+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Идеологический спор базарова и братьев кирсановых

Содержание

Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей

Идеологический спор базарова и братьев кирсановых

В своем произведении «Отцы и дети» И.С. Тургенев показал по большей части не конфликт поколений, а противодействие либералов и демократов. Каждое из этих течений стремилось улучшить общество. Базаров и Кирсанов, спор которых проходит через весь роман, олицетворяют собой эти два направления. Автор очень наглядно отображает противостояние представителей двух разных культур.

Автор о романе «Отцы и дети»

Сам Тургенев о романе «Отцы и дети» говорит, что он направлен против представителей дворянства, аристократии.

Базаров и Кирсанов, спор которых разворачивается на страницах произведения – персонажи с отличными друг от друга взглядами. Это люди разного происхождения.

Основная причина противостояния двух героев – полная противоположность суждений по всем жизненно важным вопросам: нравственным, политическим, духовным.

Художественные средства, использованные автором

Для того чтобы подчеркнуть противоположность своих героев, автор использует приемы, которые показывают их совершенное отличие друг от друга.

Он добивается этого за счет описания внешнего облика персонажей, манеры одеваться, особенностей поведения.

Мы легко можем представить себе Базарова: порывистого, резкого, быстрого, грубоватого, с красными руками, одетого в балахон. Он всегда говорит то, что думает.

Павел Петрович, напротив, изящен, строен, «породист». Жесты Кирсанова полны благородства, речь грамотна и образна. Руки его красивые, с розовыми ногтями.

Одним описанием внешности и манеры поведения писатель готовит нас к тому, что споры Базарова и Павла Кирсанова непременно будут иметь место.

Отношение героев к аристократии

Итак, отношение двух героев к разным моментам жизни принципиально отличны друг от друга.

Базаров и Кирсанов, споры которых составляют существенную часть романа, безусловно, по-разному относятся к дворянству.

Павел Петрович определяет аристократию как главную силу, способствующую развитию общества. В качестве действий, способствующих преобразованию жизни, Кирсанов выбирает либеральные реформы.

Евгений Базаров видит неспособность аристократии к активной деятельности. В его глазах дворяне не могут принести никакой пользы для общественного развития.

Споры героев о нигилизме

Спор между Базаровым и Кирсановым, безусловно, затрагивает тему нигилизма. Герои по-разному видят его роль в жизни общества.

Для Павла Петровича нигилисты – это беспринципные нахалы и циники, которые не уважают общественные нормы и ценности. Базаров – настоящий нигилист.

Для него важно только то, что приносит пользу, он считает необходимыми революционные преобразования. Никаких принципов для Евгения не существует.

Базаров и Кирсанов, споры которых пронизывают весь роман, по-разному воспринимают положение народа в обществе.

Павел Петрович, который не представляет того, как живет простой крестьянин, умиляется его патриархальности. Базаров находит народ невежественным, плохо осведомленным о собственных правах. Для Кирсанова жизнь крестьян, протекающая по тем же порядкам, что были установлены их далекими предками, совершенно естественна и правильна. Базаров видит темноту и невежество простого народа.

Такое разное мнение о жизни крестьян у героев сложилось неспроста. Евгений по своему происхождению – разночинец, труженик, он хорошо понимает простой народ. Павел Петрович – выходец из дворянской семьи, совершенно далекий от крестьянской жизни. Народную веру, которой так восхищается Кирсанов, Базаров определяет как суеверие.

Невозможность героев найти компромисс, постоянные противоречия привели к тому, что между ними состоялась дуэль.

Споры об искусстве и природе

Базаров и Кирсанов, споры которых не обходят стороной даже искусство, определяют его место в человеческой жизни по-разному. Базаров не видит смысла в чтении художественной литературы, природа для него – ресурс. Кирсанов, напротив, ценит искусство, природу воспринимает как его своеобразную составляющую.

Происхождение споров Базарова и Кирсанова

Базаров и Кирсанов, споры которых являются неотъемлемой частью бессмертного произведения Тургенева, имеют определенную природу. Евгений считает Павла Петровича никчемным человеком, ведущим бесполезную жизнь.

