньем или сметаной, оладьи, сырники. Размер порции должен соответствовать физиологическим потребностям учащихся.
Также завтрак должен содержать какую-либо закуску. Это может быть:
- бутерброд с колбасой, маслом или сыром;
- фруктовый или овощной салат;
- кондитерское изделие.
Обязателен напиток (какао с молоком, горячий чай, кисель или компот).
Обед
Школьный обед содержит большее количество блюд и может быть намного разнообразней завтрака. Учащимся также должна быть предложена закуска, причем в данном случае предпочтительнее всего легкий овощной салат, возбуждающий аппетит.
Классический школьный обед должен состоять из двух блюд (не считая салата): первого и второго. На первое предлагается горячее жидкое блюдо (борщ, суп любого вида, щи, рассольник). На второе блюдо мясное или рыбное, либо из птицы.
В качестве гарнира может быть использована рисовая, гречневая, кукурузная каша, макароны различных сортов, картофель или картофельное пюре, овощное рагу. Часто в порцию добавляется подливка. Школьный обед также должен содержать горячий или холодный напиток: компот, кисель, чай.
К горячим блюдам предлагается пшеничный или ржаной хлеб.
Полдник
Учащимся, находящимся в школе после обеда (дополнительные занятия, секции, кружки) может быть также предложен полдник, состоящий из кондитерского изделия без добавления крема и напитка (молоко, кефир, питьевой йогурт, фруктовый или овощной сок, кисель).
Основные требования к школьному питанию
- Организация горячего питания в школе должна обеспечивать полную безопасность предлагаемых продуктов.
- Рацион питания учащихся должен формироваться заранее, на 20-30 дней вперед.
- Рацион питания различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет) должен составляться отдельно с учетом требуемой питательности и калорийности продуктов.
- Продукты должны проходить необходимую термическую обработку.
- Недельный рацион питания должен быть разнообразным, однако возможно его повторение в конкретные дни недели (пятничное меню, субботнее меню и т. д.).
- Блюда рекомендуется готовить непосредственно перед приемом пищи, не следует готовить продукты заранее или хранить их в холодильной камере.
- Питание в общеобразовательных учреждениях должно быть доступным для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть следует отдать предпочтение таким способам приготовления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в духовке.
- Настоящий рацион питания должен соответствовать составленному меню, однако при надобности допускается замена блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
- Ежедневное меню может быть представлено учащимся для ознакомления, его следует вывесить перед входом в пищевой блок или непосредственно в нем.
- Прием продовольствия от поставщиков должен сопровождаться получением необходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции.
- Транспортировка продуктов в учебные заведения должна соответствовать санитарным требованиям.
- На территории школ возможна организация дополнительных пищевых блоков: буфетов для свободного выбора учащимися пищевых продуктов и их приобретения.
Требования к сотрудникам пищевого блока
- Необходимо постоянно носить специальную одежду (халат, фартук), головной убор и рабочую обувь.
- Рабочая одежда и обувь должны содержаться сотрудниками в чистоте.
- Верхняя одежда и уличная обувь оставляется в специальном помещении для персонала.
- Сотрудники обязаны хорошо мыть руки и стричь ногти (запрещено наносить лак).
- Запрещается курить или обедать на рабочем месте.
- О перенесенных и сопутствующих заболеваниях необходимо сообщать руководству.
- Каждый сотрудник пищевого блока обязан иметь должную квалификацию и необходимые документы.
Проверка организации питания в школах
Каковы же основные аспекты производственного контроля? Контроль за организацией питания в школе осуществляется на постоянной основе.
1. Контроль осуществляется уполномоченными лицами, занимающими определенную должность в органах, занимающихся санитарно-эпидемиологическим регулированием питания.
2. Вышеупомянутым лицом (лицами) осуществляется контроль за соблюдением санитарных норм и за своевременным проведением необходимых профилактических мероприятий.
3. Проверка организации питания в школах осуществляется планово, по заранее установленным программам.
4. Уполномоченным лицом проверяется документация общеобразовательного учреждения и официально оформленные результаты лабораторных исследований.
