Закон о фермерских крестьянских хозяйствахв на 2020г

Содержание

Фз о крестьянском (фермерском) хозяйстве с последними изменениями

Закон о фермерских крестьянских хозяйствахв на 2020г

Гражданам Российской Федерации, проживающим в загородных зонах и обладающих сельскохозяйственным имуществом, рекомендуется знать основные положения закона о крестьянском хозяйстве, который позволяет осуществлять фермерскую деятельность не только для удовлетворения собственных нужд, но и в более крупных масштабах с целью реализации продукции, что является немаловажным фактором развития экономики государства и сельскохозяйственной отрасли в целом.

Общие положения закона о крестьянском хозяйстве

Федеральный закон № 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” был принят Государственной думой в третьем чтении 23 мая 2003 года и одобрен Советом Федерации 28 мая того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 11 июня 2003 года.

ФЗ-74 устанавливает правовую, экономическую и социальную базу для формирования и функционирования крестьянских и фермерских хозяйств. Закон обеспечивает гражданам право на создание сельскохозяйственных угодий, их самостоятельную деятельность, а также защищает данные права.

Закон о фермерстве состоит из 23 статей и 9 глав следующего содержания:

  • Глава 1 устанавливает статус крестьянского (фермерского хозяйства);
  • Глава 2 определяет особенности создания крестьянской фермы;
  • Глава 3 предусматривает состав фермерского имущества и особенности владения и распоряжения им;
  • Глава 4 устанавливает порядок предоставления земельных участков под крестьянские хозяйства и особенности их приобретения гражданами;
  • Глава 5 определяет правовые аспекты управления фермерскими хозяйствами;
  • Глава 6 описывает перечень деятельности фермеров;
  • Глава 7 предусматривает особенности объединения крестьянских хозяйств;
  • Глава 8 устанавливает порядок прекращения деятельности фермерских хозяйств и основания для этого;
  • Глава 9 содержит заключительные и переходные положения законодательства.

В соответствии со статьёй 1 ФЗ-74, фермерское или крестьянское хозяйство определяется как объединение граждан, обладающих определённым имуществом и осуществляющее его обработку, переработку, хранение, транспортировку и реализацию соответствующей сельскохозяйственной продукции. Фермерская деятельность осуществляется только при личном участии владельцев. Работа фермеров считается предпринимательством без образования юридического лица. Также допускается образование фермерского хозяйства одним лицом.

Правом на формирование крестьянского хозяйства, согласно части 1 статьи 3 настоящего закона, обладают все дееспособные граждане Российской Федерации, а также иностранцы и лица без гражданства.

Членами сельскохозяйственного фермерского образования могут быть следующие лица:

  • члены семьи и близкие родственники, но не больше трёх семей;
  • дети и внуки членов хозяйства принимаются по достижению возраста 16 лет;
  • лица, не являющиеся членами семьи. Число таких представителей не должно превышать пяти человек.

Фермерское хозяйство является образованным после прохождения процедуры государственной регистрации в предусмотренном законодательством порядке.

Перечень имущества определяется статьёй 6 Федерального закона № 74. В него входит:

  • земельный участок;
  • сельскохозяйственные и прочие постройки, располагающиеся на данной территории;
  • мелиоративные сооружения;
  • рабочий скот;
  • скот, птица и другая живность, предназначенная для разведения и сбора продукции;
  • сельскохозяйственная техника и оборудование;
  • транспорт;
  • инвентарь;
  • прочие инструменты, объекты и техника, которые требуются для осуществления фермерской деятельности, перечень которых утверждается всеми членами крестьянской общины по взаимному согласию.

Плоды, продукция и доходы, которые получают члены хозяйства в результате своей работы, считаются общим имуществом. Их распределение и реализация осуществляется главой фермы, им также устанавливается и долевая собственность имущества.

Деятельностью фермерских хозяйств является изготовление и обработка продуктов сельского хозяйства, а также их хранение, перевозка и продажа. Полный перечень деятельности определяется членами сельскохозяйственной ячейки.

В соответствии с законодательством РФ государственные органы власти, а также представители местного самоуправления обязаны оказывать поддержку гражданам в развитии сельского хозяйства и фермерских объединений.

Любые неправомерные препятствия могут быть оспорены в судебном порядке.

Последние поправки

В ходе последних изменений настоящего законодательства 23 июня 2014 года, были признаны утратившими силу части 2-5 и 8 статьи 12.

Статья 12 ФЗ-74 предусматривает порядок передачи земельных участков, которые находятся в собственности государства или муниципалитета, для реализации деятельности крестьянских хозяйств. Статья состоит из следующих положений:

  • Предоставление земель под фермерские угодья осуществляется согласно положениям земельного кодекса Российской Федерации;
  • Отказ управляющих органов о передаче земельных участков фермерам, может быть оспорен в судебном порядке;
  • Предоставляемые под сельскохозяйственные угодья земли ограничиваются минимальной и максимальной площадью;
  • Минимальные ограничения по площади не устанавливаются для участков, которые предназначаются для следующих видов деятельности:
    • садоводство;
    • виноградарство;
    • овощеводство;
    • цветоводство;
    • семеноводство;
    • птицеводство;
    • пчеловодство;
    • рыбоводство;

Другие виды деятельности, при которых допустима эксплуатация участков меньшей площади, установленной законодательствами субъектов Российской Федерации.

