Ответственность за повторное неисполнение предписания роспотребнадзора
Штрафы Роспотребнадзора: статья и сумма наказания, как оплачивать
Роспотребнадзор как институт, оказывающий контролирующее действие на активность различных юрлиц, способствует повышению качества производимой продукции, отношения к потребителям, а также соблюдению санитарно-гигиенических и других требований.
Функции Роспотребнадзора
В основные функции Роспотребнадзора входят:
- Надзор за выполнением предписаний закона «О защите прав потребителей».
- Проверка обстановки на предприятии, связанной с соблюдением санитарно-эпидемиологических нормативов.
- Проверка наличия специальной профессиональной аттестации у работников сферы общепита.
- Контроль и проведение аудита в сфере соблюдения санитарно-гигиенических требований.
- С недавних пор под функции ведомства отдали проверку соблюдения требования об энергосбережении и повышения уровня энергоэффективности объекта.
Проверка товаров Роспотребнадзором.
Организации, попадающие под влияние ведомства, тесно связаны с обслуживанием населения, а именно, магазины, предприятия общепита, образовательные учреждения, частные медицинские клиники, детские и прочие компании.
Многие руководители предприятий задают один и тот же вопрос: «Может ли Роспотребнадзор наложить штраф на их компанию из-за различных нарушений?» Ответ – может, так как ведомство уполномочено государством не только осуществлять контрольную деятельность, но также использовать административные рычаги давления, направленные на скорейшее исправление всех ошибок, допускаемых в процессе обслуживания населения.
Методы контроля деятельности предприятий органами Роспотребнадзора
Контроль организаций, обслуживающих население, осуществляется на основании разного вида проверок, организуемых в разных структурах ведомства:
- Плановые проверки – проводятся в соответствии с заранее утверждённым графиком, с предварительным оповещением лица-владельца или директора юрлица о предстоящем визите. Периодичность подобных проверок обычно производится один раз в три года, если нет дополнительных указаний в законе об увеличении числа контролирующих мероприятий. Однако в 2018 году обязательная плановая проверка предприятий малого бизнеса была прекращена для предотвращения чрезмерного давления на и без того слабые его позиции. Исключением являются компании, указанные в ФЗ-294.
- Внеплановые проверки – не зависят от графика, практически не бывают первичными, руководство обычно не предупреждается о предстоящем визите органов исполнительной власти на объект и служат для контроля устранения предписаний, изданных в ходе плановой проверки и соблюдения сроков их устранения. Также внеплановую проверку могут инициировать частые жалобы потребителей, зарегистрированные в законном порядке с фиксацией персоналий каждого лица и последующей выдачей ордера на проведение неплановой проверки компании органами прокуратуры.
- Документарные проверки – проводятся для соблюдения бюрократических формальностей в отношении добропорядочных компаний, чья деятельность не вызывает поводов для проведения контролирующих выездных мероприятий. Подобные компании часто выкладывают требуемые документы в общий доступ – на официальный сайт.
Лабораторные исследования.
При проведении проверки и выявлении нарушений одного или нескольких пунктов подлежащих проверке статей закона предприятию назначается предупреждение, выписывается предписание на срочное устранение данных нарушений, а в случае обнаружения грубых недочётов предприятие подвергается штрафным санкциям, которые налагаются как в соответствии со статьями КоАП, так и исходя из внутренних принципов работы ведомства.
Во время проведения выездных проверок руководство каждого предприятия, работающее с населением, должно располагать уставной документацией, данными на сотрудников, включая профессиональные аттестаты и санитарные книжки (при необходимости), разрешительными бумагами, подтверждающими право на осуществление деятельности. А также документами, подтверждающими право использования здания, и обязательными договорами на уборку территории и помещений, вывоз различного рода отходов, перечнями предлагаемой продукции с прейскурантами цен.
После проведения камеральных обследований инспекция приступает к обследованию помещения, осмотру оборудования, которое должно соответствовать по своим объёмно-планировочным характеристикам виду производственной деятельности, иметь необходимый набор инвентаря, аппарат, зарегистрированный в налоговом органе для проведения расчётно-кассового обслуживания, оформленные в соответствии с законом платёжные документы, путевые листы на транспортировку товара, а также пространство для возможности высказывания клиентами собственного мнения в отношении организации, и некоторые другие параметры, оговоренные законом «О защите прав потребителя». Техническое оснащение помещения также обследуется ведомством: проверяется исправность проводки, наличие энергосберегающих ламп, и т. д.
