+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Чем занимается антимонопольная служба какими вопросами

Содержание

Какими полномочиями и функциями наделена ФАС РФ в рамках государственных закупок?

Чем занимается антимонопольная служба какими вопросами

При реализации законов о контрактной системе 44-ФЗ и о закупках отдельными категориями юридических лиц 223-ФЗ важное значение принадлежит контролю за законностью действий заказчика.

Что такое Федеральная антимонопольная служба

ФАС РФ, или Федеральная антимонопольная служба – это особое ведомство, в задачи которого входит защита конкуренции или недопущение формирования монополии на современном рынке. Ведомство было утверждено по указу Президента №314 от 2004 года.

Порядок работы антимонопольной службы регламентируется следующими документами:

  1. Положением о ФАС, утвержденное Постановлением Правительства от 2004 года №331.
  2. Законом «О защите конкуренции» от 2006 года №135-ФЗ.
  3. Постановлением Правительства «Вопросы ФАС» от 2004 года №189.
  4. Локальными нормативно-правовыми актами, в которых содержатся ссылки на законодательство о рекламе, торговле и пр.

Функции службы

ФАС РФ в сфере закупок является основным контрольным органом. Понятие о контролере в сфере закупок приведено в п. 13 ст. 3 ФЗ-44. Контрольная инстанция наделена правами осуществления деятельности на разных уровнях власти: региональном, федеральном и местном.

Функции контролера в сфере госзакупок прописаны как в самом законе о контрактной системе, так и отдельными нормативно-правовыми актами.

В своей деятельности Федеральная антимонопольная служба опирается на Положение №331, утвержденное Постановлением Правительства и некоторыми иными постановлениями Правительства, которые редактировали его положения.

В Постановлении Правительства №1489 от 2014 года детально прописан функционал, которым наделена ФАС. Это выполнение контрольно-надзорных мероприятий в части исполнения закона:

  1. О конкуренции на товарных и финансовых рынках.
  2. О рекламе.
  3. О гособоронзаказе.
  4. В сфере закупок.
  5. О естественных монополиях.

Правительство наделило ФАС согласовывать закрытые процедуры, контролировать иностранные инвестиции и разрабатывать определенные правовые документы.

Помимо государственного контроля со стороны ФАС, сфера госзакупок и закупок отдельными видами юрлиц контролируется со стороны уполномоченного ведомства или общественности.

Основные полномочия

Под полномочиями ФАС понимается определенный перечень прав, предоставленных данной инстанции для выполнения определенных действий, которые направлены на реализацию ее функционала.

ФАС РФ по российскому законодательству наделена следующими полномочиями:

  1. Сбор информации о контролируемых субъектах: заказчиках, контрактных управляющих, комиссиях по закупке, операторов ЭТП, уполномоченных органов, специализированных инстанций.
  2. Проведение плановых и внеплановых проверок заказчика. Они проводятся не чаще раза в полгода.
  3. Возбуждение административных дел в процессе выявления нарушений антимонопольного законодательства и их рассмотрение.
  4. Оформление предписаний при выявлении правонарушений (например, при совершении нарушений, которые ведут к нарушению конкуренции).
  5. Участие в судебных заседаниях.
  6. Оформление предписаний и предложений об устранении законодательных недочетов.

Если рассмотрение жалоб по 44-ФЗ фигурирует в указанном документе в качестве отдельного полномочия антимонопольной службы, то про 223-ФЗ здесь нет упоминания. При этом рассмотрение поступивших обращений по этому вопросу можно включить в перечень «иных полномочий» ФАС. Проверки заказчика или закупочной комиссии могут осуществляться не чаще раза за весь период проведения закупки.

Для инициации внеплановой проверки заказчика у ФАС должны быть веские основания. Это могут быть:

  1. Поступившая жалоба на действия (бездействие) заказчика со стороны участников закупочных мероприятий.
  2. Полученная информация о нарушении закупочного законодательства.
  3. Окончание срока для устранения замечаний в предписании по п. 2 ч. 22 и п. 3 ч.2 7 ст. 99.

В ходе проверочных мероприятий ФАС может пользоваться результатами предыдущих проверок. Полномочия ФАС не распространяются на гособоронзаказ и закупки, сведения которых образуют гостайну.

Меры воздействия на участников рынка

При поступлении жалобы на действия заказчика контрольная инстанция вправе приостановить процедуру подписания госконтракта по ч. 7 ст. 106 44-ФЗ. В случае обнаружения нарушений уполномоченный контрольный орган в лице ФАС вправе (согласно ч. 22 ст. 99 44-ФЗ):

  1. Составить протокол об административных нарушениях и рассмотреть дело.
  2. Принять меры по предотвращению правонарушения.
  3. Выдать предписание, обязательное для исполнения, о предотвращении правонарушения.
  4. Решение об отмене процедуры.
  5. Обратится в суд о признании закупки недействительной.

Как найти решение ФАС

Регламент по рассмотрению жалоб, поступивших на участников закупки, приведен в Приказе ФАС от 2014 года №727/14.