5. Также обязательной проверке подвергается соблюдение гигиенических санитарных норм сотрудниками пищевого блока (обязательно наличие медицинской шапочки, перчаток, соответствующей формы).
6. Результаты проведенного контроля должны быть переданы руководству учебного заведения и при необходимости сообщены родителям учащихся.
Требования к организации питания в школе
- В общеобразовательном учреждении должен располагаться комбинат школьного питания или специальное отделение в пищевом блоке, в котором осуществляется хранение и приготовление пищевых продуктов.
- Размеры помещения, число посадочных мест, а также набор посуды и столовых приборов должны соответствовать количеству учащихся в школе.
- Для питания должны быть организованы столовые или блоки в основном здании школы или в пристроенном к ней помещении.
- Склады для хранения продуктов нужно размещать на первом этаже здания.
- Учащиеся школ не имеют права присутствовать в производственных помещениях пищевого блока.
- К предварительному накрытию столов можно привлекать учеников средней школы (старше 14 лет).
Выполнение вышеуказанных требований регулируется законом об организации питания в школах. Статья 37 Закона об Образовании содержит все нормативные акты по данному вопросу.
План организации питания в школе
Учащиеся школ также должны получать образование, связанное с формированием их рациона питания.
В связи с такой необходимостью в общеобразовательных учреждениях проводятся массовые мероприятия, классные часы и профилактические беседы с учащимися на тему правильного и здорового питания.
Перед началом каждой учебной четверти (полугодия) разрабатывается план организации питания в школе. Основной частью его разработки является составление качественного меню и планирование поставки необходимой продукции в школу. Также составляется предварительный список мероприятий.
Например, с учениками начальной школы (1-4 класс) можно провести интересное мероприятие на тему «День правильного питания» или «Жизнь сладкоежек».Для учеников 5-9 классов можно устроить классный час по следующим темам: «Кто такие валеологи?», «Правильное питание в школе» или «Зачем соблюдать диету?»
А для учащихся старшей школы (10-11 класс) можно устроить анкетирование «Мое питание» или круглый стол по темам: «Мы – то, что мы едим» или «Что такое быстрая еда, или почему не стоит следовать современной моде?»
Питание в школах разных стран
В заключении данной статьи хотелось бы познакомить вас с рационом питания учащихся иностранных школ. Каждое государство имеет национальные блюда и особенные пищевые привычки. Организация питания учащихся школ – актуальная задача для руководства всех развитых стран мира.
США
На данном фото изображен обычный завтрак учеников американских школ. Он состоит из зеленого горошка, куриных наггетсов с кетчупом и картофельным пюре, овсяного печенья с шоколадной крошкой и фруктового желе. По степени питательности он не уступает российскому завтраку, однако является гораздо менее полезным и сбалансированным.
Франция
Французский завтрак можно считать действительно здоровым. В нем присутствуют овощи, фрукты, сыр и богатое белками отварное мясо.
Италия
Школьный завтрак в Италии значительно отличается от других. По фотографии можно определить государство, даже не владея конкретной информацией. Мы видим традиционную итальянскую пасту, запеченную рыбу, багет, салаты и виноград. Такой завтрак очень сбалансирован и полезен, поэтому с уверенностью можно сказать, что ученики итальянских школ получают нужное количество питательных веществ.
Греция
Греческий завтрак состоит из отварной курицы, особого сорта макарон (орзо), свежих фруктов и овощей и натурального йогурта. Данный завтрак полезен, питателен и насыщен витаминами и минеральными веществами.
Украина
Завтрак украинских школьников сочетает в себе закуску, основное блюдо и десерт. В качестве закуски учащимся предлагается овощной салат, основным блюдом является рис с сосисками, а на десерт – блин с вареньем. Такой полноценный завтрак может с легкостью заменить обед.
Бразилия
Бразильский завтрак отличается достаточно большим объемом порций. Также в его состав входят особенные продукты, характерные для жителей Южной Америки. Так, школьный завтрак содержит в себе бразильский рис с бобами, несколько видов салатов, цельнозерновой хлеб и традиционный жареный банан.