Методы административного воздействия на организации при выявлении нарушений
По результатам проверки представители Роспотребнадзора составляют акт, в котором содержится информация о выполнении всех предписанных нормативами контрольных мероприятий, и в случае выявления нарушений представители инспекции имеют право предпринять следующие шаги:
- Выписать предписание, требующее устранения найденных отклонений от норм с указанием сроков их выполнения.
- Наложить материальное взыскание в соответствии со статьёй 19.5 КоАП в случае грубого нарушения или при повторной проверке.
- Выписать постановление на временное прекращение активности организации до устранения всех предъявленных нарушений.
- Подать исковое заявление в суд для привлечения ответственных лиц на предприятии к уголовной ответственности, если нарушения выходят за рамки административной плоскости (например, гибель одного или нескольких лиц в результате нарушения санитарно-гигиенических требований в общепите или продажа спиртных напитков детям и т. д.).
Роспотребнадзор в детских учреждениях.
Обратите внимание! При необходимости представители Роспотребнадзора могут привлекать другие органы исполнительной власти в части содействия в принятия административных решений и поручать им ведение определённой деятельности в связи с большей их компетентностью.
Например, в случае выявления нарушений в санитарно-эпидемиологической сфере для компании будет актуально наложение штрафов СЭС, которые, несомненно, возьмут различные пробы на анализ, а после проведения лабораторных исследований обозначат сумму, что требуется взыскать в пользу государства.
Размеры штрафов, накладываемых в ходе проверки Роспотребнадзором
Приказ на штрафы за нарушения
Штрафы при проверке Роспотребнадзора привязаны к «минимальному размеру оплаты труда» (МРОТ) и разнятся в различных регионах в соответствии с этим показателем. Таким образом, если отталкиваться от МРОТ, назначенного в Москве в размере 18 742 рубля по состоянию на 2018 год, можно примерно посчитать и сумму штрафов Роспотребнадзора:
- При выявлении нарушений санитарных нормативов предприятие могут оштрафовать 5-10 МРОТ или 90,0 – 180,0 тыс. руб. с возможной приостановкой деятельности компании до устранения нарушений в срок до 3 месяцев.
- При ненадлежащем использовании нежилых площадей, на которых базируется организация – 10-20 МРОТ (180,0 – 360,0 тыс. руб.).
- Ненадлежащий санитарно-эпидемиологический контроль при производстве продуктов питания, повлекший за собой массовое отравление население, – 100-200 МРОТ (1,8 м – 3,6 млн руб.), возбуждение прокуратурой уголовного дела в отношении предприятия и ответственных должностных лиц с возможными последствиями в виде тюремного заключения.
- При отсутствии журналов о проведении санитарно-гигиенических и эпидемиологических проверок со всеми заполненными листами, а также контроля средств дезинфекции – стандартный тариф 20,0 тыс. руб.
- В случае несоблюдения требований ранее изданных предписаний штраф назначается в размер 10,0 – 20,0 тыс. руб.
Органы Роспотребнадзора могут наложить столько штрафов, сколько нарушений будет определено, прикладывая к каждому постановление об устранении нарушений.
Обратите внимание! Таким образом, в случае наступления наихудших последствий встречи с представителями ведомства бизнесмен может оказаться должен государству большую денежную сумму, потратить множество сил и денег на устранение нарушений, да ещё и при неработающем предприятии, и возбуждённом в отношении него уголовном деле.
Проверка документов на продукцию.
Штрафы Роспотребнадзора для ИП в 2018 году, в зависимости от масштаба деятельности и количества оборотных средств, конечно, определяются по существенно более низким ставкам, чем для полноценных компаний, да и требования не такие высокие, однако принцип начисления их и пункты, по которым проводятся проверки, очень схожи между собой.
Как оплачиваются штрафы, выписанные Роспотребнадзором
Ввиду того, что Роспотребнадзор проверяет, как правило, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и почти никогда физических лиц, каждый из указанных лиц должен иметь расчётный счёт в банке, с которого и будет списана сумма штрафа в добровольном или принудительном порядке.
В случае неуплаты штрафа предприятием в добровольном порядке в специально отведённый для этого срок, представители исполнительной власти, имеющие право на получение доступа к счёту, блокируют сумму взыскания на счету предприятия, в результате чего к штрафу могут накладываться пени за просрочку в случае её определения. Если таковая отсутствует, то блокировка ложится заочно, и при ближайших поступлениях сумма таки будет заморожена. Для её разблокирования представитель бухгалтерии должен оплатить с оставшейся части счёта наложенное ведомством взыскание.
