+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Гражданско правовой договор или муниципальный контракт по 44 фз

Содержание

Нововведения контрактной системы (44-ФЗ). Часть четвертая: государственный (муниципальный) контракт

Гражданско правовой договор или муниципальный контракт по 44 фз

Как следует из смысла норм Закона № 44-ФЗ, стадия любой закупки, независимо от способа выбора поставщика – стадия заключения государственного либо муниципального контракта.

Понятие контракта содержится в пункте 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ. По большому счету, государственный (муниципальный) контракт – это не что иное, как договор, сторонами которого выступает заказчик и исполнитель (поставщик), выбранный строго установленным законодательством способом.

Виды контрактов

В зависимости от заказчика закупки, можно выделить 3 основных вида контрактов, заключаемых в порядке Закона № 44-ФЗ:

  1. Государственный контракт – заключается от имени Российской Федерации либо ее субъекта, предметом контракта выступает поставка товаров или услуг для обеспечения государственных нужд;
  2. Муниципальный контракт – заключается от имени муниципального образования, и, соответственно, в целях обеспечения муниципальных нужд;
  3. Гражданско-правовой контракт (договор) – заключается от имени бюджетных учреждений и юридических лиц в рамках бюджетного финансирования в случаях, прямо предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Следует отметить, что возможность заключения гражданско-правового договора в рамках госзакупки регламентировано пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

Форма контракта

Преимущественной формой контракта является его письменная форма. Вместе с тем имеется одно исключение – в случае, если поставщик был определен путем проведения аукциона в электронной форме, для заключения контракта также применима электронная форма.

 Частью 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в особо исключительных случаях возможно заключение контракта и в устной форме. К таким исключительным случая относятся закупки на сумме не более 100 тысяч рублей, посещения зоопарков, цирков, театров и др., а также закупка лекарственных средств для пациента при наличии соответствующего решения врачебной комиссии.

Следует отметить, что, несмотря на то, что форма документа произвольна, типовые формы и образцы контрактов различных видов и применимые для тех или иных видов госзакупок содержатся в Единой информационной системе.

Условия, обязательные к включению в контракт

К существенным условиям государственного (муниципального) контракта относятся следующие условия:

  • подробное описание объекта закупки;
  • количество поставляемого товара или объем оказываемых услуг;
  • сроки поставки товара или услуг;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты;
  • взаимные условия ответственности заказчика и поставщика;
  • порядок приемки товаров, услуг, работ и оформление результатов приемки;
  • банковское сопровождение, в порядке статьи 35 Закона № 44-ФЗ;
  • сроки возврата обеспечения исполнения контракта.

Для ряда госзакупок существуют специальные существенные условия, которые подлежат обязательному включению в текст контракта. Так, например, если срок выполнения работ или оказания услуг по закупке составляет более 3 лет, а цена – свыше 100 миллионов рублей, отдельно должен быть прописан график выполнения работ, поставки товара.

Закупки, предметом которых является поставка транспортных средств для пассажирских перевозок, проектирование и строительство автодорог и дорожных сооружений и т.д., предполагают обязательное включение в контракт условий, регламентирующих дальнейшее обслуживание, ремонт и утилизацию предмета закупки.

Цена контракта

Частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что цена контракта должна иметь твердый характер и не подлежать изменению в течение всего срока его действия.

Вместе с тем, в ряде случаев цена может быть ориентировочной или определятся специальной формулой с установлением максимального значения цены. Такие случаи прямо определены Постановлением Правительства России от 13.01.2014 № 19.

Ответственность сторон

Законом № 44-ФЗ предусмотрена ответственность за неисполнение условий контракта как заказчиком, так и поставщиком.

Ответственность заказчика определена в части 5 статьи 34 Закона. Мерами ответственности являются как пени, так и штраф.

Применение такого вида ответственности как пеня возможно в случае нарушения заказчиком своих обязанностей. Размер пени определяется исходя из 1\300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки с учетом суммы контракта.