В случае принятия жалобы к рассмотрению ФАС должна принять соответствующее решение, уведомить о нем заявителя и разместить информацию в открытом доступе.

Но в некоторых случаях антимонопольная служба не разбирает поступившие обращения по существу, а возвращает их назад заявителю, согласно ч. 11 ст. 105 44-ФЗ. Например:

  • если в документе отсутствуют нужные сведения по ч. 8 ст. 105 (контактные данные заявителя и пр.);
  • документ подписало лицо, которое не имело прав на это;
  • нарушены сроки подачи жалобы (так, на обжалование результатов торгов у участника есть 10 дней с момента подписания протокола) и пр.

Все поступившие в ФАС обращения регистрируются в специальном реестре жалоб, а итоги их обработки размещаются в базе. Все решения составляются со следующей структурой:

  1. Во вводной части приводится наименование всех участников, состав комиссии, реквизиты тендера, номер документа.
  2. В описательной части прописываются доказательства, которые учитывались в процессе работы комиссии.
  3. В мотивировочной части приводятся обстоятельства, которые были установлены при проведении проверочных мероприятий.
  4. В результативной части приводятся выводы о признании жалобы необоснованной, частично или полностью обоснованной.

В некоторых случаях дополнительно выносится решение о возбуждении административного дела или материалы передаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

ФАС может вынести предписание об устранении нарушений и указать на этот факт в вынесенном решении. База данных решений ФАС представлена по ссылке.

Таким образом, Федеральная антимонопольная служба наделена широким перечнем полномочий в области контроля за сферой государственных закупок.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

+7 (812) 245-61-57

Санкт-Петербург

Федеральная антимонопольная служба (ФАС): что это, чем занимается, как обратиться

Чем занимается антимонопольная служба какими вопросами

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) осуществляет мероприятия с целью пресечь монополию на рынке для защиты прав общества, поскольку монополия нивелирует конкуренцию.

При отсутствии конкуренции велик риск повышения стоимости отдельно взятых товаров, а также есть вероятность снижения качества.

Поэтому государственная поддержка конкурентоспособности предприятий является, на сегодняшний день, одним из ведущих направлений социально-экономической политики.

1. Суть, функции и цели ФАС 2. Порядок рассмотрения дел ФАС 3. Как обратиться в ФАС

Федеральная антимонопольная служба РФ (далее – ФАС)—один из рычагов влияния государства, который нацелен на обеспечение контроля соответствия конкурентных правил на рынках сбыта товаров и услуг. Под ведомство службы также попадают реклама, ее распределение, тендеры и монополии, образованные объективным способом.

Законодательно регулируется деятельность ФАС следующими нормативными актами:

  1. «О защите конкуренции».
  2. «Об оборонном законе в государстве».
  3. «О рекламе».
  4. «О договорной системе закупок на общественные нужды».

Антимонопольная инстанция подчинена Правительству РФ, а именно Председателю Правительства, которому подает отчет по состоянию на год о проведенных мероприятиях и выявленных нарушениях.

Среди основных функций ФАС выделяют:

  • контроль правил конкуренции во всех сферах деятельности;
  • контроль за соблюдением правил в формировании естественных монополий;
  • регулирование сферы рекламы и ее размещения;
  • надзор за процессом закупок товаров и услуг на общественные нужды;
  • надзор за выполнением правил оборонного закона;
  • контроль инвестирования из-за рубежа в отечественные хозяйства, которые имеют государственный статус.

По утверждению ФАС, ее главной миссией является поддержание здоровой свободной конкуренции и защита предпринимателей для создания стабильного будущего РФ.

Среди главных целей антимонопольной службы выделяют:

  • поддержание здоровой конкуренции в предпринимательской среде;
  • обеспечение свободного доступа к продукции объективно образовавшихся монополий и одновременное стимулирование конкуренции в остальных сферах деятельности государства;
  • минимизирование государственного вмешательства в деятельность предпринимательства с целью подавления конкуренции;
  • обеспечение эффективности расходования бюджетных средств при осуществлении закупок на общественные нужды;
  • обеспечение эффективного контроля инвестирования со стороны зарубежных предпринимателей в хозяйства, которые имеют статус государственных.

Свой девиз ФАС определила следующим образом: «Законность, равенство, справедливость».

Говоря о функциях и целях, нельзя не упомянуть факты превышения полномочий организацией, регулируемые законом. Так, в ст. 5 Закона «О конкуренции» утверждается, что превышение полномочий ФАС заключается в следующем:

  • устранение продукции с рынков сбыта с целью стимулирования дефицита и увеличения цен;
  • выставление требований контрагенту, которые являются губительными для его предприятия;
  • составление договора таким образом, что вторая сторона сделки становится на порядок ниже или выше других субъектов рынка;
  • обеспечение трудностей с поставкой определенных товаров на рынок;
  • нерегламентированное ценообразование;
  • обеспечение прекращения производства продукции, в которой нуждается общество, в условиях, когда производить такую продукцию не составляет сложностей;
  • безосновательное отклонение соглашения с конкретными контрагентами.

