Должностные обязанности старший помощник капитана
«Кэп», «чиф», старпом и другие должности на флоте
Ликбез для «чайников»: кто чем занимается на корабле и как не запутаться в элементарном морском жаргоне
«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.
Баталер
К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.
Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.
Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.
Капитан
Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.
Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.
На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.
Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org
Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.
Кок
Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.
Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.
Корабельные коки за приготовлением пищи. Источник: mil.ru
На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.
Лоцман
Задача этого человека – просчитать все опасности и преграды на пути следования корабля. Другими словами, именно лоцман прокладывает путь судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или мелей.
В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.
Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.
Матрос
Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.
Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com
В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так.
Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода.
И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.
Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».
Машинист (моторист)
Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.
Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.
Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.
Механик
Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.
На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.
При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.
Старший помощник капитана (командира)
На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.
Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.
Штурман
Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.
На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.
Юнга
Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.
Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.
Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.
Обязанности старшего помощника
Responsibilities of Chief Officer
The Chief Officer reports to the Master. He should always obtain the consent of the Master, before going on shore leave.
The Chief Officer is the Head of the Deck Department and is the Officer in Charge in the absence of the Master.
On Deck Chief Officer is responsible:
- to ensure that all the cargo and deck activities are as per the SMS, fully complying with the International & Company Safety Rules and Regulations.
- For efficient and safe work practices by issuing detailed instructions on the work to be done, training the deck staff for the particular tasks, ensuring that the proper checklist, Risk Assessments, Work Permits etc. are issued and exercising adequate supervision.
- for setting Watches.He is responsible for training junior Deck Officers in higher rank duties by ensuring that they are actively involved in the planning, cargo-line setting, and execution of the cargo and ballast operations.
- for appraising deck crew, in cooperation with the Master.
- to ensure that the Ship's Planned Maintenance system (PMS) is maintained up-to-date for his area of responsibility.
- to ensure that all files and records for which he is responsible, are updated at all times and as per the Vessel's Standard Filing Plan.
- to ensure that the ship's deck and cargo equipment are operated and maintained in accordance with SMS procedures with the rules and regulations of the Classification Society, and the Flag Administration.
As Cargo Officer the Chief Officer is responsible for:
- Planning and supervising all cargo related operations. (Cargo Planning, pre-cargo operations, safe loading and discharging operations, cargo sampling, MSDS, periodical checks of various equipment , gas measuring equipment etc.) and keeping relevant records.
- Ensuring the safe loading, unloading, ballasting, de-ballasting and when required, tank cleaning.
- Ensuring that the ship's trim, draft, stability and stress are maintained within the required limits, at all times.
- Being responsible for the implementation of the Ballast Water Management Plan, keeping it updated at all times, filling in the Forms and the relevant Log Book.
- Supervising the mooring operations and being responsible for the maintenance of the mooring system.
As Navigation Officer the Chief Officer is responsible for:
- Keeping a safe navigational watch, if required.
- Assisting with communications, if and when required.
As Environmental Control Officer:
- He is responsible for the implementation of the Garbage Management Plan as per Marpol Annex V requirements.
- The Chief Officer , in cooperation with the Master , is responsible to ensure general health and personal hygiene onboard.
- When appointed as Medical Officer, he is responsible for maintaining the vessel's Medical Chest and Medical Log Book.
Перевод должностных обязанностей старшего помощника капитана на русский язык
Обязанности старшего помощника капитана судна
Докладывает:
- Старший Помощник докладывает капитану.
- Он должен получить разрешение капитана перед тем, как идти на берег.
- Старший помощник отвечает за палубное отделение и выполняет обязанности капитана в его отсутствие.
На палубе Старший помощник ответственный за:
- Обеспечение выполнения всех палубных работ в соответствии с международными правилами безопасности и правилами безопасности, принятыми в компании.
- Безопасное и эффективное выполнение работ, инструктирувание, обучение палубного экипажа. Обеспечение выполнения работ под наблюдением и с наличием чеклистов, оценки риска и разрешений на работу.
- Распределение вахтенных обязанностей.
- Обучение младших офицерских помощников, их вовлечение в планирование, грузовые и балластные операции.