Скачать текст 74 ФЗ с изменениями

Изучение настоящего закона будет полезно всем гражданам, которые являются членами фермерских хозяйств или планируют основывать таковые. Знание положений законодательства позволит соблюсти правомерность сельскохозяйственной деятельности и обеспечить соблюдение собственных прав.

Для подробного изучения Федерального закона № 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” рекомендуется скачать документ, содержащий актуальные изменения по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-74

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Как получить грант на развитие фермерского хозяйства в 2020 году начинающему предпринимателю — Твое дело

Закон о фермерских крестьянских хозяйствахв на 2020г

Евгений Смирнов # Нюансы бизнеса

Государственная Программа грантов на развитие сельского хозяйства направлена на поддержание фермерской деятельности. Срок проведения программы с 2013 по 2020 год.

  • Гранты для начинающего фермера
  • Что такое грант для начинающего фермера
  • Кто может получить грант на развитие КФХ
  • Суммы грантов
  • Как получить грант для начинающего фермера — пошаговая инструкция
  • Шаг 1 – знакомимся с требованиями к претенденту
  • Шаг 2 – подача документов
  • Шаг 3 – ожидание решения и заключение договора
  • Выводы

В 2019 году Программа грантов на развитие сельского хозяйства действует во всех областях РФ. Чтобы получить деньги на развитие своего КФХ, следует подать заявку, список документов, а также иметь не менее 10% собственного капитала для софинансирования. Минимальная сумма вложений фермера — 100 тысяч рублей.

Гранты для начинающего фермера

В рамках программы «Поддержка начинающего фермера» государство назначает в виде субсидии деньги главе фермерского хозяйства (КФХ). Они перечисляются из местного бюджета или же деньги переводит фермеру субъект РФ. Именно так указано в официальной Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия.

Что такое грант для начинающего фермера

Грант для начинающего фермера — это, в первую очередь, субсидия, но монетизированная. Фермер, то есть глава КФХ, действительно получает деньги и может их потратить на целевые издержки. Его плановые затраты дополнительно финансируются государством. Кстати, их перечень заранее оговаривается.

Все гранты от государства на сельхоз развитие КФХ, в целом, выделяются на:

  • развитие крестьянско-фермерского хозяйства;
  • совместное финансирование расходов главы КФХ.

Речь идет о софинансировании затрат, включенных в перечень региональной программы развития с/х. Каждый регион имеет такую.

Нельзя самостоятельно включить в список своих расходов какие-либо дополнительные. Субсидия перечисляется в виде денег.

Они направляются на модернизацию или дальнейшее развитие, поддержку и софинансирование (покрытие затрат). Если быть точным, то фермер может потратить деньги на:

  • приобретение земли с/х назначения, животных;
  • покупку специализированного транспорта, инвентаря, механизированного или электрического оборудования;
  • создание проекта или же возведения, ремонта, модернизации помещений с/х назначения, складов, заграждений и других сооружений;
  • финансирование расходов, связанных с проведением, подключением, регистрацией коммуникаций (включая инженерные), подключение к газо-, электроснабжению;
  • прокладку и строительство дорог, если они являются необходимостью для производства с/х продукции и дальнейшей ее транспортировки;
  • покупку ядохимикатов, семян и т. д.

Начинающий фермер получает деньги и на обустройство своего быта, например, для покупки жилья, автомобиля, мебели, техники и не только. Все расходы финансирует государство. Глава КФХ вносит только 10% от их общей суммы. Грант предоставляется только единожды, а фермер не имеет права в течение 10 лет продавать купленное на эти деньги имущество.

Кто может получить грант на развитие КФХ

Грант может получить только субъект РФ, являющийся фермером или главой КФХ в возрасте от 19 до 58 лет. Деньги также выделяются:

  • товаропроизводителям;
  • ИП;
  • организациям.

Все они должны выполнять промышленную или первичную переработку с/х продукции. Монетизированные субсидии получают и потребительские кооперативы агросектора.

У всех перечисленных субъектов РФ есть абсолютно равные шансы на получение гранта от государства или местных органов.

На сайте министерства или бизнес-инкубатора они могут узнать, как получить грант на развитие фермерского хозяйства в своей области. Там же публикуется и ход, результаты конкурса.

