Ликвидация патриаршества при петре 1 дата
Ликвидация патриаршества при петре 1 дата
Церковь и ликвидация патриаршества
В 1700г. умер патриарх Андриан, Петр решил не назначать нового патриарха. Временно во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, получивший наименование «местоблюститель патриаршего престола», при этом, не обладая патриаршими полномочиями.
Хотя «местоблюститель» по-прежнему должен был созывать на советы епископов – «освященные соборы», но эти совещания носили чисто формальный характер. Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701г. Монастырскому приказу во главе с боярином И. Мусиным-Пушкиным и дьяком В. Зотовым.
Этому приказу были подчинены патриаршие Казенные и Дворцовые приказы.
Доходы полученные от хозяйственной деятельности монастырей и других церковных заведений, шли в основном на государственные нужды. Так с 1701 по 1711 годы казна получила с монастырских вотчин свыше 1 миллиона рублей. Одновременно государство ограничивало количество монахов, запрещало их переход их одного монастыря в другой.
На церковь возложено устройство с содержание начальных школ и богаделен для увеченных и больных, а также для отставных солдат. 25 января 1721 Петр утвердил «Духовный регламент», разработанный епископом Феофаном Прохоровичем.
Согласно новому закону была проведена церковная реформа, которая ликвидировала автономию церквей и окончательно подчинила ее государству.
Ликвидация патриаршества при петре 1 год
Важно Временно во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, получивший наименование «местоблюститель патриаршего престола«, при этом не облеченный патриаршими полномочиями.
Хотя формально «местоблюститель» по-прежнему должен был созывать на советы епископов — «освященные соборы«, но эти совещания носили чисто формальный характер. Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701 г.
Монастырскому приказу во главе с боярином И.Л. Мусиным-Пушкиным и дьяком Е.
Зотовым. Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы. Доходы, полученные от хозяйственной деятельности монастырей и других церковных учреждений, шли в основном на государственные нужды. Так, с 1701 по 1711 г. казна получила с монастырских вотчин свыше 1 млн.
рублей.
Одновременно государство ограничивало количество монахов, запрещало их переход из одного монастыря в другой, регламентировало штаты монастырей. На церковь было возложено устройство и содержание начальных школ и богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат.
Наконец, 25 января 1721 г. Петр утвердил «Духовный регламент», разработанный его сторонником псковским епископом Феофаном Прокоповичем.
Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству.
Началось массовое бегство крестьян, наборы в рекруты, проведение подушной подати – итог – нехватка рабочей силы.
Управляющий урало-сибирскими заводами В.Н. Татищев в своем донесении в Берг-коллегию в 1721г.назвал проблему: Выслать всех крестьян – завод остановить, не выслать опасаемся, дабы не причинили бы нам в призрение указа «ежели повелено будет из Сибири всех пришлых старожилов на прежние жилища выслать или помощникам отдавать, то в Сибири немного крестьян останется, ибо больше известно от Берг-коллегии, какие люди в Сибирь населялись а заводы будут пусты»2
1 см №1, стр. 282
2 см №1, стр. 289
18 января 1721г. в Сенате Петр I подписал в указ, разрешающий мануфактуристам покупать к своим заводам крепостных крестьян.
3)Петровские органы управления резко изменили социальную сферу общества: навсегда было покончено с сословием служилых людей. Служилые люди «по отечеству» превратились в дворянство (шляхство), другая часть – «по прибору» вошли в сословие государственных крестьян.
4)Принцип происхождения, как критерий службы был заменен принципом личной выслуги.
5)Сенат выполнял и политические функции.
14 ноября 1723г.
Ликвидация патриаршества при петре 1 дата выхода
Он застает здесь уже прочно осевшую колонию Киевских и «литовских» выходцев и выученников, и в этой именно среде находит первое сочувствие своим культурным начинаниям. Новизна Петровской реформы не в западничестве, но в секуляризации. Именно в этом реформа Петра была не только поворотом, но и переворотом.
Пётр I видел глухое, а порою и явное, недовольство духовенства теми преобразованиями, которые были начаты для модернизации России, ибо они разрушали старый московский строй и обычаи, которым те были так привержены.
