Как узаконить самовольную реконструкцию нежилого здания
Самовольная реконструкция
самовольная реконструкция
Нередко собственник проводит реконструкцию принадлежащей ему недвижимость, в результате которой площадь объекта недвижимости увеличивается Документы для реконструкции собственник не получал. Можно ли продолжать пользоваться новым зданием?
Прямого запрета для дальнейшей эксплуатации объекта недвижимости нет.
Однако органы власти могут попросить суд признать такое здание самовольной постройкой. И не исключено, что собственнику придется вернуть объект недвижимости в прежнее состояние или, если это невозможно, снести недвижимость. Поэтому собственнику необходимо легализовать самовольно реконструированное здание. Однако на практике это сделать непросто.
Реконструкция объектов недвижимости, как и строительство, в большинстве случаев требует специального разрешения (ч. 2 ст. 51 ГрК РФ). На практике очень часто здания и строения реконструируются без получения каких-либо документов. Как правило, это связано с тем, что разработка проектной документации, которая необходима для получения разрешения, отнимает немало времени и средств.
При этом владельцы недвижимости редко задумываются, что такая самовольная реконструкция может повлечь для них серьезные негативные последствия.Казалось бы, после самовольной реконструкции собственник может, как и прежде, свободно пользоваться принадлежащей ему недвижимостью.
Но как только собственник захочет продать реконструированную недвижимость или сдать ее в долгосрочную аренду, требующую регистрации, возникнут проблемы. Поскольку в результате реконструкции изменяются технические характеристики объекта (площадь, количество помещений), то такие данные будут отличаться от тех, которые содержатся в органах Росреестра.
По сути, у собственника будет уже не та недвижимость, что указана в ЕГРП. А значит, подтвердить свой титул собственника на реконструированную недвижимость выпиской из ЕГРП владелец уже не сможет. Как минимум это вызовет вопросы у будущего покупателя, а то и вовсе сорвет сделку. Не исключено, что самовольно реконструированным объектом заинтересуются органы власти.
Они могут не только наложить на собственника административный штраф, но и обратиться в суд, требуя привести такой объект в первоначальное состояние, а в случае невозможности даже снести его. В таком случае суды применяют статью 222 ГК РФ о самовольной постройке по аналогии к реконструированному объекту.Закон предусматривает административную ответственность как за сам процесс самовольной реконструкции (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ), так и за эксплуатацию самовольно реконструированного объекта (ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ). В первом случае компании может грозить и солидный штраф (от 500 тыс. до 1 млн рублей), и приостановление деятельности для юрлица или ИП до 90 суток. К ответственности по этой статье можно привлечь застройщика и подрядчика.
Чтобы предотвратить негативные последствия от самовольной реконструкции, необходимо принять меры по ее легализации. Как и в ситуации с самовольным строительством, сделать это можно через суд.
В таком случае основанием для внесения изменений в запись ЕГРП о реконструированном объекте будет решение суда. Однако практика показывает, что получить такое решение почти так же трудно, как легализовать самовольную постройку.
Но в то же время бывают ситуации, когда иск о легализации самовольной реконструкции вообще не срабатывает и нужно заявлять совершенно другое требование.
Иск о легализации реконструированного здания
Для начала собственнику необходимо разобраться, требовалось ли разрешение на реконструкцию и какие именно работы были проведены. Судебная практика показывает, что правила статьи 222 ГК РФ о самовольной постройке применяются далеко не во всех случаях реконструкции без разрешения.Правила статьи 222 ГК РФ применяются, если в результате реконструкции создан новый объект.
Что же является реконструкцией? Довольно подробное определение этого понятия дает Градостроительный кодекс РФ.
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГрК РФ).Как видно из определения, реконструкция может приводить как минимум к двум самостоятельным последствиям:1. К появлению нового объекта (в тех случаях, когда параметры объекта, например площадь, изменяются).2. К сохранению прежнего, но с улучшенным содержанием (например, новыми несущими конструкциями). Получается, что различные по своей цели действия Градостроительный кодекс охватывает одним термином. В итоге возникает вопрос: любая ли самовольная реконструкция требует судебной легализации? Ответ есть в совместном постановлении пленумов ВСРФиВАС РФот29.04.10 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Правила о самовольной постройке (ст. 222 ГКРФ) распространяются только на такую самовольную реконструкцию, которая привела к появлению нового объекта (п. 28 постановления №10/22). Иными словами, легализовать самовольно реконструированный объект путем подачи иска о признании права собственности на него (п. 3 ст. 222 ГКРФ) можно, только если появился новый объект недвижимости.В одном из судебных дел собственник полностью заменил несущие конструктивные элементы здания (стены, перекрытия), не изменив при этом его пространственные параметры. Суды, однако, посчитали реконструированный объект новым .В каких случаях появился новый объект, суды решают по-разному. Казалось бы, из определения реконструкции следует, что новый объект появляется, если изменяются пространственные характеристики объекта — увеличиваются этажность, площадь. Но такой подход работает не всегда.Как правило, отдельно вопрос о том, возник ли новый объект, суды не исследуют, применяя правила статьи 222 Гражданского кодекса к тем объектам, которые изменили свои параметры. Однако даже изменение этажности или площади и иных пространственных характеристик, как ни странно, по мнению судов, не всегда свидетельствует о том, что возник новый объект.Такой подход судов, когда они не расценивают итог реконструкции в качестве нового объекта, в ситуации, когда собственник подал иск о легализации реконструкции, повлечет отказ в иске.Но это не безнадежная ситуация: тогда можно попытаться обжаловать в суде сам отказ органа Росреестра в регистрации тех или иных прав на объект. А вот в случаях, когда контролирующие органы предъявляют компании — владельцу объекта иск о признании реконструкции самовольной постройкой и ее сносе, такой подход судов оказывается на руку ответчику. Если он может доказать, что новый объект не возник, хотя пространственные характеристики изменились, в иске будет отказано. Подвести суд к выводу о том, что никакого нового объекта не возникло, обычно помогает строительно-техническая экспертиза.