Дидактическая игра по триз для младшего возраста

Содержание

6 полезных ТРИЗ-игр, которые научат нестандартному мышлению — Телеканал «О!»

Дидактическая игра по триз для младшего возраста

Вы когда-нибудь слышали о методике ТРИЗ? Этот популярное педагогическое направление, цель которого — сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность. О специальных играх по методике ТРИЗ «О!» рассказала Анастасия Гончарова, сертифицированный ТРИЗ-специалист, педагог, автор курсов по развитию творческого мышления для детей и взрослых.

Гончарова Анастасия, сертифицированный ТРИЗ специалист, педагог, автор курсов по развитию творческого мышления для детей и взрослых, соавтор учебных пособий по ТРИЗ, руководитель ТРИЗ школы

ТРИЗ — это Теория решения изобретательских задач, она была создана писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ — это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение.

Для того, чтобы прийти к этой теории, автором было проанализировано более 40 000 патентов на изобретения и авторских свидетельств, благодаря чему удалось выявить закономерности, помогающие изобретателям пройти путь от идеи и до ее реализации и внедрения.

Задача ТРИЗ в дошкольном возрасте — развивать фантазию и воображение детей, учить их системному мышлению и осознанию происходящего вокруг, а также дать в руки преподавателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира и уметь находить решения.

Занятия по ТРИЗ формируются в зависимости от возраста учащегося, вот почему объекты изобретательской деятельности могут меняться. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают сказки, игрушки, загадки, пословицы, играют в подвижные игры. Для ТРИЗ-игр, как правило, необходимо минимум материалов, основной акцент делается на рассуждениях и поиске идей для игры или задачи.

Эти игры помогут вам прикоснуться к миру творчества и изобретательства.

«Волшебная палочка»

В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!

Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»

Возможные варианты ответов:

  • Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
  • Хочу увеличить выходные.
  • Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»

  • Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
  • Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.

Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!

«Хорошо-плохо»

Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового. В детском возрасте мы учим детей находить противоречия в мире. Для этого можно использовать игру «хорошо-плохо».

Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания.

Например, родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы».

Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.

«Мешочек с сокровищами»

Одной из важных составляющих тризовского мышления является системное умение видеть предмет во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее.

Эта игра научит понимать предметы в настоящем, осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду принадлежат. В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек.

Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.

Желательно брать одновременно не более 5−6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.

После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее).

«Не да, а нет!»

Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно:

  • Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!
  • Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.
  • У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.

Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.

«Составь загадку»

Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».

Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!

«А что потом?»

Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.

  • Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
  • Сначала вторник, а потом? — Среда.
  • Сначала вечер, а потом? — Ночь.
  • Сначала завтрак, а потом? — Обед.

С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:

  • Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
  • Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.

Изобретатель создает будущее, именно придумывая новое мы двигаемся вперёд.

Кто знает, если бы не изобретения и творчество человека, может мы и жили бы до сих пор в Каменном веке? Поэтому почаще представляйте вместе с ребёнком будущее, рисуйте автомобили и города будущего, обсуждайте, как может измениться та или иная техника, стройте свои прогнозы на то, что может произойти с социальными системами: какие будут больницы будущего, а школы будущего? Создавайте, формулируйте и обсуждайте своё видение того, как будет устроен наш мир.

Дидактическая игра по триз для младшего возраста

Дидактическая игра по триз для младшего возраста

Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок.

Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

2-й вариант: то же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется — вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в «почетные».

Игра пройдет живее, если предварительно немного потренировать детей в назывании свойств различных предметов.4-й вариант: учить находить общее

Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста».

картотека на тему

Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк). Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).

Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).

Слайд 5Игра на определение линии развития объекта «Чем был – тем стал» (проводится с начала средней группы) Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют … Ход игры: При уточнении понятия относительности размера Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим. Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем. Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.Слайд 6Игра на определение линии развития объекта «Раньше – позже» (проводится со 2 младшей группы)

Дидактические пособия для игр по технологии ТРИЗ — РТВ для детей младшего дошкольного возраста

В этом доме живут необычные жильцы.

В свои квартирки они попадают с помощью лифта.

Хотите тоже покататься на лифте вместе с жильцами?