Пётр, занимавшийся созданием абсолютистского государства по западно-европейскому образцу, не допускал самостоятельности Церкви и не любил духовенство, в массе которого находил наибольшее число противников того, что ему было самому более всего близко.
Ещё при жизни Патриарха Адриана Пётр, совсем молодой человек, ведший довольно далёкую от церковных интересов жизнь, высказывал главе русского духовенства свои пожелания относительно приведения в порядок духовного чина.
Однако патриарх чуждался новшеств, проникавших в строй государственной и общественной жизни России.
С течением времени недовольство Петра русским духовенством усиливалось, так что он даже привык большую часть своих неудач и затруднений во внутренних делах приписывать тайному, но упорному противодействию духовенства.
Важным фактором церковной жизни в конце XVII века было состоявшееся в 1686 присоединение Киевской митрополии Константинопольского патриархата к Московскому Патриархату.
В российский епископат вошли некоторые по-западному образованные малороссийские православные представители духовенства, часть которых сыграла ключевую роль в церковных преобразованиях Петра I.
Общий характер и предпосылки[править | править код]
Георгий Флоровский в своём труде «Пути русского богословия» отмечал, что Пётр I, будучи отнюдь не первым западником в Московском государстве, явился пионером в области радикальной секуляризации государственной и общественной жизни:[1]
В западничестве он не был первым, не был и одиноким в Москве конца XVII-го века. К Западу Московская Русь обращается и поворачивается уже много раньше. И Петр застает в Москве уже целое поколение, выросшее и воспитанное в мыслях о Западе, если и не в западных мыслях.
Внимание Староверы щедро, даже самоотверженно, делились богатством с народом — строили приюты, больницы и богадельни, основывали театры и картинные галереи.
Через 250 лет после собора 1666—1667 гг., обвинившего Русскую церковь в «простоте и невежестве» и проклявшего несогласных, и через 204 года после превращения Церкви в госучреждение пришла расплата. Пала династия Романовых, и к власти пришли воинствующие атеисты, гонители Церкви. Произошло это в стране, народ которой всегда был известен набожностью и верностью государю.Вклад церковной реформы XVII в. тут бесспорен, хотя недооценён до сих пор.
Символично, что сразу после свержения монархии Церковь вернулась к патриаршеству. 21 ноября (4 декабря) 1917 г. Всероссийский поместный собор избрал патриархом Российской православной церкви митрополита Тихона. Позже Тихон был арестован большевиками, покаялся, был выпущен и скончался в 1925 г.
при неясных обстоятельствах. В 1989 г. он был канонизирован в лике новомучеников и исповедников Собором Русской православной церкви. Пришел черед и староверам: 23(10) апреля 1929 г. Синод Московской Патриархии под управлением митрополита Сергия, будущего патриарха, признал старые обряды «спасительными», а клятвенные запреты соборов 1656 и 1667 гг. «отменил, яко не бывшие». Постановления Синода были утверждены Поместным собором Русской православной церкви 2 июня 1971 г.
Всемирная история
Отмена патриаршества. Церковная реформа
Еще одним препятствием, ограничивающим власть абсолютного монарха, была церковь. Большинство духовенства враждебно относилось к реформам, и это неудивительно – церковь издревле была хранителем русских традиций, которые искоренялись петровскими реформами. Поэтому церковь была причастна к делу царевича Алексея, и отнюдь не на стороне отца.
После смерти патриарха Адриана Петр лишь назначил на его пост исполняющего обязанности – местоблюстителя, а выборы патриарха не провел.
В 1721 г. был образован «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату, фактическим главой которого являлся Феофан Прокопович. Именно он сочинил «духовный регламент» – свод важнейших организационных и идеологических уставлений церковной организации в новых условиях абсолютизма.
регламенту члены Синода присягали как чиновники на верность царю и обязывались «в мирские дела и обряды не входить ни для чего». Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви.
Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства.
Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны.
Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.Царский указ тогда же одобрил все начинания новгородского владыки и рекомендовал сделать то же во всех городах.
Блюститель Патриаршего Престола[править | править код]
Блюститель патриаршего престола был всецело во власти государя и не имел никакого авторитета. Во всех важных случаях он должен был советоваться с другими епископами, которых ему предлагалось попеременно вызывать в Москву.