Порядок рассмотрения дел ФАС

В состав ФАС входит главное отделение, территориальные (региональные) подразделения и отраслевые подведомства. По данным на 2018 год, в состав региональных ведомств ФАС входят 84 службы, в которых работает 2315 сотрудников.

Исходя из Постановления правительства №331 о ФАС от 30.06.2004г., данная инстанция обладает такими полномочиями:

  • составление правовых актов, необходимых для ведения профессиональной деятельности службы;
  • обеспечение контроля соблюдения законов относительно антимонопольной политики по отношению ко всем субъектам государства, и привлечение правонарушителей в разрезе своей деятельности к наказанию;
  • исследование и анализ рынков с целью устранения превосходства одного из субъектов предпринимательства;
  • составление перечня подрядчиков, которые ведут предпринимательскую деятельность недобросовестно;
  • согласование дел между зарубежными инвесторами и отечественными хозяйствами для защиты и безопасности государства.

Антимонопольная служба вправе давать ход делам о правонарушениях определенных лиц по представленным заявлениям предпринимателей, доказательствам правоохранительных структур и по личной инициативе, если в ходе проверки были выявлены нарушения.

Для рассмотрения подобных дел ФАС создается специальная комиссия, в которую входят работники территориального подразделения службы в количестве, превышающем три человека.

Однако, председателем должен выступать если не руководитель ФАС по месту, то его заместитель.

Обратите внимание

Если процесс подразумевает участие компаний, связанных с предоставлением кредита, 50% численности комиссии необходимо составлять работникам ЦБ РФ.

Дела рассматриваются собранной комиссией в присутствии истца и ответчика, которые излагают требования и законодательные обоснования своих прав, а также факты нарушения этих прав и положенные доказательства.

По факту рассмотрения дела комиссия удаляется в отдельную комнату, совещается и путем открытого ания принимает решения, основываясь на законодательных актах. Решение выносится в зависимости от мнения большинства.

При условии, что ответчик признается виновным, ему выносят предписание о том, что он должен устранить выявленные правонарушения.

Обратите внимание

Относительно решения ФАС может быть подана апелляция в суд.

Как обратиться в ФАС

В антимонопольную службу могут обращаться все жители страны с рекомендациями о совершенствовании, а также направлять жалобы о нарушении своих прав, если их рассмотрение входит в юрисдикцию ФАС.

Заявление с рекомендациями о совершенствовании деятельности ФАС должно составляться письменно. В нем необходимо указать ФИО и должность руководителя, которому адресовано заявление. Ниже указываются личные данные заявителя. Далее описывается суть рекомендаций, перечень приложенных документов (если они есть), подпись и дата.

Законодатель дает гарантию, что на протяжении трех дней с даты регистрации (получения) документа сотрудниками ФАС оно будет рассмотрено, а в период, составляющий 1-2 месяца, в зависимости от уровня сложности каждого отдельного случая, будет дан ответ.

В случае, если гражданин решит направить жалобу в антимонопольную службу, ему необходимо удостовериться, что причина претензии весома.

Такой причиной может стать, например, наличие трудностей, которые создают местные органы самоуправления или монополии, созданные естественным путем, для деятельности конкретного предпринимателя.

ФАС имеет большое влияние, в которое включаются не только проверки их службами, но и налоговыми.

В претензии, помимо ее сути, важно название. Зачастую, его прописывают следующим образом: «Жалоба на действия определенного лица». В зависимости от ситуации. «действия» необходимо заменить на «бездействия», а вместо «определенного лица» подставить ФИО того сотрудника, на которого составляется жалоба.

Под действиями (или бездействиями), которые нарушают права предпринимателя, понимают любые нарушения относительно предпринимательской деятельности, например, срыв сроков закупок, отсутствие адекватной информации и перечня документации относительно проводимого тендера и т.д. Также необходимо добавить копии всех имеющихся доказательных документов.

В конце претензии должно стоять ее заверение. Обычно под ним понимается подпись предпринимателя или руководителя фирмы, а также штамп. В отдельных случаях будет достаточно и подписи, однако, в такой ситуации, будет необходимо предоставить доказательства отсутствия печати.

Направить жалобу можно:

  • лично принеся ее в территориальный орган ФАС (что будет значительно быстрее остальных способов);
  • отправить почтой (заказным письмом);
  • воспользовавшись услугой курьера.

В условиях, когда жалоба не касается тендеров, обратиться в ФАС возможно с помощью их официального сайта или по адресу электронной почты, который также указан на сайте. В электронном письме необходимо предоставить все доказательные документы в виде сканов.

Принять к производству такую жалобу должны на протяжении 30 дней с даты отправки письма. Однако, указанный период может увеличиться, если службе потребуются дополнительные документы и проверка.

По факту принятия к производству жалобы, заявитель получает подтверждение или отказ.