Если орган власти обратится с требованием о сносе самовольно реконструированной недвижимости, то собственник может ссылаться на истечение срока исковой давности. Срок начинает течь с момента обнаружения нарушений, например с момента госрегистрации такого объекта, проведения проверки, либо технической инвентаризации. Но исковая давность не распространяется на требование о сносе объекта, создающего угрозу жизни и здоровью граждан.Разрешение на строительство обязательно не для каждой реконструкции. Случаи, когда получение разрешения на строительство (этот же документ выдается и для реконструкции) не требуется, указаны в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса. Перечень случаев не является исчерпывающим — сам кодекс либо иные законы могут установить другие исключения. Так, разрешение не понадобится при проведении капитального ремонта, реконструкции сооружений, не являющихся объектами капитального строительства (например, киосков, навесов).Также разрешение не нужно для строительства и реконструкции строений и сооружений вспомогательного использования. Что является таким объектом, в Градостроительном кодексе не указано. Как правило, суды считают, что строение является вспомогательным, если по отношению к основному объекту оно выполняет служебную роль и такой объект нельзя использовать самостоятельно. Если же такой объект является частью основного объекта (например, пристройка), то есть риск, что суд не признает такой объект вспомогательным, а посчитает, что первоначальный объект изменил свою площадь. В итоге из-за такой пристройки весь объект могут признать самовольной постройкой.Условия узаконения самовольно реконструированной недвижимостиЕсли в результате реконструкции, проведенной без обязательного разрешения, появился новый объект, то собственнику необходимо позаботиться о легализации недвижимости. Лучше это сделать до того, как в суд обратятся органы власти. Они вправе потребовать снести такую постройку. Правда, при условии, что недвижимость нельзя вернуть в первоначальное состояние (абз. 2 п. 28 постановления №10/22).Чтобы легализовать самовольно реконструированный объект, собственнику необходимо обратиться в суд с требованием о признании права собственности на новую недвижимость. И в данном случае процедура ничем не будет отличаться от легализации самовольной постройки. Суд вправе это требование удовлетворить, но лишь при соблюдении нескольких условий.Первое условие: истец является титульным владелец земельного участка. То есть, узаконить самовольную реконструированную недвижимость может только собственник земельного участка, на котором расположена постройка, либо иной титульный владелец — тот, кому участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования (абз. 2 п. 3 ст. 222 ГКРФ). А вот арендаторам в легализации самовольных построек в большинстве случаев суды отказывали.Впрочем, в этом году Верховный суд согласился признать право собственности на самовольную постройку (в этом деле без разрешения велось строительство, а не реконструкция) за гражданином — арендатором земельного участка (обзор судебной практики поделам, связанным ссамовольным строительством, утвержден Президиумом Верховного суда 19.03.14). Правда, в этом споре было одно существенное условие — участок изначально предоставлялся под строительство. Из этого следует, что если же участок предоставлялся для иных целей, то узаконить самовольную постройку (как и самовольную реконструкцию) нельзя. К такому выводу также в этом году пришла Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда, пересматривая дело в порядке второй кассации. Коллегия, сославшись на указанный обзор, отказала в признании права собственности на самовольную постройку, отметив, что участок предоставлялся не для строительства, а для эксплуатации недвижимости.Предоставить заключение эксперта или ходатайствовать о проведении экспертизы следует истцу, поскольку именно он должен доказать, что реконструированная недвижимость безопасна и может быть узаконена.Второе условие: постройка не угрожает жизни и здоровью, а также не нарушает права третьих лиц. Еще одно обязательное условие для легализации — недвижимость после самовольной реконструкции не угрожает жизни и здоровью, а также не нарушает права третьих лиц (абз. 3 п. 3 ст. 222 ГКРФ). Причем суды также исследуют, не нарушены ли при реконструкции градостроительные, а также строительные нормы и правила (п. 26 постановления №10/22). Соблюдение этого условия может подтвердить только строительно-техническая экспертиза.Законодательство не уточняет, в каких случаях постройка нарушает чьи-то права. Суды считают, что такое нарушение происходит, например, если было реконструировано общее имущество в многоквартирном доме. В таком случае нарушаются права всех жильцов, которые по закону являются сособственниками общедомового имущества. Может быть и так: после реконструкции объект пересек границу соседнего земельного участка. Суды считают, что такая реконструкция нарушает права собственника этого участка. В одном из судебных дел недвижимость после реконструкции создала препятствия к обслуживанию и ремонту линии электропередачи.Нужно учитывать, что Верховный суд считает иначе. По его мнению, суд не может отказать в легализации лишь потому, что собственник нарушил процедуру получения разрешения, иначе судебное решение будет основано на формальном подходе (определение Верховного суда от08.07.14 №19-КГ14-6). Правда, эту позицию ВС РФ высказывал пока только в отношении граждан. Примеров, когда такой подход продемонстрировала бы коллегия ВС РФ по экономическим спорам, пока нет.Третье условие: истец предпринял меры по внесудебной легализации реконструированной постройки. С одной стороны, отсутствие документов на реконструкцию не служит непреодолимым препятствием для легализации постройки. С другой — истцу необходимо доказать, что он предпринимал меры, чтобы эти документы получить. Иными словами, сделал все, чтобы легализовать постройку без суда. При этом легализация невозможна, если лицо имело возможность получить разрешение, но ничего для этого не сделало. Например, не представило необходимые для этого документы. Судебная практика относится к соблюдению такого условия по-разному. Однако, несмотря на различные подходы, арбитражные суды в любом случае отказывают в легализации, если истец не предпринял вообще никаких мер для легализации.Лишь формального обращения в органы власти за получением разрешения недостаточно для последующей судебной легализации. Меры по внесудебной легализации собственнику следует принять либо до начала, либо во время реконструкции, но никак не по ее окончании. Причем истцу также нужно обосновать препятствия для получения разрешения. Например, доказать, что отказ в выдаче разрешения был незаконным.Если объект возведен и реконструирован до 1 января 1995 года, он не может считаться самовольной постройкой. Причем это касается только зданий, строений и сооружений нежилого назначения.