(помещает изображение на схему, что будет находиться на первом этаже?

Д: – Части цветка: лепестки, серединка, стебелек, листочки, корни.

В: – А что будет на третьем этаже, где может быть ромашка?

Д: – Клумба, букет, ваза с цветами, поляна в лесу … Аналогично рассматриваются «торт», «гитара», после чего еще 2–3 объекта, предложенных детьми.

2)В: – Все жители домика тоже вышли погулять, а потом забыли, кто на каком этаже живет. Помогите им вернуться. Воспитатель предъявляет наборы из трех карточек, нужно расставить по порядку: место – предмет – часть (надсистема, система, подсистема.)

Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста

Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества.

. . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.) Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом). Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить — разрушать выход — вход,.)

Игры для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи, творческого мышления, воображения дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

В гости к детям приходит Петушок (бесцветный силуэт).

Дети здороваются с ним, знакомятся.

Воспитатель отмечает, что Петушок белого цвета и спрашивает детей, как сделать его красивым (выслушивает все варианты без замечаний). Педагог предлагает детям отправить Петушка гулять по «волшебной дорожке».

Дети называют цвета, живущие на этой дорожке.

Петушок гуляет по дорожке и окрашивается в соответствующий цвет.

Метод «Синектика» предложен У.

Гордоном в 50 годы двадцатого столетия.

Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов».

Мастер-класс для педагогов «Применение пособий и игр ТРИЗ в работе с детьми»

это не только полезно, но ещё и очень интересно. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Пособие «ФОНТАН ПРИЗНАКОВ»

Материал: демонстрационное пособие «Фонтан», карточки-признаки со схематичным изображением имён признаков съёмные, можно с ними работать отдельно.

Условные обозначения: Палитра с красками – обозначает цвет; человек – движение, действие; волнистые и ломаные линии – рельеф; М – материал; весы – вес; четыре стрелки, направленные в разные стороны – ориентировка в пространстве; духи – запах; два прямоугольника – размер; геометрические фигуры – форма; часы – время; домик – местонахождение; термометр – температура; конфеты – вкус; пирамидка, разделённая на части – часть; пальцы рук – количество; колокольчик – звук; капелька – влажность.

ИГРЫ С ПОСОБИЕМ «ФОНТАН ПРИЗНАКОВ» 1.

Игра «Чудесный мешочек»Цель: учить описывать объект, используя имена признаков.

Картотека игр по технологии ТРИЗ для детей 3–4 лет

Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке.

Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает Игры на формирование умения выделять функции объекта «Дразнилка» (проводится с середины средней группы) Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др. Воспитатель: Кошка. Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка … Воспитатель: Собака.

Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.

Ведущий ребенок. Воспитатель: Я – кабан.

ТРИЗ-игра «Чудесные вещи»

Свойство, которое зашифровано на карточке переносится на объект. Ведущий вместе с игроками обсуждает, какой получается предмет, что в нем хорошего, что плохого, как это плохое можно изменить, превратив в хорошее.

Когда игра будет освоена, советую добавить карточки с пустыми картинками, чтобы можно было придумывать самому, каким свойством наделить предмет. Как это работает? Для начала придумаем необычное животное, воспользуемся и соединим зебру и черепаху, получается зеброверепаха (пример диалога взят из пособия Л.Е.

Белоусовой). Воспитатель. Этот зверь фантастический, в жизни таких не бывает. Какое это животное? Узнать это нам поможет игра «Чудесные вещи».

Воспитатель. Как умеет двигаться наш зверь? (Вы­кладывает перед детьми игровые карточки из серии «дви­жение».) Ребенок (выбирает карточку с нарисованным на ней мячиком). Он будет прыгать высоко и низко, как мяч.

Воспитатель. Чем это хорошо? Ребенок.

Картотека игр по ТРИЗ-технологии

Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Правила игры. Эта игра построена на вопросах и ответах.

«Что будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук?»

, «Что будет, если летом пойдет снег?» Вопросы могут быть разными как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?» Ход игры: Воспитатель задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если в ванну с водой упадёт бумага».ребенок отвечает бумага намокнет, растает, поплывёт и т.д.6 «Солнышко светит» (с 3-х лет). Цель: на развитие мышления, речи, речи, гибкость ума, воображения.