Обратите внимание

В электронном письме необходимо указать тему с пометкой: «Жалоба». Это поможет сократить срок рассмотрения претензии.

Федеральная антимонопольная служба создана для обеспечения уверенности в безопасности профессиональной деятельности предприятий.

Инстанция обязана обеспечивать здоровую конкурентную среду, а также налаженную связь во взаимоотношениях рыночных и финансовых институтов. ФАС обязана отстаивать права как предпринимателя, так и покупателя.

Соответственно, служба может помочь защитить нарушенные свободы гражданина, если его предпринимательскую деятельность подавляет своим влиянием монополия.

(196 голос., 4,48 из 5)
Загрузка…

Федеральная антимонопольная служба: чем занимается, полномочия, руководство

Чем занимается антимонопольная служба какими вопросами

  • 3 Декабря, 2019
  • Законодательство
  • Юлия Абдулбарова

Деятельность этой организации важна как для потребителей, так и для участников бизнес-отношений. Речь идет о Федеральной антимонопольной службе. В статье мы разберем, что это за учреждение, чем оно занимается, каковы его главные функции и полномочия, какова структура данной организации.

Что это?

Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос – в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.

Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:

  • Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
  • Контроль за соблюдением данного законодательства.
  • Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
  • Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
  • Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
  • Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.

ФАС является единственным надзорным общегосударственным федеральным органом, сотрудники которого не обязаны носить утвержденную форменную одежду.

Общая информация

Что это за служба? ФАС можно охарактеризовать и с помощью короткой справки:

  • Служба основана 9 марта 2004-го.
  • Ее предшественниками выступали: Госкомитет РСФСР по антимонопольной деятельности и поддержке новых экономических образований, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство по антимонопольной деятельности и поддержке предпринимателей.
  • Деятельность антимонопольной службы подведомственна российскому Правительству. Подчиняется непосредственно его Председателю. Службой представляются ежегодные отчеты по итогам своей деятельности.
  • Вышестоящим над ФАС ведомством также является Правительство РФ.
  • Штаб-квартира российской антимонопольной службы находится в Москве, по адресу: улица Садовая-Кудринская, дом 11.
  • На сегодняшний день в центральном аппарате ФАС трудится порядка 860 сотрудников. В территориальных подразделениях службы – более 2500.
  • Руководитель управления антимонопольной службы РФ – Игорь Юрьевич Артемьев (с марта 2004 года).
  • Государственное учреждение имеет собственный официальный сайт.

Основные задачи

Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:

  • Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
  • Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
  • Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
  • Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
  • Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
  • Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.

Главные направления деятельности

Чем занимается антимонопольная служба в РФ? ее стратегическая цель – обеспечить свободу конкуренции, ограничить монополистические нарушения в пределах экономического пространства России.

Исходя из этой цели определены главные направления работы:

  • Создание благоприятных условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих организаций, не относящихся к естественным монополиям.
  • Предотвращение и пресечение случаев вмешательства госорганов, властных региональных и муниципальных структур в функционирование рынка. Снижение вероятности коррупционного риска при размещении муниципальных и госзаказов.
  • Обеспечение равного потребительского доступа к продукции, услугам и товарам, реализуемым организациями естественной монополии. А также развитие конкуренции в среде данных естественных монополий.

Основополагающие законодательные акты

Теперь вы в курсе, чем занимается антимонопольная служба в нашей стране. Рассмотрим законодательные акты, которые служат для нее опорой:

  • ФЗ “О защите конкуренции”.
  • ФЗ “О контрактных системах в области закупок работ, товаров и услуг для обеспечения муниципальных и общегосударственных нужд”.
  • ФЗ “Об оборонном и госзаказе”.
  • ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в стратегически важные для РФ хозяйствующие общества”.
  • ФЗ “О рекламе”.
  • ФЗ “Об основах госрегулирования в РФ торговой деятельности”.

Структура ФАС

Структура организации такова:

  • Центральный аппарат, располагающийся в Москве. Состоит из отраслевых управлений.
  • Территориальные органы (на сегодня их 85).
  • При центральном аппарате действует общественно-консультативный совет. Его наполняют представители предпринимательских ассоциаций, некоммерческих объединений. Он проводит мониторинг работы ФАС, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольных законов, дает советы по пресечению его нарушений. Подобные советы действуют и при территориальных подразделениях.
  • Экспертные советы по отдельным векторам работы службы – по рекламе, недобросовестной конкуренции, электроэнергетике, вопросам связи, защите конкуренции на финансовом рынке, по развитию конкуренции в области ЖКХ, агропромышленного комплекса, развитию малого и среднего бизнеса. Экспертами тут выступают участники рыночных отношений, представители от некоммерческих объединений, контролирующих властных органов.