В другом случае суды, напротив, считают, что истцу достаточно хотя бы формально обратиться за разрешением на реконструкцию. Органы власти отказывают в выдаче разрешения, как правило, из-за того, что собственник недвижимости не представил все необходимые документы (ч.
7 ст. 51 ГрК РФ). При этом мотивы отказа в выдаче документации — был ли отказ законным — одни суды не исследуют.
А по мнению других судов, лицо не предприняло надлежащих мер, если оно не получило разрешения из-за того, что не представило в госорган все необходимые документы.
Как узаконить самовольную реконструкцию частного жилого дома в 2020 году: без разрешения, на собственной земле
/ Жилищные споры / Самовольная постройка / Как узаконить самовольную реконструкцию частного жилого дома
Просмотров 119
Жилые дома могут иметь разную конструкцию. Но со временем даже современное здание нуждается в улучшении. Если собственник захочет увеличить площадь – он сделает пристрой.
Возникла необходимость в дополнительном этаже? Нет проблем – стройте мансарду. Все это часть реконструкции частного дома. Однако процесс имеет ряд нюансов.
Один из таких – уведомление властей о проводимых изменениях с домом.
Очень часто о согласовании вспоминают в последний момент, когда переустройство уже закончено. Встает вопрос, можно ли узаконить самовольную реконструкцию жилого дома? Вашему вниманию актуальная информация о легализации изменений.
Что такое реконструкция частного дома?
Термин «реконструкция жилого дома» закреплен в Гражданском и Градостроительном кодексе, а также в иных нормативно-правовых актах. Многие путают это понятие с капремонтом и перепланировкой объекта. Однако, это совершенно разные термины.
Обратимся к пункту 14 ст. 1 ГрК РФ:
Реконструкция частного дома – это восстановление или замена конструкций, а также изменение характеристик здания с целью увеличить площадь или этажность объекта. Переустройство всегда подчиняется нормам СНиПов и требует соблюдение градостроительных регламентов.
Иначе говоря, если вы решили увеличить высоту дома за счет второго или третьего этажа – это реконструкция. Хотите восстановить фундамент, пристроить к дому гараж или баню – это тоже реконструкция. Основные характеристики здания всегда сохраняются. Сооружение не потеряет несущих стен, не лишится крыши, основания и т.д.
Реконструкция связана с увеличением общей или жилой площади. Это отличает ее от перепланировки и капитального ремонта. Первая затрагивает внутреннюю часть дома (перегородки, лестницы, санузел, камин). Капремонт – это замена или восстановление изживших себя частей здания. Отличие реконструкции в том, что она изменяет площадь и фасад частного дома.
Пример:
Егор имеет в собственности участок ИЖС и возведенный на нем дом. Домовладелец хочет «приделать» к зданию гараж для автомобиля. Конструкция будет капитальной – с фундаментом и кирпичной кладкой.В данном случае гараж – это объект реконструкции жилого дома. Перепланировкой его назвать нельзя, поскольку пристрой будет со стороны улицы.
Капремонтом процесс также не является, потому что гараж возводится «с нуля».
Как узаконить реконструкцию?
Процесс узаконивания строительства и/или реконструкции претерпел изменения. Начиная с 4 августа 2018 года, легализация обходится без разрешений на стройку – в силу изменений Федерального закона № 342 от 03.08.2018.
Теперь, чтобы оформить реконструкцию жилого или садового дома, достаточно выслать уведомление о своих намерениях. Орган местного самоуправления (МСУ) примет уведомление, изучит предоставленные сведения и даст ответ – положительное или отрицательное решение (см. «Как получить разрешение на реконструкцию частного дома«).
Разберем, как оформить реконструкцию с учетом изменений.
Частного дома
Перестройка дома носит разный характер. Хозяин может надстроить еще один этаж, обустроить мансарду, сделать комнату, кухню, гараж или пристрой в виде бани.
Узаконивание изменений лучше делать в административном порядке. Так вы сэкономите деньги и время.
Что нужно делать:
- Обратиться в администрацию с уведомлением о реконструкции частного дома.