Суммы грантов

Точный размер гранта в денежном эквиваленте зависит от целей использования этих средств. К основным из них относятся:

  • Гранты для крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). Речь идет о суммах, выделяемых для поддержки одного начинающего фермера, в том числе и ИП. Для разведения скота выделяется субсидия в размере до 3 млн руб. Деньги можно использовать не более полутора года с момента их получения. На эти средства фермер может разводить крупный рогатый скот.
  • Гранты на открытие или развитие семейной фермы, где разводят крупный рогатый скот (КРС). На одно крестьянско-фермерское хозяйство выделяется до 3 млн руб. Можно разводить скот в молочном или же мясном направлении. Деньги гранта следует использовать не позднее 2 лет с даты их получения. Если на базе хозяйства разводятся козы, страусы, овцы или другое поголовье, то их количество не должно превышать трехсот голов от основного стада.
  • Оплата процентов, а не тела кредитов, взятых на развитие хозяйства.
  • Финансирование КФХ для устройства быта. Сумма гранта — единовременная помощь до 250 тыс. руб.

В каждом случае точный размер гранта устанавливается индивидуально. Рассматриваются другие затраты фермера, его кредитные обязательства, текущие расходы на содержание хозяйства и не только.

Как получить грант для начинающего фермера — пошаговая инструкция

Чтобы принять участие в конкурсе, следует найти о нем информацию на сайте Министерства сельского хозяйства своей области. Обязательно нужно иметь готовый бизнес-план, пакет документов и начальный капитал для финансирования развития своего КФХ. Далее приведена подробная инструкция, как получить грант на развитие КФХ в своем регионе.

Шаг 1 – знакомимся с требованиями к претенденту

Чтобы получить субсидию от государства на свое КФХ, нужно соответствовать условиям и требованиям программы. Подать заявку может только гражданин РФ в возрасте от 19 до 58 лет, являющийся главой КФХ не менее года. Требования к участнику конкурса на получения гранта:

  • Постоянное место проживания или же переезд по месту регистрации КФХ.
  • Наличие специального или высшего образования по направлению сельского хозяйства. Если такового нет, то участником может стать и человек, окончивший специализированные курсы.
  • Наличие стажа в с/х или же членство в личном подсобном хозяйстве (от 3 лет).
  • Заявитель не должен участвовать в других госпрограммах по поддержке малого и среднего бизнеса.
  • Наличие уже разработанного бизнес-плана с технико-экономическим обоснованием. Участник допускается к конкурсу только с готовым пакетом документов.
  • Наличие минимальной суммы для реализации своего бизнес-плана. Сумма вложений фермера составляет 10% от общих запланированных затрат, но не менее 100 тыс. руб.
  • Участник должен иметь на руках договора для дальнейшей реализации продукции, даже если она еще не произведена.

Стоит понимать, что развитие конкретного КФХ должно иметь региональную значимость. В конкурсах на получение гранта выигрывают именно такие фермеры. Деньги выдаются на развитие всего сельского хозяйства региона и страны, а не просто для частного финансирования.

Из требований становится понятно, что фермер перед участием в конкурсе подготавливает свой бизнес-план. Делает он это самостоятельно или же тратит собственные деньги на разработку документа. Также участник сразу выбирает и обозначает в заявке юридическую форму своего КФХ.

Шаг 2 – подача документов

В каждой области проходят свои конкурсы по предоставлению гранта для начинающих фермеров. Все условия обычно публикуются на сайте министерства. Чтобы получить грант в 2019 году, следует предоставить такие документы:

  • заявка от участника;
  • заполненная анкета;
  • паспорт;
  • документ об образовании (только сельскохозяйственном);
  • трудовая книжка с наличием стажа в с/х;
  • готовый бизнес-план, смета;
  • выписка о том, что у участника есть свое хозяйство, информация о правовой форме собственности;
  • выписка о наличии собственных средств на счету для частичного финансирования;
  • выписка из налоговой службы;
  • справка о том, что у участника есть оборудование с/х назначения, скот и другое поголовье.

Список документов может быть более широким — все зависит от требований конкретного конкурса. Сроки проведения и подачи документов публикуются на сайте министерства каждой области. Документы подаются в ту организацию, местные или другие органы управления, которые поддерживают программу, то есть являются бизнес-инкубатором.

Шаг 3 – ожидание решения и заключение договора

Все заявки от участников рассматривает специальная комиссия. Она и подводит итоги конкурсов, сообщает каждому свое решение – отказ или одобрение. Сроки рассмотрения заявки зависят от условий проведения конкретного конкурса. Если фермер получил грант, а не отказ, то он заключает договор.

В документе значится, что глава КФХ получает средства в качестве гранта. Договор содержит подробные пункты с описанием того, куда они могут расходоваться. После получения денег фермер обязан использовать их по назначению. Участвовать в конкурсе можно бесчисленное количество раз, но получать такую субсидию от государства — только единожды.

Выводы

В 2019 году на развитие КФХ государством выдаются гранты на сумму до 3 млн руб. Покрываются 90% затрат фермера. От него требуется лишь софинансирование в размере 10% от суммы всех расходов, но не меньше 100 тыс. руб. Выдача грантов осуществляется на конкурсной основе.