Правила игры: Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает. Например, дождь идет, а еще. солнышко светит.

собака лает. паровоз мчится. Ход игры: Можно объединить два предмета или живых существа и называть общие для них действия.

Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»

Метод каталога. Цель: обучение творческому рассказыванию, обогащение активного словарь, развитие фантазирования.

4. Метод маленьких человечков. Цель: знакомство детей с моделированием мира, с анализом природы вещества или явления. В жидком, твердом, газообразном состоянии живут маленькие человечки.

В жидком — жидкие и т. д. -В чем живут жидкие человечки? -В чем одновременно живут и твердые и жидкие человечки?. 5. Метод золотой рыбки. Цель: развитие фантазирования, обогащение словаря, заучивание стихотворений.

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Реальная составляющая — поймал старик неводом рыбку.

Фантастическая составляющая — говорит человеческим голосом, и плавает в море. Как сделать так, чтобы рыбка могла говорить, оказалась в море.

6. Метод Робинзона. Цель: выделение детьми ресурсов объекта, создание фантастических ситуаций.

Картотека на тему: Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»

Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).

Слайд 5Игра на определение линии развития объекта «Чем был – тем стал» (проводится с начала средней группы) Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют … Ход игры: При уточнении понятия относительности размера Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.

Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.

Картотека игр по ТРИЗ. Младший дошкольный возраст

В: Вежливый человек – это какой и что умеет делать?

Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести. В: Еще? Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека.

В: Что может растение? Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться. В: Что может слон? Д: Слон умеет ходить, дышать, расти.

Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке.

Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает. В: Что может дождь? Д: Растворить лед. В: Когда и почему? Д: Когда ярко светит солнце, тепло.

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ-технологии

Поэтому в своей работе в 2020-2020 году я решила остановить свой выбор именно на технологии ТРИЗ, использование которой способствует развитию речи, творческого воображения, задействует такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковую активность, стремление к новизне.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, созданная в 1946 г. отечественным исследователем Г. С. Альтшуллером. Применение данной технологии способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь малышей.

[1] Цель: показать эффективность использования дидактических игр по ТРИЗ-технологии как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: — Анализ литературы по проблеме исследования; — Создание картотеки дидактических игр по технологии ТРИЗ для формирования связной речи детей во второй младшей группе;

Картотека дидактических игр по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста

Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере раскрыть творческий потенциал ребенка. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь.

Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач. В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией.

Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём». Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере раскрыть творческий потенциал ребенка.

Технология ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески

Причём это мышление должно было давать не только правильные, но и быстрые результаты. Этого, по словам самого Г.

Альтшуллера, требовала научно-техническая революция, темпы которой всё ускоряются, а выдвигаемые задачи становятся всё сложнее и сложнее.

Закономерно, что ТРИЗ прижилась в дошкольной педагогике, трансформировалась с учётом возрастных особенностей маленьких изобретателей и активно используется на практике.

Ведь независимо от того, кем станет ребёнок в будущем, «технарём» или «гуманитарием», быстрота и правильность в принятии решений в современной жизни ему обязательно пригодятся.

Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта. Г. С.

Альтшуллер Генрих Альтшуллер был убеждён в гениальности детства и заботился о судьбе будущих поколений Какие же идеи Генриха Альтшуллера могут быть применимы в дошкольной педагогике?

В первую очередь, это его представление о творческих и интеллектуальных способностях человека, и их роли в решении задач изобретательства: Творчество — процесс не хаотичный, а научно обоснованный.

Дидактическая игра с использованием технологии ТРИЗ «Умные кубики»

Учить использовать имя признака, совершенствовать умение работать со схемами.

Обогащать словарный запас детей. Ход игры: Выбирается ведущий, вставляет в пустой кубик предметные картинки.

Игроки бросают по очереди все кубики, и «читают» получившийся вопрос по схематическим изображениям на верхних гранях к выпавшей картинке (первый кубик-карточка с вопросом, второй кубик – признак, третий – объект.