- Получить одобрение на переустройство.
- Завершить реконструкцию.
- Обратиться в БТИ, Росреестр или кадастровую компанию. Там заключается договор на кадастровые работы и изготовление техплана.
- Геодезисты проводят обмеры и передают информацию главному инженеру.
- Оформление техплана на CD-диске в формате XML.
- Хозяин дома вновь подает уведомление – на этот раз об окончании работ, прикладывает техплан и квитанцию об оплате госпошлины.
- Регистрация изменений в ЕГРН.
Если на земельном участке есть чужая недвижимость или линейные объекты, при легализации нужно учесть интересы третьих лиц. Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ, реконструкция не должна нарушать их законных прав. В противном случае ее признают самовольной.
Второй момент узаконения связан с соблюдением прав совладельцев дома. Если жилое здание принадлежит нескольким лицам, они должны дать согласие на реконструкцию. Чье-то несогласие поставит процесс под угрозу. Поэтому, первым делом, нужно заранее обо всем договориться.
Рекомендуем почитать «Как узаконить самострой на своем земельном участке«.
Многоквартирного дома
Многоэтажные жилые дома могут подвергаться реконструкции по инициативе собственников квартир или управляющей компании.
Вопрос о целесообразности реконструкции выносится на общее собрание собственников жилья (пп. 1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ). Для принятия решения нужно собрать кворум и большинство .
Если реконструкция уменьшит размер общего имущества в доме, то нужно согласие 100% собственников и держателей машино-мест в МКД – пп. 6.2 п. 1 ст. 51 ГрК РФ.
Планировщик должен согласовать с архитектурой намечаемую реконструкцию. Вместе с уведомлением подается проект переустройства многоэтажного дома. Схема составляется организацией из состава СРО. Обязательное условие – наличие лицензии и допуск к оформлению проектной документации. Если администрация даст добро, реконструкцию можно узаконить в обычном порядке.
Нежилого помещения
Узаконение нежилых объектов подчиняется тем же правилам, что и жилые дома. Специалисты Росреестра советуют владельцам включать в состав технического плана заключение специалиста по организации инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Заключение должно содержать сведения о завершенных работах. Чтобы легализация прошла успешно, нужно отметить:
- заключение о несущих конструкциях (стенах);
- характер демонтажа перегородок (несущие/не несущие);
- информацию о дверях, окнах;
- данные о новой нагрузке на несущие конструкции;
- сведения о безопасности нежилого помещения;
- отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан.
Нарушения требований СНиП, СанПиНа и прочих регламентов затрудняют узаконивание нежилой пристройки к дому. Владельцу придется либо устранить нарушения, либо попытаться узаконить реконструкцию через суд.
Не знаете, где и с кем согласовать перестройку? Читайте нашу статью «Как получить разрешение на реконструкцию нежилого здания«.
Какие нужны документы?
Прежде чем затевать «переустройство», правообладателю придется собрать документы. Они нужны для согласования реконструкции с отделом архитектуры и строительства в регионе.
До начала реконструкции готовятся:
- заполненный бланк уведомления в адрес администрации;
- паспорт РФ;
- нотариальная доверенность – если от имени нескольких совладельцев дома действует один представитель;
- документ о праве собственности на свой земельный участок – по желанию;
Администрация может затребовать ГПЗУ на участок. Однако предоставлять его с остальными документами необязательно. Чиновники сами запросят его путем межведомственного взаимодействия.
После реконструкции нужно подготовить:
- аналогичное уведомление – но уже об окончании работ;
- паспорт РФ;
- соглашение об определении долей частного дома + графический план – на случай, если вы не единственный правообладатель жилого здания;
- техплан на реконструированный дом;
- квитанцию об уплате госпошлины за внесение изменений в ЕГРН.
Дальнейшее участие заявителя не потребуется. Уполномоченный орган проверит документы, оформит их для передачи в ФКП «Росреестра» и отправит в ЕГРН по межведомственным каналам. Собственнику (-ам) останется дождаться документов. Речь идет о двух выписках – с кадастровыми данными (технический паспорт) и праве собственности на жилой дом.
Сроки и стоимость
Вместе с обновлением Градостроительного кодекса изменились и сроки легализации строительства/реконструкции домов.
Период подготовки ответа на уведомление составляет 7 рабочих дней. Однако срок действует только в случае одобрения со стороны администрации. Если последовал отказ, срок увеличится до устранения его причин.
Узаконение после реконструкции продлится от 10 рабочих дней. За это время уполномоченный орган передаст документы в ЕГРН, а Росреестр подготовит нужные выписки.
Уведомление о начале реконструкции подается бесплатно.
Заявитель оплачивает лишь расходы на оформление технического плана. Стоимость колеблется в зависимости от региона. Минимальный чек – 8 000 рублей, а цена за сложные объекты – до 20 000 рублей.Уведомление об окончании строительства также бесплатное. Однако правообладателю нужно сразу оплатить госпошлину за узаконение реконструкции частного дома. Как и в случае со строительством, она составляет 350 рублей. Квитанция прикладывается в оригинальном виде.
Штраф за неузаконенную реконструкцию
Забыв легализовать изменения, собственник рискует нарваться на санкции со стороны государства. Отсутствие разрешения и/или уведомления о реконструкции наказывается:
- Административным штрафом – в связи с незаконной реконструкцией, применимо к вашей ситуации (ст. 9.5. КоАП РФ). Физическим лицам (гражданам) придется заплатить от 2 000 до 5 000 рублей, а также от 500 до 1 000 рублей – за отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию.
