Банк проводит идентификация клиента не позднее

Содержание

Идентификация клиента по 115‑ФЗ

Банк проводит идентификация клиента не позднее

18 октября 2019

Для чего банки проводят идентификацию клиентов, какие сведения необходимо собрать перед приемом клиента на обслуживание. В каких случаях не требуется идентификация или применяется упрощенная система.

С 2001 года банки и другие субъекты Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ обязаны идентифицировать клиентов перед тем, как их обслуживать. За 18 лет закон сильно изменился и дополнился новыми субъектами и требованиями. В этой статье рассмотрим актуальный порядок идентификации и состав сведений о клиентах, которые банк должен установить.

Что такое идентификация

Любые операции в банке должны совершаться непосредственно владельцем счета. Для того чтобы предотвратить нелегальные переводы, кредитные организации идентифицируют клиента. 

Идентификация — мероприятия, которые помогают банку установить и подтвердить достоверность сведений о клиентах, представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах. Если клиент совершит экономическое преступление или окажется замешанным в финансировании экстремизма, имеющиеся данные помогут установить личность виновного.

Порядок идентификации клиента в банке

На первом этапе идентификации банк собирает сведения о клиенте с опорой на оригиналы документов и заверенные копии.

В отношении физических лиц — ФИО, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина на пребывание в РФ, адрес места регистрации и жительства, ИНН.

В отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовая форма, ИНН или код иностранной организации, ОГРН и адрес регистрации.

В отношении иностранной структуры без образования ЮЛ — наименование, регистрационный номер или код структуры, место ведения основной деятельности. Для трастов также устанавливаются состав имущества, находящегося в управлении, ФИО и адрес места жительства учредителей и доверительного собственника.

Кроме того, принимая и продолжая обслуживать клиентов, субъекты 115-ФЗ обязаны:

  • определять цели финансово-хозяйственной деятельности, финансовое положение и деловую репутацию клиентов;
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • идентифицировать бенефициарных владельцев клиента;
  • выявлять среди клиентов публично-должностных лиц;
  • обновлять информацию о клиентах, представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год;
  • обновить данные в течение семи рабочих дней, если появятся сомнения в достоверности и точности информации;
  • хранить и представлять полученные сведения в Росфинмониторинг;
  • сверять списки клиентов с перечнем организаций и физических лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, и блокировать расчетный счет таких клиентов.

Полный порядок идентификации клиентов можно прочесть в Положении ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П.

Упрощенная идентификация

Упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. Банк устанавливает у физлица только ФИО, серию и номера паспорта, и подтверждает достоверность этих сведений оригиналами документов или заверенными копиями.

Такая система идентификации применяется к физлицам, если соблюдены следующие условия:

  • операция не подлежит обязательному контролю;
  • клиент не причастен к экстремистской деятельности или терроризму;
  • у банка отсутствуют подозрения в преступных целях клиента;
  • операция не носит запутанного или необычного характера.

Упрощенная идентификация, например, проводится в случае, когда физлицо переводит деньги без открытия банковского счета или банк предоставляет клиенту электронное средство платежа. Подробнее применение упрощенной идентификации объясняется в ст. 1.1 и 1.2 115-ФЗ.

В каких случаях не требуется идентификация физлица

Ряд операций с деньгами не требует идентификации клиента по 115-ФЗ:

  • перевод без открытия счета, если сумма не превышает 15 тыс. рублей;
  • покупка ювелирных изделий на сумму до 40 тыс. рублей;
  • покупка валюты на сумму до 40 тыс. рублей.

Однако если у сотрудника банка возникнут сомнения в целях операции, у клиента могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

115 ФЗ: Полная идентификация на рынке микрозаймов онлайн — Финансы на vc.ru

Банк проводит идентификация клиента не позднее

История о том, как это повлияло на выдачу займов, как выстроить отношения с партнерами, и в целом, как отладить новый процесс в рамках бизнеса.

Выбор фото случаен:)

Закон

Относительно недавно законодатель внес поправки в антиотмывочный закон, который позволил микрофинансовым компаниям онлайн сектора применять способы упрощённой идентификации своих клиентов. Однако такая возможность распространяется, если сумма займа не превышает 15 000 рублей.

Учитывая законодательные ограничения и тенденции к усилению надзора со стороны Банка России сейчас как никогда остро встал вопрос о способах проведения полной идентификации клиентов.