- Оценка экипажа, при содействии капитана.
- Обеспечение плановых работ по обслуживанию судна, тех которые в его заведовании.
- Все записи и файлы должны быть обновлены согласно стандартам принятым на судне.
- Обеспечение работы и обслуживания палубного и грузового оборудования.
Как Грузовой Офицер, Старший помощник отвечает за:
- Планирование и контроль всех грузовых операций (планирование грузовых работ, работы до начала погрузки, безопасная погрузка и выгрузка, периодическая проверка различного оборудования).
- Обеспечение безопасной погрузки, разгрузки, балластных и помывочных операций.
- Поддержание в нужных пределах дифферент и осадку судна.
- Контроль швартовых операций и контроль за обслуживание швартовых механизмов.
Как Навигационный офицер, Старший помощник ответственный за:
- Несение навигационной вахты
- Помощь в поддержании связи, если необходимо.
Экологический контроль:
- Ответственный за применение плана по сбросу мусора, в соответствии с требованиями Marpol Annex V.
- Старший помощник отвечает за здоровье и гигиену на борту судна.
- Если назначается Офицером по медицинской части, отвечает за пополнение медикаментами и заполнение медицинского судового журнала.
Advanced, Одесса 24 апреля 2017 11 марта 2018 МОРСКОЙ КУРС АНГЛИЙСКОГО
ОСТАЛОСЬ 5 МЕСТ
Подробнее…
Бесплатный урок
Подготовка
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Подробнее…
Пиратские ранги, чины и должности
Представляя пиратов 16-18 века, в голове формируется, как правило, один и тот же навязчивый образ.
Но если окунуться в историю пиратства, то команда пиратского корабля имела сложную структуру, со своими чинами, должностями и соответственно набором обязанностей.
Итак, давайте разберемся с тем, кто и за что отвечал на пиратстком корабле? Кто шел в бой, а кто наблюдал за морскими сражениями со стороны?
1. Капитан.
Капитана выбирала сама команда. Как выбирала, так могла и свергнуть, выкинув на каком-нибудь необитаемом острове с мушкетом и одной пулей. Чистая демократия. Капитан должен был быть примером, сердцем и душой корабля. Обязанности капитана пиратского судна были весьма ограничены.
Капитан указывал курс кораблю, составлял тактику боя и руководил им. Во время абордажа, он, как правило, наблюдал со стороны, стоя на капитанском мостике.
Но некоторые капитаны, такие как легендарный «Черная Борода», врывался вместе с абордажной командой в числе первых, полностью деморализуя противника одним своим устрашающим видом.
Если на военном и гражданском судне капитан был единоличным руководителем, то на пиратском корабле, часть обязанностей уходило еще двум пиратским офицерам: старпому и квартирмейстеру. Это позволяло удалить ненавистное пиратами единоначалие.
2. Первый помощник. (Старпом)
Первый помощник, заменял капитан во время его отсутствия на корабле. Например когда капитан сходил на берег. Старпом, наравне с квартирмейстером шел в числе первых из абордажной команды. Старпом, сговорившись еще с парочкой пиратских офицеров, мог легко свергнуть нынешнего капитана.
3. Квартирмейстер
Второй по важности человек на корабле. Но в некоторых моментах, квартирмейстер стоял выше капитана пиратского корабля.
Так как в обязанности квартирмейстера входило снабжение корабля провиантом и боеприпасами, он вел в бой абордажную команду и руководил процессом боя прямо в его очаге, он распределял награбленное.
Так же, в обязанности квартирмейстера входило и судейство. Капитан мог потребовать наказать пирата, но только квартирмейстер мог определить степень вины и суровость наказания.
4. Боцман.
Младший офицер пиратского корабля. В обязанности боцмана входило непосредственное управление командой и контроль технического состояния судна. На больших кораблях, вопреки устоявшемуся мнению могло быть два боцмана. Один руководил командой, второй отвечал за запасы ремонтного дерева, парусины и такелажа, а так же принимал активное участие в ремонте корабля наравне с плотником.
5. Плотник
Один из важных специалистов на пиратском корабле. Плотник, как уже ясно из должности, занимался починкой корабля, в том числе и во время боя.