Полномочия учреждения

Подробнее рассмотрим теперь полномочия антимонопольной службы:

  • Центральный аппарат ФАС имеет право принимать нормативные акты, которые как-либо относятся к компетенциям учреждения.
  • Контроль за соблюдением организациями (как коммерческими, так и некоммерческими), федеральной исполнительной властью, физическими лицами (в том числе – индивидуальными предпринимателями), субъектными и муниципальными государственными структурами законодательства антимонопольной области. Сюда входит рассмотрение дел о нарушении оного, выдача предписаний, обязательных для исполнения, проведение и плановых, и внеплановых проверок, привлечение выявленных виновных лиц к ответственности по административному законодательству.
  • Осуществление надзора за экономической концентрацией на товарных рынках, согласование проведения сделок с имуществом коммерческих учреждений, акциями (долями в уставном капитале) в случаях, что предусматривает российское антимонопольное законодательство.
  • Периодические исследования товарных рынков на факт обнаружения доминирующей позиции отдельных хозяйствующих объектов.
  • Ведение реестра с недобросовестными поставщиками. В документ включаются данные о подрядчиках, поставщиках, которых отклонили от заключения муниципальных или государственных контрактов по результатам торгов. А также сведения о тех поставщиках и подрядчиках, связи с которыми расторгнуты с привлечением суда – из-за неисполнения/ненадлежащего выполнения своих обязательств.
  • Рассмотрение ходатайств иностранных инвестиционных учреждений о согласовании сделок с отечественными хозяйствующими обществами, которые имеют важное стратегическое значение для российской обороны и безопасности государства.

Кто может обратиться?

Чем занимается антимонопольная служба? Пожалуй, самое главное и масштабное направление ее деятельности – возбуждение дел о нарушениях российского законодательства в сфере собственной компетенции. Кто может направить жалобу в антимонопольную службу? Это следующие адресанты:

  • Физические лица.
  • Юридические лица.
  • Правоохранительная структура (предоставление материалов).
  • Сообщения СМИ.
  • По собственной инициативе – по результатам проведенных ФАС проверок.

Как рассматриваются дела?

Рассмотрение дела происходит следующим образом:

  1. Специально для рассмотрения дела созывается комиссия. В ее составе – работники антимонопольного органа (не менее 3 сотрудников). Председателем комиссии становится или начальник данной территориальный структуры или его заместитель.
  2. Если рассматривается дело в отношении кредитной организации, то в состав комиссии приглашают представителей Центробанка России.
  3. Дело обязательно рассматривается с участием как заявителя, так и ответчика. Они излагают собственные позиции и доказательства в их защиту.
  4. После своих сообщений стороны удаляются. В их отсутствие члены комиссии принимают решение на основании большинства в защиту той или иной позиции.
  5. Если для принятия окончательного решения требуется предоставление дополнительной доказательной информации, привлечение определенных заинтересованных лиц, проведения экспертизы, то рассмотрение дела откладывается на определенный срок.
  6. По результатам рассмотрения комиссией производство по делу может быть прекращено в двух случаях. Первый – члены комиссии не нашли в действиях ответчика нарушения антимонопольного законодательства. Второй – ответчик признается нарушившим нормы российских законов. В этом случае ему выдается соответствующее предписание, обязательное для выполнения.

Как решения, так и предписания органа ФАС в РФ возможно обжаловать в суде.

Громкие дела

Рассмотрим самые громкие дела, где ФАС смогла добиться восстановление справедливости:

  • В отношении “Газпрома” (2011).
  • В отношении торговой сети “Ашан” (назначение штрафа в 62 млн рублей).
  • В отношении ОАО “РЖД” (злоупотребление доминирующим положением – штраф в 2,2 млрд рублей).
  • В отношении “Гугл” (2014).
  • В отношении “Теле2” (скидки за необоснованные жалобы на конкурентов).
  • В отношении “Тинькофф Банка” (одностороннее принятие решения о снижении процентов на пополнение срочных вкладов).

В РФ действует служба, призванная защищать здоровую конкуренцию в экономической среде. Это ФАС, с чьей структурой, задачами, деятельностью мы ознакомились.

Антимонопольная служба: чем занимается, правовые полномочия и функции. Направление, развитие и государственные цели ФАС

Чем занимается антимонопольная служба какими вопросами

Федеральная антимонопольная служба является одним из органов исполнительной ветви власти федерального уровня, руководство деятельностью которым осуществляет непосредственно Правительство России. В данной статье мы подробно рассмотрим, чем занимается антимонопольная служба, ее цели и основные направления деятельности.

Общие сведения

Не все российские граждане понимают, чем занимается антимонопольная служба и какими вопросами она ведает. Информация, изложенная в статье, позволит внести ясность в этот вопрос.

Функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы определены постановлениями Правительства от 7 апреля 2004 года № 189 и от 30 июля 2004 года № 331, а также законом “О защите конкуренции” и другими документами.

Основной миссией ФАС является эффективная защита конкуренции и предпринимательства ради развития экономики России. Антимонопольный орган в своей деятельности преследует достижение следующих целей:

  • Создание положительных условий для развития конкуренции.
  • Обеспечение равного доступа на рынок среднего и малого бизнеса.
  • Достижение высокого уровня эффективности бюджетных расходов при осуществлении государственных закупок.
  • Обеспечение равного доступа к продукции естественных монополий.
  • Устранение ограничивающего конкуренцию влияния органов публичной власти на функционирование рынков.