Важно! Также в случае несвоевременной уплаты штрафа против предприятия может быть подан судебный иск с требованием взыскания требуемой суммы в принудительном порядке с учётом дополнительных начислений за судебно-исполнительные издержки, что не только повлияет на капитализацию компании, но также и сильно понизит её рейтинг доверия среди потребителей, как принимавшей участие в суде в качества ответчика.
Рекомендуемый действия для руководства организации во избежание наложения штрафа Роспотребнадзором
Официальная деятельность предприятия, несомненно, требует значительных затрат, списываемых с оборотных средств, что существенно снижает чистую прибыль владельцев компании.
Однако никогда не следует забывать, что при работе организации в сфере обслуживания большого количества клиентов, дальнейшая его работа будет во многом зависеть от общественного мнения, которое, кроме цен на продукцию, складывается в результате уровня обслуживания и качества этой продукции или услуг.
Таким образом, всем предпринимателям и их контрагентам следует уделить особое внимание в области соблюдения санитарных, гигиенических и эпидемиологических нормативов, а также правовым нормам розничного товарооборота во избежание возможных проблем с органами Роспотребнадзора, стоимость решения которых может в итоге значительно превысить первоначальные вложения в бизнес с учётом соблюдения всех стандартов. В любом случае штрафы Роспотребнадзора имеют значительное превышение по суммам методов наказаний других властных структур.
Сроки исполнения предписаний. Статья 19.5 КоАП РФ. Невыполнение в срок законного предписания
С начала 2016 года в силу вступили изменения законодательства, касающиеся отмены определенного типа проверок. Многие контрольные мероприятия тем не менее остались. По факту выявленных нарушений уполномоченные органы выносят акты императивного характера – предписания. Организациям и гражданам важно знать, в каких случаях издаются подобные документы, каковы сроки исполнения предписаний.
Сущность предписаний
Зачастую в результате проведенных муниципальными или государственными органами проверок в деятельности юридических лиц и предпринимателей индивидуального типа выявляются различные нарушения.
По факту несоответствий выдается акт императивного характера в виде представлений, решений, постановлений, предписаний органов государственного надзора. Несоблюдение требований документа влечет ответственность по статье 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.
В январе 2016 года в Федеральный закон, регулирующий защиту прав организаций и предпринимателей индивидуального типа при осуществлении надзора и контроля со стороны государственных и муниципальных органов, были внесены изменения.
Согласно корректировке правовых норм, часть плановых проверок запрещено проводить чаще одного раза в три года. Внеплановые контрольные мероприятия это не затронуло. Кроме того, индивидуальные предприниматели, допустившие грубые правовые нарушения и занимающиеся деятельностью, опасной для жизни и окружающей среды, также будет подвергать более частым проверкам.
За неисполнение требований, содержащихся в предписаниях надзорных органов, должностные лица могут привлекаться к ответственности в виде штрафа или дисквалификации на трехлетний срок.
Признаки предписаний, выдаваемых контролирующими органами
Документы императивного характера должны обладать тремя важными чертами:
- Обязательный для исполнения характер.
- Законность акта.
- Исполнимость требований документа.
- Разумный срок для исполнения предписаний.
При получении предписания должностному лицу нужно проверить документ на соответствие этим критериям. Если акт издан с нарушениями, гражданин вправе его обжаловать в установленные законом сроки. Если жалоб не поступало, и требования предписания не исполнены, лицо будет привлечено к административной ответственности.
Обязательный для исполнения характер
Признак обязательности состоит в том, что административное преступление по статье 19.5 Кодекса заключается в бездействии, которое выразилось в неисполнении предписания уполномоченного органа. Если предписания относятся к группе правовых ненормативных актов, они не подлежат исполнению.
Можно привести следующий пример судебной практики, отраженный в Постановлении Пятого апелляционного арбитражного суда № 05АП-7794/2014 от 18 июля 2014 года.
В рамках дела возник спор между налогоплательщиком и органом, осуществляемым надзор. В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства и сделана соответствующая отметка. Выписку из акта направили нарушителю для устранения недостатков в работе организации.
Так как требования контролирующего органа не были исполнены в срок, руководителя юридического лица привлекли к ответственности в виде административного штрафа по статье 19.5 КоАП РФ.Налогоплательщик не согласился с решением проверяющего субъекта и подал жалобу. В связи с тем, что требование об устранении нарушений было издано не отдельным документом, а в форме выписки из другого распорядительного акта, суд признал привлечение к ответственности незаконным.
Законность акта
При проверке надлежащей формы документа необходимо рассматривать сроки исполнения предписаний и их законность. По нормам законодательства, элемент состава правонарушения по рассматриваемой статье – законность ненормативного акта.