Штраф может быть наложен на заказчика в случае ненадлежащего исполнения контракта, при этом размер штрафа устанавливается Правительством России. Размер штрафа на сегодняшний день установлен в пределах от 0,5% до 2,5% от цены контракта в зависимости от суммы госзакупки.

Ответственность исполнителя (поставщика) регламентирована частями 6-8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Аналогично применяются меры ответственности в виде штрафа и пени.

Пеня подлежит уплате поставщиком в том случае, если нарушены сроки выполнения работ, поставки товаров, оказания услуг. Размер пени также определяется исходя из 1\300 ставки рефинансирования, но сумма, применяемая для расчета, уменьшается на сумму, в рамках которой обязательства поставщиком исполнены.

Штраф может быть наложен на поставщика также в размере, определенном Правительством.

Основаниями для применения штрафа, кроме ненадлежащего исполнения контракта также являются неисполнения условий, в части порядка привлечения субподрядчиков и субисполнителей.

Размер штрафа установлен Правительством в пределах от 0,5% до 10% от цены контракта, в зависимости от суммы закупки.

Исполнение контракта

Стадия исполнения контракта регулируется статьей 94 Закона № 44-ФЗ. Согласно данной норме такая стадия включает в себя приемку товаров, работ или услуг, оплату их заказчиком, а также иные действия по взаимодействию сторон, в том числе изменение условий контракта, его расторжение, применение мер ответственности.

Кроме всего прочего, законодательством предусмотрено обязательное проведение экспертизы результатов закупки. Экспертиза может быть проведена как силами заказчика, так и путем привлечения независимых экспертов.

Законом установлен строгий перечень случаев, в которых проведение независимой экспертизы обязательно. Например, к таким случаям относятся закупки у единственного поставщика, закупок УИН, во всех случаях, когда закупки признаны несостоявшимися.

Приемка товаров, работ или услуг

Приемка результатов закупки представляет собой мероприятия по проверке соответствия результатов количеству, качеству, комплектности, объему, качеству и безопасности. Для проведения приемки заказчиком может быть создана приемочная комиссия в составе не менее 5 человек.

По результатам таких мероприятий возможно два варианта развития событий – приемка результатов либо отказ от приемки. И в том, и в другом случае решение подлежит оформлению соответствующим документом.

По результатам приемки заказчик должен составить отчет об исполнении контракта и разместить его в ЕИС.

Консультация юриста по 44-ФЗ

Меня зовут Мурашова Любовь. Я юрист. Имею большой опыт работы в сфере госзакупок. Консультацию и помощь по составлению документов в рамках Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Вы можете получить на платной основе. Для связи адрес электронной почты myras-work@bk.ru.

Отличие контракта по 44 фз от гражданско правового договора

Гражданско правовой договор или муниципальный контракт по 44 фз

Выводы Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:– договор и контракт по своей сути являются разными формами одного правого института – соглашения между несколькими лицами по поводу возникновения и осуществления гражданских прав и обязанностей;– действующее законодательство не предусматривает существенных отличий между понятиями «договор» и «контракт»;– закон о контрактной системе использует понятия «договор» и «контракт» как взаимозаменяемые, синонимы;– согласно разъяснениям Министерства экономического развития РФ, являющегося уполномоченным органом по регулированию контрактной системы, договор должны заключать заказчики, являющиеся бюджетными учреждениями.

Антимонопольное регулирование

ГАРАНТ Ольга Ефимова и Аркадий Серков. Местная администрация заключила с поставщиком услуг договор на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., однако казначейство указало на то, что следовало заключить не договор, а контракт. Верно ли это утверждение? Согласно п. 3 ч. 1 ст.

1 Федерального закона от 05.04.

2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) этот Закон регулирует отношения, в части, помимо прочего, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч.
1, 4 и 5 ст.

«договор» или «контракт»?