Для выполнения всех требований мегарегулятора и в погоне за маржинальностью компании плавно повышают чеки. С другой стороны, возможность получить деньги в течение 15 минут, не выходя из дома, нравится клиентам. А если клиент еще и живет или находится там, где отделений банков в принципе нет, то это становится единственной возможностью взять заем.

В итоге для бизнеса появилась реальная проблема как выдавать больше 15 000 рублей и проводить полную идентификацию, если в компании процесс выдачи займов полностью онлайн.

Закон недвусмысленно говорит, что идентификацию должна проводить сама компания, при этом предоставляя право микрофинансовой компании поручить это кредитной организации.

Однако, есть еще небольшая лазейка, которую Банк России позволяет своим поднадзорным — это сбор данных необходимых для идентификации, вот их могут собирать для компании любые контрагенты: курьерские службы, операторы связи и другие оффлайн-точки.

В итоге добавляется новый бизнес-процесс во взаимодействие клиента и МФО.

И так, клиенты

Существуют пресловутое мнение, что в МФО обращаются только те, кому не дают банки. На самом деле это не так. Даже если задуматься, а есть ли такие люди, у которых нет карты, то таких наберется немного: карты есть практически у всех, а значит и есть банки, которые готовы с ними взаимодействовать. Но что-то мешает…

В МФО часто обращаются, когда нужны деньги вот здесь и сейчас, а идти никуда не хочется. Но вот появляется процедура полной идентификации и…

Сотрудник колл-центра: «Поздравляем! Вам одобрен займ. Но в связи с действующим законодательством при суммах от 15 000, вам нужно пройти идентификацию, к вам выедет наш курьер, когда вам удобно его принять?»

Клиент: «Почему? на сайте у вас об этом не было сказано», «Не хочу я ни с кем встречаться», «Когда приедет? Ой, тогда не надо, отмените, пожалуйста».

И на первое место встает вопрос работы с возражениями, особенно, если:

  • вы один из лидеров рынка и регулятор в первую очередь посмотрит в вашу сторону, что дает право вашим конкурентам пока не спешить с этим;
  • эту процедуру предлагается пройти повторным клиентам — самым лакомым для бизнеса и любые потери здесь очень болезненны;
  • клиент, как правило подает заявки в несколько МФО, и если встает выбор между здесь и сейчас или через день-другой, то выбор не в пользу последнего варианта.

Для снижения количества отказов вначале запустили процесс в ручном режиме, это позволило снять обратную связь от клиентов и определить основные причины отказа. Оператор каждому клиенту звонил, объяснял причины нововведения, далее я, как product manager анализировал обратную связь и дорабатывал скрипт и будущее флоу.

Приведу несколько примеров:

Клиент: Об этом у вас на сайте не было написано?

Ответ специалиста колл-центра:

Это обычное требование закона к выдаче и перечислению денежных средств.

Странно, что вы это не знаете и в других МФО вам это не объяснили.

Мы одни из лидеров рынка онлайн-кредитования и всем своим клиентам мы в обязательном порядке рассказываем об этом.

Дополнительно к этому разбили флоу от одобрения займа до перечисления денег на отдельные шаги и выделили основные причины отказа.

Шаг 1 — займ одобрен, НО:

  • география клиента не обслуживается курьерской службой;
  • не подходит расписание курьерской службы;
  • что называется «хочу здесь и сейчас».

Шаг 2 — встреча курьера с клиентом и передача сведений, необходимых для идентификации, НО:

  • уже неактуально для клиента;
  • отмена клиентом через саппорт;
  • перенос встречи и последующая отмена займа;
  • не получены сведения, необходимые для идентификации от курьера, отмена займа по тайм-ауту .

Шаг 3 — идентификация пройдена, ожидания активации займа клиентом.

В итоге, это позволило понять основные причины отвала и предложить варианты борьбы с ними.

Партнеры. Курьеры

Раньше были мы и клиент, а сейчас появился партнер, который собирает для нас данные, взаимодействует с нашими клиентами и от которого зависит наш бизнес.

Имеющиеся на рынке курьерские службы можно условно разделить на общие с максимальным покрытием и специализированнные, доставляющие кредитные карты, но с ограниченным покрытием. Также цена вторых в 2-2,5 раза выше первых.

