Аудит муп кто модет проверять
Бух учет. Какие аудиторы могут проводить обязательный аудит
Аудиторская проверка – мероприятие, позволяющее компании оценить, насколько правильно составляется ее бухгалтерская отчетность, рассчитываются налоги и т.д. Кроме того, она позволяет руководству оценить финансовое положение дел его фирмы. В некоторых случаях руководители сами назначают внутреннюю или внешнюю проверку.
Критерии обязательного аудита в 2019 году
Какие же фирмы не вправе увильнуть от ока аудиторов{q} Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 №307, аудит является обязательным, для:
- Акционерных обществ.
- Фирм, чьи ценные бумаги участвуют в торгах.
- Кредитных, страховых организаций и инвестфондов (в том числе пенсионных) и их УК.
- Крупных компаний (кроме государственных учреждений и т.п.). Это фирмы, чья выручка за год до отчетного превысила 400 млн рублей или чьи активы на конец того же периода оказались более 60 млн рублей.
- Организации (кроме государственных либо муниципальных органов и иных госучреждений), представляющие (раскрывающие) годовую консолидированную бухгалтерскую или финансовую отчетность.
- Некоторые другие организации (согласно прочим действующим законам).
Внутренний контроль
Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.
Об этом сказано в части 2 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Кто проводит обязательный аудит
Минфин в перечне случаев указывает, кто имеет право осуществить аудит для тех или иных организаций. В некоторых случаях выбор у компании довольно велик: это может быть и индивидуальный аудитор, входящий в одну из саморегулируемых организаций аудиторов, и соответствующая фирма. Правда, такое право выбора есть лишь у фирм из пункта 4 (т.е.
крупных), некоторых клиринговых фирм и участников рынка ценных бумаг, организаторов лотерей и застройщиков (долевое строительство), крупных туроператоров и некоторых УК из указанного списка.
В остальных случаях нанимать для проверки ИП компания права не имеет.
Более того, большинству организаций, подлежащих аудиту, придется выбирать из поставщиков услуг, имеющих хотя бы одного штатного специалиста с аттестатом, полученным после 1 января 2011 г.
Предлагаем ознакомиться: Объект преступления виды и особенности
Впрочем, выбор и сама его процедура зависит и от того, кому принадлежит аудируемая фирма.
Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).Исключение предусмотрено только для:
- компаний, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
- кредитных и страховых организаций;
- негосударственных пенсионных фондов;
- компаний, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
- государственных корпораций и компаний;
- компаний, формирующих консолидированную отчетность.
Проведение обязательного аудита у них осуществляют аудиторские организации.
Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):
- убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
- убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Совет: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:
- государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
- государственных корпорациях и компаниях;
- организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.
Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
Этапы проведения обязательного аудита
Подготовительный этап. После заключения договора об оказании услуг аудиторам нужно понять, какова специфика деятельности фирмы, определить объемы и сроки работ, а также количество необходимых для проверки специалистов.
Заключая договор на аудит финансовой отчетности компании, убедитесь в том, что все его положения трактуются однозначно и вопросов не вызывают. Читайте, как определить основные контрольные точки, требующие особого внимания при согласовании контракта с аудиторами, избежать неоправданного роста расходов на их услуги и получить аудиторское заключение в оговоренный срок.
Предлагаем ознакомиться: Декрет при банкротстве предприятия
Проверить договор с аудиторами
Этап проверки. лучаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетностиНа этом этапе проверяющий изучает саму отчетность и другие необходимые документы, при необходимости запрашивает пояснения у финансового отдела/бухгалтерии.
Подготовка заключения. Аудитор составляет заключение, в котором указывает на обнаруженные недостатки, дает рекомендации руководству и финансовому отделу компании. Затем заключение необходимо сброшюровать и заверить подписью и печатью.
При проведении проверки и написании заключения необходимо руководствоваться Международными стандартами аудита (МС, которые можно прочитать на сайте Минфина (действуют с 1 января 2017 года).
В дополнение ним применяются также правила, разработанные саморегулируемой организацией.