P.S.: Вместе с тем, в силу п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г.

N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положенийГражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» квалифицируя правоотношения участников спора, судам необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных статьей 506 Кодекса, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа.

Как правильно указывать контракт или договор по 44-фз и 223-фз

Важно Институт договорных отношений берет свое начало еще во времена Римской империи, где договорам уделяли особое внимание. Но в современной договорной доктрине есть некоторые особенности.
Если проанализировать нормы Гражданского кодекса, то можно выделить такие аспекты: Подписание контракта

  • участие в подписании договора могут брать двое и больше сторон;
  • правоотношения регулируются на основании законов РФ;
  • можно составлять как в письменной, так и в устной форме;
  • сторонами договора могут быть любые субъекты;
  • в тексте должны быть прописаны все условия обязательств;
  • договор может, как устанавливать, так и продолжать или оканчивать правовые отношения между сторонами.

Такой перечень не может считаться полным, так как договорные взаимоотношения все время обновляются, получают все новые и новые обличия.

Отличительные особенности договора и контракта

А вот главная особенность контракта заключается в том, что одной из его сторон должно выступать государство. Те же аспекты учитываются при подписании договора купли-продажи.

Внимание Если соглашение составляется на контрактной основе, то приобретение неких товаров или услуг будет направлено только на удовлетворение муниципальных или государственных целей. А вот договор купли-продажи может быть заключен на приобретение любых товаров или услуг любыми субъектами.

Чем отличается договор от контракта – сравнение Хоть законодательство Российской Федерации и определяет контракт, как специфическую форму договора, между ними, все же, есть существенная разница.

Чем обычный договор отличается от контракта по 44-фз

ГАРАНТ Ольга Ефимова и Аркадий Серков.Я, как предприниматель, заключила с муниципальным детским садом договор на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., однако казначейство указало на то, что следовало заключить не договор, а контракт. Верно ли это утверждение?Согласно п. 3 ч. 1 ст.

1 Федерального закона от 05.04.

2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) этот Закон регулирует отношения, в части, помимо прочего, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч.

Договор или контракт?

Федеральный закон N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» реализуется на практике второй год. Однако до сих пор остаются вопросы, вокруг которых идет активная дискуссия.

К примеру, исследователи закона спорят о правильности названия соглашений, которые заказчики заключают с контрагентами в рамках данного закона.

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″data-ad-slot=»1061076221″ Контракт = договор? Основным доводом сторонников того, что соглашения должны именоваться контрактами, является название закона – о контрактной системе, а также то, что в большинстве случаев в тексте закона используется формулировка «контракт». Казалось бы, весомые аргументы, которые на первый взгляд кажутся очевидными.

Чем отличается договор от контракта — изучим отличия

Контрактом признается гражданско-правовой договор, предметом которого является поставка товара, выполнение работ, оказание услуг (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ №44). Из этого следует, что отличительной особенностью контракта от любого гражданско-правового договора является особый статус стороны контракта (заказчика), который выступает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетное учреждение либо иное юридическое лицо в установленных ФЗ №44 случаях.

Сравнение государственного контракта

А любой заключенный государственным или муниципальным заказчиком, в том числе казенным учреждением, договор на поставку товара будет квалифицироваться как государственный или муниципальный контракт на поставку и к нему будут применяться нормы параграфа 4 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» главы 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса РФ.В свою очередь, вне зависимости от того, как будет назван заключаемый бюджетным учреждением договор («договором» или «контрактом»), к нему вышеуказанные нормы применяться не будут, а будут применяться положения Закона N 44-ФЗ и нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие соответствующий вид гражданско-правового договора, не противоречащие Закону N 44-ФЗ. Таким образом, именование договора, заключаемого в соответствии с Законом N 44-ФЗ, «договором» или «контрактом» не имеет юридического значения.
Принципиальным сходством контракта и договора является то, что это соглашение нескольких лиц – этим любой гражданско-правовой договор отличается от гражданско-правовой сделки, под которой понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).В гражданском праве, неотъемлемой частью которого является законодательство о закупках, существуют два принципиально отличающихся друг от друга института, представляющих собой разновидность различного рода действий правообразующего характера, порождающих возникновение гражданских прав и обязанностей: это договор и сделка. Принципиальное отличие этих институтов заключается в количестве волеизъявлений потенциальных участников таких отношений.
Для сделок допускается одно волеизъявление, и такая сделка будет считаться односторонней (ч. 2 ст.