Структура антимонопольной службы России

Названное ведомство с момента основания и по настоящее время возглавляет Игорь Юрьевич Артемьев. Структура же антимонопольной службы включает руководителя и одиннадцать его заместителей, включая статс-секретаря, помощников руководителя, а также подразделения по основным сферам деятельности – управления, возглавляемые начальниками. Внутри управлений функционируют отделы.

Федеральная антимонопольная служба включает в себя центральный аппарат и территориальные управления. Центральный аппарат размещается в г. Москве по адресу ул. Садовая-Кудринская, 11.

В регионах Российской Федерации антимонопольное регулирование ФАС осуществляет через территориальные органы, которых на настоящий момент насчитывается 82. Они осуществляют те же полномочия, что и центральный аппарат, за исключением принятия нормативных актов. Также следует отметить, что контроль оборонного заказа осуществляет только шесть территориальных управлений ФАС России.

Защита конкуренции и свободного предпринимательства

Главным направлением деятельности антимонопольного органа является контроль за соблюдением Федеральных законов «О защите конкуренции» и «О естественных монополиях».

Перечислим, чем занимается Федеральная антимонопольная служба в рамках указанного законодательства:

  1. Осуществляет рассмотрение дел о нарушении такого законодательства.
  2. Выдает организациям (в том числе субъектам естественных монополий) и органам власти обязательные к исполнению предписания о прекращении нарушений контролируемого законодательства или об устранении последствий таких нарушений.
  3. Выдает предупреждения о завершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а также предостережения о недопустимости таких действий.
  4. Привлекает к административной ответственности за нарушение законодательства.
  5. Устанавливает доминирующее положение организации на рынке.
  6. Осуществляет инспекцию за деятельностью предприятий, осуществляющих торговлю на рынках определенных товаров.
  7. Осуществляет другие полномочия, предусмотренные указанными федеральными законами.

Контроль над соблюдением закона о рекламе

Развитию рынка и добросовестной конкуренции в нашей стране также способствует контроль над соблюдением нормативных актов о рекламе, чем и занимается Федеральная антимонопольная служба России.

Ее функции в названной сфере подробно изложены в Федеральном законе № 38 «О рекламе». Заключаются они в основном в предотвращении и пресечении ненадлежащей рекламы, а также такой, которая способна ввести граждан в заблуждение или нанести вред их здоровью.

За нарушение законодательства о рекламе ФАС вправе привлекать субъектов рекламной деятельности к административной ответственности.

Контроль в сфере государственных закупок

Статья 99 закона о контрактной системе устанавливает, что ФАС России является органом государственной власти, уполномоченным осуществлять надзор в области закупок.

Проведение контрольных мероприятий в отношении контрактных служб, заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и других участников закупочных процедур – это то, чем занимается антимонопольная служба в данной сфере.

Наблюдение за размещением заказов на товары, работы и услуги для муниципальных и государственных нужд производится посредством внеплановых и плановых проверок, порядок проведения которых утвержден соответствующими приказами ФАС России.

Контроль оборонного заказа

С 2015 года антимонопольному органу были переданы полномочия по осуществлению контроля в сфере гособоронзаказа.

Надзор за ценообразованием на военную продукцию, ведение реестра единственных поставщиков вооружения и военной техники, возбуждение и рассмотрение дел о нарушении законодательства в сфере оборонного заказа – это далеко не все, чем занимается антимонопольная служба в указанной сфере.

Помимо вышеперечисленных обязанностей ФАС осуществляет подготовку нормативных правовых актов. К названным документам относятся в том числе и проекты федеральных законов, проекты постановлений и распоряжений Правительства России, а также приказы ФАС России, регулирующие более узкие вопросы в данной области.

Контроль над иностранными инвестициями

Кроме перечисленного выше, ФАС осуществляет деятельность по мониторингу сделок, заключение которых может повлечь установление контроля со стороны других стран и международных организаций над российскими предприятиями, имеющих стратегическую важность для обороны страны.

В рамках указанного мониторинга Федеральная антимонопольная служба осуществляет предварительное согласование различных сделок иностранных инвесторов со стратегическими организациями, например, сделок о приобретении определенной доли акций такого предприятия.

Тарифное регулирование

Летом 2015 года ФАС взяла на себя и функции упраздненной ФСТ (Федеральной службы по тарифам), а именно – установление тарифов и осуществление контроля за их применением в различных отраслях экономики.

Тарифное регулирование охватывает электроэнергетику, газовую отрасль, железнодорожный транспорт и другие сферы, перечень которых установлен соответствующим нормативным правовым актом.

В первую очередь оно осуществляется в сфере функционирования естественных монополий.

В компетенцию ФАС также входит рассмотрение разногласий и досудебных споров между органами власти субъектов РФ, предприятиями и потребителями в области регулирования тарифов государством. Кстати, большинство заявлений и жалоб, поступающих в антиомонопольную службу, приходится на сферы тепло- и водоснабжения.