Важно помнить, что они не должны противоречить МСА и их соблюдение является обязательным для всех членов организации.
Новшество, появившееся в 2016 году: результаты обязательной проверки заказчик должен зарегистрировать в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Законодательство подробно описывает обязательные составные части заключения.
Итак, в начале идет название «Аудиторское заключение». Затем указывается адресат (это могут быть акционеры, участники ООО, а также другие лица).
Обязательно приводится нформации о компании: ее наименование, государственный регистрационный номер, а также место нахождения.
Необходимыми являются и сведения о самих аудиторах: регистрационные данные, наименование саморегулируемой организации аудиторов, в которую входит аудиторская фирма или аудитор.Далее идут данные об аудируемой бухгалтерской (финансовой) отчетности: ее список, период, за который она составлена, распределение ответственности в ее отношении между заказчиком и аудиторской организацией (либо ИП).
Обязательной частью являются ведения о проверке, выполненной аудиторами.
Весьма важная часть заключения отражает мнение экспертов о достоверности изученной ими отчетности. При этом указываются обстоятельства, которые могут существенно повлиять на ее достоверность.
Заключение может быть немодифицированным и модифицированным. Первый вариант составляется, если специалист не обнаружил никаких значительных несоответствий отчетности правилам, то есть все данные отражены в ней надлежащим образом. Второй вариант подразумевает три возможности.
- Мнение с оговоркой. Возможно лишь в том случае, если обнаруженные (или возможные, но не доказанные) расхождения хоть и являются существенными, но не затрагивают самые значимые элементы отчетности.
- Отрицательное мнение. Его вписывают, если эксперт нашел доказательства того, что искажения все вместе или по отдельности существенно влияют на достоверность отчетности.
- Отказ от выражения мнения. Такой вариант возможен при недостатке доказательств у проверяющего, позволяющих прийти к какому-либо мнению касательно отчетности. При этом он может считать, что возможные искажения могут в существенной степени негативно влиять на нее.
Предлагаем ознакомиться: Приказ о тяжести вреда здоровью
Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию
Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:
- либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
- либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.
За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.
Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.
Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.
Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Как изменить договор с аудиторами, чтобы они не рассказали лишнего налоговикам
С 2019 года налоговики получили доступ к аудиторской тайне. Узнайте, как пересмотреть договор, чтобы обезопасить компанию.
https://www..com/watch{q}v=P812eGOd_Nk
Изменить договор с аудиторами
Как провести аудиторскую проверку — НалогОбзор.Инфо
Виды аудита
Аудит бывает двух видов:
- обязательный – ежегодная проверка формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
- инициативный (добровольный), который проводят по решению собственников или руководства организации. Такая проверка может проходить, например, когда собственникам (руководителю) необходимо получить информацию о состоянии учета при смене главного бухгалтера или при получении банковского кредита.
Ситуация: может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации?
Ответ на этот вопрос зависит от организационно-правовой формы организации.
В ООО по общему правилу решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников (т. е. решение должно быть принято большинством ) (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
Однако отдельный участник также вправе инициировать проведение проверки, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). В таком случае решение общего собрания не требуется (постановление ВАС РФ от 13 мая 2008 г.
№ 17869/07).
В акционерных обществах решение о выборе аудитора принимает общее собрание акционеров, а определение размера оплаты его услуг рассматривается советом директоров (наблюдательном советом) организации (п. 2 ст.86 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п. 3 ст. 85 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
Кто может проводить аудит
Аудит (как обязательный, так и инициативный) могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Исключение предусмотрено только в отношении организаций, перечисленных в части 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации. Подробнее об этом см.
В каких случаях проведение аудита обязательно.