Чтобы стать участником, следует вовремя подать документы и разработать свой бизнес-план. Вся информация, как правило, публикуется на сайте Министерства сельского хозяйства в каждой области. Выданные деньги можно использовать только по их целевому назначению, то есть на финансирование развития своего КФХ.

Источник:

Грант на развитие сельского хозяйству начинающему фермеру в 2019-2020 году

Процесс импортозамещения, начатый после введения санкций в отношении Российской Федерации, продолжается и в 2019-2020 году. Была принята государственная программа на основе Постановления Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717. Она направлена на поддержание фермерской деятельности. Срок проведения программы: 2013 – 2025 гг.

Для того, чтобы стимулировать частные фермерские хозяйства к устойчивому развитию и официальному оформлению, государством были предприняты меры по материальной поддержке. Заключается эта поддержка в выделении грантов на развитие сельского хозяйства. Однако получить дотации могут далеко не все граждане.

Общая информация

  • Грант на развитие сельского хозяйства — это определенная сумма, которую государство из федерального бюджета выделяет в пользу фермера на возмещение затрат в рамках региональных программ развития сельского хозяйства и создания новых постоянных рабочих мест в сельской местности.
  • При этом существует несколько видов субсидирования, каждый из которых является целевым.
  • Потратить полученные от государства дотации на что-то, не входящее в целевые рамки, невозможно.
  • Фермеры отчитываются о затратах, тем самым подтверждая, на что именно были израсходованы деньги.

Скачать и распечатать бесплатно

Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717

Виды грантов

Субсидии начинающему фермеру выделяют по многим направлениям. Перечислим некоторые из них:

  • приобретение сельскохозяйственной техники;
  • средства на приобретение сельскохозяйственных животных;
  • компенсация (не в полном объеме) за строительство производственных объектов (например, завод по производству молочных продуктов);
  • средства для модернизации в хозяйстве (например, для приобретения современного оборудования);
  • на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  • компенсация по платежам за лизинг (дословно — аренда за отдельную плату);
  • на приобретение посадочного материала и пр.

Начинающий фермер может рассчитывать сразу на несколько вариантов поддержки от государства, при условии, что будет соответствовать всем существующим требованиям.

Получить субсидию может не только начинающий сельскохозяйственный предприниматель, но и уже действующий, которому необходима помощь в развитии своего дела. Требования предъявляются ко всем кандидатам одинаковые.

Как получить помощь

Существуют определенные требования, которые предъявляются к начинающим фермерам.

Если человек или семья  (ИП или КФХ)не подходят хотя бы по одному из них, то получить грант невозможно. Кроме того, грант может получить образовательная или научная организация в сфере сельского хозяйства, сельскохозяйственные товаропроизводители, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Государство финансирует только тех, кто может принести пользу обществу и внутреннему рынку.

Основные требования

Список требований не слишком велик, однако соответствовать им могут далеко не все фермеры.

К основным критериям относятся:

  1. Профессионализм. Предпочтение отдается тем фермерам, которые имеют высшее образование или опыт ведения хозяйства, сроком не менее 10 лет. То есть если человек вел более 10 лет подсобное хозяйство, и может подтвердить это, но при этом не имеет высшего или специального образования, то получить грант он может.
  2. Наличие собственных средств для начала бизнеса. Государство допускает, что у начинающего фермера может быть не вся сумма на руках. Поэтому минимальный порог был установлен в 30% от всех необходимых средств, этот порог каждый регион устанавливает самостоятельно.
  3. Грамотный бизнес-план. Без планирования будущего развития бизнеса средства из федерального бюджета выделены не будут, поскольку у комиссии не будет представления о том, какую пользу принесет развиваемое сельское хозяйство.
  4. Наличие в собственности хотя бы минимального количества земли и производственных объектов. То есть в собственности у начинающего предпринимателя должен быть участок и строения на нем.
  5. Четкий план о сбыте полученной продукции. Предприниматель должен четко представлять, как и куда он будет сдавать или продавать полученные от сельского хозяйства продукты.
  6. Создание постоянных рабочих мест. Общепринято, что при получении гранта фермер должен создать хотя бы одно рабочее место в сельскохозяйственной сфере, там где это возможно.

Как открыть крестьянско-фермерское хозяйство?

Закон о фермерских крестьянских хозяйствахв на 2020г

В России зарегистрировано более 150 000 крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ).

В последние годы их количество увеличивается на фоне санкций, ограничивающих импорт зарубежной продукции. Этому способствует также введения ряда госпрограмм, поддерживающих фермеров.

О том, как открыть КФХ в 2020 году, пойдёт речь далее.

Что такое КФХ?

Крестьянско-фермерским хозяйством именуют сельскохозяйственное объединение, состоящее в основном из родственников, которые самостоятельно производят, перерабатывают и реализуют с/з продукцию.