Результаты всех совещаний местоблюститель (первым был митрополит Стефан Яворский) должен был представлять на утверждение государя.
Это собрание очередных епископов из епархий называлось, как и прежде, Освященным собором.
Этот Освященный собор в духовных делах, а боярин Мусин-Пушкин с его Монастырским приказом — в других, значительно ограничивали власть местоблюстителя патриаршего престола в управлении церковью.
Мусин-Пушкин в качестве начальника Монастырского приказа всюду продвигается Петром, как какой-то помощник, товарищ, иногда чуть не начальник местоблюстителя патриаршего престола. Если в обязательном Освященном соборе из ежегодно созываемых по очереди архиереев при местоблюстителе можно видеть прообраз Святейшего Синода, то начальник Монастырского приказа выступает как предок синодского обер-прокурора.
Положение главы русского духовенства стало ещё тяжелее, когда с 1711 года вместо старой Боярской думы стал действовать Правительствующий Сенат.
Когда в представлении Петра всё противодействовавшее и враждебное его реформам и замыслам воплотилось в лице духовенства, он решил обезвредить это противодействие, на это были направлены все его реформы, относящиеся к устройству Российской Церкви. Как то:
- Устранение возможности вырасти русскому папе — «второму государю, самодержцу равносильному или большему», каким мог стать, а в лице патриархов Филарета и Никона до известной степени становился, московский патриарх;
- Подчинение церкви монарху. Духовенство Пётр воспринимал как «не есть иное государство», которому «наравне с другими сословиями», должно подчиняться общим государственным законам.
Путешествия Петра по протестантским странам Европы ещё более усилили его взгляды на отношение государства и церкви.
С вниманием Пётр слушал советы Вильгельма Оранского в 1698 году, во время своих неофициальных встреч, устроить Церковь в России на манер англиканской, объявив себя её Главою.
В 1707 году был лишён кафедры и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь митрополит Нижегородский Исаия, резко протестовавший против действий Монастырского приказа в своей епархии.
Чрезвычайно болезненным для некоторых из высшего духовенства было дело Цесаревича Алексия, с которым многие духовные лица связывали надежды на восстановление былых обычаев.Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая к концу XVII в. все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом. Когда в 1700 г.
умер патриарх Адриан, Петр I решил не назначать нового патриарха.
Временно во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, получивший наименование «местоблюститель патриаршего престола», при этом не облеченный патриаршими полномочиями.
Хотя формально «местоблюститель» по-прежнему должен был созывать на советы епископов — «освященные соборы«, но эти совещания носили чисто формальный характер.
Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701 г. Монастырскому приказу во главе с боярином И.Л. Мусиным-Пушкиным и дьяком Е. Зотовым. Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы.
Доходы, полученные от хозяйственной деятельности монастырей и других церковных учреждений, шли в основном на государственные нужды. Так, с 1701 по 1711 г. казна получила с монастырских вотчин свыше 1 млн. рублей.
Одновременно государство ограничивало количество монахов, запрещало их переход из одного монастыря в другой, регламентировало штаты монастырей. На церковь было возложено устройство и содержание начальных школ и богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат.
Наконец, 25 января 1721 г.
Церковная реформа Петра I
Петр Великий стремился к абсолютной власти во всех сферах жизни, в том числе и в духовной. Это выразилось в церковной реформе.
Причины реформы
Начиная с 17 века в церкви назревал кризис из-за внутренних и внешних противоречий, которые были вызваны положением церкви в государстве.
В это время не было налаженной система образования в духовной сфере. А реформа Никона вовсе привела к расколу внутри церкви. Из-за нововведений Никона появились никоняне и старообрядцы.
На последних длительное время было гонение со стороны государства.
Патриарх был любимцем царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Недовольство церковным своеволием началось именно тогда.
Причины:
Никон хотел полного превосходства духовной власти над светской, чем вызвал гнев царя и был выслан. Алексей Михайлович понимал, что необходимо ограничить власть Патриарха и в 1649 году было создано Соборное Уложение, которое фактически подчиняло церковь государству..