Например: -вопросное слово “ что я знаю про это?» -картинка с изображением леса; -схема признака- «место». Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.» «Что я знаю про лесные места?» или «Что я думаю про лесное место?» Усложнение. -Воспитатель предлагает детям составить предложение, используя карточки с именами признаков, карточки с вопросами и картинки.

-Затем предлагают озвучить первое, второе, третье слово в предложении.

Игры по триз технологии в старшей группе своими руками

Дидактическая игра по триз для младшего возраста

Так, дошкольники и младшие школьники изобретают сказки, игрушки, загадки, пословицы, играют в подвижные игры.

Для ТРИЗ-игр, как правило, необходимо минимум материалов, основной акцент делается на рассуждениях и поиске идей для игры или задачи.Эти игры помогут вам прикоснуться к миру творчества и изобретательства.

«Волшебная палочка»В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение.

Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»Возможные варианты ответов:Хочу уменьшить зиму и увеличить

ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий

Результатом труда строителей.

Библиотека изображений «МААМ-картинки» ЦЕЛИ: Вовлекать детей в содержательное внеситуативное общение, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Образовывать наименования детенышей животных. Цель: формирование у детей представлений о правилах дорожного движения.

Задачи: Обучающие: расширять и систематизировать знания детей о ПДД, закреплять правила поведения на проезжей части, формировать чувство ответственности при соблюдении ПДД. Развивающие: развивать у детей.

ТРИЗ-технологии картотека по теме

Становясь взрослым, человек начинает мыслить и действовать рационально, руководствуясь знаниями и опытом. Фантазирование же считают уделом детей и чудаков.

Как известно, движущая сила любой деятельности – это мотивация.

Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель.

Его внимание направлено на то, что ему интересно.

А интерес сопровождается положительными эмоциями.

Стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных средств и форм обучения: дидактических игр, конструкторов, игрушек – трансформеров, занятий – путешествий.

Но насколько совместимы понятия игра и серьёзная интеллектуальная работа? Поиск ответа побуждает использовать среди современных инноваций именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.

Игры в ТРИЗ-педагогике

Дидактическая игра по триз для младшего возраста

В этой подборке собраны самые популярные игры, которые применяются в ТРИЗ-педагогике. Это именно самые известные и эффективные игры, а не все возможные.

Так как все возможные вряд ли поместились бы даже в увесистый том, к тому же их количество постоянно растет. Дело в том, что ТРИЗ-педагогика, как губка, впитывает в себя все эффективные, развивающие мышление и креативность инструменты.

И самые проверенные остаются в арсенале ТРИЗ-педагогов и успешно применяются на занятиях.

Проверьте себя, все ли развивающие игры из подборки вам знакомы? А если да – то все ли игры вы используете максимально эффективно?

Подборка может быть полезна как новым ТРИЗ-педагогам, так и всем учителям и родителям, которые занимаются развитием мышления у детей.

1) ДА-НЕТКИ

Рекомендуемый возраст: от 7 до 100 лет.

Суть игры: ведущий что-то загадывает. Участники угадывают что, задавая вопросы. Но задавать можно только такие вопросы, на которые ведущий сможет ответить «да» или «нет».

Один из простых вопросов, к примеру: «Угадай, что за еду я загадал?»

В чем польза игры? Тренируем умение задавать сильные вопросы. В рамках игры это те, которые отсекают сразу много возможных ответов. А также тренируем память – ведь чтобы разгадать предмет – придется удержать в голове много предыдущих ответов!

Дополнительные идеи: в какой-то момент у игроков может сформироваться алгоритм по разгадыванию (четкая последовательность сильных вопросов). Тогда меняйте загадываемое! Пускай на этот раз это будет не предмет, а герой книги или фильма. Освоились? Отлично, придумываем другие виды да-неток. Например:

  • Да-нетки под микроскопом;
  • Да-нетки по картинкам;
  • Да-нетки про древние виды.

Главное не забывать отмечать сильные вопросы. А еще можно усложнять условия – например задать можно не больше 10 вопросов. Справились? А теперь не больше 7ми. А слабо за 5 вопросов угадать? Нет предела совершенству 🙂

2) ДРУДЛЫ

Рекомендуемый возраст: От 5 до 100 лет.

Суть игры: ведущий предлагает посмотреть на какую-то непонятную абстрактную картинку. Участники придумывают как можно больше вариантов, на что похоже это изображение.