Требования к аудиторским организациям (аудиторам)
Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе проводить проверки и оказывать сопутствующие аудиту услуги, если она является членом саморегулируемой организации аудиторов. Таковы требования части 1 статьи 3, части 1 статьи 4, части 2 статьи 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
Аудиторы (аудиторские организации, индивидуальные аудиторы) не вправе проводить проверку, если:
- аудитор (его руководитель или должностные лица) является учредителем (участниками, акционерами) проверяемой организации;
- аудитор (его руководитель или должностные лица) занимает должность, ответственную за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководитель, бухгалтер);
- аудитор (его руководитель или должностные лица) состоит в близком родстве с должностными лицами, ответственными за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководителем, бухгалтером);
- проверяемая организация является учредителем (участником, акционером) аудитора;
- проверяемая организация является дочерним обществом учредителя (участника, акционера) аудитора;
- у проверяемой организации и аудитора имеются общие учредители (участники, акционеры);
- в течение трех лет, предшествующих аудиту, аудитор вел (восстанавливал) бухучет в проверяемой организации или составлял ее финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
- проверяемая организация является страховой компанией, с которой аудитор заключил договор страхования ответственности.
Это предусмотрено статьей 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
Принципы проведения аудита
Основные принципы проведения аудита установлены Правилами (стандартами), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, а также ФСАД 1/2010, 2/2010 и 3/2010, утвержденными приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н. Они обязательны для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Также при проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторы руководствуются рекомендациями финансового ведомства. Эти разъяснения относительно аудита отчетности за 2015 год изложены в Рекомендациях из приложения к письму Минфина России от 22 января 2016 г. № 07-04-09/2355. В частности, аудиторам рекомендуется обратить особое внимание на следующие вопросы:
- создание резерва по сомнительным долгам по займам;
- отражение в бухучете операций хеджирования финансовых рисков;
- признание расходов на выплату работникам организации премии по итогам работы за год;
- определение степени завершенности работ, услуг, продукции с длительным циклом изготовления;
- раскрытие информации о финансовых вложениях, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
- учет взноса организации в компенсационный фонд;
- раскрытие информации об облигациях федерального займа с индексируемым номиналом;
- учет наличия и движения отходов производства;
- отражение в бухучете затрат на формирование страхового запаса активов;
- раскрытие аудируемым лицом информации о выданных независимых гарантиях;
- отражение в бухучете сумм торгового сбора;
- отражение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отчете о движении денежных средств;
- хранение документов бухучета;
- составление консолидированной финансовой отчетности.
Условия проведения аудита указываются в письменном договоре (письме о проведении аудита). Правила их составления указаны в Правиле (стандарте) № 12, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.
Аудиторское заключение
Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в аудиторском заключении. Оно является официальным документом, которое предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г.
№ 307-ФЗ). В заключении аудитор дает оценку достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, п. 2 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).
В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 14 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).
Если аудитор приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно финансовое положение организации, то он выражает немодифицированное мнение.
Модифицированное мнение аудитор выражает в следующих случаях:
- на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения;
- аудитор не может получить достаточные доказательства того, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.
Такой порядок предусмотрен пунктами 15, 17 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.
Модифицированное мнение может быть выражено в таких формах:
- отказ от выражения мнения;
Об этом сказано в пункте 1 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.
Аудитор должен выразить мнение с оговоркой, если:
- получены достаточные доказательства того, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- у аудитора отсутствует возможность получения достаточных аудиторских доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор может сделать вывод, что влияние необнаруженных искажений является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Об этом сказано в пункте 13 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.
Аудитор должен отказаться от выражения мнения, когда у него отсутствует возможность получения достаточных доказательств, на которых можно основывать свое мнение.
При этом он приходит к выводу, что влияние необнаруженных искажений является существенным и затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.
16 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).
Аудитор должен выразить отрицательное мнение при получении достаточных доказательств того, что обнаруженные искажения могут существенно повлиять на состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности и большинство значимых ее элементов (п. 15 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).
Ситуация: должна ли аудиторская организация проверять правильность расчета налогов и отражать результаты такой проверки в аудиторском заключении?
Ответ на этот вопрос зависит от цели аудита (отражается в договоре).
Как правило, аудитор проверяет порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 3 ст. 1 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). При этом аудитор может проверить и вопросы, связанные с расчетом налогов.