Как правило, в самих схватках, плотник не участвовал. Плотник выбирал и закупал ремонтное дерево.
Иногда, в обязанности плотника входили и обязанности врача, так как он имел все необходимые инструменты для ампутации, а так же изготовления протезов.
6. Мастер парусов
На больших пиратских судах, боцман и плоник просто физически не могли справиться с постановкой парусов. Поэтому, из числа наиболее опытных моряков выбирали мастера парусов.
Мастер парусов отвечал не только за их постановку но и за хранение, починку и закупку парусины. Мастер парусов занимался постановкой тяжелых верхних и штормовых парусов, в то время как боцман руководил постановкой парусов на нижних реях.
Как правило, мастер парусов подчинялся старпому, но при этом не имел никого в своем подчинении.
7. Канонир
Канонир командовал пушечным расчетом пиратского корабля. Канонирами могли стать весьма опытные пираты, не только с хорошим глазомером, но и большим практическим опытом ведения морских сражений. Для точного выстрела, они производили расчеты, отмеряли количество пороха для пушек, использовали специальные таблицы.
Так же в ведении канонира входила оружейная комната и пороховой склад. Как правило у канонира в подчинении было несколько человек. На небольших судах, пушечный расчет в основном составлял 2-3 человека.
Они занимались не только стрельбой по команде, но так же чистили оружие, отвечали за все оборудование необходимое для обслуживания пушек и мушкетов, такие как фитили, порох, ядра.
8. Судовой врач
Найти хорошего судового врача среди пиратов, было довольно сложно. Так как пиратами становились в основном нищие и малообразованные люди. Поэтому, при захвате корабля, первым делом, предлагалось судовому врачу перейти в команду пиратов.
Если судовой врач захваченного корабля оказывал помощь пиратам, то ему выплачивалось вознаграждение. Судовой врач, был единственным пиратом кому не нужно было подписывать пиратское соглашение.
Как я уже говорил ранее, судовым врачом часто выбирали плотника, либо кока, так как тот умел работать с мясом. При захождении в порт, судовой врач закупал лекарства.Главным и основным лекарством пиратов был как ни странно ром, который использовался как обезболивающее, обеззараживающее средство, а смешанный с соском лайма или лимона в качестве профилактика цинги.
9. Корабельный повар (Кок)
Корабельный повар отвечал не только за приготовление пищи, но и снабжал корабль провиантом, пресной водой в таком количестве, чтобы запасов хватило на все плавание.
Так же в процессе плавания, он соблюдал условия хранения запасов еды, чтобы не дай Бог не протухла вода или продукты. На больших кораблях, снабжением продуктов занимался не кок, а специально выделенный человек — стюарт.
Во время плавания, коку в помощь выделялись дополнительные люди, которые следили за поддержанием огня в специальных печах. Кок, участвовал в сражениях наравне с остальными.
10. Клерк
Так как пираты, в большинстве своем, были малообразованны, а необходимость вести записи была всегда, то из числа команды выбирался клерк.
В обязанности клерка входило ведение судового журнала, подсчеты и запись запасов и награбленного. Так же, клерк составлял завещания, пиратские соглашения.
Нередко, клерки выступали парламентерами и вели переговоры, так как довольно часто владели несколькими языками. Часто, клерк выполнял обязанности штурмана.
11. Штурман (Навигатор)
Штурман, должен был знать основы навигации, уметь пользоваться картами, астрономическими приборами, знать и применять приемы лоции, уметь составлять и прокладывать маршрут. Без опытного штурмана, пиратский корабль, далеко бы не уплыл, разбившись о рифы или заплутав где-то в океане.
12. Абордажная команда
Абордажная команда, можно сказать, это пиратский спецназ. Умеющий вести абордаж, опытно владеющий приемами ближнего боя. Поединок на корабле, значительно отличается от поединка на суше. Отсюда и возникли многие отличия в том числе и в оружии, а так же приемах ведения поединков.
В качестве оружия, абордажная команда использовала абордажные кошки, абордажные сабли, топоры, мушкетоны. Так же, пираты в совершенстве владели генуэзским фехтование. Как правило, абордаж не длился долго. В бой, как я уже говорил, пиратов вел квартирмейстер и старпом.