Честолюбие Кирсанова задето таким отношением, ведь он всегда считал себя благородным, деятельным человеком. За это Павел Петрович ненавидит Базарова. Скорее всего, именно благодаря этому сильному чувству герои спорят на протяжении всего произведения.

Именно осознание бессмысленности собственного существования заставляет Кирсанова вступать в диалог с Евгением.

Споры между Базаровым и Кирсановым велись по самым различным вопросам, они касались и воспитания, и общественного долга, и религии. Базаров – противник отживших устоев и культуры. Он выступает за уничтожение прежних идеалов, за активные революционные действия. Кирсанов придерживается давно усвоенных им «принсипов».

Эти два героя совершенно противоположны друг другу. При отстаивании своих идей они впадают в крайности.

Базаров и Кирсанов спорят, но забывают об истине, которая может открыться, если хоть немного слушать своего оппонента. Смысл спора для них – в самом споре. Символично, что Базаров – олицетворение материализма, умирает в конце романа. Кирсанов во время болезни пересматривает собственные взгляды на жизнь.

Идеологический спор базарова и братьев кирсановых

Идеологический спор базарова и братьев кирсановых

Он всем видом показывает свою «породу».С его точки зрения, устоявшиеся традиции и принципы должны оставаться незыблемыми. Спор Базарова и Кирсанова подкреплен тем, что Павел Петрович все новое воспринимает негативно и даже враждебно. Здесь дает знать о себе врожденный консерватизм.

Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.Самая главная проблема уже озвучена Тургеневым в названии романа − разница поколений.

Линию спора главных героев можно проследить по данной таблице.»Отцы и дети»: конфликт поколенийЕвгений БазаровПавел КирсановМанеры и портрет героевНебрежен в своих высказываниях и поведении.

Самоуверенный, но умный молодой человек.Подтянутый, изысканный аристократ. Несмотря на почтенный возраст, сохранил стройность и презентабельный внешний вид.Политические взглядыПродвигает нигилистические идеи, за которыми также следует Аркадий. Не имеет авторитетов.

Словесник

Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться.

Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам.

Не так ли, Николай? Николай Петрович кивнул головой. — Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров, — подумаешь, сколько иностранных.

и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. — Что же ему нужно, по-вашему?

Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте — логика истории требует.

— Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся. — Как так? — Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!

Павел Петрович взмахнул руками. — Я вас не понимаю после этого.

IV. Анализ идеологического конфликта в романе

Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «все». Базаров замечает, что свобода о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения.

Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.) — Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова?

(Строить на разрушенном листе он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.) — Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

(Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков.

Ему страшно представить разрушение всего в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат.

Идеологический спор между базаровым и кирсановым

Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм» , «прогресс» .

У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа (зачитать отрывок о суеверии) .

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, — нет никакого прочного основания общественному благу»

— доказывает Кирсанов. И он, действительно, прав, потому что он высказывает прописные истины.

«Вы вот уважаете себя и сидите, сложа руки; какая ж от этого польза для общественного блага? Вы бы не уважали себя и то же бы делали», — возражает Базаров.

Конфликт Базарова и Кирсанова-конфликт двух эпох

Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. В спорах с Павлом Петровичем Базаров доказывал необходимость отрицания образа жизни.

На вопрос, что же он отрицает, последовал краткий ответ: “Все”. Кирсанов не признавал такой жизненной позиции, что и явилось основой неприязни героев.

Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением займется кто-то другой.

“Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете.

Да ведь надобно и строить”, — говорит Евгению Кирсанов.

“Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить”, — отвечает Базаров. При некоторой внешней схожести во взглядах Павла Петровича и Базарова на народ, в главном они расходятся.

Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: “Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает.

Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

Конфликт между ними заканчивается, как и было в жизни, полным разрывом.

Дворянская группа в романе представлена братьями Кирсановыми.

К лагерю «детей» принадлежит разночинец-демократ Евгений Базаров. Тургенев называл Базарова своим «любимым детищем», «выражением новейшей нашей современности».

Говорит он без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворной любезности. Свое назначение Базаров видит в ломке старых порядков, понятий и представлений.

«Сперва нужно место расчистить», «Мы драться хотим!» — вот его лозунги.