- Уголовной ответственностью – в связи с мошенничеством по ст. 159 УК РФ, либо вредом жизни и здоровью людей.
Встречается и снос (демонтаж) частного дома. Однако прежде придется выяснить, является ли реконструкция дома самовольной постройкой? Если изменения несут угрозу здоровью граждан, владельца дома обяжут осуществить снос самостроя. Если реконструкция не несет угрозы, не нарушает интересов соседей, отвечает нормам СНиП и прочим требованиям – есть шанс ее узаконить. В таком случае жилой дом не будет признан самостроем.
Узнали о самострое соседа? Читайте «Куда и как жаловаться на незаконное строительство?»
Как узаконить самовольную реконструкцию дома через суд
Проще, выгоднее и быстрее легализовать реконструкцию в административном порядке. Но зачастую это невозможно. Одна из причин – отсутствие разрешения на «переустройство». Это происходит, если собственник дома не уведомил власти о реконструкции, а провел ее тайком.
Впоследствии, когда потребуется продать, подарить или заложить дом – нарушения всплывут. И тогда нужно будет узаконить изменения. Администрация, естественно, откажет – остается вариант с легализацией через суд.
Как узаконить реконструкцию нежилого здания
Сегодня далеко не каждый проект в области реконструкции коммерческих зданий может быть согласован, особенно в том случае, если вносимые изменения затрагивают несущие части объекта. Квалифицированные специалисты всегда могут точно спрогнозировать успех согласования определенного проекта, проконсультировать по внесению изменений (при необходимости).
Прежде всего, для проведения этой процедуры необходимо собрать определенные документы и соблюсти порядок, установленный действующим законодательством. Чтобы узаконить реконструкцию здания, следует учитывать все тонкости и нюансы данного процесса, а это означает, что для успешного проведения всех действий лучше всего воспользоваться услугами квалифицированных специалистов.
Как согласовать реконструкцию нежилого помещения
Но за аренду коммерческих помещений нужно регулярно платить, поэтому бизнесмен лишается возможности накопить деньги на приобретение собственного объекта коммерческой недвижимости. Зато возможность купить квартиру и оборудовать в ней офис или магазин, может каждый человек, желающий заняться предпринимательской деятельностью.
Процедура эта непростая, требующая оформления множества справок, документов, а для этого соискателю придется обойти немало кабинетов. Причем, за оформление практически каждой справки ему придется платить деньги.
Так что процесс согласования реконструкции не только сложный, но и затратный с финансовой точки зрения.
Но самостоятельное переустройство коммерческого помещения может привести к печальным и неприятным последствиям – административному или уголовному наказанию, поэтому экономить свое время и деньги на согласовании реконструкции нежилого объекта недвижимости не стоит. Себе дороже!
Как узаконить реконструкцию объекта нежилой недвижимости
С проектной и правоустанавливающей документацией на нежилую недвижимость соискателю нужно вновь обратиться в отдел градостроительства и архитектуры, чтобы получить официальную бумагу на предварительное согласование реконструкции.
В данном документе будут указаны государственные и муниципальные службы города, которые должны дать свое разрешение на перепланировку пустого помещения.
В первую очередь, это администрация городского округа, противопожарная служба (Госпожарнадзор), Санэпидстанция и Управляющая Компания, под ведомством которой находится нежилой объект.
Когда преобразование нежилого помещения будет завершено, человеку нужно будет обратиться в Жилищный отдел при администрации города и пригласить уполномоченную комиссию для осмотра реконструированного объекта недвижимости. Если жилищная комиссия не обнаружит нарушений строительных и технических норм, прописанных в законе, то собственник получит акт приема переустроенного нежилого помещения.
Как узаконить реконструкцию нежилого помещения самостоятельно
Учитывая факт, что самовольной является такая реконструкция, на которую изначально не было разрешение, узаконивать ее необходимо в любом случае; до этого момента она считается незаконной и кроме этого, может повлечь не только административную, но и криминальную ответственность.
Если же реконструкция выполнена без соблюдений норм, в том числе и СЭС, тогда можно говорить о том, что собственника в принудительном порядке заставят вернуть все в былое состояние.
При этом стоит знать, что мелкий ремонт, который не относится к классу «реконструкция» нежилых помещений не требует сбора разрешительной документации; во всех остальных случаях процесс получения официального разрешения неизбежный.
Рекомендуем прочесть: Звезда героя россии выплаты
Когда собственник перестраивает свое нежилое помещение, он должен помнить, что любой снос стен или, например, достройка, а также изменение проектного расположения окон и дверей должно быть обозначено в новом техническом паспорте.
Когда происходит узаконивания реконструкции офиса или магазина, должно соблюдаться правило, согласно которому несущие стены и конструкции не убираются, а также не изменяются.Желательно, перед началом строительных работ получить на них разрешение, но если такого нет, тогда стоит говорить, что узаконивание пройдет в судебном порядке.
Исковое заявление в суд об узаконении самовольной реконструкции
Согласно ч.3. ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
Если суд установит факт наличия спора между Вами (как владельцем земельного участка и здания) и ими (как землепользователями или совладельцами), то сам вызовет их в судебное заседание. Имейте в виду, речь здесь идет даже о праве сервитута. Не говоря уже об имуществе совладельцев Вашего земельного участка.