Это необходимо делать в рамках проверки правильности отражения операций по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Однако в данном случае аудитор лишь выборочно проверяет существенные аспекты расчета налогов (ФСАД 1/2010, утвержденный приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).Если организации необходимо провести полный налоговый аудит, это нужно прямо прописать в договоре. Порядок проведения налогового аудита установлен в Методике аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., Протокол № 1).
По результатам проверки могут быть выявлены ошибки и нарушения законодательства. До составления аудиторского заключения проверяющие должны сообщить об этом руководству организации. Об этом сказано в пункте 52 Правила (стандарта) № 13, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.
Причину нарушений ведения бухучета и формирования отчетности они могут описать в документе, составленном в произвольной форме (например, в форме отчета). После изучения этого документа сотрудники организации должны исправить ошибки. Если организация отказывается устранить нарушения, то аудиторы не смогут выразить в заключении немодифицированное мнение.
Такой вывод следует из пункта 15 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.
Ситуация: можно ли привлечь к ответственности аудиторскую организацию, если в результате налоговой проверки участка, проверенного аудитором, были выявлены нарушения и начислены штрафы и пени?
Да, можно.
Однако на практике доказать, что начисление штрафов и пеней произошло именно по причине ошибки аудитора довольно сложно.
Договор об оказании аудиторских услуг является возмездным (ст. 779 ГК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 14, ч. 2 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). За ненадлежащее исполнение услуги организация может потребовать от аудиторской компании возмещение убытков (даже если это не прописано в договоре).
Это следует из пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса РФ. Если в результате налоговой проверки выявлены нарушения и доначислены налоги, пени и штрафы, то с аудиторской организации можно попробовать взыскать штрафы. Что касается доначисленных налогов и пеней, то их нельзя расценивать в качестве убытка организации.
Это следует из постановления Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П.Однако в арбитражной практике встречаются дела, где и штрафные санкции не следует считать убытком, поскольку связь между качеством работы аудитора и штрафом отсутствует. Например, постановление ФАС Уральского округа от 29 августа 2006 г. № Ф09-7480/06-С4.
Совет: чтобы избежать споров с аудиторской компанией, в договор об оказании услуг внесите четкое условие об ответственности аудиторской организации.
Такие условия, как «Аудиторская компания несет ответственность в соответствии с действующим законодательством» или «Исполнитель несет материальную ответственность за причиненный заказчику ущерб в случае неквалифицированного проведения проверки», не обеспечивают гарантию возмещения убытков.
Аудитор не несет ответственности за то, что искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности не были обнаружены, если это не могло повлиять на мнение аудитора относительно достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом. Такой вывод подтверждает арбитражная практика (см.
, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 сентября 2006 г. № А39-8206/2005-120/17).
Наиболее оптимальным вариантом является указание на то, что если в результате налоговой проверки участка, одобренного аудитором, были выявлены нарушения, то аудиторская компания должна заплатить неустойку. В данном случае аудируемая организация не обязана доказывать причинение ей убытков из-за некачественной работы аудитора (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
Кроме того, аудиторская компания может застраховать свою профессиональную ответственность за нарушение условий договора (п. 4.1 ч. 1 ст. 13 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). В таком случае оплачивать убытки от штрафа будет страховая компания.
Изучите правила страхования данных рисков, которые установил страховщик.
Споров и разногласий, скорее всего, удастся избежать, если в правилах страхования прямо записано: «Страховщик компенсирует риски, связанные с санкциями, которые налоговая инспекция налагает на потребителя аудиторских и сопутствующих им услуг».
Аудит муп кто модет проверять
В случае получения менее 2 заявок на участие в конкурсе организатор конкурса объявляет его несостоявшимся и извещает о проведении нового конкурса.