Основные линии спора П. П. Кирсанова и Е. Базарова (по роману «Отцы и дети»)

Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича.

Это был спор об аристократии и её принципах.

Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу.

Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Аристократизм – бесполезное слово.

В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.Вторая линия спора о принципах нигилистов. Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ» .

Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения.

Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым. Третья линия спора о русском народе.По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии.

Эти славянофильские взгляды ( при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности.

Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни.

Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм» , «прогресс» .

У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа (зачитать отрывок о суеверии) .

Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа. Четвертое направление в споре – расхождение во взглядах на искусство и природу.

Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей

Базаров видит темноту и невежество простого народа.Такое разное мнение о жизни крестьян у героев сложилось неспроста. Евгений по своему происхождению – разночинец, труженик, он хорошо понимает простой народ. Павел Петрович – выходец из дворянской семьи, совершенно далекий от крестьянской жизни.

Народную веру, которой так восхищается Кирсанов, Базаров определяет как суеверие.Невозможность героев найти компромисс, постоянные противоречия привели к тому, что между ними состоялась дуэль.

Базаров и Кирсанов, споры которых не обходят стороной даже искусство, определяют его место в человеческой жизни по-разному.

Базаров не видит смысла в чтении художественной литературы, природа для него — ресурс.

Кирсанов, напротив, ценит искусство, природу воспринимает как его своеобразную составляющую.Базаров и Кирсанов, споры которых являются неотъемлемой частью бессмертного произведения Тургенева, имеют определенную природу.

Спор Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова (конспект)

– Сначала всё сломать, расчистить место». По Базарову, всё, что мешает разумной организации жизни надо ломать. По мнению автора, такое разграничение разрушения и созидания неверно.

Базаров не доверяет Павлу Петровичу и не говорит, действительно ли он собирается переходить от слов к делу.

IV. О нигилизме Павел Петрович считает нигилистов людьми без «принсипов», а потому безнравственными, т.е. никого не уважающими. Нигилизм чужд духу русского народа.

Нигилистов мало, их всего «четыре с половиной человека», да и те не нужны, они потерпят поражение. Нигилизм — отрицание всего: 1) Бога, религии; 2).

общественного и государственного устройства России; 3). старой нравственности («принсипов»); 4). искусства. Базаров верит в то, что нигилисты решат свою главную задачу — «место расчистить».

Базаров верит в торжество своих идей: «От копеечной свечи Москва сгорела…».

Спор Базарова и Павла Петровича в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

Идеологический спор базарова и братьев кирсановых

Самый значительный роман И.С.Тургенева “Отцы и дети” впервые был напечатан в журнале “Русский вестник” в 1862 году, сразу вызвав много споров и нареканий со стороны критиков. В нем отразились радикальные изменения в общественной жизни России того времени, столкновения поколений, представлявших два разных класса, либералов и демократов.

Главное место в произведении занимает вечная тема отцов и детей. Самыми яркими представителями двух противоборствующих сторон выступают Евгений Васильевич Базаров и Павел Петрович Кирсанов. На первый взгляд, молодой разночинец нигилист и стареющий аристократ совершенно различны между собой.

Протестующая внешность Базарова выражает его резкую оппозицию старому миру, к которому принадлежит Павел Петрович. Эта оппозиция ощущается в каждом базаровском слове, в каждом сознательном действии. Поэтому Павел Петрович постоянно чувствует к Базарову “тайное раздражение”, это сказывается уже при первой их встрече.

И в десятой главе романа происходит главная словесная дуэль между адвокатом поколения “отцов” и молодым реалистом, отвергающим всякую романтику.

Базаров, убежденный в своей правоте, абсолютно спокоен. Он нехотя отвечает на вопросы Павла Петровича. Кирсанов намеренно вызывает его на спор, возмущаясь любыми мнениями противника и опускаясь до оскорблений. Их расхождение в философских, общественно-политических и нравственных взглядах очевидно.

Евгений Васильевич отрицательно относится к среде, в которой существует. Дружбы для него нет, родственные отношения – привычка, любовь – физиология. Кирсанов , привыкший к светскому обществу, на первое место ставит поэзию, музыку, любовь.