Судебной практикой установлено, что правомерность вынесенного уполномоченным органом предписания должна проверяться и оцениваться в каждом отдельном случае.
Если документ выдан ненадлежащему лицу, не уполномоченным субъектом и т.д., его неисполнение не влечет привлечения к ответственности административного типа. Такая позиция отражена в Постановлении Суда ЕАО, изданном по делу № 4-А-27/2014 29 мая 2014 года.
Перечень обстоятельств, подлежащих рассмотрению
При рассмотрении дел о проверке законности выносимых предписаний суд должен выяснить следующие факты:
- материальные основания для издания акта императивного характера (доказательства несоблюдения правовых норм законодательств нарушителем);
- соблюдение всех пунктов процедуры издания акта;
- наличие у проверяющего органа полномочий на составление подобных документов.
Особенность рассмотрения дел такого рода заключается в том, что законность вынесенного предписания доказывается самим органом. Если надзорный субъект не смог доказать правомерность привлечения должностного лица к ответственности, дело прекращается на основании статьи 24.5 Кодекса из-за отсутствия состава правонарушения административного характера.
Исполнимость требований документа
Второе значимое требование к документам императивного характера — исполнимость акта. Суть требования заключается в том, что контрольный орган, вынесший предписание, должен четко отразить требования и сформировать у нарушителя четкое понимание того, какие действия должно совершить (или не совершать) должностное лицо.
Правильность содержания документов и указание сроков исполнения предписаний одинаково важны для нарушителя и проверяющих органов. Это связано с тем, что проверять исполнение можно только в отношении реальных требований. Наказать за невыполнение действий, которые осуществить невозможно, нельзя.
ФАС в Волго-Вятском округе издал Постановление в рамках судебного процесса № А43-27119/2012. В документ суд указал, что предписания должностных лиц, содержащие правомерные требования, должны быть реально исполнимыми, содержать требования законного характера, реальные сроки реализации и четко сформулированные действия, которые должен совершить нарушитель (или воздержаться от их совершения).
В документе также отмечено, что указания, содержащиеся в акте о нарушении, должны четко формулироваться, излагаться кратко, ясно, четко, последовательно, доступно.
Сущность требования исполнимости
Согласно нормам законодательства и устоявшейся судебной практике, требования исполнимости состоят в следующем:
- должностные лица (правонарушители) должны своевременно извещаться о содержании изданного ненормативного правового акта;
- документ должен содержать недвусмысленные, ясные формулировки;
- должностное лицо должно иметь реальную возможность исправить недостатки в установленный уполномоченным органом срок;
- срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений должен быть разумным.
В Постановлении № 2423/13, изданном Президиумом ВАС 9 июля 2013 года по делу № А53-19629/2012, указано на важность требований об исполнимости и законности выносимых уполномоченными органами властных предписаний правовых ненормативных актов.
Президиум также отмечал важность указания сроков устранения. Предписания, согласно позиции Высшего Арбитражного Суда, должны реализовываться в разумный период времени. Таким образом, акты императивного характера, выносимые уполномоченными государственными и местными органами, должны отвечать требованиям обязательности, законности, исполнимости и реальности сроков исполнения.
Несоблюдение указанных требований влечет невозможность привлечения нарушителя к ответственности по статье 19.5 Кодекса. В этом случае виновное лицо будет оправдано по статье 24.5 КоАП в связи с отсутствием состава правонарушения административного характера.
Виды нарушений
Контрольный орган, фиксирующий нарушения и устанавливающий сроки исполнения предписания по проверке, вправе составлять акты о привлечении к ответственности по статье 19.5 КоАП РФ по невыполнению требований следующих императивных документов уполномоченных лиц:
- Законного постановления надзорного органа на местном или государственном уровне в сфере несоблюдения норм законодательства.
- Решения, предписания в сфере контроля за экспортом.
- Акта антимонопольного федерального органа о прекращении действий, ограничивающих конкуренцию в указанной сфере, использования доминирующего положения на рынке, дискриминации, неправомерной или незаконной рекламы, недобросовестной конкуренции, нарушений законодательства в антимонопольной сфере, прекращении действия незаконных актов местных или государственных органов в сфере торговли.
- Решения, предписания органа, занимающегося регулированием монополии естественного типа.
- Акта регионального государственного контрольного органа в сфере строительства недвижимых объектов по долям.
- Решения, предписания органа, занимающегося регулированием тарифов и цен.