Горячее питания в образовательных учреждениях должно быть полноценным и сбалансированным, а также полезным, чтобы как можно меньшее количество школьников получало такие серьезные заболевания, как гастрит, панкреатит, гастродуоденит, хеликобактериоз или даже язва. Ведь в школьные годы важно оставаться здоровым, активным и способным получать качественное образование. Именно поэтому организация питания детей в школе является основой формирования интеллектуального потенциала учащихся и здорового образа жизни.
Источник
Закон об организации питания в школе
Статистические данные говорят о том, что предоставление горячего питания школьникам положительно сказывается на их трудоспособности и успеваемости.
В связи с чем педагогический и медицинский состав школы должны приложить максимальные усилия для воплощения в реальность данных рекомендаций.
Законодательное регулирование вопроса
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» процедура организации школьного питания полностью лежит на плечах образовательного учреждения.
Здесь же содержится информация о разработанных нормах питания и санитарных условиях, но нет ни слова об оплате детских обедов.
Кроме того законодательство требует наличия в образовательных учреждениях длительного перерыва, достаточного для принятия пищи.
Применяемые нормы
При составлении данного документа учитываются следующие принципы:
- Блюдо, вошедшее в состав меню должно восполнять в детском организме основные пищевые и питательные вещества, т.е. удовлетворять физиологическую потребность детей.
- Возрастная группа учащихся.
- Ассортимент блюд должен отвечать требованиям разнообразности и сочетаемости пищевых продуктов.
- Обязательному учету подлежат: сезонность, особенности национального характера, цена блюда и трудовые затраты, необходимые для его приготовления.
При разработке меню обязательно должны быть учтены нормативно-технические и методические документы. Достичь широкого ассортимента блюд можно посредством использования в отношении 1 продукта нескольких способов тепловой обработки, например, мясо можно отварить, пожарить, припустить или потушить.
Правила осуществления
Правильная организация питания влияет не только на уровень успеваемости, но и на состояние здоровья детей. Поэтому очень важно заботиться о режиме приема пищи. Так, школьнику горячая пища нужна 2 раза в день (речь идет о завтраке и обеде). Если ребенок после уроков не идет домой, а отправляется в продленку, то нельзя обойтись и без полдника.
Если ребенок круглосуточно пребывает в образовательном учреждении, то принимать пищу ему полагается не менее 5 раз в день с интервалом от 3,5 до 4 часов. При этом второй ужин (за 1 час до сна) представляет собой кисломолочный продукт в количестве 1 стакана.
Все сотрудники пищеблока обязаны соблюдать правила личной гигиены.
К работе может быть допущен здоровый гражданин, добросовестно прошедший процедуру медицинского осмотра в соответствии с требованиями законодательства, а также прошедший гигиеническую подготовку.
Каждый сотрудник должен располагать личной медицинской книжкой с внесенными результатами медицинского обследования, информацией о перенесенных заболеваниях инфекционного происхождения, а также о сданном санитарном минимуме.
Обязательными к соблюдению являются следующие правила:
- чистая рабочая одежда и обувь;
- оставление верхней одежды, головного убора и других личных вещей в гардеробе;
- наличие только коротко остриженных ногтей;
- тщательно вымытые руки перед началом трудовой деятельности;
- хранение чистой санитарной одежды в соответствующем помещении;
- обязательное использование мыла (желательно дезинфицирующего) после посещения туалетной комнаты;
- обязательное посещение медицинского учреждения, если появились признаки таких заболеваний, как простуда и кишечная дисфункция.
Во время приготовления кулинарного или кондитерского изделия нельзя:
- красить ногти лаком;
- использовать для застегивания спецодежды булавки;
- осуществлять прием пищи;
- курить на рабочем месте.
В обязанности медицинского работника образовательного учреждения входит ежедневный осмотр сотрудника пищеблока на предмет наличия признаков какого-либо гнойничкового заболевания. Выявление нагноившегося пореза, ожога, ссадины или катары верхних дыхательных путей требует перевода работника на другую должность.
За согласование организации и рациона питания отвечает Роспотребнадзор.
Горячая пища должна быть отпущена учащимся школы на большой перемене, продолжительность которой составляет не менее 20 минут.