Он также восхищается традициями простого народа, его религиозностью и патриархальностью. Базаров, напротив, скептически относится к русскому мужику с его предрассудками и долготерпением.

Молодой человек считает пустыми разговоры об искусстве и не желает замечать красот природы, находя в ней лишь практический смысл.

Базаров стремится разрушать, ничего не строя. В  этом его самое слабое место. Ему нелегко жить, так как все вокруг кажется ему скучным и бессмысленным.

Тургенев не согласен полностью ни с Кирсановым, ни с Базаровым, поэтому в данном споре нет победителя. Однако писатель признает силу личности последнего и отдает ему дань уважения.

Он отчетливо понимает,  что именно молодое племя выведет страну на прямую дорогу и укажет ей верный путь.

Эта прекрасная мысль великого художника и гражданина – суть мощного по своей значительности романа “Отцы и дети”.

Вариант 2

В основе романа «Отцы и дети» лежит противостояние двух социально-политических направлений того времени – дворянским либерализмом и революционной демократией в период отмены крепостничества. 

Конфликт поколений возникает в случае несоответствия взглядов старшего поколения на жизнь представлениям о ней молодых людей. Со временем обстановка вокруг меняется.

Новые обстоятельства оказывают значительное влияние на формирование характера человека, его отношение к жизни.

Довольно часто люди старшего возраста оказываются неспособны воспринимать другую точку зрения, принимать другой образ жизни, или просто не желают этого делать.

Подобное непонимание нередко приводит к настоящей конфронтации между людьми разных поколений, как это произошло по сюжету романа. Представителем либерально настроенного дворянства выступает Павел Петрович, человек поистине достойный, умный, честный и благородный.

В своих мыслях и поступках он руководствуется старыми принципами. Окружающие считали его в какой-то степени насмешливым и самоуверенным.

Учитывая то, что в молодости Павел Петрович был очень успешным чиновником, которого любили и который мог позволить себе многие капризы и желания, то можно смело назвать его человеком, избалованным роскошью.

Базаров относится к революционно-демократическому направлению. Молодой человек хорошо образован, высоко интеллектуален и полон энергии. Главным его увлечением является изучение естественных наук. Он постоянно чем-то занят, так как безделье навевает на него ужасную скуку. Несмотря на то, что Базаров относится к разночинцам, своего происхождения он нисколько этого не стесняется.

Много раз они с Павлом Петровичем заводили беседу, но в каждом из этих случаев разговор заходил в тупик. Кирсанов человек принципиальный, и в людях ценит такое же качество. Базаров же, по своему убеждению, отрицает всякий авторитет и не признает принципов.

В своем отношении к простому народу герои также кардинально отличаются. Базаров презирает русский народ, поскольку тот, по его мнению, заслуживает подобного отношения. Кирсанов упрекает Базарова за такие слова.

В то же время молодой человек неоднократно упоминает о своей связи с народом, рассказывая о том, что его дед всю жизнь работал в поле.

Тем самым Базаров подчеркивает, что лучше других знает и понимает русский народ, в отличие от того же Кирсанова.

Между Базаровым и Павлом Петровичем были расхождения по очень многим вопросам, но главное, что стоит отметить: Базаров – это человек дела, а Кирсанов – человек слова. Именно такие люди, как наш главный герой, нужны для развития и процветания страны.

Сочинение Спор Базарова и Павла Петровича Кирсанов

Роман «Отцы и дети» был написан Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1860 году. В своем творении автор поднимает множество проблем, главной из которых является проблема поколений. Это вечная тема, которая порождает собой конфликты. Время идет, поколения меняются и у каждого из них разные цели, интересы и взгляды. Вот и у Евгения Базарова и Павла Кирсанова завязывается спор. 

Двух этих персонажей не связывают кровные узы, но при этом они относятся к разным поколениям. 
Павел Петрович Кирсанов – аристократ, который когда – то был «светским львом». Он либерал и джентльмен, придерживается старых обычаев и не одобряет новых порядков. Павел воспитанный и вежливый человек, но порой бывает вспыльчивым и холодным. 

Евгений Базаров – нигилист, человек, который отрицает все. Он умный, ироничный и насмешливый, будущий врач. Базаров не разговорчив, холоден и резок. В отличие от семейства Кирсановых он не аристократ. Евгений также активный и жесткий человек, который ни перед кем не преклоняется. 