- Акта регионального государственного контрольного органа в сфере строительного надзора.
- Решения, предписания органа, занимающегося надзором в сфере закупок.
- Акта исполнительного органа федеральной власти в области закупок услуг, товаров, работ.
- Решения, предписания органа, занимающегося ветеринарным надзором.
- Акта Банка России.
- Решения, предписания органа, занимающегося надзором в транспортной области.
- Акта исполнительной власти в сфере безопасности промышленности, сооружений гидротехнического типа.
- Решения, предписания органа государственного пожарного надзора и проч.
Виды санкционных мер
Наказания за совершение правонарушений по статье 19.5 Кодекса назначаются следующие:
- Штраф. Размер денежной санкции зависит от тяжести правонарушения. Для граждан предел финансового наказания — от одной до пяти тысяч, для должностных лиц – от десяти до пятидесяти, для организации – от ста до пятисот тысяч.
- Дисквалификация. Срок дисквалификации должностных лиц – не более трех лет.
- Административное приостановление деятельности на девяносто дней. Предусмотрено шестой и шестнадцатой частями статьи Кодекса.
Например, неисполнение предписаний органов государственного пожарного надзора влечет наложение санкций следующих типов: дисквалификация на три года или штраф (для граждан – от двух до трех тысяч, для должностных лиц — от пяти до шести тысяч, для организаций – от девяноста до ста тысяч).
Чтобы избежать привлечения к ответственности, виновное лицо может подать ходатайство о продлении срока исполнения предписания.
Органы, дела по статье 19.5 КоАП
Производство по делам о правонарушении административного характера по ст. 19.5 КоАП РФ начинается после составления соответствующего протокола. Его заполняет государственное или муниципальное должностное лицо, уполномоченное на выдачу предписаний предпринимателям индивидуального типа.
Согласно статье 28.3 Кодекса, протоколы составляются сотрудниками исполнительных органов федеральной власти, их подразделений и органов территориального типа, осуществляющих контроль и надзор в соответствующих сферах.
Дела о правонарушениях административного типа рассматриваются следующими органами:
- по частям 1, 13, 12, 15, 14 – мировые суды;
- по частям 18, 16, 19 – районные суды;
- по частям 15, 6 – арбитражные суды;
- по частям 2, 2.1., 2.3., 2.2., 2.7, 2.6, 5, 3, 6, 11, 8.1., 20, 17 – суды общей юрисдикции.
По остальным частям рассматриваемой статьи дела рассматривают надзорные органы, которые их возбудили. Если указанные органы или их должностные лица, составив протокол, не имеют права рассматривать дело в дальнейшем, они направляют собранные материалы судье в трехдневный срок с даты его составления.
Получив пакет документов, судья рассматривает дело о правонарушении административного характера в течение не более двух месяцев. Продление срока судебного процесса возможно по уважительным причинам еще на один месяц.
Если дело передается должностными лицами, составившими протокол, на рассмотрение другому субъекту (не суду), срок проведения процесса сокращается до пятнадцати дней. Этот период также может продлеваться на один месяц при необходимости.
Правонарушителям и должностным лицам, составляющим протокол о совершении административного преступления по статье 19.
5 КоАП РФ, следует помнить, что давностный срок по указанной норме — не более трех месяцев с даты истечения периода исполнения требований предписания.
Если указанный период времени истек, привлечь виновного субъекта к ответственности за невыполнение предписания станет невозможно.
Требования актов императивного характера, составляемые должностными лицами исполнительных органов федеральной или местной власти, должны исполняться в установленные в документе сроки.
В противном случае правонарушителю грозит привлечение к ответственности по статье 19.5 КоАП РФ, которая включает штрафные санкции, дисквалификацию и административное приостановление деятельности на трехмесячный срок.
Штрафы Роспотребнадзора за несоблюдение СанПиН
Любая деятельность в стране регламентирована законодательными актами, соблюдение которых контролируется ответственными органами. Особенно внимательно проверяют предприятия, которые занимаются изготовлением и реализацией продуктов питания. Это связано с тем, что данная продукция быстро портится, может включать в себя небезопасные вещества.
Отвечает за данное направление Роспотребнадзор. Каждое предприятие, которое занимается сферой, связанной с продуктами, может у себя ожидать сотрудника этой государственной структуры с целью контроля качества товаров, которые попадают к потребителю. Штрафов Роспотребнадзора за несоблюдение СанПиН не избежать.
Поэтому каждому предпринимателю стоит знать, чего можно ожидать от проверяющих.
Размеры штрафов
Каждое нарушение имеет свою норму ответственности и размер штрафа, который установлен Административным кодексом РФ.