В чем польза игры? Подобные визуальные загадки используются в ТРИЗ-педагогике для развития воображения, также хорошо идут как разминка на активацию креативного мышления перед последующими заданиями.

Дополнительные идеи: друдлы можно не только рассматривать, но и самостоятельно рисовать и дорисовывать по очереди. Например – первый участник нарисовали каракулю, а второй дорисовал ее до какого-то полноценного объекта и наоборот.

Можно дорисовывать один и тот же друдл, ведь чем больше найдёте вариантов – тем больше прокачаете фантазию. Примеры здесь.

Друдлы можно находить и в реальной жизни, например, на заборе 🙂 Примеры здесь.

Отличными друдлами на прогулке служат кроны деревьев и облака. В дороге даже можно сфотографировать облако себе на телефон – и дорисовать в любой рисовальной программе:

А может, вам удобнее решать друдлы в виде коротких анимационных роликов? Да и формат мультиков детям ближе. Тогда можно воспользоваться подборкой видео-друдлов на нашем YouYube канале ТРИЗиКот.

3) МАГНИТНАЯ АНОМАЛИЯ

Рекомендуемый возраст: от 5 лет до 8 лет.

Суть игры: представим, что мы оказываемся на загадочной планете. Она почти такая же, как наша, но на ней очень часто возникают магнитные аномалии. Всем жителям планеты, чтобы не улететь в открытый космос, нужно по команде ведущего успеть «примагнититься» к определённому объекту.

В чем польза игры? С её помощью можно осваивать различные свойства предметов в активной форме, а также развивать смекалку и креативность.

Дополнительные идеи: объектами в игре могут быть как предметы, так и свойства. Например, «примагничиваемся к стене!» или «примагничиваемся к зелёному!».

А когда простые предметы и признаки будут освоены – начинаем креативить. Например, в комнате, где нет растений – сказать «примагниться к чему-то растущему». Тут нужно сообразить – что люди – тоже растут.

А, может, получится найти и какой-то еще более необычный вариант ответа?

Или «примагниться к потолку» — эту задачку еще решить надо, перед тем, как осуществить 🙂

Кстати, чтобы было веселее и подвижнее – играем на скорость, включаем обратный отсчёт! 5…4…3…2…1…!

Подробное описание игры, видео-инструкцию и список свойств, в которые можно играть – вы найдете по ссылке.

4) СОЛНЦЕ-СОБАКА-ПОМИДОР

Рекомендуемый возраст: от 10 до 100 лет.

Суть игры: это упражнение похоже на «Найди лишнее», только наоборот. Задание заключается в том, чтобы найти объединяющий признак у двух объектов, а третий исключить.

В чем польза игры? По версии автора с помощью игры можно даже создать себе новую извилину 🙂 Но только если выйти на новый уровень решения, найти новую область сравнения, которую еще не нашли другие участники игры, и которая не была на поверхности!

Дополнительные идеи:

Подробное описание упражнения от автора Сергея Фаера по ссылке.

Посмотреть, как участники находят новые уровни решений можно здесь.

5) Хорошо-плохо

Рекомендуемый возраст: от 10 до 100 лет.

Суть игры: ведущий называет любое явление или событие (например – выигрыш в лотерею), а участники поочередно называют, что в этом хорошего и что в этом плохого.

В чем польза игры? Игра тренирует умение находить и выявлять противоречия — один из главных навыков «тризовского» мышления. Ведь в основе почти каждой изобретательской задачи лежит именно противоречие: «с какой-то стороны это хорошо, а с какой-то плохо». После правильной формулировки противоречия – задачу решить значительно проще.

Дополнительные идеи:

В «Хорошо-плохо» можно играть и по-другому. Например, строить цепочку, где участники находят плюсы и минусы не одного события, а разных его следствий.

Например, ведущий говорит первый негативный факт: «Поскользнулся на льду», первый участник должен сказать, почему это хорошо, например «в следующий раз буду внимательнее».

А следующий участник должен сказать, почему предыдущий факт — это плохо: «буду слишком внимательно смотреть под ноги и не замечу друга, который шел с другой стороны улицы» и так далее.
Еще один из вариантов игры «Хорошо-плохо» — тренировку по превращению вреда в пользу – можно посмотреть по ссылке.