Участниками КФХ могут стать граждане РФ, иностранцы, а также лица без гражданства, связанные или не связанные родственными узами (в первом случае количество не ограничено, во втором — максимум 5 человек).

Они должны иметь в собственности или в аренде участок земли и вести совместную деятельность в рамках общего надела. Минимальный возраст члена КФХ -16 лет.

Участники КФХ несут субсидиарную ответственность в пределах того имущества, которое оговаривается в соглашении при открытии хозяйства.

КФХ обладают следующими правовыми особенностями:

  1. Не является юридическим лицом.
  2. Основная деятельность КФХ — производство, переработка, хранение и реализация с/х продукции.
  3. Глава КФХ может быть сменён в случае его добровольного отказа от руководства или неспособности исполнять свои обязанности в течение 6 месяцев. При этом он может остаться участником хозяйства.
  4. Члены КФХ взаимодействуют на основе подписанного ими соглашения, в котором продукция, доходы и имущество фермерского хозяйства делятся на доли или принадлежат всем членам на общих основаниях.
  5. Все сделки КФХ проводит его глава.
  6. Участник объединения может выйти из состава, но обязан нести субсидиарную ответственность по всем взятым обязательствам.
  7. При выходе из КФХ бывший его член не может получить долю имущества, но вправе требовать выплаты денежной компенсации, пропорциональной своей доле.

Возможные виды деятельности КФХ:

  1. Возведение зерновых культур, выращивание овощей, зелени, фруктов и ягод, цветов и орехов.
  2. Разведение домашних птиц и животных.
  3. Рыбоводство и пчеловодство.
  4. Производство яиц, мясной и молочной продукции.
  5. Консервация овощей и фруктов.
  6. Производство растительных масел.
  7. Хлебопекарное производство.

Почему данный вид деятельности приобретает в России всё больше последователей? Перечислим возможные плюсы:

  1. Востребованность на рынке продуктов питания отечественного производителя.
  2. Стабильно растущие цены на продовольствие и, как следствие, рост прибыли производителю.
  3. Санкции западных стран расчистили место российскому с/х производителю на внутреннем рынке.
  4. Существует ряд федеральных и региональных программ по поддержке аграриев.

К сожалению, есть и минусы. Земледелие — это прибыльный, но сложный бизнес. Всегда существует риск неурожаев из-за природных катаклизмов или погодных условий. Животноводство также имеет свои сложности.

Есть проблемы с кредитованием с/х производителя: банки пока не идут на существенное снижение ставок. Кроме того, при открытии потребуются определённые финансовые вложения.

И, конечно, трудовой ресурс в этом деле очень значителен. Сельским хозяйством могут заниматься только трудолюбивые люди; земля лентяев не терпит.

Как открыть КФХ: пошаговая инструкция

Порядок регистрации КФХ регулируют:

  • Гражданский и Земельный кодексы РФ;
  • ФЗ-№ 74 «О крестьянском хозяйстве» от 11.06.2003 г.

Что нужно для открытия крестьянского фермерского хозяйства? Во-первых, отвечать основным требованиям к главе КФХ, а именно:

  1. Владеть земельным участком (на правах собственности или аренды), пригодным для ведения на нём хозяйственной деятельности.
  2. Подготовить пакет документов.
  3. Подписать соглашение между участниками.
  4. Зарегистрировать объединение.

Шаг первый — составление и подписание соглашения

Если участников объединения двое или более, то первое, что нужно сделать, — составить и подписать соглашение о создании КФХ. В данном документе должны быть отражены все вопросы, связанные с будущей деятельностью учредителя и членов хозяйства.

Подписывается соглашение всеми участниками. К нему прилагаются документы, подтверждающие родственные связи членов.

Шаг второй — подготовка документов для регистрации КФХ

Пакет документов, кроме соглашения, содержит:

  • заявление о госрегистрации по форме Р21002 (форма утверждёна приказом ФНСР № ММВ-7-6/25@);
  • копию паспорта главы КФХ;
  • копию квитанции об уплате госпошлины (800 руб.);
  • заявление о применении выбранного режима налогообложения (при желании).

Госпошлину оплачивает будущий глава КФХ; при отказе в регистрации сумма не возвращается, а при повторной подаче документов — вносится заново. Подавать заявление о режиме налогообложения необязательно, но лучше это сделать сразу же при регистрации. В этом случае выбранный режим вступит в силу сразу же после открытия КФХ.

Пакет документов подаётся в налоговый орган будущим руководителем лично, дистанционно (через онлайн-сервис ФНС) или отправляется по почте с включением описи вложения. В последних двух случаях следует заверять документы у нотариуса.

Шаг третий — рассмотрение пакета документов

Заявление и документы рассматривается налоговиками недолго — до 5 дней. Принятое решение и документы возвращаются заявителю лично в руки или по почте.