В итоге, сталкиваемся со следующими вызовами:

  • доля покрытия партнером географии наших клиентов;
  • качество сервиса партнера;
  • дополнительный кост от 300 до 800 рублей;
  • новый бизнес-процесс на рынке МФО.

Вначале мы сделали ставку на поиск партнера с максимальным покрытием и низким ценником. Таким партнером стал СДЭК.

  • максимально широкое покрытие по географии;
  • невысокий ценник;
  • активная заинтересованность в сотрудничестве.

Первый недостаток следует из преимуществ: крупная компания с большой долей франчайзи приводит к тому, что не до всех сразу инструкции доносят, не все их сразу исполняют.

Случались накладки, например, клиенту сообщалось, что сейчас у него заберут груз и он отказывался и курьеры на автомате записывали заявку в отказ. Тут подключались наши сотрудники, разъяснили, что клиент готов встретиться с курьером, но его смутила фраза про забор посылки и поэтому он отказался.

Или, например, курьер забыл сделать достаточное количество фото клиента или его документов в необходимом качестве. В итоге мы и коллеги проводили разъяснительную работу с подразделениями, заявки выполнялись, брака становилось меньше.

Второй — график работы с 10 до 18 и 3-часовые интервалы ожидания встречи с курьера. Как показали телефонные разговоры, не все могут гарантировать, что будут доступны в течение всего 3-часового интервала по указанному адресу.

Не раскрывая всей статистики, могу лишь сказать, что потери в доле выданных от одобренных (Issue Rate, IR) составили около 30%. Тестировали на длинных продуктах, так называемых Installment loans (IL). Как таковой ключевой причины не было, в основном все сводилось к не желанию клиента ждать пока с ним встретится курьер и еще к нескольким причинам в новом процессе.

На потери со стороны СДЭКа пришлось несколько процентов. И думается, что на больших объемах мы смогли бы сократить эту цифру, скажем вдвое. В целом, хотим поблагодарить коллег из СДЭКа, что первыми откликнулись на наше предложение о сотрудничестве и активно подключились.

Следующим партнером стал Ефин — специализированная курьерская служба по доставке кредитных продуктов.

Интересно было проверить, как повлияют на конверсию из одобрения в выдачу следующие моменты:

  • более оперативный сбор данных и следовательно процесс идентификации (сегодня, максимум завтра);
  • больший профессионализм курьеров, которые могут допродавать продукты;
  • ежедневный график работы с 9 до 21.

Дополнительно оговорюсь, что полностью сравнивать результаты экспериментов нельзя, так как с ЕФИНом тестировались продукты до зарплаты, так называемые pay day loans (PDL).

Здесь значение IR было немногим ниже предыдущего. Показательно два момента:

  • при объявлении необходимости пройти полную идентификацию отвалилось в несколько раз больше клиентов, чем при тесте длинных продуктов;
  • количество отвалов после передачи клиентов в курьерскую службу осталось примерно таким же, как и в предыдущем эксперименте. Однако следует отметить, что PDL гораздо больше представлены на рынке, чем IL. Отсюда меньшая мотивация клиента пройти полную идентификацию в конкретной компании. Поэтому результат с ЕФИН в целом подтвердил гипотезы о преимуществах использования специализированной курьерской службы.

Помимо непосредственно курьерских служб начали появляться агрегаторы услуг сбора данных для полной идентификации. У них ценник выше, взамен они собирают под своей крышей несколько курьерских служб и процессят их самостоятельно, контролируя и переключая между ними заявки.

Мы по этому пути не пошли по нескольким причинам: цена, неоднозначные преимущества и только зарождающийся рынок по сбору данных. Со своей стороны мы уже имели опыт интеграции и пилотов с курьерскими службами, поэтому перекладывать это на кого-то не было необходимости, тем более смысла, если вы одними из первых внедряете это на рынке.

Оффлайн-партнеры

Как мы помним, идентификацию в законе можно перепоручать кредитным организациям. Однако, одна из попыток договориться с банком имеющим хорошую филиальную сеть потерпела неудачу, так сказать по политическим мотивам. Так как до сих пор МФО имеют некоторый ореол сомнительности и не все готовы сотрудничать, ожидая какой-то неприятной истории.

Но здесь на помощь приходят системы денежных переводов, которые выдаются в банковских отделениях. Таким партнером стал Контакт.