Выполнение этого этапа не является обязательным, однако позволяет в будущем снизить риск отказа в согласовании.
На этом этапе проводятся предварительные консультации ( в том числе с уполномоченными органами власти) по вопросу принципиальной возможности выполнения перепланировки ( реконструкции) конкретно в Вашей ситуации.
В случае, если реконструкция нежилого помещения предполагает организацию отдельного входа, выясняется возможность организации парковки. Деньги, потраченные Вами на предварительную работу, зачитываются в стоимость следующего этапа.
ОБЕЩАЕМ! Мы не будем надоедать Вам своими коммерческими предложениями и рекламной информацией.
Вам просто позвонит юрист, специализирующийся на указанной теме, и постарается ответить на интересующий Вас вопрос о ценах и сроках выполнения необходимых работ.
Ответ так же может поступить Вам на электронную почту. В запросе можно указать, какой вариант связи для Вас предпочтительнее.
Что нужно знать, если планируете реконструкцию нежилого помещения
- документ, подтверждающий личность заявителя (паспорт);
- заявления во все перечисленные выше инстанции;
- топографический план местности (геоподоснова) где находится объект недвижимости. При этом неважно, где находится реконструируемое помещение: в многоквартирном доме или отдельно стоящем здании;
- проект с планом реконструкции нежилого строения;
- документы, дающие право распоряжаться собственностью или договор аренды помещения;
- экспертное заключение о техническом состоянии здания;
- поэтажный план здания, включающий в себя чертежи всех нежилых помещений, подлежащих реконструкции;
- если нежилое помещение расположено в многоквартирном доме, необходимо письменное разрешение всех собственников жилья на проведение работ.
Рекомендуем прочесть: Продажа Квартиры Которая В Собственности Менее 3 Лет
Собирать документы на проведение реконструкции, довольно хлопотное занятие, поэтому некоторые собственники нежилых помещений проводят работы на свой страх и риск, не заручившись необходимыми бумагами. Их действия попадают сразу под две части статьи КоАП (Кодекса об Административных Нарушениях РФ):
Как узаконить реконструкцию
Для начала нужно обратиться в департамент строительства и архитектуры с заявлением об узаконивании реконструкции здания. Вам, скорее всего, ответят отказом. Данный отказ и будет основанием для обращения в суд.
К сожалению, результат не всегда соответствует ожиданиям, так как судебная практика неоднозначна и за последние пару лет увеличивается доля решений не в пользу собственника.
В таком случае многое зависит от уровня юриста.
Согласование с органами местного самоуправления самовольной реконструкции объекта недвижимости начинается с вызова техника БТИ и составления технического плана здания. Следующим шагом в является составление технического заключения в проектно-строительной организации, имеющей специальное разрешение (лицензию) на проведение такого рода работ.
Как узаконить
— Хорошо, давайте на примере, люди сделали ремонт в квартире с самовольной перепланировкой.
Куда им обращаться изначально и впоследствии? После осуществления самовольной перепланировки в Минске нужно обращаться в агентство по государственной регистрации с заявлением о проведении проверки характеристик помещения и изготовления ведомости технических характеристик. Ведомость – это документ, в котором наглядно отражаются все осуществленные перепланировки.
На основании этого документа и заявления гражданина администрация района после согласования всех органов государственного надзора (МЧС, санстанция и т.д.) выносит решение о принятии квартиры в эксплуатацию и разрешении осуществления государственной регистрации ее изменения.
С точки зрения жилого фонда и практики, которая есть на сегодняшний день в агентстве, решения местными исполнительными органами об «узаконивании» принимаются, регистрация осуществляется – это возможно. Главное, знать куда обратиться, какой орган имеет право выносить решения. После этого, естественно, необходимо подать соответствующее заявление в организацию по государственной регистрации.
Как узаконить незаконную реконструкцию и перепланировку нежилых зданий«Любисан-ЭКО»
Ваша перепланировка вполне может быть узаконена. В судебном порядке. Это и не так сложно и не так дорого. Продать квартиру с неузаконеной перепланировкой можно.
Но при этом придётся рассчитывать на узкий круг покупателей, которые, во-первых, покупают чистыми деньгами без ипотечного кредита, во-вторых, согласны на покупку такой квартиры, перепланировку в которой всё равно придётся узаконивать.
Согласие соседей не требуется, а вот любая перепланировка должна делаться с заявления в БТИ и никак иначе. На сегодняшний день вы можете сделать туалет над гостинной ваших соседей снизу, если это будет сделано в рамках закона и с согласования с БТИ, я это уже делал, так что действуйте и ни кого не слушайте.
Узаконивание (легализация) самостроя
Согласно ст.
222 Гражданского кодекса РФ, самовольная постройка — это здание, сооружение или другое строение, возведенное на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительство на нем данного объекта, либо возведенное или построенное без получения на это необходимых согласований, разрешений, в том числе с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Виды самовольного строительства
Самый распространённый вид самостроя в Москве — это самовольная реконструкция — когда происходит изменение параметров существующего здания, появляются так называемые пристройки, надстройки, в том числе мансардные этажи, антресоли, переоборудование чердаков и подкровельного пространства и т. д.
В последнее время появилась тенденция самовольной реконструкции складских или бывших производственных зданий, т. е. когда внутри одноэтажного здания с высотой обычно 10–12 метров обустраивают 2 или 3 этажа внутри, называя это антресолью, не увеличивая при этом общую высоту здания и площадь застройки, при этом увеличивая общую полезную площадь здания в 2–3 раза.