В данном законодательном акте прописан ряд предприятий, которые подлежат обязательному аудиту. К ним относятся:
- Компании, имеющие организационно-правовую форму ОАО;
- Организации-эмитенты ценных бумаг, которые имеют обращение на фондовых биржах, или осуществляющие действия с ценными бумагами;
- Банки, кредитные учреждения;
- страховые и клиринговые компании;
- внебюджетные фонды (за исключением государственных);
- фондовые, товарные и валютные биржи;
- негосударственный пенсионный фонд, акционерный фонд, паевые инвестиционные фонды;
- фирмы, действующие на рынке ценных бумаг профессионально;
- Предприятия, (за исключением органов государственной власти, сельскохозяйственных кооперативов, органов местного самоуправления, унитарных предприятий), которые имеют выручку от деятельности (реализация товаров, услуг, выполнение работ), превышающую 400 миллионов руб., или сумму балансовых активов на конец отчетного периода – 60 миллионов руб.;
- Организации, публикующие в средствах массовой информации свою отчетность;
- Другие случаи.
Для ее осуществления привлекаются квалифицированные частные аудиторы и аудиторские организации, имеющие аттестат.
Обязательный аудит для ооо критерии
Незаконное распоряжение общим имуществом собственников. Чаще всего проявляется в виде сдачи в аренду общих домовых площадей.
Проверки проводятся по следующим схемам:
- в один этап — годовой аудит;
- поэтапно — поквартально, за полугодие или 9 месяцев.
В XVI в. во многих странах был официально введен правовой контроль учетных книг. В Англии уже использовалось слово «аудитор» — для обозначения людей, занимающихся проверкой учетных записей.
Субъекты обязательного аудита при уклонении от обязательной проверки или препятствовании ее проведению подвергаются взысканиям по решению суда.
А согласно ст.16 Закона №44-ФЗ расходы по проведению обязательного аудита должны включаться в план закупок, формируемый обществом — организатором конкурса на период действия бюджета, т.е. на период не менее 3 лет. Проведение открытого конкурса по выбору внешнего аудитора осуществляется не реже чем один раз в пять лет.Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. В то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или гражданского дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).
Кто проводит аудиторскую проверку?
Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.
Перечень, тех организаций, которые подлежат обязательному аудиту изложен в статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее Закон 307-ФЗ).
Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
После получения организатором конкурса технических и финансовых предложений аудиторских организаций конверты с техническими предложениями вскрываются членами конкурсной комиссии.
Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст.
Обязательная ежегодная аудиторская проверка унитарных предприятий
История возникновения аудита берет свое юридическое начало с Шотландии, в ее столице — Эдинбурге в 1853 г. был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов.
Теперь предположим, что организация была зарегистрирована 1 ноября 2013 года (т. е. после 30 сентября). Первым отчетным годом для нее будет период с 1 ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно. Соответственно, по итогам 2014 года обязательный аудит не потребуется, поскольку у организации еще не будет периода, предшествующего отчетному.
Оценка технических и финансовых предложений, представленных аудиторскими организациями, производится конкурсной комиссией, создаваемой организатором конкурса.Теперь предположим, что организация была зарегистрирована 1 ноября 2013 года (т. е. после 30 сентября). Первым отчетным годом для нее будет период с 1 ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно. Соответственно, по итогам 2014 года обязательный аудит не потребуется, поскольку у организации еще не будет периода, предшествующего отчетному.
Оценка технических и финансовых предложений, представленных аудиторскими организациями, производится конкурсной комиссией, создаваемой организатором конкурса.В частности указанный Федеральный закон устанавливает, что бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия (п. 1 ст. 26).
6 основных заблуждений об Аудиторской проверке
Существующая практика показывает, что товарищество собственников жилья является эффективным способом управления многоквартирным домом. К сожалению нередки случаи, когда руководство подобных организаций исполняет возложенные на них обязанности ненадлежащим образом. Это могут быть как ошибки, свойственные человеческому фактору, так и хищение средств.
В каких случаях законодательство предусматривает проведение обязательного аудита унитарных предприятий?
Исключением являются сельхозкооперативы и союзы, государственные (муниципальные) унитарные предприятия.
Необходимо провести проверку муниципального унитарного предприятия сферы деятельности ЖКХ, соучредителем которого является местная администрация. Кто должен проводить проверку, учредитель? Как часто она должна проводится и за счет каких средств?