К его преимуществам можно отнести в первую очередь бесплатную цену для физических лиц и большое количество участников платежной системы — кредитных организаций, которые подходят для поручения идентификации. Также многие отделения работают до 8, 9 вечера: клиент может зайти после работы и забрать деньги.

К минусам можно отнести не всегда актуальную карту отделений, однако если первоначально звонить и узнавать, разочарований быть не должно.

Этот пилот мы запускали сразу в автоматическом режиме, потому что для клиента он ничем не отличался от обычного получения денег в Контакте.

Запуск идентификации в автоматическом режиме

До этого в рамках пилотов мы тестировали все в ручном режиме: с каждым клиентом связывался наш сотрудник сообщал о необходимости прохождения полной идентификации, если необходимо разъяснял, далее заводил заявку на курьерскую службу и контролировал получение данных от партнера. Но настал момент полностью автоматизировать этот процесс и посмотреть на результаты.

Отмечу, что здесь у клиента был выбор пройти идентификацию через курьерскую службу СДЭК или через Контакт.

Из ожидаемого — увеличилась доля отвала на выборе способа идентификации.

Из интересного — среди тех, кто выбрал Контакт, отказов практически не было: пришли и получили деньги.

Что можно в этой ситуации сделать:

  • поработать над UI, чтобы снизить количество отказов до уровня, когда тестировали вручную;
  • приоритезировать во флоу и/или давать скидку за получение денег через Контакт.

Что еще интересно — клиенты столкнувшись с необходимостью проходить полную идентификацию, просили отменить их заявку и после брали займ на сумму до 15 000 рублей. Поэтому интересно протестировать эту гипотезу в автоматическом режиме, упростив для клиента флоу.

Заключение

Очевидно, что необходимость проходить полную идентификацию затронула и клиента, и МФО, ставя под сомнение одно из ключевых преимуществ — возможность получения денег тут и сейчас.

Даже введение этой процедуры всеми игроками рынка и максимальное упрощение флоу не позволит достичь прошлого уровня в IR: необходимы изменения в продукте.

Например, выпуск кредитных карт и в таком случае встреча станет не предлогом к сбору данных, а к передаче карты с деньгами. Косвенно это подтвердил тест с Контактом. Дополнительным преимуществом для клиента будет возможность снимать деньги с карты без необходимости подавать каждый раз новую заявку.

Или, например, пересмотр политики открытия больших сумм и сроков. Как показывает практика, если клиент с легкостью выплачивает займы до 10-15К, то далеко не факт, что он выплатит займ в 30К, скорее всего наоборот, просрочит его.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Кто подлежит идентификации по 115-ФЗ

Банк проводит идентификация клиента не позднее
все статьи Кто подлежит идентификации по 115-ФЗ

Сегодня мы рассмотрим все тонкости и нюансы идентификации клиента в банке 115-ФЗ.

Закон «О противодействии легализации доходов» действует с 2001 года. Его основным назначением является идентификация потребителей перед обслуживанием в банковских организациях. За годы своего действия законодательный акт дополнился пунктами и изменился. Юридическим и физическим лицам, заводящим расчётные счета в банках, необходимо знать, кого нужно идентифицировать по 115-ФЗ.

Как идентифицируются клиенты банков

На выполнение банковских операций имеет право только владелец счёта. Для предотвращения незаконных переводов кредитные организации должны выполнить идентификацию гражданина, то есть установить и проверить информацию о нём. Данные помогут в том случае, когда гражданин замешан в экономическом преступлении или помогает экстремистским группировкам.

К организациям, производящим идентифицирование, относятся не только банки. Контролирующими функциями наделены:

  • представители рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • лизинговые компании;
  • работники почты;
  • сотрудники ломбардов;
  • букмекеры и тотализаторы;
  • организации, управляющие НПФ и инвестфондами;
  • организации, занимающиеся посредничеством в сделках купли-продажи недвижимости;
  • иные организации, профессионально участвующие в процессе оборота денежных средств, финансовых активов и другого имущества.

Для идентификации по 115-ФЗ существует установленный порядок действий. Для проведения процедуры необходимо получить определённый набор информации. Для клиентов разных статусов – различные требования:

  • физлицо – гражданин России: Ф. И. О., дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность (паспорт, загранпаспорт, паспорт моряка, военный билет, иные документы);
  • физическое лицо – иностранец: аналогичные сведения, данные из карты мигранта и доказательство того, что он находится в РФ законно;
  • юрлицо с российским гражданством: название, форму собственности, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • юридическое лицо с иностранным гражданством: название, регистрацию в России и в стране, где оно зарегистрировано;
  • иностранная структура (не юрлицо) : название, сведения о государстве инкорпорации, коды регистрации в налоговой, где проводится основная деятельность, данные о собственности в управлении, сведения об учредителях и управляющих.