Команда из 50 опытных и подготовленных пиратов, могла сломить сопротивление и 120 вооруженных матросов.
13. Юнга
Юнга — это подросток, готовящийся стать матросом. В обязанности юнги входило выполнение поручений , мытье палубы и прочая неинтересная работа. Но взамен, юнга получал образование, обучался основам работ на корабле, фехтованию, постановке парусов, ведению боя и прочим премудростям.
14. Пороховая обезьяна
Пороховая обезьяна самый низший чин на пиратском корабле. Как правило, в качестве пороховой обезьяны использовались мальчики от 11 лет. Основное требование, чтобы они были шустрыми и ловкими. Нередко, на эту должность пираты похищали портовых мальчишек. Пороховые обезьяны выполняли всю самую черную работу на корабле.
Чистили оружие, подносили порох и ядра пушкарям, обшаривали закутки захваченных кораблей в поиске тайников, выполняли обязанности разведчиков, доносчиков сообщений, да и в принципе любых поручений. Одним словом, это были мальчики на побегушках. Пороховые обезьяны, были самой низкооплачиваемой должностью на пиратском корабле.
Взглянув на мир пиратства через призму чинов и рангов, начинаешь понимать насколько сложной и выверенной до мелочей была эта структура. А казалось бы, это были всего лишь шайки бандитов. Но не будь они так тщательно организованы, вряд ли бы добились столь большой известности, и не смогли бы навести столько ужаса на море, что его отголоски слышны и по сей день…
Должностные обязанности старший помощник капитана
— Проверяет готовность рулевого, якорного, швартовного, шлюпочного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями; следит за надежным закрытием трюмов, люков, горловин, тамбучин, иллюминаторов, капов и других отверстий палубы и бортов. — За 2 часа до выхода докладывает капитану о готовности службы к рейсу и за 15 минут — о готовности судна к отходу.
Перед началом и в ходе грузовых операций: — Обеспечивает подготовку грузовых устройств и помещений к приему груза; проверяет их готовность совместно со вторым помощником, старшим механиком, электромехаником и помощником капитана по пожарно-технической части. — Лично руководит погрузкой (разгрузкой) и креплением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, размещением и креплением палубного груза. — Лично
Prom-Nadzor.ru
Совместно с главным (старшим) механиком проверяет состояние водонепроницаемых отсеков и закрытий судна.2.9.
Планирует и осуществляет контроль за проведением судовых работ; следит за качеством приготовления пищи.2.10.
Распределяет матросов по службам общесудовой, добычи и обработки, практикантов по судовым службам.2.11.
Обеспечивает своевременное получение, хранение, расходование и учет аварийно-спасательного, противопожарного и специального имущества и инвентаря, снабжения и расходных материалов по общесудовой службе.2.12.
Ведет документацию по учету технического состояния своего заведования, готовит ремонтные ведомости; составляет планы проведения занятий, учений, осмотров, проверок и обеспечивает их выполнение; ведет судовую книгу приказов.Перед выходом в рейс:2.13.
Обеспечивает подготовку судна по-походному, принимает меры к надлежащему креплению палубных устройств и грузов.2.14. Проверяет
Должностные обязанности Старшего помощника капитана
Совместно с главным (старшим) механиком проверяет состояниеводонепроницаемых отсеков и закрытий судна.2.9. Планирует и осуществляет контроль за проведением судовых работ;следит за качеством приготовления пищи.2.10.
Распределяет матросов по службам общесудовой, добычи иобработки, практикантов по судовым службам.2.11. Обеспечивает своевременное получение, хранение, расходование иучет аварийно-спасательного, противопожарного и специального имущества иинвентаря, снабжения и расходных материалов по общесудовой службе.2.12.
Ведет документацию по учету технического состояния своегозаведования, готовит ремонтные ведомости; составляет планы проведениязанятий, учений, осмотров, проверок и обеспечивает их выполнение; ведетсудовую книгу приказов.Перед выходом в рейс:2.13.