2. Аудиторское заключение: аудитор сообщит обо всех обнаруженных им ошибках
В то же время по инициативе муниципального образования может быть проведен инициативный аудит муниципальных предприятий. В этом случае, муниципальным образованием принимается нормативно-правовой акт о проведении инициативного аудита муниципальных унитарных предприятий.
В свою очередь, он подразделяется на обязательный и инициативный аудит (проводятся на организациях любой формы собственности по распоряжению руководства – собственника, учредителей).
Существует несколько схем мошенничества, которым часто занимаются председатели управляющих организаций.
Вся ответственность лежит на ГУПе В условиях исключения из СРО не такого пункта согласно закона об аудиторской деятельности Организовать тендер обязанность ГУПа а не аудиторской фирмы Но если реально прошла проверка ФГУПа, есть три папки с первичкой, все проверили, как положено. Но неужели прямо исключат за такое из СРО.
В рассматриваемом случае компания работает только первый год. Соответственно, в предыдущем году у нее никаких финансовых показателей не было, поскольку самой организации еще не существовало. Следовательно, обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводить не нужно.
Компания «РосКо» — Лауреат Всероссийской премии «Национальная марка качества», Деловой Клуб Шанхайской Организации Сотрудничества (ДК ШОС) заключил соглашение о консалтинговом сотрудничестве с компанией «РосКо».
В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.
Таким образом, были утверждены Правила, которые регламентируют порядок проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов (далее именуется — конкурс).С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Аудит могут проводить как индивидуальные аудиторы, работающие самостоятельно, так и аудиторские компании.
Инициативный или добровольный — проводится по желанию клиента, для того чтобы убедиться в достоверности ведения бухгалтерского и налогового учета, и для оценки финансовых рисков. Это поможет избежать штрафных санкций.
Правильнее предварительно познакомиться с аудиторами, с которыми непосредственно предстоит взаимодействовать в течение проверки, как говорится работать «плечом к плечу» и оценить их потенциал. Например, проконсультироваться по насущному вопросу в области бухгалтерского учета и налогообложения.
Обязательный аудит организации
Унитарное предприятие обязано проводить обязательный ежегодный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности только в случае, если собственник имущества унитарного предприятия принял решение о проведении обязательного ежегодного аудита унитарного предприятия.
Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.
5. «Мы оплатили услуги аудитора, поэтому пусть проверяют, а нас не трогают»
Чтобы предстоящая аудиторская проверка прошла с выгодой для предприятия и сполна оправдала затраченные средства, при выборе аудиторской организации следует учитывать ряд ключевых критериев.
Не стоит руководствоваться исключительно рейтингом (РА Эксперт) или ориентироваться на цену предлагаемых аудиторских услуг.
Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
Кто может проводить аудит финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ и какова стоимость услуги
Аудиторская проверка ТСЖ кто может инициировать? Деятельность столь популярного в последнее время объединения собственников жилья должна быть прозрачна и подконтрольна конечным потребителям услуг.
Одним из инструментов достижения данной цели является аудиторская проверка ТСЖ.
Кто может её начать и кто правомочен её проводить, сколько стоит аудиторская проверка ТСЖ, кто защитит от злоупотреблений правления – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый собственник жилья.
Кто может инициировать аудиторскую проверку и как проверить ТСЖ на воровство?
С ненадлежащим содержанием придомовой территории и некачественным оказанием коммунальных услуг может столкнуться любой житель мегаполиса, вне зависимости от того, кто обслуживает дом — ТСЖ или управляющая компания.
В случае образования товарищества собственников жилья многоквартирного дома все денежные средства жителей, перечисляемые в счёт оплаты коммунальных услуг, аккумулируются на счетах товарищества. Доступ к расчётному счету есть у правления этой организации.
Единственный механизм контроля эффективности текущей деятельности ТСЖ и выявления фактов воровства со стороны недобросовестного правления – это егопроверка в плане финансовых и бухгалтерских показателей деятельности.
Инициировать проведение проверки могут следующие лица:
- общее собрание членов товарищества (созвать внеочередное собрание даже при сопротивлении правления вправе любой собственник жилья. Для кворума при принятии такого решения достаточно более 50% );
- инициативная группа членов ТСЖ;
- ревизионная комиссия;
- само правление;
- любой жилец дома (путём подачи жалобы в компетентные органы).