Все удостоверяющие личность гражданина документы должны действовать во время их предъявления. Банки для этого используют сайт ФМС, вводя на специальном сервисе серию и номер паспорта.

Для того, чтобы юридическое или физическое лицо получило статус клиента, банки также проводят следующие процедуры:

  1. запрашивают информацию о том, для чего юридическое или физическое лицо планирует совершать операции через банковскую организацию;
  2. узнают о происхождении денег или имущества, которые используются при транзакции; выясняют конечных владельцев юридического лица;
  3. формируют и собирают имеющиеся данные и отправляют её в службу, уполномоченную вести финансовый мониторинг;
  4. регулярно проверяют, не входят ли их клиенты в число неблагонадёжных лиц, перечни которых публикуют надзирающие органы. Если подозрительные граждане обнаруживаются, банк блокирует их счета и операции и подаёт информацию в уполномоченные структуры.

Процедуру идентификации целесообразно осуществлять при помощи анкетирования. Следует составить документ с перечислением сведений о клиенте и проводимой деятельности, а также о выгодоприобретателе. Анкету можно составить как на бумаге, так и в электронном виде. Она заверена подписью сотрудника банка, отвечающего за работу с клиентурой.

Если Вам необходима помощь в заполнении такой анкеты звоните +7 (800) 550-20-42 или +7 (499) 213-07-76 в Москве и получите бесплатную консультацию по данному вопросу от юристов Unblock.money.

Банкам положено обновлять информацию о клиентах регулярно. По закону это делается ежегодно. Если возникают некоторые сомнения в достоверности сведений, то сбор информации производят в течение недели после возникновения подобных сомнений.

Виды и характеристика идентификации

Идентификация клиента в банке по 115-ФЗ разрешена не только по полной, но и по упрощённой форме. Во втором случае не нужно определять представителей, выгодоприобретателей и конечных владельцев клиентов, показывать, для чего ведётся деятельность и проводятся определённые операции. Упрощённая идентификация возможна в электронной форме .

Такую процедуру можно проводить не всегда, а в установленных случаях при соблюдении следующих критериев:

  • транзакция, которую выполняет клиент, не нуждается в спецконтроле (критерии устанавливает упомянутый выше закон);
  • клиент находится в доверии у банковских работников или приравненной к банку организации;
  • транзакция не имеет подозрительного экономического смысла и не даёт возможности подозревать клиента в том, что он пытается по каким-либо причинам избежать основательной проверки.

Некоторые операции, которые не вызывают никаких сомнений и признаются малоопасными, можно выполнить без необходимой идентификации. К подобным операциям относят:

  • переводы в размере менее 15 тысяч рублей. Исключение — это покупки, операции по которым требуют обязательной идентификации согласно постановлению правительства России;
  • приобретение валюты в рублёвом эквиваленте менее 40 тысяч рублей (только для физлиц); приобретение изделий из драгметаллов и камней на сумму не более 40 тысяч рублей. Если физлицо для расчёта использует электронные средства, то допускается сумма до 100 тысяч рублей.

Необходимо заметить, что сотрудники банка не всегда оценивают клиентов объективно. Если гражданин, подпадающий под упрощённую идентификацию клиента по 115-ФЗ, вызовет какие-то подозрения у специалиста, тот вправе попросить у него все указанные сведения и документы.

Кого кроме клиента идентифицируют организации

Рассматривая определение идентификации по 115-ФЗ, можно понять, что банки подвергают этой процедуре не только клиента, являющегося владельцем счёта. Идентифицировать также положено:

  • доверителей клиента;
  • выгодоприобретателей по операциям, которые проводит потребитель;
  • бенефициарных владельцев юрлиц.

Банки наделены правом требовать документы и данные, при помощи которых устанавливается личность, состояние финансов клиента, вид его деятельности. Клиент должен предоставить необходимую информацию.

Если он отказывается это делать или умышленно обманывает банк, ему имеют право отказать в обслуживании.