При положительном решении выдаются:

  • регистрационное свидетельство главы КФХ;
  • выписка о занесении в ЕРИП;
  • справка о постановке на учёт налоговой службой.

На этом процедура регистрации КФХ считается завершённой.

Регистрация КФХ проводится без выдачи статуса юрлица, как и при открытии ИП. Глава КФХ — физическое лицо. Получив вышеуказанный документ, руководитель вместе с остальными участниками вправе осуществлять деятельность в сельском хозяйстве на всей территории РФ, независимо от того, где было зарегистрировано КФХ.

Налогообложение КФХ

Из всех предлагаемых схем налогообложения самым выгодным для КФХ считается ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог).

Расчёт базы налога ведётся с учётом НДС, имущественного сбора и налога на прибыль. Плюсы применения ЕСХН аграриями очевидны. Ставка составляет всего 6%, сроки уплаты — 1 раз в полгода; отчёт сдаётся 1 раз в год.

Применять ЕСХН вправе только те КФХ, деятельность которых на 70% связана с производством с/х продукции. Для них же предусмотрены льготы, которые позволяют снизить базу единого с/х налога на размер ущерба, понесённого в предшествующие годы. Воспользоваться данной льготой можно в течение 10 лет со времени, когда был зафиксирован ущерб.

Если не подано заявление о переходе на единый налог, то КФХ после открытия будет находиться на режиме общей системе налогообложения (ОСНО). Фермерское хозяйство вправе заявить о переходе на ЕСХН в течение месяца после регистрации.

Уже действующее хозяйство сможет перевести систему налогообложения на режим ЕСХН только с нового года, направив в налоговую службу уведомление не позже 31 декабря текущего года.

Практика показывает, что единый сельхозналог (ЕСХН) — наиболее подходящая система налогообложения для КФХ. Это упрощенный режим, при котором не придётся платить отдельно налоги на имущество, прибыль, НДС.

Главное преимущество данного режима: налог составляет максимум 6% от прибыли, а в некоторых регионах ещё меньше. Так, например, в Крыму ставка ЕСХН составляет всего 4%. Декларация оформляется 1 раз в год, а уплата производится 1 раз в полугодие. Ещё один плюс данного режима — возможность уменьшения налоговой ставки на сумму убытка прошлых лет.

Порядок уплаты социальных отчислений также удобен для фермеров, выбравших режим ЕСХН. Размер в 2020 году фиксирован и составляет 36 238 руб. (29 354 руб. – на пенсионное страхование; 6 884 руб. – на медстрахование) при доходе хозяйства до 300 тыс. руб.

Если прибыль выше 300 тысяч, то с превышенной суммы будет взят дополнительный налог в 1%. Выплаты можно производить ежемесячно или поквартально. Взносы с наёмных работников перечисляются каждый месяц и составляют 30% от зарплаты + взносы на травматизм.

Согласно ФЗ-№ 335 от 27.11.2017, с 1 января 2020 года плательщики ЕСХН признаются плательщиками НДС. Но некоторым категориям предпринимателей, к которым относятся и фермеры, платить НДС не надо.

Освобождение от НДС работает, если размер дохода хозяйства не превышает 100 млн. рублей за 2018 год, 90 млн. руб. за 2020 год, 80 млн. руб. за 2020 год, 70 млн. руб. за 2021 год, 60 млн. руб. за 2022 и последующие годы.

Такая схема действует не по умолчанию, а на основании письменного заявления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Уведомление подаётся в ФНС не позднее 20-го числа месяца, с которого началось применение данного права.

Государственная поддержка фермерских хозяйств

С 2013 г. по 2020 г. в России функционирует государственная программа развития сельского хозяйства, в которую включено 11 направлений помощи для КФХ. Кроме того, каждый регион может разработать и внедрять дополнительные виды помощи аграриям.

Как получить субсидирование? Основное требование, которое предъявляется местными властями фермерам — предоставление бизнес-плана, на основании которого администрация решает, оказать помощь или нет.

Информация об условиях программ поддержки КФХ содержится на официальных сайтах региональных департаментов.

Сколько стоит зарегистрировать КФХ?

Процедура регистрации включает следующие финансовые статьи:

  1. Оплата госпошлины за регистрацию — 800 руб.
  2. Заверение у нотариуса формы P21002 — 1500 руб.
  3. Нотариальное заверение копии паспорта заявителя — 1000 руб.
  4. Нотариальная доверенность — от 2000 руб. (только для представителя).

Если пакет документов готовит наёмный специалист, то его услуги также нужно будет оплатить.

Что касается финансовых вложений в с/х бизнес, то эти расходы зависят от вида деятельности. Как показывает практика, быстрее всего окупаются затраты, вложенные на выращивание растительной продукции.