Монастыри всегда имели огромные земельные владения. Этим были недовольны боярство и купечество. Последние из-за того, что церковь являлась им сильным конкурентом в торговле. Продукция последних была гораздо ниже из-за отсутствия налогов со стороны государства.Требовались серьезные преобразования, чем и занялся Петр I. Царь был известным приверженцем западных традиций, чем вызывал множество недовольства. Особенно не нравились преобразования Петра духовенству. Из-за разных взглядов на развитие России между царем и церковью нарастало обоюдное недовольство.
Церковнослужители пытались воздействовать на правителя через его сбежавшего сына Алексея, но попытка не увенчалась успехом. Царевич был замучен и казнен за измену, а представители духовенства, писавшие ему, лишены сана и жизни.
Основные события
В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр воспротивился избранию нового главы духовенства. Такой запрет действовал 21 год. В 1701 году был создан Монастырский приказ, к которому отходили архиерейские дома, Патриарший двор и монастырские земли. Во главе приказа встал светский человек Мусин-Пушкин.
Таким образом, царь возложил на государство контроль за имущественными владениями церкви и судебные функции для расследования дел над духовенством. Все эти действия Петра носили лишь материальный интерес, а не духовный. Основное что интересовало императора — богатство церкви. В январе 1701 года была проведена секуляризация церковных земель.
Кроме этого, издавались новые указы, ограничивающие права церкви:
в монастырях прошли чистки, всех “непостриженных” выгнали, так как Петр считал, что за стенами обители могут скрываться лишь государственные преступники; женщинам разрешалось постригатсья в монахини только после 40 лет.Монахи не имели право владеть земельными угодьями.Людям разных сословий запрещалось подавать милостыню, благотворительность принималась только напрямую в богодельни.
Вплоть до окончания Северной войны царь не вносил ясности в дальнейшую судьбу духовенства. Не было понятно будет ли созван новый Собор и назначен глава церкви. Изначально контроль над делами церкви вменялись. С 1711 года ведать всеми духовными и светскими делами стал Главенствующий Сенат, главный управленческий орган.
Священный Синод
После успешного окончания войны со Швецией Петр I вернулся к реформированию церкви. Для внесения изменений царю нужен был советник из числа духовенства, чтобы помочь разобраться в нюансах. Таким человеком становится епископ Нарвский и Псковский Феофан Прокопьевич.
В его функции входила разработка нового Духовного регламента с предложениями дальнейшего развития отношений между государством и церквью.
Согласно разработанному Регламенту Петр I подписал указ об упразднении патриаршества и создании Святейшего Правительствующего Синода.
Он представлял собой коллегиальный орган управления, в котором все представители назначались лично Петром Алексеевичем. Синод фактически полностью зависел от решений императора. По приказу Петра изначально состав нового церковного органа был смешанным.
В него входили: епископы, монашествующее духовенство и белые монахи. Но с течением времени в Синод стали входить лишь епископы.
В связи с новшествами патриаршество и Церковные Соборы прекратили свое существование на практически на 200 лет.
В 1722 году Петр I вводит должность обер-прокурора, который контролировал деятельность Священного Синода. По факту это было грубым вмешательством в церковную жизнь.
Все действия Синод должен был согласовывать с государем. Нарушались запреты на таинство исповеди. Священнослужители были обязаны докладывать о всех крамольных тайнах прихожан.
Обер-прокурор имел практически неограниченную власть над Синодом.Петр хотел, чтобы с помощью Священного Синода были истреблены все пороки церковной службы:
существовал строгий надзор за жизнью духовенства, их неблагочестивыми деяниями;проверять все тексты в писаниях в поисках крамольных проповедей;вести борьбу с суевериями;запрет на лжеучения;патриарший суд должно было вершить государство.
Изменения в сфере духовного образования
Изначально для того, чтобы стать священнослужителем не требовалось специального образования. Духовным лицом мог стать практически каждый. В небольших поселениях складывались целые поповские династии, когда после смерти отца духовным наставником становился его сын.
Многие вступали в сан исключительно из корыстных побуждений. Каждый священник мог действовать в любой местности. На Руси существовало “бродячее поповство”. Такие представители толпились на крестцах, куда приходили прихожане, которым понадобился священник на один раз.