Нормы и правила Роспотребнадзора предполагают, что предприниматель в случае выявления несоблюдения СанПиНа несет полную ответственность за это.
Наказание за нарушения в этой сфере определяется тяжестью последствий. Несоблюдение санитарных норм и правил может привести к таким штрафам:
- от 200 до 300 минимальных зарплат, установленных нормативными актами РФ;
- выявление ошибки повторно влечет за собой увеличение штрафа уже до 400 минимальных зарплат;
- если выявлено, что ведение бизнеса проводится халатно, что создает угрозу для жизни людей или животных, может привести к развитию инфекций, начала эпидемий, то оплата в казну будет составлять от 100 до 200 минимальных месячных окладов;
- очень масштабные негативные последствия деятельности ИП часто квалифицируются уже по параметрам уголовной ответственности и могут привести к наказанию в виде лишения свободы на 2-5 лет.
Но это средние размеры штрафов, которые выставляет Роспотребнадзор. На самом деле санитарные правила и нормы достаточно разнообразны.
Привести к их невыполнению может не только действие, но и бездействие предпринимателя.
Для полной оценки нарушений в Кодексе об административных правонарушениях выделено несколько статей, на основе которых Роспотребнадзор может штрафовать нарушителей на суммы даже больше указанных.
Чтобы полностью оценить уровень возможных потерь после проверки Роспотребнадзора, следует рассмотреть детальнее статьи КоАП и других нормативных актов, а именно те, что предполагают нарушение СанПиН, в том числе и наказание за них:
- нарушение любого из СанПиН согласно ст.6.3 Административного кодекса позволяет наказать предпринимателя как предупреждением, если его действия не вызвали масштабных последствий, до штрафов в размере от 500 до 20 тыс. рублей, если речь идет о юридических лицах;
- несоблюдение санитарных норм и правил, которые привели к тяжелым последствиям, а именно отравлениям и болезням покупателей, часто подпадает под ст. 236 уже УК, что влечет за собой более серьезное наказание: от 80 тыс.рублей до 5 лет лишения свободы, а также до 240 часов принудительных работ;
- за ведение деятельности, которая предполагает нечестные отношения с потребителями, а именно их обман со стороны предпринимателя, КоАП предполагает согласно ст. 14.7 штраф до 50 тыс. рублей, который может быть наложен на должностные лица предприятия;
- за невыполнение своевременно предписаний касательно нарушений санитарных норм и правил, которые были изложены Роспотребнадзором ранее, предприниматель также может быть оштрафован на сумму 300 рублей до 20 тыс. рублей ,что указано в ст.19.5 КоАП;
- ст.14.4 содержит нормы, по которым накладывается штраф на предпринимателей, которые не выполняют СанПиН путем продажи некачественных товаров. Они предполагают взыскание в сумме до 30 тыс. рублей;
- ст. 14.5 очень похожа по сути на предыдущую, так как предполагает наказание за продажу товаров без документов, подтверждающих качество продукции. В данном случае максимальная сумма штрафа может достигать 40 тыс. рублей;
- нередко штрафует Роспотребнадзор и тех предпринимателей, которые продают товары с нарушением норм их реализации, то есть несоблюдения СанПиН по конкретным видам продукции. Наказание за такую деятельность предполагает взыскание с юридических лиц до 30 тыс.рублей;
- под штрафы попадает и деятельность, которая проводится на основе неправдивых документов, подтверждающих качество продукции, что ведет к несоблюдению санитарных норм и правил, а также нарушению иных прав потребителя, как указано в ст. 14.8. Взыскание за такую деятельность может быть начислено в сумме до 10 тыс. рублей;
- для предупреждения нарушений, а также их выявления необходима проверка, но часто представители объекта инспекции не допускают инспекторов для проведения необходимых контрольных мероприятий или оказывают другое сопротивление. Эти действия указаны в ст. 19.5 и предполагают штраф до 20 тыс. рублей.
Нормативные акты определяют минимальные и максимальные размеры штрафов по указанным нарушениям.
Документ о нарушениях – Протокол Роспотребнадзора
Протокол Роспотребнадзора – это документ, который является основой для возбуждения дела об административном правонарушении. Только при его оформлении возможно выставление штрафа объекту проверки за несоблюдение СанПиНов или других норм изготовления и реализации продуктов питания.
Протокол о нарушении должен содержать такие обязательные параметры:
- детальное описание выявленной ошибки;
- место проверки;
- дата инспекции;
- должность и данные инспектора, который составил этот документ;
- статья и название законодательного акта, которая была нарушена.