Если у кредитной организации возникли определённые сомнения, она должна направить информацию в органы финансового мониторинга, поскольку только этот орган наделён правом выносить законные решения и осуществлять более тщательную проверку.

«Unblock.money» предлагает профессиональные юридические услуги в сфере бизнеса. Опытные юристы ответят на все ваши вопросы, связанные с идентификацией по 115-ФЗ, помогут подготовить необходимые документы, чтобы у банка не возникло подозрений.

Вы можете получить консультацию по вопросу идентификации по 115-ФЗ в нашем офисе, по адресу: Москва, Ленинский проспект, 19, строение 1 или позвонить по номеру +7 (800) 550-20-42. С нами ваш бизнес будет развиваться и расти.

11.11.2019

Отозвана лицензия у Чувашкредитпромбанка

Противодействие легализации доходов

Банк проводит идентификация клиента не позднее

В целях реализации программы идентификации, руководствуясь Договором банковского счета, а также Статьей 7 Федерального закона от 07.08.

2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», Банк обязан не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений, обновлять информацию о Клиентах, их Представителях, Выгодоприобретателях и Бенефициарных владельцах.

При этом на всех Клиентов согласно п. 14 Статьи 7 Федерального закона от 07.08.

2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» возложена обязанность по предоставлению, информации, необходимой для исполнения Банком требований указанного Федерального закона, включая информацию о своих Выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и Бенефициарных владельцах.

Уведомление от Банка о необходимости обновления сведений может быть направлено посредством СМС-сообщения, ДБО, электронного письма, почтового отправления.

Обращаем Ваше внимание на необходимость самостоятельного предоставления в Банк документов и сведений при изменении идентификационных данных в течение 5 календарных дней с даты возникновения события.

Представитель Клиента

Представитель Клиента — лицо, при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет Клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе, а также единоличный исполнительный орган юридического лица.

Бенефициарный владелец

Бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) Клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия Клиента. Бенефициарным владельцем Клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что Бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.

При этом юридические лица согласно статье 6.1 Федерального закона от 07.08.

2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», обязаны располагать информацией о своих Бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих Бенефициарных владельцев идентификационных сведений.

Сведения о своих бенефициарных владельцах юридическое лицо обязано обновлять не реже одного раза в год и документально фиксировать полученную информацию.

Выгодоприобретатель

Выгодоприобретатель — лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует Клиент.

Выгодоприобретателем является:

  • по платежу за 3-е лицо — третье лицо, указанное в назначении платежа или в дополнительных реквизитах (за кого осуществляется платеж)
  • по договору банковского вклада — третье лицо (в пользу которого открывается вклад)
  • по договору поручения — Доверитель
  • по договору комиссии — Комитент
  • по агентскому договору — Принципал
  • по договору доверительного управления — лицо (в пользу которого заключается договор)
  • по договору страхования — лицо (в пользу которого заключается договор страхования)

Обновления идентификационных сведений физического лица — Клиента Банка

При изменении идентификационных данных, предоставленных в Банк при открытии счета (изменении ФИО, гражданства, реквизитов документа, удостоверяющего личность, данных миграционной карты и данных документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ, изменении адреса места жительства (регистрации) или места пребывания, контактной информации (номер телефона/факса, адрес электронной почты, почтовый адрес др.), Клиенту необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события обратиться в ближайшее отделение, Клиентский центр Банка и предоставить обновленные сведения и документы.

При изменении идентификационных сведений лица, являющегося Представителем Клиента и/или изменении наименования, даты выдачи, срока действия, номера документа, подтверждающего наличие у лица полномочий Представителя, необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события предоставить в Банк информацию и документы, подтверждающие данные изменения. При появлении (смене) Бенефициарного владельца и/или Выгодоприобретателя, необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события предоставить в Банк идентификационные сведения и подтверждающие документы о Бенефициарном владельце, Выгодоприобретателе.

Обновления идентификационных сведений Индивидуального предпринимателя и юридического лица — Клиента Банка (далее — ЮЛ/ИП)

При изменении идентификационных данных ЮЛ/ИП, предоставленных Клиентом при начале деловых отношений с Банком или предыдущем обновлении сведений, а также физического лица, являющегося Представителем, учредителем (участником)/ Бенефициарным владельцем Клиента/ Выгодоприобретателем (при наличии) Представителю ЮЛ/ИП необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события обратится в ближайшее(ий) отделение, Клиентский центр Банка и предоставить обновленные сведения на основании опросного листа и подтверждающие документы.