Такое положение дел абсолютно не устраивало Петра I, и по его указу был ограничено вступление в духовенство, а выход из сана, наоборот, упрощен. Это значительно сократило количество священников. Вводятся своеобразные ограничения по количеству прихожан на церковь.
Шло упорядочивание церковных приходов, где служил лишь один постоянный священник.
Для специального образования священнослужителей были созданы Духовные школы. Каждому епископу было приказано иметь дом, а при доме школу для обучения детей. Таким образом, произошла своеобразная чистка среди духовных служителей. Допускались к службе люди только хотя бы с минимальным духовным образованием.
Преобразования в монастырях
Отношения к монастырям у Петра I еще с детства сложилось крайне негативное. он считал их оплотом заговоров и крамолы. Количество монастырей по стране было значительно уменьшено монастырей.
Усложнялись условия для вступления в монашество. Монастрыское хозяйство Петр I старался использовать под полезные светские учреждения: приюты для нищих и солдат-инвалидов.
Монахам и монахиням разрешалось покидать монастырь только на два-три часа. Длительное отстуствие запрещалось.
Заключение
Церковная реформа Петра I внесла колоссальные изменения в духовную жизнь России. 18 век стал временем радикальных перемен. С подчинением церкви светской власти все стороны жизни людей были под контролем государства. : Навигация сайта
Церковная реформа Петра I Великого — кратко — таблица
> Реформы > Церковная реформа
Церковная реформа —
комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами. Одним из главнейших преобразований стала фактическая ликвидация должности Патриарха и утверждение 25 января 1721 года нового высшего церковного органа — Святейшего правительствующего Синода, или Духовной Коллегии.
Схема церковной реформы
Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.
Чрезмерный авторитет церкви — Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей, это не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный властитель.
Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.
Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.
Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.
Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.
Таблица « и ход церковной реформы»
Год/Событие | Цель | |
1700Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола» | Не допустить избрания нового Патриарха после смерти Патриарха Адриана. | Царь лично назначил на новую должность митрополита Стефана Яворского. |
24 января 1701Секуляризация крестьян и земель | Ликвидация финансовой автономии церкви.Увеличение эффективности использования земель и налоговых поступлений | Церковные крестьяне и земли переданы в управление к восстановленному Монастырскому приказу, доходы перечислялись в казну из которой по строго установленным штатам выплачивались оклады прежним владельцам (монастырям и церквям) |
30 декабря 1701Запреты касающиеся монашества | Снижение числа монахов | Запреты на строительство новых монастырей, на владение монахами угодьями и вотчинами, на пострижение в монахи по собственному желанию (без разрешения монастырского приказа). Также, для установления штата монастырей — перепись находящихся в них монахов |
1711 годКонтроль со стороны Сената над делами церкви | Ограничение административной свободы церкви | Созданный в 1711 году Правительствующий Сенат получил в управление церковные дела — назначение архиереев, строительство церквей, определение штата приходов и разрешения инвалидам селиться в монастырях. |
1716 годУказ об ограничении численности священников и дьяконов | Увеличение эффективности использования человеческих ресурсов | Борьба со «странствующими священниками» — служители прикрепляются к определенному приходу. Без |
1717-1720 годыПодготовка главной части реформы | Петр I стремился закрепить собственный статус полноправного самодержца и максимально интегрировать церковь в административный аппарат государства | Феофан Прокопович, по приказу царя, занимается разработкой проекта создания Духовной Коллегии. |
25 января 1721 годаиздание духовного регламента и манифеста об учреждении Духовной Коллегии и создание Правительствующего Синода | Фактическое упразднение патриаршества и введение нового высшего церковного органа — Святейшего правительствующего Синода | Каждый из 12-ти членов новообразованного Синода перед вступлением в должности обязан был принести присягу царю. |
14 февраля 1721Монастырский приказ переходи под управление Синода | Ведение отчетности и увеличение налоговых поступлений | Подконтрольный Петру I Синод обязывался следовать установленным нормам и все средства, оставшиеся после выплат штату, передавать в государственную казну. |
28 апреля 1722 годаВведение надзорно-охранительной функции церкви | Борьба с противниками власти | Издано постановление Синода в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения. |
11 мая 1722 годаВведение при Синоде должности обер-прокурора | Дополнительный контроль за Синодом и предотвращение принятия решений не согласованных с Петром I | Обер-прокурор отчитывался непосредственно перед царем и являлся его «оком государевым и стряпчим о делах государственных». |
Суть и значение церковной реформы Петра I
Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д.