Обеспечивает подготовку судна по-походному, принимает меры кнадлежащему креплению палубных устройств и грузов.2.14.Проверяет готовность
Должностная инструкция старшего помощника капитана
2.8.
2.11. Обеспечивает своевременное получение, хранение, расходование и учет аварийно-спасательного, противопожарного и специального имущества и инвентаря, снабжения и расходных материалов по общесудовой службе. 2.12.
Ведет документацию по учету технического состояния своего заведования, готовит ремонтные ведомости; составляет планы проведения занятий, учений, осмотров, проверок и обеспечивает их выполнение; ведет судовую книгу приказов. Перед выходом в рейс: 2.13.
Обеспечивает подготовку судна по-походному, принимает меры к надлежащему креплению палубных устройств и грузов.
Должностная инструкция старшего помощника капитана на судне
9.
Планирует и осуществляет контроль за проведением судовых работ; следит за качеством приготовления пищи.
10. Распределяет матросов по службам общесудовой, добычи и обработки, практикантов по судовым службам. 11. Обеспечивает своевременное получение, хранение, расходование и учет аварийно-спасательного, противопожарного и специального имущества и инвентаря, снабжения и расходных материалов по общесудовой службе.
12. Ведет документацию по учету технического состояния своего заведования, готовит ремонтные ведомости; составляет планы проведения занятий, учений, осмотров, проверок и обеспечивает их выполнение; ведет судовую книгу приказов.
Перед началом и в ходе грузовых операций: 1.
Обеспечивает подготовку грузовых устройств и помещений к приему груза; проверяет их готовность совместно со вторым помощником, старшим механиком, электромехаником и помощником капитана по пожарно-технической части.
Должностная инструкция старшего помощника капитана (рус.)
— Проверяет готовность рулевого, якорного, швартовного, шлюпочного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями; следит за надежным закрытием трюмов, люков, горловин, тамбучин, иллюминаторов, капов и других отверстий палубы и бортов.
— За 2 часа до выхода докладывает капитану о готовности службы к рейсу и за 15 минут — о готовности судна к отходу.
Перед началом и в ходе грузовых операций: — Обеспечивает подготовку грузовых устройств и помещений к приему груза; проверяет их готовность совместно со вторым помощником, старшим механиком, электромехаником и помощником капитана по пожарно-технической части.
— Лично руководит погрузкой (разгрузкой) и креплением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, размещением и креплением палубного груза.
Рекомендуем прочесть: Месть бывшей жены 2020
— Лично
Старший помощник капитана
На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капитана по хозяйственной части, старший помощник капитана обеспечивает своевременное снабжение судна продуктами столового довольствия и питьевой водой, их правильное хранение, расходование и учет; совместно с судовым врачом утверждает меню питания экипажа.143.
На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капитана по пассажирской части, старший помощник капитана обеспечивает надлежащую организацию размещения и обслуживания пассажиров.144. Перед началом грузовых операций и во время их старший помощник капитана обязан:(01) обеспечить подготовку грузовых устройств к работе, палуб, трюмов и других грузовых помещений
Должностная инструкция старшего помощника капитана Общие положения
Совместно с главным (старшим) механиком проверяет состояниеводонепроницаемых отсеков и закрытий судна.2.9.
Ведет документацию по учету технического состояния своегозаведования, готовит ремонтные ведомости; составляет планы проведениязанятий, учений, осмотров, проверок и обеспечивает их выполнение; ведетсудовую книгу приказов.Перед выходом в рейс:2.13. Обеспечивает подготовку судна по-походному, принимает меры кнадлежащему креплению палубных устройств и грузов.2.14.
Проверяет готовность
Должностная инструкция старшего помощника капитана научно-экспедиционного судна
Старший помощник капитана научно-экспедиционного судна гидрометеорологической службы в своей деятельности руководствуется:
- локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании; правилами внутреннего трудового распорядка; правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты; указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя; настоящей должностной инструкцией.
1.9. В период временного отсутствия старшего помощника капитана научно-экспедиционного судна гидрометеорологической службы его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя]. 2. Должностные обязанности Старший помощник капитана научно-экспедиционного судна гидрометеорологической службы осуществляет следующие трудовые функции: 2.1.