Второй вид самостроя — это самовольное строительство, то есть возведение с нуля, когда на пустом месте строят здание без разрешения на строительство, либо, когда сносят старое здание, а на его месте строят новое, большей площади и этажности.
Постановления Правительства Москвы №819-ПП и №829-ПП
Правительством Москвы приняты два ключевых постановления, касающиеся борьбы с самостроями в Москве и регулирующие порядок принятия и реализации решений в отношении самостроев:
- Постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков».
- Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2015 г. N 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы».
Помимо этого, 03 августа 2018 г.
принятФедеральный закон N 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»»,согласнокоторому предусматривается снос самовольно возведённых (реконструированных) объектов только по решению суда. Также у правообладателя появилась возможность привести самовольную постройку в соответствие с установленными требованиями (легализовать или узаконить). На это отводится срок от 6 месяцев до 3 лет. В результате на такую постройку может быть оформлено право собственности.
Сейчас Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости в г. Москве (ГИН) проводится планомерная работа по выявлению и пресечению фактов самовольного строительства или реконструкций объектов недвижимости.
При выявлении признаков самовольного строительства, сотрудниками Госинспекции по недвижимости составляется соответствующий акт, фиксирующий данные нарушения, который направляется собственнику и в Департамент городского имущества г. Москвы (ДГИ).
В случае если собственник не предпринимает никаких действий по узакониванию самостроя, ДГИ подает на правообладателя земельного участка в суд за использование земельного участка не по назначению и с требованием о сносе здания.
Порядок узаконивания (легализации) самостроя
Согласование объектов самовольного строительства или незаконной реконструкции в Москве возможно одним из двух способов:
- В административном порядке — через Градостроительную земельную комиссию (ГЗК) — это наиболее эффективный метод узаконивания объекта, данная процедура значительно проще и короче по срокам, чем судебный процесс.
Процесс узаконивания начинается с подачи заявления на имя Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш. с просьбой рассмотреть вопрос о сохранении объекта недвижимости в существующих объемах.
После этого Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости (ГИН) проводится процедура обследования объекта и земельного участка, на котором он расположен, направляются запросы в другие инстанции (Департамент городского имущества г. Москвы (ДГИ), Москомархитектура, Префектура, Мосгоргеотрест и т. д.
) с целью формирования «общей картины» для вынесения вопроса на рассмотрение ГЗК.
ГЗК, рассмотрев Ваше обращение на заседании Рабочей группы, может принять решение:
- «положительное» — о сохранении объекта путём прохождения собственником ряда мероприятий по узакониванию (легализации), в том числе оплаты штрафа в бюджет города;
- «отрицательное» — о передаче дела в суд с требованием о сносе объекта или возврату в первоначальное состояние — если выявлены какие-либо нарушения, риски и т. д. или если собственник объекта не принимает дальнейшие условия по узакониванию (легализации), а также оплате штрафа.
При принятии ГЗК положительного решения, т. е.
о сохранении объекта, вносятся изменения в ПЗЗ и оформляется ГПЗУ с новыми параметрами строительства, разрабатывается и согласовывается проектная документация на объект, получается разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Параллельно переоформляются земельные отношения с городом — вносятся изменения в Договор аренды земельного участка в части изменения параметров объекта и вида его разрешенного использования (при необходимости).
- Узаконивание через суд. Часто собственники начинают узаконивание самостроя через суд не по своей инициативе, а когда становятся ответчиками по иску Департамента городского имущества г. Москвы (ДГИ).
Метод узаконивания самостроя через суд мы используем крайне редко, только если видим и понимаем, что решение суда может быть в нашу пользу. В противном случае, если очевидно, что ситуация безнадежная и судебный процесс может быть проигран, мы не беремся за данный вопрос.
Процесс узаконивания самостроя через суд отличается от узаконивания через ГЗК только тем, что у Вас на руках будет судебное решение о возможности узаконить Ваш самострой, в т. ч.
получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и внести изменения в Росреестр, но только в том случае если объект не нарушает права третьих лиц, не представляет опасность жизни и здоровью, и построен согласно градостроительным нормам и правилам.
При этом не будет гарантий того, что Москомархитектура согласует архитектурно-градостроительное решение (АГР) Вашего самостроя, без которого невозможно будет получить разрешение на строительство.Важно! Согласование самостроя в Москве, вне зависимости от вида строительства, т. е. вне зависимости от того сделана незаконная реконструкция или незаконное строительство объекта с нуля, выполняется в одном и том же порядке.
Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК)
Градостроительно-земельная комиссия г. Москвы (ГЗК) — специализированный орган, созданный на основании Постановления Правительства Москвы №1019-ПП от 16.11.2010г.
«О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы» для решения вопросов в области градостроительства, инвестиционной деятельности, земельных отношений, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, реставрации недвижимых объектов культурного наследия.
Решения ГЗК принимает на заседаниях рабочих групп, которые проводятся в закрытом режиме по мере необходимости, но не реже 2-х раз в месяц под председательством Мэра Москвы — Собянина С. С. или заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М. Ш.