Создание Духовной Коллегии, или Святейшего Синода
Спойлер
Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович.
1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии.
25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода.
Феофан Прокопович
Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 чиновников, из которых три непременно должны были носить сан архиерея.
Перед вступлением в определённую ему должность, каждый член Синода, должен был принести присягу и поклясться в верности служения царствующему государю и его преемникам, обязывались доносить заблаговременно об ущербе его величества интереса, вреде или убытке.
11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.
Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и ать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Обер-прокурор подлежал суду только государя.
Сначала власть обер-прокурора была исключительно наблюдательная, но мало-помалу обер-прокурор становится вершителем судеб Синода и его руководителем на деле.
Любые решения, принимаемые Синодом, контролировались обер-прокурором, а значит и самим Петром I.
Активная борьба с нищенством, распределение численности священнослужителей и монахов в зависимости от количества прихожан и распространение единых налогов и рекрутских наборов на церковных крестьян — все эти меры превращали церковные службы в еще один институт, очередной и полностью зависимый от императора винтик в общем механизме страны.
Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства.
Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви
Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.
Итоги и результаты реформы Церкви
- Фактически ликвидирована должность Патриарха
- Церковь начала терять финансовую и административную автономию
- Снижено количество монахов и монастырей
- Увеличено число налогов
- Производятся рекрутские наборы из церковных крестьян
Упразднение патриаршества 1697 г
Первые преобразования в духовной сфере, которые требовалось провести «из соображений государственной пользы», русский царь Пётр Первый провёл ещё при Патриархе Адриане.
Согласно царскому указу от 1697 года были взяты под государственный контроль хозяйства монастырей или же «тунегибельные вотчины», а также архиерейских домов.
При этом, первым была запрещена всякая строительная деятельность.
Всего спустя год царь прекращает выплату казённой руги тем церквам, которые имели при себе приходские дворы и угодья. Другие же церкви, не имеющие приходских дворов и угодий, получали отныне половину от прежней руги.
Кроме того, все церковные угодья были объявлены оброчными статьями государственной казны.
После кончины Патриарха (шестнадцатого октября 1700 года) государь предпринимает следующий шаг для дальнейшего подчинения интересам царского абсолютизма церковного строя России.
Отмена выборов патриарха
В этот период, вопреки ожиданиям духовенства и народа, так и не состоялись выборы Патриарха. Взамен него был назначен Местоблюститель Патриаршего престола, выбранный самим царём. Им стал образованный митрополит Рязанский Стефан.
Однако, ему государь поручил только ведение дел «о противностях Церкви, расколе, а также ересях».
Касаемо ряда иных церковно-административных вопросов и назначений на церковные должности, то эти духовные дела были поручены приближенным царя (Мусину-Пушкину, Меньшиков и др.).
Восстановление монастырского приказа
В начале 1701 года правитель восстанавливает монастырский приказ, который был упразднён в 1667 году. В его ведение переходит в это время распоряжение сборами (а также нарядами с этих сборов) и управление большей частью церковных вотчин.
На содержание монастырей и архиереев царь назначил довольно урезанное жалование на то «без чего невозможно прожить». Остальная часть денег, собираемых со сборов от всех церковных имений, должна была обязательно передана на общественные и государственные нужды.
К примеру, некоторая часть средств и в правду пошла на строительство благотворительных учреждений (богаделен для инвалидов войны и нищих, а также больничных дворов) и школ.
Подводя черту под двадцатилетним периодом деятельности учреждённого Петром Первым монастырского приказа стоит отметить, что он привёл духовную сферу в упадок.
Из года в год скудели архиерейские дома, в вотчинах сокращалось количество дворов, а монастырские постройки разваливались на глазах духовников, не имеющих права их починить.