Обязанности старшего помощника капитана
На судах, где штатом (штатным перечнем) не предусмотрена должность помощника капитана по пожарной части, старший помощник капитана выполняет его обязанности.
Перед выходом судна в море старший помощник капитана должен организовать подготовку судна к плаванию: обойти судно и проверить надежность крепления палубных устройств, грузов и оборудования, размещенных на палубах, плотность закрытия люков, иллюминаторов, дверей и других отверстий на палубах и надстройках; убедиться в готовности к использованию рулевого, швартовного и якорного устройств, сигнальных и отличительных фонарей, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи и машинного телеграфа.
Должностная инструкция старшего помощника капитана научно-экспедиционного судна гидрометеорологической службы
Утверждаю ________________________________________ (подпись, Ф.И.О.
)______________________________ ________________________________________(наименование работодателя, (должность руководителя или иного лица,______________________________ ________________________________________его организационно-правовая уполномоченного утверждать______________________________ ________________________________________форма, адрес, телефон, адрес должностную инструкцию)______________________________электронной почты, ОГРН, ИНН/КПП) «___»_________ ___ г.»___»_________ ___ г. N ____ М.П.
разработчик: _________________
согласовано: _________________
______________________________
Идентификатор электронной копии документа.
(ПРЕАМБУЛА)
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Старший помощник капитана научно-экспедиционного судна гидрометеорологической службы (далее — Работник) относится к руководителям.
1.2. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права, обязанности, ответственность, условия работы, взаимоотношения (связи по должности) Работника, критерии оценки его деловых качеств и результатов работы при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в «______________» (далее — Работодатель).
1.3. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.
1.4. Работник подчиняется непосредственно _____________________.
1.5. Работник должен знать:
законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по мореплаванию;
распорядительные, методические, нормативные документы, касающиеся деятельности флота гидрометеорологической службы, международные конвенции и межправительственные соглашения по мореплаванию;правила Российского морского регистра судоходства и других органов надзора;
инструкции, наставления, приказы и распоряжения по мореплаванию, обеспечению безопасности судов, людей, грузов, производственной деятельности научно-экспедиционного судна гидрометеорологической службы и его технической эксплуатации;
основы трудового законодательства;
правила по охране труда.
1.6. Требования к квалификации:
Высшее профессиональное образование в области техники и технологии; профессиональная переподготовка по направлению профессиональной деятельности; стаж работы на командно-руководящих должностях не менее 3 лет.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Осуществляет организацию службы на научно-экспедиционном судне гидрометеорологической службы, порядок, дисциплину, соблюдение распорядка дня экипажем судна; при необходимости выполняет обязанности капитана и принимает на себя командование судном; выполняет приказы и распоряжения капитана, руководит работой младших помощников капитана, палубной командой и командой бытового обслуживания.
Обеспечивает техническую эксплуатацию и содержание в надлежащем порядке корпуса, палуб, надстроек, судовых помещений, рулевого, грузового, якорного, швартового и буксирного устройств, спасательных средств судна, стационарного палубного экспедиционного оборудования, противопожарного имущества и инвентаря, трапов, штормтрапов.
Ведет судовую документацию по палубной части.
Обеспечивает подъем на борт автономных буйковых станций, подготовку грузового устройства, трюмов и других грузовых помещений к приему груза, проверяя их готовность совместно со вторым помощником, вторым механиком и электромехаником, и фиксирует результаты проверки в судовом журнале.
Отвечает за безопасную погрузку на судно тяжеловесов и других специальных грузов, правильную организацию труда и отдыха общесудовой службы.
Осуществляет учет рабочего времени и использования выходных дней, планирование и организацию судовых работ, соблюдение правил техники безопасности по общесудовой службе, противопожарной безопасности и санитарных правил по всему судну, организацию безопасной посадки людей на судно и высадку их с судна, своевременную и всестороннюю подготовку экипажа по борьбе за живучесть судна, противопожарной защите, использованию спасательных средств и средств спасения людей, груза и судового имущества, составление расписаний по тревогам с участием начальников судовых служб; непосредственное руководство действиями экипажа по борьбе за живучесть судна во время проведения судовых тревог.