Идентификационные данные:

  • В целях идентификации (обновления сведений) об индивидуальном предпринимателе и частнопрактикующем лице (например, адвокате, нотариусе, арбитражном управляющем) необходимо предоставить следующие сведения, подтвержденные документами или надлежаще заверенными копиями документов:
    1. сведения о документе, удостоверяющем личность (серия, номер паспорта, дата выдачи, место выдачи, код подразделения), место рождения, дату рождения физического лица;
    2. сведения об идентификационном номере налогоплательщика;
    3. сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
    4. сведения о лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию;
    5. контактная информация (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес (при наличии);
    6. сведения (документы) о финансовом положении;
    7. сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества индивидуального предпринимателя;
    8. сведения о Бенефициарном владельце (Бенефициарных владельцах) индивидуального предпринимателя (при наличии).
  • В целях идентификации (обновления сведений) о юридическом лице, кроме кредитных организаций, необходимо предоставить следующие сведения, подтвержденные документами или надлежаще заверенными копиями документов:
    1. Наименование (полное);
    2. организационно-правовая форма;
    3. адрес юридического лица;
    4. сведения о лицензии на право осуществления деятельности (при необходимости);
    5. сведения об органах юридического лица;
    6. сведения о величине зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или величине уставного фонда, имущества;
    7. контактная информация (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес (при наличии);
    8. сведения (документы) о финансовом положении;
    9. сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества юридического лица;
    10. сведения о Бенефициарном владельце (Бенефициарных владельцах) юридического лица;
    11. сведения о наличии у юридического лица статуса хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса в безопасности РФ, а также не является ли Клиент обществом, находящимся под прямым или косвенным контролем организаций и обществ, указанных в статье 1 Федерального закона № 213-ФЗ.

Документы и сведения, направляемые в Банк, на основании которых осуществляется идентификация Клиента, Представителя Клиента, Выгодоприобретателя, Бенефициарного владельца, должны быть действительными на дату их предъявления (получения).

При непредоставлении Клиентом обновленных идентификационных данных и подтверждающих документов, Банк вправе приостановить работу Клиента в системе ДБО, а также вправе реализовать полномочия, определенные п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.

2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», а именно, отказать в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции до получения необходимых документов (информации).

Банк проводит процедуру идентификации клиента не позднее

Банк проводит идентификация клиента не позднее

› О требованиях Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, предъявляемых к банкам и их клиентам.

Банк – Закрытое акционерное общество «Сити Инвест Банк»; Клиент – физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель и лицо, занимающееся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой) или юридическое лицо (в том числе кредитная организация) находящееся или принимаемое на обслуживание в Банке, а также лица, обращающиеся в Банк для проведения операций разового характера, включая операции без открытия банковского счета (вклада); Бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента; Выгодоприобретатель – лицо, не участвующее в проведении операции, но к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договора поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок; Представитель Клиента (Представитель) – лицо, совершающее сделки и/или операции с денежными средствами или иным имуществом от имени Клиента, полномочия которого подтверждены доверенностью, договором, законом либо актом уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, в том числе лица, которым предоставлены полномочия по открытию/закрытию, распоряжению банковским счетом (вкладом) с использованием технологии дистанционного банковского обслуживания; Закон № 115-ФЗ — Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Идентификация — совокупность мероприятий по установлению определенных законодательством РФ и внутренними нормативными документами Банка сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий; Блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг — запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, не включенным в указанный перечень, но в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма).

Предоставлять Банку, информацию, необходимую для выполнения Банком требований Закона № 115-ФЗ, включая информацию необходимую для идентификации клиента, его представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.

Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», N 115-ФЗ | ст. 7 1.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: 1) до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.

4-2 настоящей статьи, установив следующие сведения: в отношении физических лиц — фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения; в отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано; в отношении иностранной структуры без образования юридического лица — наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности, а в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией также состав имущества, находящегося в управлении (собственности), фамилию, имя, отчество (при наличии) (наименование) и адрес места жительства (места нахождения) учредителей и доверительного собственника (управляющего); 1.1) при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов, в том числе иностранных структур без образования юридического лица, получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные

Удаленная идентификация

— это механизм, позволяющий физическим лицам получать финансовые услуги дистанционно в разных банках, подтвердив свою личность с помощью биометрических персональных данных (изображение лица и голос).