Как следствие, с каждым годом росли и недоимки по сборам и к 1721-1722 годам их объём превышал сумму в миллион двести тысяч рублей, что было непомерно много даже для государства на тот момент.
Вместе с вышеперечисленным росло и недовольство правителя Церковью.
Некоторые историки приводят доказательства того, что такой негативный взгляд мог быть навеян Петру его путешествиями по Европе в составе Великого посольства.Например, в период первого такого странствия он всерьёз прислушивался к речам Вильгельма Оранского, который рекомендовал ему устроить Русскую Церковь по образу Англиканской и объявить себя её единственным Главою.
Хронология отмены патриаршества в России
В 1712 году, будучи проездом в Виттенберге и увидев памятник М.Лютеру, русский царь высказал в его сторону похвалу за наступление Лютера на Папу и всё его общество за своего государя, которые были намного умнее духовников.
В желании общества и церковных деятелей вернуть патриаршество Пётр Первый видел только попытку лишить его самодержавия. Таким образом, к началу 1718 года церковная реформа была частично сформирована в голове. На бумаге её было приказано воплотить епископу Феофану, отличавшемуся большой «скоростью пера».
В 1718 году государь, формируя коллегии для управления различными сферами жизни, решает сформировать и Духовную Коллегию, которая была обязана управлять церковными делами из-под руки Петра. За короткое время был написан «Духовный регламент», тексты которого описывали причины замены Духовной Коллегией Патриаршего управления, а также обязанности и права нового органа и особенности её состава.
В 1721 году царь обращается к Иеремии Третьему (Константинопольскому Патриарху) с прошением о признании Православными Восточными Патриархами нового органа – Святейшего Синода. Пётр получил положительный ответ и осенью 1723 года особой грамотой Синод был признан полномочным совершать те же действия, что и Патриаршие престолы.
В течение всего Синодального периода вышеописанные петровские церковные преобразования всё же отрицательно воспринимались в духовных кругах. Из всех иерархов того времени церковной реформой был доволен только архиепископ Феофан Прокопович, являвшийся фактически её идеологом.
Таблица-схема: основные причины упразднения патриаршества при Петре I
Причины упразднения патриаршества при Петре I Церковная реформа Петра I
3.8 Церковь и ликвидация патриаршества
Смещение церковных должностных лиц Синод имея и функции духовного суда. Синод состоял из 12 высших церковных иерархов, назначаемым царем. В 1724г. Монастырский приказ преобразовался в синодальную камер-контору.
То есть Петр подчинил церковь полностью своей власти. Вместо сословно-представительной монархии Петр I создал самодержавную империю, с огромным административно-бюрократическим аппаратом управления. Государственные учреждения, созданные Петром, представляли собой сооружение в виде пирамиды, на вершине которой находился самодержец, который осуществлял верховную неограниченную власть.
Учреждение Петром I Святейшего Синода для управления Русской Церковью взамен патриаршей власти и Поместных Соборов
25.01.1721 (7.02). —
Б.-К.
Растрелли. Конная статуя Петра I, 1744 В православном , преемнике Византийского римского царства, было, согласно , два главы – Царь и Патриарх, имевшие свои области служения: Царь заботился о земной жизни народа и защищал его от внешнего зла, Церковь заботилась о духовной жизни и защищала народ от внутреннего зла и греха.
Так, совместно водительствуя и сотрудничая, оба главы вели народ к общей цели – ко спасению к жизни вечной в Царствии Божием.
Русская Церковь имела полную свободу и всегда находилась в тесной связи с народом и государством, никогда не отделялась от них и всегда служила их истинному благу.
Упразднение патриаршества 1697 г
Удобная навигация по статье: Первые преобразования в духовной сфере, которые требовалось провести «из соображений государственной пользы», русский царь Пётр Первый провёл ещё при Патриархе Адриане.
Другие же церкви, не имеющие приходских дворов и угодий, получали отныне половину от прежней руги.
Кроме того, все церковные угодья были объявлены оброчными статьями государственной казны. После кончины Патриарха (шестнадцатого октября 1700 года) государь предпринимает следующий шаг для дальнейшего подчинения интересам царского абсолютизма церковного строя России.В этот период, вопреки ожиданиям духовенства и народа, так и не состоялись выборы Патриарха.