Как видите, зарегистрировать КФХ несложно, да и недорого. Однако некоторые граждане интересуются, можно ли пользоваться землёй КФХ без регистрации. Можно, но только в пределах ведения личного подсобного хозяйства. Организация КФХ предполагает его обязательную государственную регистрацию или регистрацию физлица в качестве главы фермерского хозяйства.

Полезные советы для организации успешного КФХ

Сельскохозяйственная деятельность, особенно животноводство и садоводство, отличается продолжительными сроками окупаемости.

Если вы, являясь участником КФХ, хотите ускорить процесс получения прибыли и иметь для себя некоторые гарантии, то придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Землю лучше не покупайте, а возьмите в аренду. Так вы сможете себя обезопасить от больших вложений, которые, возможно, не окупятся.
  2. Если у вас имеется существенный стартовый капитал, то займитесь разведением мясных пород скота. Это самая прибыльная сфера фермерского дела.
  3. При небольшом стартовом капитале специалисты рекомендуют заняться выращиванием овощных культур. Правда, прибыли придётся ждать несколько лет, но, как говорится, тише едешь — дальше будешь.
  4. Выполнять все работы самостоятельно не стоит, лучше наймите персонал. Это позволит выполнять огромный объём работы в маленький срок.
  5. Заранее позаботьтесь о сбыте готовой продукции. Не стоит продавать товар в розницу, лучше заключите договор на поставку продукции с оптовыми рынками и магазинами.

Итак, в 2020 году фермерское дело будет также поощряться со стороны государства. Если вы любите землю и не боитесь крестьянского труда, то дерзайте.

Законодательство о крестьянско-фермерских хозяйствах

Закон о фермерских крестьянских хозяйствахв на 2020г
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Споры по недвижимости » Право на землю » Законодательство о крестьянско-фермерских хозяйствах

В статье рассматриваются как история отечественного законодательства о крестьянских хозяйствах, так и современный этап развития крестьянско-фермерских хозяйств

Определение понятия «крестьянское  (фермерское) хозяйство» закреплено в  ст. 1 ФЗ «О фермерском хозяйстве» от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ.

Так, согласно закону, крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.  

История развития отечественного законодательства о крестьянских хозяйствах

Если обратиться к истории развития крестьянских и фермерских хозяйств в государстве Российском, то следует отметить, что развитие сельского хозяйства в течение длительного времени было традиционным (то есть увеличение объемов выращенной сельскохозяйственной продукции достигалось за счет расширения земельных площадей).

Аграрные реформы, проводившиеся в период правления Ивана Грозного, Петра I, Александра II, Николая I предполагали изменение положения крестьянства, развитие сельского хозяйства.

В числе законодательных актов, регулирующих вопросы крестьянского хозяйства, землепользования и землевладения, можно назвать: «Русскую правду» Ярослава Мудрого (978-1054) и Владимира Мономаха (1053-1125),  «Судебник 1497 г.», «Судебник 1550 г.»,  «Соборное уложение 1649 г.», Указ «О подати с обрабатываемых холопами земель» (1695 г.

), Указ «О свободных хлебопашцах» (1803 г.), Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение «О крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» от 1861 г.

С середины XIX в. начинается процесс реформирования земельных правоотношений, создаются предпосылки выделения земельного права в отдельную отрасль, которая с этого периода находится в непрерывном развитии.

В этой связи необходимо назвать также основные нормативные акты, послужившие основанием для проведения «Столыпинской аграрной реформы»: Указ «О продаже крестьянам государственных земель» (от 27 августа 1906 г.

); Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний» (от 5 октября 1906 г.), посвященный улучшению гражданско-правового статуса крестьян; 14 и 15 октября 1906 г.

изданы указы, регулирующие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит; 9 ноября 1906 г.

подписан основной законодательный акт реформы –  Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», провозглашавший право крестьян на закрепление в собственность их надельных земель; Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний», посвященный улучшению гражданско-правового статуса крестьян издан 5 декабря 1906 г.

Законы о крестьянско-фермерских хозяйствах XX столетия

Первым законодательным актом советского государства стал Декрет «О земле», принятый на II съезде Советов Народных Депутатов Декрет 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1917 г. Основанием для принятия и утверждения Декрета послужила программа партии социалистов-революционеров (эсеров).

В «Декрете о земле» провозглашалось: «земля – общая, земля принадлежит рабоче-крестьянскому государству». Декрет «О земле» действовал в течение шести лет. Неотъемлемой частью Декрета «О земле» стал «Наказ о земле», предусматривающий введение частной собственности на землю и социализацию земель.

В Декрете зафиксированы: 1) многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное); 2) конфискация помещичьих земель и имений; 3) переход конфискованных земель и имений в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов; 4) переход земли в достояние государства с последующей безвозмездной передачей ее крестьянам; 5) отмена права частной собственности на землю; 6) запрет применения наемного труда.

В дальнейшем были приняты Декреты: «О запрещении сделок с недвижимостью» (от 29 декабря 1917 г.), «О лесах» (от 27 мая 1918 г.), «О недрах земли» (от 30 апреля 1920 г.). В Конституции РСФСР 1918 г.