Как можно увидеть, Евгений Базаров и Павел Кирсанов совершенно разные люди. Именно поэтому на протяжении всего произведения у них неоднократно возникают конфликты. При этом Евгений и Павел спорят на разные темы: их мнения расходятся в отношении развития, музыки, литературы, природы и даже любви.

Когда Базаров утверждает, что нигилисты отрицают все, Кирсанов приходит в ужас, ему сложно поверить в существование таких людей. Павел поистине наслаждается природой, а вот у Евгения лишь потребительское отношение к окружающей сребе: «…природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…».

Кирсанов любит музыку и литературу, а Базаров говорит: “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Евгений вообще не видит смысла в искусстве, он утверждает, что Рафаэль гроша медного не стоит. Базаров и Кирсанов старший даже жителей Германии по–разному называют: немцы и германцы.

Евгений не уважает женщин, а от таких понятий как любовь и брак его отделяют тысячи километров: «… ты придаешь еще значение браку; я от тебя этого не ожидал…». В то время как Павел Петрович признает существование чувств и даже сам однажды испытал их.

Базаров хочет создать что – то новое, но при этом только говорит и ничего не делает. А Павел Кирсанов даже не хочет ничего менять, его устраивает патриархальный строй, который только разделяет людей на бедных и богатых. 

Подводя итог, можно сказать, что спор Базарова и Кирсанова старшего так ни к чему и не привел. Каждый остался при своем собственном мнении.

В 10 главе

← Поколение «отцов» в романе Отцы и дети Тургенева← Конфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева↑ ТургеневАнализ эпизода смерти Базарова в романе Отцы и дети →Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова →

  • Образ прекрасной дамы в творчестве Блока сочинение, текст для рефератаОбраз Прекрасной Дамы очень важен для Александра Блока, он даже так назвал один из самых своих известных циклов. Этот образ постоянно встречается в его стихах.
  • мысль былины СадкоБылина «Садко» относится к новгородскому цикоу былин. Ее главный герой — гусляр Садко, который становится купцом.
  • Сочинение Мой рабочий деньМой рабочий день начинается в 6 часов утра. В это время звенит будильник. Я специально выбрал мелодию звонка в виде легкой классической музыки, чтобы пробуждение от сна было не резким, а постепенным.
  • Образ и характеристика Берлиоза в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинениеВ этом романе Михаил Берлиоз живёт не так уж долго. Собственно, с его странной смерти и начинается роман. Это тот самый, для кого Аннушка масло разлила
  • Анализ пьесы Бег БулгаковаЖанровая направленность произведения представляет собой сочетание реалистического, модернистского стиля с сатирической трагедией, основной темой которой является изображение смещенного, воспаленного

Споры между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым

Идеологический спор базарова и братьев кирсановых

Роман Тургенева «Отцы и дети», написанный через год после отмены крепостного права, переносит читателя во времена кризиса социально-политической системы в царской России и обострения конфронтации между либералами и революционерами-демократами. Споры Базарова и Павла Петровича стали лакмусовой бумажкой эпохи второй половины XIX века, когда в стране сформировались два противоборствующих лагеря, и произошло обличение противоречий между поколениями.

Темы, затрагиваемые героями

Ключевой проблемой, поднятой Иваном Сергеевичем Тургеневым в своем знаменитом романе, является спор Базарова и Кирсанова, которые рьяно отстаивают взгляды разных поколений.

Отставной офицер Павел Петрович и студент-нигилист Евгений — ярчайшие представители «отцов» и «детей».

Их идеологические разногласия всплывают наружу уже при первой встрече, когда высокомерный молодой человек имел смелость вступить в полемику с повидавшим многое на своем веку аристократом.

Базаров и Павел Петрович имеют диаметрально противоположные мнения буквально по каждому вопросу. Именно через споры в романе «Отцы и дети» происходит раскрытие основной сюжетной линии произведения — конфликта поколений.