Восстановление патриаршества
В ноябре 1917 года слепой старец Зосимовой пустыни Алексий в Успенском соборе Кремля тянул жребий. Вытянул он имя самого непопулярного кандидата из трёх возможных.
Дело в том, что святителя Тихона Белавина церковные иерархи не любили за его мягкий нрав и доброту неуместные в годы революции. Тем не менее, с этим выбором им пришлось смирится, ведь это дало возможность православным в России впервые за 200 лет избрать себе патриарха.
Уже после того, как состоялась Флорентийская уния в 1439 году, на Руси возникли сомнения в правоверии греческого духовенства.
Ликвидация патриаршества при петре 1
Еще одним препятствием, ограничивающим власть абсолютного монарха, была церковь.
Большинство духовенства враждебно относилось к реформам, и это неудивительно – церковь издревле была хранителем русских традиций, которые искоренялись петровскими реформами. Поэтому церковь была причастна к делу царевича Алексея, и отнюдь не на стороне отца.
После смерти патриарха Адриана Петр лишь назначил на его пост исполняющего обязанности – местоблюстителя, а выборы патриарха не провел. В 1721 г.
был образован «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату, фактическим главой которого являлся Феофан Прокопович.
Именно он сочинил «духовный регламент» – свод важнейших организационных и идеологических уставлений церковной организации в новых условиях абсолютизма.
По регламенту члены Синода присягали как чиновники на верность царю и обязывались «в мирские дела и обряды не входить ни для чего».
Церковная реформа Петра I. Отмена патриаршества
Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote, 2015-11-18 10:05:00 Сергей Эдуардович Цветков sergeytsvetkov 2015-11-18 10:05:00
Упразднение патриаршества при петре 1
Год/Событие Цель 1700 Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола» Не допустить избрания нового Патриарха после смерти Патриарха Адриана.
Царь лично назначил на новую должность митрополита Стефана Яворского. 24 января 1701 Секуляризация крестьян и земель Ликвидация финансовой автономии церкви.
Увеличение эффективности использования земель и налоговых поступлений Церковные крестьяне и земли переданы в управление к восстановленному Монастырскому приказу, доходы перечислялись в казну из которой по строго установленным штатам выплачивались оклады прежним владельцам (монастырям и церквям) 30 декабря 1701 Запреты касающиеся монашества Снижение числа монахов Запреты на строительство новых монастырей, на владение монахами угодьями и вотчинами, на пострижение в монахи по собственному желанию (без разрешения монастырского приказа). Также, для установления штата монастырей — перепись находящихся в них монахов
Церковная реформа Петра I (цели, задачи и итоги)
Удобная навигация по статье: Историки отмечают, что церковные преобразования Петра Первого необходимо рассматривать не только в контексте других государственных реформ, которые позволили сформировать новое государство, но и в контексте прошлых церковно-государственных отношений.
Прежде всего, следует вспомнить фактическое начало противостояния между патриаршей и царской властью, которые разворачивались почти за век до начала правления Петра. Стоит упомянуть глубокий конфликт, в который был включён и его отец – царь Алексей Михайлович. Семнадцатое столетие – период преобразования российского государства из монархии в абсолютную монархию.
Пётр Первый, несмотря на свой юный возраст, имел опыт конфликтных отношений.
Ликвидация патриаршества. Святейший Синод
Стр 1 из 2 Реформы Петра I в сфере государственного устройства Состояние системы управления в конце XVII в. и причины реформ На протяжении XVII в.
организация власти и управления в России пережила значительные изменения. Ушли в прошлое Земские соборы, сложилась разветвленная система приказов, управление на местах перешло в руки назначаемых из центра воевод.
Светская власть окончательно восторжествовала над церковной после «дела Никона».
Тем не менее, система управления оставалась во многом архаичной.
Функции многих приказов переплетались. Сосуществовали отраслевые и территориальные приказы. Нередко один и тот же приказ ведал и управлением, и судом, и сбором налогов.
Методы работы в приказах и других органах управления оставались патриархальными, делопроизводство было неразвито.