Проводить непосредственно саму проверку может довольно широкий круг лиц и их объединений, но инициатива подобного мероприятия всегда исходит от собственников жилья.
Стоимость аудита и работа счётной комиссии ТСЖ
Образование счётной комиссии на постоянной основе в структуре объединения собственников необязательно.
Назначение этого органа заключается в двух функциях:
- Подсчёт на очередных и внеочередных собраниях собственников жилья.
- Организация сбора результатов заочного ания.
Комиссия формируется из числа членов ТСЖ, не входящих в правление. Исполнение обязанностей члена счётной комиссии осуществляется на безвозмездной основе. Если в штате этой структуры нет, при проведении внеочередного собрания первыми на ание выносятся вопросы о назначении членов счётной комиссии.
Когда решение принимается правлением или общим собранием по вопросунеобходимости экспертизы финансово-хозяйственной деятельности, уполномоченные лица начинают поиск организаций, которые вправе проводить аудит ТСЖ.
Стоимость услуг аудиторских фирм не имеет тарифов и зависит от сложности и объёма предполагаемых работ. Как правило, размер вознаграждения аудиторов находится в диапазоне от 25 до 70 тысяч рублей. Значение может иметь срочность проведения работ и квалификация специалиста-эксперта.
Необходимость контроля
Руководство избирается из числа членов товарищества, однако этот факт не гарантирует их честную и добросовестную работу. Часто бывает с точностью до наоборот: правление стремится как можно полнее и быстрее наполнить собственные карманы в ущерб остальным жителям.
Существует несколько легальных и полулегальных схем, к которым прибегают нечистые на руку председатели правления:
- привлечение аффилированных правлению организаций для выполнения работ по завышенным ценам;
- оказание услуг «на бумаге»;
- выполнение ненужных работ с последующим их переделыванием;
- помещение средств отдельных фондов дома на срочный вклад с присвоением процентов;
- необоснованное повышение заработной платы членам правления;
- отчуждение или сдача в аренду общего имущества по заведомо заниженным ценам, с выплатой денежного бонуса лично председателю;
- намеренное нарушение финансовой и налоговой дисциплины в виде взимания взносов в наличной форме с целью сокрытия реального размера накопленных средств для дальнейшего присвоения.
Неудовлетворительное исполнение обязанностей по управлению общим имуществом может явиться следствием не столько махинаций со стороны правления, сколько некомпетентностью или небрежностью.
В этом случае состав уголовного или административного правонарушения в действиях правления отсутствует. Однако от гражданско-правовой ответственности за нарушение прав жильцов как потребителей, председатель не освобождён.
Кто может проводить инспектирование?
Инициирование проверки – прерогатива самих жильцов, однако непосредственное осуществление экспертизы и определение правомерности оценки законом возложено на несколько специальных субъектов:
- Плановый или добровольный аудит проводится независимыми юридическими фирмами, состоящими в саморегулируемых организациях аудиторов и имеющих аттестат, подтверждающий право на проведение аудита финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
- Постоянно действующий контрольный орган ТСЖ – ревизионная комиссия. На неё возложена обязанность проверять текущую деятельность в оговорённые Уставом сроки, но права вмешательства в эту деятельность комиссия лишена.
- Проверка, организованная инициативной группой жильцов, проводится этой группой самостоятельно за счёт собственных сил и средств.
- Собственники и жильцы квартир в доме вправе затребовать документы, относящиеся к текущей деятельности руководства товарищества, для ознакомления.
- Органы прокуратуры при поступлении от жильца дома обращения с просьбой проверить деятельность ТСЖпо вопросу нарушения законодательства РФ.
- Органы Госжилинспекции и Роспотребнадзора обязаны отреагировать на жалобу граждан или провести контрольные мероприятияпо материалам прокуратуры.
- Отдельные представители законодательных органов местного самоуправления в рамках депутатского надзора в ответ на обращение избирателей.