Обеспечивает: постоянную готовность спасательных средств к немедленному использованию; укомплектованность их надлежащим снабжением; составление и выполнение графика профилактических осмотров корпуса, устройств и оборудования, находящихся в его ведении; ведение книги дефектов и своевременное составление ремонтных ведомостей по палубной части; контроль за качеством ремонтных работ, руководство ремонтными работами, выполняемыми палубной командой; получение, хранение и учет аварийно-спасательного и противопожарного имущества и инвентаря, специального имущества, имущества и расходных материалов по общесудовой службе, продуктов питания, питьевой и пресной воды для бытовых нужд.
Следит за выполнением правил по охране труда и пожарной безопасности при грузовых операциях.
Руководит приемкой и сдачей грузов, багажа и почты.
3. ПРАВА РАБОТНИКА
Работник имеет право на:
руководство подчиненными;
предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;
объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами;получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности;
взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.
4. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА
Работник обязан:
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и должностной инструкцией;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдать трудовую дисциплину;
выполнять установленные нормы труда;
соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
бережно относиться к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
незамедлительно сообщить Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА
Работник несет ответственность за:
5.1. Невыполнение своих обязанностей.
5.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения работы.
5.3. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений Работодателя.
5.4. Нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда, непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Работодателя и его работникам.
5.5. Несоблюдение трудовой дисциплины.
6. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
6.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными у Работодателя.
6.2. В связи с производственной необходимостью Работник обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).
6.3. Характеристики условий труда на рабочем месте: _____________________.
6.4. Работник ознакомлен с положением Работодателя о государственной, служебной и коммерческой тайне и обязуется ее не разглашать.
6.5. __________________________________________________________________ (дополнительные условия, не ухудшающие положение Работника___________________________________________________________________________ по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными___________________________________________________________________________ нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,__________________________________________________________________________. коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами) 7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ) 7.1. В работе Работник взаимодействует с ______________________________ (подразделения и работники,___________________________________________________________________________ от которых он получает и которым передает материалы, информацию,__________________________________________________________________________. их состав и сроки передачи, с кем взаимодействует во время исполнения работы) 7.2. В аварийных ситуациях Работник взаимодействует с _________________ (подразделения,__________________________________________________________________________. ликвидирующие аварии и последствия чрезвычайных происшествий) 7.3. В период временного отсутствия Работника его обязанностивозлагаются на _________________. (должность)
8. ОЦЕНКА ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКА И РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО РАБОТЫ
8.1. Критериями оценки деловых качеств Работника являются:
квалификация;
стаж работы по специальности;
профессиональная компетентность, выразившаяся в лучшем качестве выполняемых работ;
уровень трудовой дисциплины;
способность эффективно организовать работу подчиненных на вверенном участке;
интенсивность труда (способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы);
умение работать с документами;
способность в установленные сроки осваивать технические средства, повышающие производительность труда и качество работы;
производственная этика, стиль общения;
способность к творчеству, предприимчивость;
способность к адекватной самооценке;
проявление инициативы в работе, выполнение работы более высокой квалификации;
повышение индивидуальной выработки;
рационализаторские предложения;
практическая помощь вновь принятым работникам без закрепления наставничества соответствующим приказом;
высокая культура труда на конкретном рабочем месте.
8.2. Результаты работы и своевременность ее выполнения оцениваются по следующим критериям:
результаты, достигнутые Работником при исполнении обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и трудовым договором;
качество законченной работы;
своевременность выполнения должностных обязанностей.
8.3. Оценка деловых качеств и результатов работы проводится на основе объективных показателей, мотивированного мнения непосредственного руководителя и коллег.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 48 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы».
Непосредственный руководитель ___________________ _____________________ (подпись) (Ф.И.О.) СОГЛАСОВАНО: Начальник юридического отдела (юрисконсульт) ________________ ________________ (подпись) (Ф.И.О.) «___»________ ___ г. С инструкцией ознакомлен: ________________ ________________ (подпись) (Ф.И.О.) «___»________ ___ г.