После составления протокола о нарушении сотрудник Роспотребнадзора объясняет его руководителю компании, после чего делает пометку о проведенной работе. Копия самого документа обязательно должна быть передана на объект инспекции на протяжении суток после его составления. О получении экземпляра протокола представитель объекта проверки обязательно должен расписаться.
Следующим этапом проверки Роспотребнадзора является проведение административного расследования, которое направлено на детальное изучение выявленных нарушений и определение размера штрафа по данному случаю.
Суть деятельности Роспотребнадзора
Роспотребнадзор – это контролирующий орган, на который возложены функции защиты прав потребителей, за счет выявления соответствия продукции нормам, указанным в законодательных актах РФ.
Для выполнения своих обязанностей данная структура имеет некоторые обязательства:
- своевременная инспекция документов о получении образования сотрудниками объекта проверки, наличия медицинских книжек, корректность трудовых договоров;
- ревизия журнала контроля деятельности предприятия, которая включает, как ознакомление с работой, которая в нем записана, так и с нарушениями в процессе его видения;
- проверка документации, являющимися подтверждением качества продукции, к которым можно отнести лицензии, сертификаты и другие формы, установленные нормативными актами РФ;
- инспекция работы контрольно-кассового оборудования;
- проведение контрольных закупок;
- выдача советов по выявленным нарушениям, наложение штрафов, оформление документации по результатам проверки.
Проверка, которую инициирует Роспотребнадзор, может быть плановой. Тогда дата и сроки ее совершения фиксируются еще в конце года, предшествующему инспекции. Но, если на предприятие поступают жалобы от потребителей или других органов власти, то ревизия может быть проведена вне плана проверок на год.
В процессе работы Роспотребнадзора такая ситуация бывает довольно часто, так как под их юрисдикцией непосредственно предприятия с продуктами питания, которые часто имеют короткий период реализации.
Кроме этого они непосредственно влияют на здоровье населения страны, а также животных. Поэтому контроль совершается постоянно.
Да и граждане часто обращаются с жалобами, что приводит к внеплановым инспекциям.
Каждое мероприятие, направленное на выявление качества продуктов питания, должно быть оформлено соответствующим актом о проверке и протоколом проведенных действий. В данных документах должны быть указаны все необходимые реквизиты, внесена информация по предприятию, расписаны выявленные нарушения, а также обязательно указываются данные ответственных лиц на объекте проверки и инспекторов.Акт оформляется в 2 экземплярах, один из которых остается у руководителя предприятия.
Параллельно с ним обязательно должен быть составлен Протокол о возникновении административной ответственности, который является основным документов следующего этапа проверки Роспотребнадзора.
Дополнительно оформляют и Предписание на устранение выявленных нарушений, которое должно быть завизировано подписями инспекторов. Если же не выявлено никаких проблем и ошибок в работе предприятия, то данная информация указывается в самом акте о проведенной инспекции.
Штрафы – это ода из наиболее лояльных мер наказания. Ведь в случае выявления серьезных нарушений деятельность предпринимателя, который допустил несоблюдение санитарных норм и правил, может быть приостановлена.
Каждому ИП необходимо быть крайне внимательным к производству продукции, а также реализации. Это защитит во время проверок от наказаний и финансовых потерь, а также обеспечит от опасных ситуация для потребителя.
- ipmaster
- Распечатать
Ответственность за повторное неисполнение предписания роспотребнадзора
КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор или муниципальный контроль, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Рассмотрим, на что следует обратить внимание в предписании, если оно будет вынесено в адрес бизнесмена для привлечения к административной ответственности.
Начнем с того, что предписания контролирующих органов должны иметь три главных признака.
Обязывающий характер
Все административные правонарушения, предусмотренные ст.
Такой вывод содержит постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу № А75-3275/2012.
Процессуальные особенности
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.
5 КоАП РФ, возбуждается на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами государственных и муниципальных органов, уполномоченных на выдачу индивидуальным предпринимателям обязательных для исполнения предписаний. Перечень таких органов предусмотрен ст.
28.3 КоАП РФ.