- Налоговые органы – единственные, кто проверяет ТСЖ по собственной инициативе. Поводом может послужить несоблюдение налоговой дисциплины или нарушения бухгалтерского учёта.
Аудиторская проверка ТСЖ не всегда преследует цель покарать за проступок.
В идеале – это эффективный инструмент для повышения качества работы правления ТСЖ, повышения финансовой и налоговой грамотности бухгалтеров, снижения рисков неосторожного нарушения законодательства.
Как выявить воровство?
Способов, как быстро проверить ТСЖ на воровство, чтобы своевременно пресечь противоправную деятельность, практикующими юристами выработано немало.
Обычно достаточно совершить основные шаги:
- самый простой способ при наличии подозрений — не разбираясь самостоятельно, направить жалобу в соответствующее ведомство и ждать результатов, о которых государственный орган обязан сообщить в 30-дневный срок со дня окончания;
- за свой счёт нанять аудиторов и поручить проведение проверки им;
- обратиться в ревизионную комиссию с указанием конкретных фактов ненадлежащего содержания жилья и управления общим имуществом;
- самостоятельно запросить и сверить инвентаризационные списки, бухгалтерские отчёты и перечень контрагентов. После чего провести аналитическую работу по выявлению аффилированных лиц и конечных бенефициаров по сделкам. Проверить соответствие заключённых договоров современным рыночным условиям. Выяснить на электронном сервисе ФНС взаимное соответствие реквизитов контрагентов. Проверить тарифы ЖКХ.
По итогам проведения проверки правоохранительными, налоговыми или надзорными органами на ТСЖ может быть наложен штраф, который подлежит уплате за счёт общего имущества.
Ревизионная проверка ТСЖ
Законом предусмотрена одна обязательная ежегодная проверка деятельности товарищества – ревизионная. Полная ревизия деятельности ТСЖ осуществляется силами специально созданного постоянного органа товарищества. Как её назначить и провести,решают собственники жилья на общем собрании при утверждении Устава.
Ревизионная проверка товарищества является плановым внутреннимрегламентом с некоторыми особенностями:
- Проверяет только финансовую деятельность правления за один календарный год.
- Не вправе влиять на осуществление такой деятельности или давать обязательные для исполнения рекомендации.
- Составляет итоговый отчёт финансовой деятельности, смету доходов и расходов и заключение по проверке.
Документы ревизионная комиссия предоставляет на очередном общем собрании или по требованию инициативных жильцов.
Аудит деятельности ТСЖ — процедура объективно необходимая больше для правления, чем для рядовых членов товарищества.
Благодаря своевременно проведённой проверке правление получает ряд преимуществ:
- выявление имеющихся ошибок при ведении финансового учёта в ходе подготовки к внеплановому визиту контролирующих или правоохранительных органов;
- выработка способов устранения нарушений;
- контроль деятельности собственной бухгалтерской службы;
- проверка соответствия используемых финансовых документов бланкам, утверждённым Минфином.
Все эти нюансы позволят правлению избежать ответственности за допущенные ошибки в налоговом и бухгалтерском учёте, уйти от штрафов, увольнений и запрета занятия должности председателя в дальнейшем.
Порядок аудиторской проверки
Проверка сторонней организацией, оказывающей аудиторские услуги, начинается с согласования цены, и заключения договора на оказание услуг. Сроки, место и период проверки оговариваются в договоре.
Сама процедура проверки включает в себя несколько последовательных этапов:
- Согласование перечня документации, передаваемой на проверку. Передача осуществляется по описи.
- Ознакомление с финансовой и налоговой отчётностью за проверяемый период. Контроль правильности бухгалтерских проводок по счетам и субсчетам.
- Сопоставление текущих коэффициентов с плановыми маркерами. Выяснение причин расхождения.
- Составление заключения аудитора по итогам проверки. Подписывается два экземпляра акта – по одному для каждой из сторон.
Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ содержит подробное описание хода аудита, сделанные выводы и рекомендации на будущее. Документ содержит элементы коммерческой тайны, в связи с чем считается конфиденциальным и хранится по определённым правилам.