Если речь идет об интернате, то питание производится в соответствии с режимом дня.
Каждому классу выделяется определенный обеденный стол.
Горячее питание может быть предоставлено учащимся при помощи предварительно накрытых столов или линии раздачи. Первый вариант предусматривает привлечение дежурных школьников старше 14 лет, которыми руководит ответственный преподаватель.
Учащимся запрещено посещать производственные помещения столовой, а также выполнять кухонные работы, такие как: приготовление блюд, чистка овощей, раздача готовой пищи, резка хлеба, мытье посуды или полов.
Для школьников, больных сахарным диабетом
Школа обязательно должна знать о том, что их ученик страдает от такого заболевания, как сахарный диабет. Введение инсулина ведет к постоянному снижению уровня глюкозы в крови вне зависимости от приема пищи. Школьное меню в данном случае заслуживает особого внимания. Только при помощи перекусов в определенное время можно предотвратить наступление гипогликемического состояния.
Учитель не имеет права задерживать школьника, страдающего от сахарного диабета или отнимать у него время, отведенное на перемену.
Школы-интернаты
Питание в школе-интернате обычно организовано следующим образом:
- в обеденном зале висит меню, в котором содержится информация о названии блюда и его объеме;
- производственная деятельность столовой соответствует режиму работы учреждения в целом;
- график приема пищи утверждает директор школы;
- питание отпускается целому классу;
- контроль качества, сбалансированность и организацию питания осуществляет бракеражная комиссия, назначает которую директор школы;
- медицинская сестра или другое ответственное лицо обязано ежедневно снимать пробу;
- классный руководитель должен разъяснить учащимся и их родителям информацию о том, что такое правильное питание и предоставить в столовую список питающихся учеников;
- в соответствии с порядком, определенным Министерством здравоохранения, в зимний и весенний периоды нужно обязательно проводить С-витаминизацию готовой пищи.
Осуществление контроля
Так, директор школы может наделить соответствующими обязанностями управляющий совет или назначить инициативную группу и предложить родителям войти в ее состав.
Именно эти люди контролируют качество блюд, норму выработки, необходимое время приготовления, своевременность поставок, срок реализации готового продукта, температурный режим, обоснованность при осуществлении замены одного блюда на другое, калорийность и т.д.
Если все вышеперечисленные мероприятия так и не успокоили директора, то он имеет право привлечь независимого эксперта и провести ряд необходимых лабораторных исследований.
В случае, если комплексную услугу по организации питания школьников оказывает сторонняя организация, руководство школы может осуществлять контроль любого этапа приготовления блюд, не нанося при этом урона хозяйственной деятельности компании.Пример организации питания для школьников представлен в следующем видеосюжете:
posobie-help.ru
Закон о школьном питании в 2019 году: запрет приносить еду в школу, бесплатное питание для начальных классов
Роспотребнадзором разработан новый законопроект, в котором прописаны санитарные правила по организации питания в образовательных заведениях. Будет действовать запрет на обеды, приготовленные дома.
Также определены категории детей, для которых будет организовано бесплатное питание. Целью законопроекта является снижение рисков для здоровья, связанных с отравлениями, а также расширение ассортимента продуктов для приготовления блюд.
Мнения общественности по этому поводу разделились. Некоторые родители считают правильными такие нововведения, поскольку домашняя еда без специальных условий хранения может быстро прийти в негодность, и вызвать недомогание или расстройство пищеварения. Другая категория родителей считает, что этот законопроект дискриминирует права детей, имеющих необходимость в специфическом питании.
Новые требования к организации питания
- Высота омлета или запеканки не должна превышать 4 см.
- У всех блюдах должна находится не обычная, а йодированная соль.
- Ежедневный рацион школьника должен включать хлеб, сливочное масло, растительное масло, молочные продукты, мясо.
- Такие продукты как яйца, рыба, творог, сыр должны появляться в меню не реже, чем дважды в неделю.
- Условия готовки и хранения продуктов ужесточились. Так готовый бутерброд, или нарезка из колбасы и сыра может хранится не больше одного часа. Сосиска должна отвариваться не менее 5 минут.