закреплен принцип социализации земли, отмены частной собственности, земля отныне признавалась общенародным достоянием и предоставлялась гражданам бесплатно, на общих правах. В 1919 г.

в законе «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» земля окончательно закреплялась за государством.

В период Новой экономической политики (НЭПа) 1921-1929 гг. началась кодификация земельного законодательства. Цель – «создать стройный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле». В 1922 г. был принят Земельный кодекс РСФСР, вводивший в оборот такое понятие как «трудовое землепользование».

Данный вид пользования землей предусматривал возможность использовать максимальный объем прав для сельскохозяйственного производства без ограничений по срокам использования земли, но с сохранением государственной монополии на владение ею.

В основных положениях данного Кодекса подтверждалось, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы ведении она ни находилась, является собственностью рабоче-крестьянского государства и образует единый государственный земельный фонд.

Первым законом СССР, определившим правовой режим всех категорий земель, стали «Общие начала землепользования и землеустройства», утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 г. Земельные реформы 1953 г., 1965 г., принятие «Продовольственной программы» 1982 г.

и внедрение методов внутрихозяйственного, арендного и семейного подрядов на селе, не дали ожидаемого результата.

Требовались радикальные изменения в правилах пользования и владения землями в РФ, которые и были проведены в последнем десятилетии ушедшего столетия.

Развитие земельного законодательства, социально-экономические предпосылки земельной реформы, начатой в 90 гг. XX в., правовые основания ее проведения

Новый этап развития земельного законодательства связывают с принятием ряда нормативных актов, касающихся крестьянско-фермерских хозяйств. В современной России земельная реформа проводилась в несколько этапов и началась в 1990-1991 гг. В это время были приняты: Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №348-1 и «О земельной реформе» №374-1.

Однако существенные изменения земельных правоотношений в конце XX в. связывают с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г.  №397-1 «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г.

№1103-1, которые  закрепили право собственности на землю на граждан и их объединения.

Второй этап земельной реформы – 1991-1993 гг., когда началась массовая приватизация земель сельскохозяйственного назначения, реорганизация колхозов и совхозов. Особое значение в связи с развитием земельного законодательства придается Указу Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. №1767.

Начиная с 1990 г. принято значительное количество  нормативных правовых актов (федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ), направленных на конкретизацию законодательных предписаний о направлениях, порядке и правилах осуществления земельной реформы. Третий этап реформы можно отнести к 2001-2002 гг.

К числу основных документов, регулирующих правоотношения в данной сфере, относят: Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ, ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ. Этими основными документами была возвращена частная собственность на землю.

После проведенных земельных реформ собственников, приватизировавших землю, стало более 11 миллионов.

Аграрная реформа в России позволила развиваться крестьянским (фермерским) хозяйствам, был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих  вопросы земельных отношений, введена плата за землю.

Наряду с крестьянско-фермерскими хозяйствами создано значительное количество личных подсобных хозяйств, которые, в отличие от КФХ, не надо регистрировать (производимая и реализуемая ими продукция не подлежит налогообложению в связи с тем, что урожай выращивается для собственного потребления и излишки можно реализовать через торговые сети или на рынке).

Законодательство о крестьянско-фермерских хозяйствах в России на современном этапе

12 февраля 2015 г. принят ФЗ РФ «О внесении изменения в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (№11-ФЗ).

Благодаря данному закону государственная поддержка теперь гарантирована не только крупным сельхозпроизводителям, но и индивидуальным предпринимателям, выбравшим своей основной деятельностью сельское хозяйство.

Это и стало основным направлением в развитии сельского хозяйства в России на современном этапе.

Поправки в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» позволяют получать кредиты для развития сельского производства с тем условием, чтобы доля производства в сельскохозяйственной отрасли была не менее 70% от общих доходов в производстве. В ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 г.

№171-ФЗ внесены изменения и дополнения, вступившие в силу с 4 августа 2016 г., существенно облегчившие жизнь производителей-виноградарей. Уточнена специальная  терминология, используемая виноделами крестьянско-фермерских хозяйств, определено количество и перечень винных напитков, которые вправе выпускать сельскохозяйственные производители.

Предусмотрены условия их поставки, хранения и реализации.

Здесь же следует упомянуть ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и внесении изменений в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 25 июля 2011 г. № 206-ФЗ.

Изменения коснулись и фермеров. Так, новый ФЗ РФ №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. (вместо одноименного ранее действовавшего Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г.

№348-1)  закрепил основания создания крестьянских (фермерских) хозяйств, определив при этом: а) понятие крестьянского (фермерского) хозяйства; б) отношения между крестьянским хозяйством и государством; в) правила создания и регистрации новой формы хозяйствования; г) земельные и имущественные отношения; д) членство в хозяйстве; е) деятельность и формы хозяйствования.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.