В круг вопросов, находящихся в компетенции ГЗК, входят:
- Рассмотрение и принятие решений по вопросам в области градостроительной деятельности, в том числе:
- о необходимости внесения изменений в Генплан г. Москвы;
- о необходимости внесения изменений в ПЗЗ;
- о необходимости подготовки проектов планировки территории;
- о необходимости подготовки и об одобрении проектов межевания территории;
- об отмене ранее выданных ГПЗУ и т. д.
- Рассмотрение и принятие решений по вопросам в области земельных отношений, в том числе:
- об изменении цели предоставления земельных участков;
- о применении штрафных санкций в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, содержащихся в договорах аренды (пользования) земельных участков;
- об условиях осуществления компенсации (возмещения) правообладателям подлежащих освобождению земельных участков и (или) подлежащих сносу иных объектов недвижимого имущества и т. д.
В настоящее время практически 90 % случаев, связанных с любым видом земельно-имущественных отношений с городом, проходят через ГЗК, в частности:
- оформление или переоформление земельных отношений с городом;
- узаконивание (легализация) самостроя;
- смена функционального назначения здания;
- изменением ВРИ земельных участков и т. д.
Сроки узаконивания (легализации) незаконного строительства
Узаконивание (легализация) самостроя в Москве в административном порядке, т. е. через ГЗК, в среднем длится 3–6 месяцев, в сложных случаях — от 6 до 18 месяцев. В судебном порядке эта же процедура может растянуться на годы.
Последствия строительства здания без разрешений и согласований
Оплата штрафов за незаконное строительство
Невозможно получить Разрешение на строительство и Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
Невозможно провести регистрационные действия (нельзя зарегистрировать и продать)
Расторжение Договора аренды земельного участка (в случае аренды у города)
Отсутствие компенсации при сносе (в случае реновации территории района)
Снос незаконно построенного здания (согласно Постановлению Правительства Москвы №829-ПП от 08.12.2015г.)
В каких ситуациях узаконить (легализовать) самострой невозможно?
Таких ситуаций немного:
- Нарушены права третьих лиц.
- Объект представляет опасность жизни и здоровью.
- Согласно градостроительной документации, на данном земельном участке невозможно строительство данного вида объектов.
- Объект уже попал в Постановление Правительства Москвы N 829-ПП и подлежит сносу.
Если Вы допустили ситуацию, что Госинспекция по недвижимости узнала о Вашем самострое, будьте готовы к тому, что объект может попасть в перечень 819-ПП, т. е. с дальнейшей перспективой сноса, если не предпринимать никакие действия. Исключение из 819 Постановления возможно, однако все случаи индивидуальны.
К сожалению, если объект самостроя попадает в Постановление Правительства Москвы N829-ПП от 08.12.2015г., то мы уже не сможем ничем помочь. Такие случаи бывают крайне редко, только если собственники своими действиями или бездействием допускают его попадание в 829-ПП.
Собственнику объекта самовольного строительства стоит опасаться не только ответственности за совершенное правонарушение, но и ситуации, в которой он может и вовсе оказаться без своего объекта на вполне законных основаниях. Так при осуществлении самовольного строительства собственник и привлекаемые им лица могут совершить несколько правонарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде штрафа. Это может быть:
- Нецелевое использование земельного участка в соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ.
- Строительство или реконструкция без разрешения в соответствии со ст.9.5 КоАП РФ.
- Невыполнение предписаний Госстройнадзора в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ и т.д.
Согласно законодательству РФ и действующей судебной практике самовольная постройка или самострой, подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, или иной документацией, лицом, осуществившим ее за свой счет.
Помощь в узаконивании (легализации) самостроя
Узаконивание (легализация) самостроя — процедура сложная и достаточна долгая. Даже при наличии всех имеющихся документов и разнообразных разрешений объект может оказаться в списке под снос, т. е. попасть в Постановление Правительства Москвы N829-ПП. Поэтому чем раньше приступить к процессу легализации, тем эффективнее и дешевле он окажется.
Мы беремся за узаконивание самостроя только в том случае, если понимаем, что можем помочь, т. е. видим конечный результат, который будет устраивать Заказчика. В любом случае, перед подписанием договора Заказчику будут озвучены все возможные пути согласования объекта.
Почему выгодно заказывать согласование проектной документации в «РосАрхитектор»
Индивидуальный подход – каждый объект индивидуален и до заключения договора мы проводим анализ имеющейся у Заказчика ситуации – для определения возможностей согласования, разъясняем возможные пути согласование объекта.
Полный комплекс услуг – мы предоставляем комплексные услуги: от получения исходно-разрешительной документации и завершая сдачей построенного объекта в эксплуатацию.
Соответствие закону – согласование проектной документации выполняется в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, поэтому с нами Заказчик лишается риска получить поддельные документы при согласовании.
Опыт – у нас многолетний практический опыт в области согласования проектной документации, в том числе согласования «самостроя» и незаконной реконструкции.
Гарантия результата – мы беремся за согласование только тех объектов, которые можно согласовать, мы не беремся согласовывать объекты, построенные с грубейшими нарушениями строительных норм, которые невозможно согласовать.
Заказав узаконивание (легализацию) самовольного строительства нас, Вы получите полный комплекс услуг – от получения ГПЗУ до получения Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
Оставить заявку
Выписка из СРО
Ассоциация проектировщиков «СтройАльянсПроект»
Мы гарантируем:
выполнение договорных обязательств
качественно и в срок;
полное соответствие результатов
поставленным целям;
гибкий подход и готовность к решению
любых технических вопросов;
оперативное согласование проектной
документации.