- Два раза в неделю в рационе должны быть продукты, содержащие бифидо- или лактобактерии.
- Для обработки продуктов будут использоваться технологии, которые позволят сохранить в готовых блюдах максимальное количество полезных веществ: тушение, варка, запекание.
- Для детей, которые нуждаются в специфическом питании, например больные на диабет или гастрит, будет разрабатываться отдельное меню.
- Заниматься раздачей блюд смогут только ученики старше 12 лет, прошедшие осмотр у медицинского работника.
- В образовательных заведениях необходимо организовать питьевой режим. Для этого можно использовать специальные фонтанчики или бутылки с очищенной водой.
- В перечень блюд, которые можно приносить из дома, входят орехи, соки, сухофрукты, свежие фрукты, гематоген и шоколад.
- Для приготовления блюд запрещается использовать алюминиевую посуду.
- В школьных столовых детям будут предоставляться кислородные коктейли. Их можно будет получить после назначения врача, и выпить под присмотром медицинского работника.
Категории школьников, для которых будет организовано льготное питание
В Российской Федерации нет нормативных документов, в которых установлен перечень лиц, имеющих право на льготы в образовательных заведениях. Поскольку частично оплачиваемое, или полностью оплачиваемое школьное питание финансируется из регионального бюджета, то критерии, по которым предоставляются льготы разные для каждой области.
Для оформления льгот следует обращаться к классному руководителю. Он должен оформить документы, и передать дело в органы опеки. Уже там каждая ситуация рассматривается по отдельности, и принимается решение о предоставлении льготы на период в один год.
Главный документ, на основе которого предоставляется льгота – документ, подтверждающий тот факт, что общая сумма доходов семьи меньше прожиточного минимума.
Также стоит предъявить оригиналы и копии таких документов, как паспорта родителей и свидетельства о рождении детей.
Родители, не имеющие официального места работы, должны обратится в Центр занятости для оформления соответствующих документов и пособия.
Льгота на питание предоставляется таким категориям школьников:
- дети-инвалиды;
- ученики из семей, где есть больше трех несовершеннолетних детей;
- дети, у которых родители имеют статус инвалида первой или второй группы;
- школьники, имеющие статус «сирота», которые находятся под опекой или на попечительстве;
- дети из семей, которые имеют статус малоимущих.
Лица, имеющие право на льготу или компенсацию, должны собрать пакет документов, подтверждающих статус, и обратится с заявлением к директору школы или классному руководителю. После этого, учебное заведение должно предоставить ребенку возможность питаться бесплатно, или с частичной оплатой.
Особенности организации процесса питания согласно новому закону
Поскольку стоимость школьных завтраков и обедов достаточно высокая, то очень часто родители предпочитают самостоятельно заботится об питании своих детей.
Это в значительной степени помогает экономить семейный бюджет. Также довольно часто встречаются ситуации, когда ребенок, вместо полезного обеда приобретает в школьной столовой вредную для организма еду.
Такие ситуации не способствуют здоровому и разнообразному питанию.
При организации питания следует учитывать пищевые аллергии, потребности в особенном рационе для детей с хроническими заболеваниями. В таких случаях родители должны обращаться с заявлениями к руководству школы.
Также есть семьи, где придерживаются особого режима питания в связи с религиозными или другими убеждениями. Обеспечить полноценное питание для ребенка, предпочитающего вегетарианские или кошерные блюда практически невозможно.Очень часто при закупке продуктов для образовательных заведений, главным критерием является не качество, а стоимость товара. В таких условиях детское питание не всегда бывает качественным. Для решения этой проблемы новый закон о питании в школах и детских садах предоставляет возможность родителям посещать столовые и контролировать сам процесс питания.
Если раньше такая возможность была под запретом, то сегодня, при наличии жалоб, родители имеют возможность проконтролировать качество блюд и условия приема пищи.
Также учебное заведение обязано предоставлять информацию о меню в столовой. Для контроля качества продуктов, которые закупаются для учебных заведений предлагается специальная маркировка.
Российские производители полностью поддержали эту инициативу.