6) Универсальный предмет

Рекомендуемый возраст: от 6 до 100 лет.

Суть игры: выбираем любой предмет, привычный нам и предлагаем придумать: как его можно использовать еще, иначе? Помимо основного назначения. Например, стул!

В чем польза игры? Упражнение тренирует способность видеть не только главную функцию предмета (для чего он был создан), но и скрытые функции (для чего еще он может пригодиться, например, в какой-то неординарной ситуации).

Дополнительные идеи:

Главное в этом упражнении – не останавливаться на первых ответах. Ведь только тогда, когда мозги начинают скрипеть – происходит прогресс.
Посмотреть, как участники находят новые применения для такого обычного предмета, как стул — можно здесь.

7) Сломай стереотип

Рекомендуемый возраст: от 10 до 100 лет.

Суть игры: нужно выбрать несколько шаблонов/известных фактов/стереотипов и придумать ситуации, когда они не действуют. Например: Снег холодный. Огонь горячий. Вода мокрая.

В чем польза игры? Одна из ключевых характеристик мышления изобретателя — умение мыслить нестандартно. Видеть необычное в обычном, видеть по-другому, в общем разрывать шаблоны. Игра поможет расшатать инерцию мышлению и выйти из «автоматического режима» мозга.

Дополнительные идеи:

Посмотреть, как участники играют в «Сломай стереотип» можно по ссылке.

Вариант игры для малышей – это «Съедобное – несъедобное». Выбираете любой несъедобный предмет и придумываете, когда он может быть съедобным (мяч съедобный в виде торта или когда сложен из фруктов). И наоборот, когда съедобное может быть несъедобным (яблоко, когда оно старое или пластмассовое).

Вариант игры для взрослых – «Парадоксы». Соединяем вместе два качества, например «Живое» и «неживое». И придумываем ответ на вопрос: «Что может одновременно быть и живым и неживым?». Возможные ответы от участников.

8) Креатив-бой

Рекомендуемый возраст: от 8 до 100 лет.

В креатив-бою никто не пострадает. Зато мозг хорошо прокачается на открытых задачах.

Что это? Открытые задачи – это те задачи, которые встречаются в реальной жизни, а не на страницах обычных школьных учебников. В открытых задачах, как правило, нет четких условий, может быть несколько способов решений и не один правильный ответ – а множество. Теории Открытых задач на портале «Образование для новой Эры» посвящен целый раздел.

Как играть в открытые задачи? На основе решения открытых задач была создана интеллектуальная командная игра Креатив-бой. Участники делятся на команды и решают открытые задачи. Их решения оцениваются по специальным параметрам. Подробнее про правила игры, нюансы, а также задачи, в которые можно поиграть, вы найдете на портале Creatime.

Дополнительные идеи:

В решение открытых задач можно добавить и активный элемент! Для начала, ставим перед участниками любые открытые задачи, например:

  • Монета тонет в воде, а как сделать чтобы не тонула?
  • Одежда пачкается, а как сделать, чтобы не пачкалась?
  • Как сделать так, чтобы воздушный шарик не лопнул?

А дальше вы вольны сами придумать, какой элемент активности включить! Например, участники становятся на старт, и за каждое произнесенное решение – участник делает прыжок вперед и приближается к финишу. Кто доберется первым?

Или участники становятся к одной стенке. Все придумывают решения. Если кто-то не придумал решение – то вместо ответа он может сделать физическое упражнение, например загнуть руку и пройти туда-обратно к противоположной стенке. Затем если снова не будет ответа – загнуть вторую руку и снова пройти, потом ногу и так задача пройти будет постепенно усложняться.

Или включить в генерацию ответов мячик. Кто ловит мячик – должен придумать решение и бросить его следующему игроку.

9) Дополнительные материалы

Есть еще много игр из арсенала ТРИЗ-педагогов, которые не вошли в этот топ, но компактно собраны и оформлены в карточках. Например – это игры на сочинение сказок, на системное мышление, на причинно-следственные связи.

О том, как получить игры в карточках – по ссылке.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.