В настоящее время одним из важнейших направлений деятельности описываемого органа в отношении регулирования тарифов является обеспечение единообразия экономического пространства посредством снижения дифференциации среди расценок в одной отрасли. Кроме того, ФАС планирует повысить уровень информационной открытости процесса установления тарифов и внедрить в этот процесс принцип состязательности.

Иные полномочия

Отвечая на вопрос, чем занимает антимонопольная служба, нельзя не упомянуть и о том, что данное ведомство уполномочено также рассматривать обращения и заявления граждан и организаций по вопросам, которые входят в сферу ведения названной организации.

Она вправе проводить проверки соблюдения антимонопольного и другого подконтрольного ведомству законодательства различными организациями, в том числе органами власти различного уровня.

Кроме того, антимонопольная служба каждый год готовит доклад о состоянии конкуренции в стране, а также занимается нормотворческой деятельностью в установленных сферах ведения службы, подготавливает разъяснения о применении законодательства.

ФАС активно развивает международное сотрудничество по вопросам конкурентного правоприменения.

Как мы видим, ведомство обладает широким кругом полномочий и функций, что делает антимонопольную службу мощным и эффективным субъектом обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях современности.

Фас россии: задачи, функции, полномочия и поиск решений федеральной антимонопольной службы

Чем занимается антимонопольная служба какими вопросами

Государство в лице его правоустанавливающих органов большое внимание уделяет осуществлению контроля за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков с целью исключения возможных нарушений действующего законодательства.

Понятие Федеральной антимонопольной службы

Федеральная антимонопольная служба (сокращенное наименование – ФАС РФ) – специальная организация, созданная в системе государственных органов, которая должна осуществлять мероприятия по контролю за соблюдением действующего законодательства в сфере защиты конкуренции в различных секторах рынка. Кроме того, именно на данную организацию возложены обязанности по контролю за такими действиями участников рынка, которые могут привести к образованию монополий либо ограничению конкуренции такими участниками рынка путем недопуска к работе в определенных секторах других участников.

Создание Федеральной антимонопольной службы произошло на основании специального Указа Президента Российской Федерации под номером 314, изданным в 2004 году.

Для того чтобы созданная государственная структура получила максимальные возможности для своего функционирования, в разные периоды времени принимались различные нормативные акты, к числу которых относятся:

  • Положение о Федеральной антимонопольной службе. Утверждение данного Положения произошло на основании Постановления Правительства РФ под номером 331, принятом в 2004 году;
  • Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции», принятый в 2006 году;
  • в 2004 году было принято также Постановление Правительства Российской Федерации №189 «Вопросы ФАС»;
  • локальные нормативные акты, которые принимаются в том числе внутри самой Федеральной антимонопольной службы для регулирования функционирования данной службы.

Кроме того, регулирование действий данной службы происходит на основании иных нормативных актов, в том числе федерального уровня принятия, которые освещают различные вопросы, связанные с защитой свободного рынка и свободной конкуренции на территории Российской Федерации.

Основные функции

Федеральная антимонопольная служба еще на этапе своего создания была наделена главной функцией – контролем за осуществлением различных действий участников рынка с целью защиты существующего уровня конкуренции в различных сферах экономико-хозяйственной деятельности.

С момента формирования механизма осуществления государственных и муниципальных закупок, а особенно с момента принятия Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на Федеральную антимонопольную службу была возложена еще одна группа функциональных обязанностей – по контролю за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков в сфере осуществления закупочной деятельности.

Осуществлять свои функции ФАС имеет право на всех властных уровнях – от федерального до местного, так как контролировать заключение контрактов и их исполнение следует вне зависимости от того, на каком из таких уровней они были заключены.

Если говорить о функции по контролю за исполнением действующего законодательства в сфере закупочной деятельности, которая на сегодняшний день является одной из основных для Федеральной антимонопольной службы, то наделение этой функцией данного государственного органа произошло еще в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».

Кроме того, после внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства №331 от 2004 года оно также стало отражать информацию о данной контролирующей функции ФАС РФ.

Дополнительной функцией Федеральной антимонопольной службы в сфере контроля за исполнением государственного закупочного законодательства является согласование проведения закупочных процедур закрытого типа, а также заключение контрактов, подписание которых возможно по итогам несостоявшихся процедур, например, при наличии только одного участника.

Кроме полномочий в сфере государственных закупок, у Федеральной антимонопольной службы имеются и другие полномочия, а именно:

  • контроль за исполнением законодательства о защите конкуренции на различных видах рынков;
  • наблюдение за исполнением законодательства, регулирующего производство и демонстрацию различных видов рекламы;
  • контроль за заключением контрактов в сфере государственного оборонного заказа и исполнением законодательства в данной сфере;
  • регулирование исполнения законодательства в сфере функционирования естественных монополий.