Кроме этого следует учитывать, что во всех случаях правом на возбуждение производства по делу об административном правонарушении наделен прокурор (ч. 1 ст. 25.11, ст. 28.4 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях в отношении индивидуальных предпринимателей, предусмотренных:
Ущемление прав потребителя
от 1 000 до 2 000
от 10 000 до 20 000
п. 2 ст. 14.8
Непредставление льгот клиентам
от 500 до 1 000
от 5 000 до 10 000
п. 3 ст. 14.8
Необеспечение возможности оплаты товаров как наличными, так и другими способами
от 15 000 до 30 000
от 30 000 до 50 000
п. 4 ст. 14.8
Неподчинение распоряжению госоргана
от 2 000 до 4 000
19.4
Неисполнение предписания
от 1 000 до 2 000
от 10 000 до 20 000
Либо для руководителей дисквалификация на срок до 3 лет
19.5
Более серьезные правонарушения, повлекшие массовое заболевание людей или даже смерть, являются преступлением по ст. 236 УК РФ и к компетенции Роспотребнадзора не относятся.
Однако окончательно расслабиться предпринимателям вряд ли удастся. Связано это со следующими обстоятельствами.
Во-первых, указанный запрет не касается внеплановых проверок, во-вторых, он не распространяется на предпринимателей, которые в течение трех предыдущих лет допустили грубые нарушения законодательства в конкретной сфере деятельности, и, в-третьих, избежать проверок не удастся, если деятельность ИП связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей, окружающей среды и иных ценностей.
Во всех этих случаях сохранена возможность проведения проверок с вынесением по их результатам обязательных для исполнения предписаний, постановлений, представлений или решений. Их невыполнение может дорого обойтись для бюджета коммерсанта. Так, согласно ч. 1 ст.Исполнимость предписания, по мнению арбитражного суда надзорной инстанции, следует понимать как «наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение».
ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 03.12.
2013 по делу № А43-27119/2012 в дополнение к этому указал, что «предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
- наличие полномочий органа или должностного лица на вынесение предписания;
- соблюдение процедуры вынесения предписания.
При этом законность предписания доказывается надзорным органом, его вынесшим. Отсутствие таких доказательств влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения (ст.
24.5 Внимание
Исполнимость
Не менее важным требованием, предъявляемым к предписаниям, является то, чтобы они были исполнимыми. Иными словами, надзорный орган, принуждая предпринимателя к определенному поведению, должен ясно и недвусмысленно изложить свое требование, сформировать у коммерсанта четкое представление относительно того, что необходимо сделать или от каких действий нужно воздержаться.
Прежде всего в соблюдении такого требования заинтересованы сами проверяющие.
КоАП РФ.
Если орган, должностные лица которого возбудили производство по делу об административном правонарушении, не уполномочен рассматривать это дело, он направляет протокол (а прокурор — постановление) об административном правонарушении судье в течение трех суток с момента его составления. На основании этих и других документов судья рассматривает дело об административном правонарушении в двухмесячный срок с возможностью его продления, но не более чем на один месяц.
Если дело об административном правонарушении рассматривается иным субъектом (не судьей), то такой срок составляет пятнадцать дней также с возможностью его продления, но не более чем на один месяц.
Индивидуальным предпринимателям следует учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.
Очень часто по результатам мероприятий государственного и муниципального контроля индивидуальным предпринимателям вручаются обязательные для исполнения предписания, представления, постановления или решения, невыполнение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ. Рассмотрим, на что бизнесменам следует обратить внимание, если их будут привлекать к административной ответственности.
Как известно, с 1 января 2016 г.
большинство коммерсантов могут не бояться некоторых видов проверок целых три года – до 31 декабря 2018 г. Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”».
КоАП;
- ст.14.4 содержит нормы, по которым накладывается штраф на предпринимателей, которые не выполняют СанПиН путем продажи некачественных товаров. Они предполагают взыскание в сумме до 30 тыс. рублей;
- ст.
14.5 очень похожа по сути на предыдущую, так как предполагает наказание за продажу товаров без документов, подтверждающих качество продукции. В данном случае максимальная сумма штрафа может достигать 40 тыс. рублей;
- нередко штрафует Роспотребнадзор и тех предпринимателей, которые продают товары с нарушением норм их реализации, то есть несоблюдения СанПиН по конкретным видам продукции.
КоАП РФ (неисполнение законного предписания должностного лица)*, а также произведена повторная выдача предписаний с целью устранения нарушений земельного законодательства.
За неисполнение предписаний мировым судом собственнику назначен административный штраф в размере 20 тыс. рублей (по 10 тыс. рублей за каждое неисполненное предписание).
Однако последующая внеплановая проверка показала, что собственник вновь не исполнил законные требования надзорного органа — зарастание земель сельхозназначения не устранено, предписания не исполнены.
Законодательством предусмотрена ответственность за повторное в течение года неисполнение предписания должностного лица – это привлечение к административной ответственности по ч.