Отношение к дворянству

По мнению Кирсанова, аристократы — главная движущая сила общества, поскольку в них развито чувство собственного достоинства, а без их самоуважения любая социальная система обречена на вырождение. Слова Павла Петровича о том, что когда-то дворянство подарило Англии свободу, Базарову кажутся пустой болтовней.

Юноша считает, что после XVII века многое изменилось, поэтому святая вера Кирсанова в непогрешимость старой интеллигенции выглядит абсурдом.

От привилегированной знати нет никакой пользы. Они плывут по течению и думают только о том, как выглядят.

Аристократизм — чуждое простому народу слово. В бездействии и бессмысленном трепе Базаров видит главный политический принцип всего высшего сословия, живущего за чужой счет.

После того как Евгений в резкой форме высказался об аристократии, Кирсанов побледнел и в дальнейшем не возвращался к этому вопросу, тем самым признав свое поражение.

Рассуждения о нигилизме

Базаров считает своих идейных единомышленников рациональными и умными людьми, которые всегда действуют обдуманно. Все поступки нигилистов приносят пользу обществу и поддаются логике.

Они не согласны с правилами, установленными государственными деятелями, не признают самодержавие и религию.

задача нигилистов — сломать все старое, чтобы освободить пространство для преобразований, однако строительством нового общества будут заниматься другие. Такие, как он, отрицают все:

  • любовь;
  • дружбу;
  • духовные ценности.

Молодой человек говорит, что свобода, о которой так пекутся чиновники, вряд ли обернется чем-то полезным для граждан. Он не принимает реформу как средство, способное изменить сложившийся порядок вещей. Отрицание воспринимается Базаровым как деятельность, а не пустые разговоры. В нигилизме героя проявляется его революционность.

Павел Петрович, будучи человеком консервативным, ратует за сохранение старых порядков. Он очень боится в одночасье лишиться того, что ему дорого. Если Базарова можно причислить к реакционерам, то Кирсанов скорее либерал, согласный пойти на мелкие изменения.

Не разделяя нигилистической доктрины центрального персонажа, Тургенев тем не менее восхищается его огромной нравственной силой.

Судьба русского народа

Кирсанов рассуждает о патриархальности русского народа, жизненными ориентирами которого являются вера и уважение к традициям. В отсталости своих соотечественников он видит залог спасения общества. По убеждению героя, Россия рано или поздно превратится в прогрессивную цивилизованную страну.

Базаров, напротив, крайне возмущен тем, что русский народ загнан в рабство и лишен всяких прав. В то же время он презирает необразованность и суеверие простых людей. Евгений видит не только ущемление гражданской свободы, но и нарастающие недовольство бедных крестьян. Ярким свидетельством связи Базарова с народом служит его речь, в которой в избытке присутствуют:

Речь Павла Петровича не отличается простотой и меткостью выражений. Он намеренно искажает слова, использует иностранные выражения.

Взгляды на искусство и любовь

Кирсанов отдает должное искусству и считает его полезным для общества, но сам не проявляет к нему интереса. По мнению Базарова, пользы от порядочного химика намного больше, чем от какого-нибудь поэта. Чтение Пушкина — пустая трата времени, говорит герой.

Рассматривая любовь с точки зрения одной лишь физиологии, Базаров добровольно отказывается от романтических чувств.

Встреча с Анной, покорившей его сердце, становится трагическим испытанием для молодого человека. Благодаря превосходным внешним данным Павел Петрович всегда пользовался успехом у женщин.

У него трепетное и почтительное отношение к дамам. Любовь воспринимается Кирсановым как великий дар.

Проведя анализ споров героев романа, можно сделать вывод, что Базаров и Павел Петрович — абсолютные противоположности. Один отличается закоснелостью и эгоизмом, а другой — нетерпимостью и заносчивостью.

То, о чем спорили Кирсанов и Базаров, дает огромную пищу для размышлений. При написании сочинения по роману «Отцы и дети» необходимо сказать несколько слов о позиции автора. Тургенев старается не занимать ничью сторону в этом конфликте, поэтому в споре нет победителя.

Важно, чтобы поколения мирно сосуществовали, совместно решая личные и общественные проблемы, а каждая новая эпоха была наследницей уходящей, стремясь почерпнуть из нее все самое лучшее.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.