При необходимости перечень функций Федеральной антимонопольной службы может быть расширен на основании специально принятых нормативных актов Правительства Российской Федерации.

Полномочия в сфере регулирования рынка

Федеральная антимонопольная служба обладает определенными полномочиями, то есть правами и обязанностями, которыми она наделена при выполнении своих функций. К числу основных полномочий относятся:

  • постоянный мониторинг имеющейся информации о тех субъектах правоотношений, которые ФАС контролирует в рамках исполнения своих полномочий, то есть о самих заказчиках и их должностных лицах, осуществляющих различные мероприятия в сфере закупочной деятельности (например, контрактного управляющего или сотрудников контрактной службы), об операторах существующих электронных торговых площадок, о других контролирующих органов, о главных распорядителях бюджетных средств и т. д.;
  • осуществление проверок планового и внепланового типов в отношении государственных и муниципальных заказчиков с соблюдением периодичности один раз в шесть месяцев;
  • в случае выявления нарушений действующего законодательства в различных сферах его применения Федеральная антимонопольная служба проводит также мероприятия по возбуждению административных дел по различным основаниям;
  • вынесение предписаний в случаях, если в ходе проводимых проверок были выявлены какие-либо нарушения действующего законодательства, которые могут быть устранены в рамках разумных сроков, установленных в таких предписаниях;
  • вынесение предложений относительно внесения изменений в действующие нормативные акты с целью устранения возможных недочетов или пробелов в части их правоприменения;
  • участие в судебных заседаниях с позиции контролирующего государственного органа, который имеет право при наличии определенных обстоятельств выступать в качестве инициатора оспаривания совершенных сделок;
  • рассмотрение жалоб участников закупочных процессов в случае возможного нарушения со стороны заказчика или иных исполнителей действующего законодательства в сфере закупок (несмотря на то, что данное полномочие не зафиксировано в Федеральном законе №223-ФЗ, а есть только в Федеральном законе №44-ФЗ, данное полномочие осуществляется указанным государственным органом в отношении всех заключаемых контрактов вне зависимости от их правового основания).

Меры, применяемые для воздействия на участников рынка

Для того чтобы осуществлять воздействие на участников рыночных правоотношений на территории Российской Федерации, у Федеральной антимонопольной службы имеется достаточно большой арсенал средств, которые она может применять.

Чаще всего применение таких мер воздействия происходит на основании поступивших жалоб от потерпевших участников рынка на действия или бездействие других участников таких финансово-хозяйственных и экономических отношений.

В этом случае Федеральная антимонопольная служба может применить следующие меры воздействия:

  • если правонарушение еще не было совершено, то сотрудники указанного государственного органа должны осуществить различные действия, которые будут направлены на предупреждение совершения такого правонарушения;
  • если правонарушение все-таки имело место быть, то может быть составлен протокол об административном правонарушении, который в последующем выливается в специальное дело с вынесением различных видов наказания;
  • составление предписания на осуществление действий, которые будут рассмотрены в качестве направленных на устранение совершенных правонарушений;
  • инициация судебного рассмотрения дела с позиции отмены совершенной сделки (если договор или контракт были подписаны) либо с позиции отмены проведенной процедуры, если она еще не завершилась подписанием контракта или договора;
  • проведение внеплановой проверки, как крайняя мера воздействия с целью выявления других нарушений действующего законодательства в тех сферах, за контроль которых отвечает Федеральная антимонопольная служба.

Каковы основания для мер воздействия

Для того чтобы реализовать одну из перечисленных мер воздействия на участников рынка, у Федеральной антимонопольной службы должны быть достаточные основания, к числу которых относятся:

  • поступление жалобы на действия государственного или муниципального заказчика (если речь идет о таковых участниках) при условии, что такая жалоба поступила от участников закупочных мероприятий;
  • в отношении Федеральной антимонопольной службы поступила информация о том, что было нарушение действующего законодательства в тех сферах, которые контролирует указанный государственный орган;
  • у ранее вынесенного предписания истек срок его исполнения, и возникла необходимость провести проверку исполнения такого предписания.

Исключение в отношении проведения проверок применяется только в том случае, если речь идет о таких мероприятиях по применению действующего законодательства, которые затрагивают государственную тайну либо может повредить безопасности государства.

Где искать решения Федеральной антимонопольной службы

ФАС по результатам рассмотрения поступивших жалоб размещает на своём официальном сайте вынесенные решения.

Поиск решений ФАС можно осуществить на официальном сайте данного государственного органа по ссылке.

Все вынесенные решения на данном сайте находятся в хронологическом порядке, однако, в случае, если известны реквизиты дела, по которому данное решение было вынесено, можно воспользоваться полем расширенного поиска и получить информацию по рассмотренным делам начиная с 2005 года (все дела постепенно оцифровываются и переводятся в электронный формат для удобства их изучения).

При переходе к каждому конкретному делу можно изучить документы, которые легли в основу формирования такого дела, а в случае наличия вынесенного решения – и само такое решение.

Загрузка…

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.