Механизм удаленной идентификации разработан Банком России в рамках реализации Основных направлений развития финансовых технологий на период 2020 — 2020 годов.

Создание и развитие платформы для удаленной идентификации позволяет перевести финансовые услуги в цифровую среду, повысить доступность финансовых услуг для потребителей, в том числе людей с ограниченными возможностями, пожилого и маломобильного населения, а также увеличить конкуренцию на финансовом рынке.

Для реализации механизма удаленной идентификации разработаны нормативные (правовые) акты, а также сформирована технологическая инфраструктура, в том числе Единая биометрическая система, которая совместно с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) обеспечит достоверную идентификацию пользователей.

Процедура для пользователя является бесплатной и добровольной и будет осуществляться только с согласия клиента. В разных банках В любом месте В любое время

1 Пройти первичную регистрацию биометрических данных. Гражданину нужно прийти в один из уполномоченных банков, обладающих правом проводить регистрацию физических лиц в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единой биометрической системе.

Такой Банк проведет идентификацию физического лица при личном присутствии, зарегистрирует его в ЕСИА, а также снимет биометрические параметры (сфотографирует и запишет образец голоса) и направит их в Единую биометрическую систему.

2 Получить банковские услуги с помощью удаленной идентификации. Для получения услуги в новом банке гражданину нужно зайти на сайт или мобильное приложение этого банка и выбрать получение услуги с использованием удаленной идентификации.

Далее необходимо пройти авторизацию в ЕСИА и подтвердить свои биометрические данные с помощью смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера с камерой и микрофоном.

Для подтверждения своих биометрических данных с мобильного устройства необходимо скачать мобильное приложение Единой биометрической системы. Приложение доступно для скачивания в и . После сравнения лица и голоса гражданина с ранее внесенными в Единую биометрическую систему данными, он сможет открыть счет (вклад), получить кредит, сделать перевод, не приходя в банк.

QR-код для скачивания мобильного приложения Единой биометрической системы 2017 год — обеспечено законодательное закрепления возможности проведения удаленной идентификации. 31 декабря 2017 года подписан Федеральный закон № 482-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

.

I кв. 2020 года — создана Единая биометрическая система, с использованием которой осуществляется проведение биометрической идентификации физических лиц.

Упрощенная идентификация клиента в целях ПОД/ФТ

Многие субъекты Федерального закона №115-ФЗ знакомы с термином «идентификация» и процедурой проверки клиента в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), однако не все субъекты до сих пор разобрались с другим похожим термином «упрощенная идентификация».

К нам в компанию Ю-Питер Консалтинг часто обращаются с вопросами об отличиях между обычной идентификацией и упрощенной идентификацией и о том, какие субъекты Закона №115-ФЗ имеют право ее проводить. По этой причине я решил написать краткую статью на эту тему.

клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев для лиц, поднадзорных Росфинмониторингу, ФНС, Роскомнадзору и Пробирной палате.

Напомню, что согласно ст.

3 Федерального закона №115-ФЗ упрощенная идентификация клиента — физического лица осуществляется в случаях, установленных Федеральным законом №115-ФЗ, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента — физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений. Таким образом, главное отличие упрощенной идентификации от обычной идентификации заключается в том, что она может проводится только в отношении клиента – физического лица. То есть упрощенная идентификация не может проводится в отношении клиента – юридического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента.

Впервые термин «упрощенная идентификация» был введен Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 110-ФЗ, который вступил в силу 16 мая 2014 года.

Упрощенная идентификация клиента — физического лица проводится только при одновременном наличии следующих условий:

  1. операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ.
  2. операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона №115-ФЗ и в отношении клиента — физического лица отсутствуют полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ порядке сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  3. у работников организации или индивидуального предпринимателя, отсутствуют подозрения в том, что целью клиента — физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

В случае возникновения сомнений в достоверности сведений, представленных клиентом — физическим лицом в рамках проведения упрощенной идентификации, а равно в случае возникновения подозрений в том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, субъект Закона №115-ФЗ, обязан провести идентификацию в общем порядке.

О некоторых аспектах порядка идентификации представителя клиента в связи с внесением изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ

06.06.2011 33 049 Банк просит разъяснить применение ст.7 Федерального закона от 7 августа 2001 г.

N 115-ФЗ

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.