Отличие контракта по 44 ap от гражданско правового договора

В тексте контракта должны быть четко прописаны все обязательства сторон, которые принимают участие в определенном деле.Синонимичность этих слов возможно только в отношении того, что оба документа являются соглашением нескольких сторон. Если смотреть на дело с такой стороны, то такую сделку можно называть и договором, и контрактом.

Чем отличается контракт от договора по 44-ФЗ? Сходства и различия при проведении государственных и муниципальных закупок

Гражданско правовой договор или муниципальный контракт по 44 фз

Осуществление государственных и муниципальных закупок невозможно без заключения специального соглашения, которое будет регламентировать действия обеих сторон при удовлетворении нужд заказчика в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Понятие контракта и договора

Вопросы заключения контракта или договора для обеспечения государственных и муниципальных нужд в настоящее время регулируются не только положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, но также и положениями Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе». На основании данных нормативных актов можно сформулировать определения, которые дадут представление о том, когда может использоваться понятие контракта, а когда – понятие договора.

Гражданский кодекс говорит о том, что договор – это специального рода соглашение, которое может носить характер двустороннего или многостороннего. Данный документ подписывается для того, чтобы отразить все аспекты исполнения обязательств между сторонами по такому соглашению.

На основании данного документа в соответствии с положениями статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора, как специального соглашения, происходит с целью определения тех правил, в соответствии с которыми происходит возникновение взаимных обязательств между сторонами, прекращение или изменение таких обязательств.

На основании Главы 30 Гражданского кодекса контракт определяется, как такое же соглашение, в некоторых случаях имеющее многосторонний характер, но заключаемое для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

При этом, если опираться на статью 1 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно сделать вывод о том, что правомерно использование одновременно терминов «контракт» и «договор».

Так, сам указанный федеральный нормативный акт не делает разграничений между данными определениями гражданско-правового соглашения, так как в тексте пункта 3 части 1 указанной выше статьи говорится о том, что данный закон осуществляет регулирование вопросов, связанных с заключением договоров гражданско-правового типа, по которым происходит закупка товаров, работ или услуг, если такие закупки направлены на удовлетворение нужд государственного или муниципального заказчика. Однако далее по тексту данного нормативного акта будет использоваться обобщенный термин «контракт», определенный в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом сложившаяся практика применения данного закона говорит о том, что нередко контрагенты заказчиков (особенно это характерно для компаний, представляющих субъекты естественных монополий) используют в определении заключаемого соглашения понятие «договор» (это обусловлено внутренними локальными актами, в том числе внутренними Положениями о закупочной деятельности, например, в случае участия в качестве исполнителя по тому или иному договору или контракту, если такими Положениями не предусмотрено использование термина «контракт»).

Сходства и различия

На основании вышесказанного относительно контрактов и договоров можно сделать вывод о том, что и контракт, и договор являются такими видами соглашений, которые достаточно сложно различать. Именно по этой причине с целью определения имеющихся сходств и различий между двумя такими правовыми актами следует обращаться к нормативной базе их существования.

В соответствии с положениями гражданского законодательства договор и контракт имеют одинаковую структуру, отражающую предмет проводимой закупки, права и обязанности сторон, цену и стоимость (если данные параметры разграничены по каким-то причинам), применяемые меры ответственности, процедуру оплаты результатов исполнения взятых на себя обязательств сторонами соглашения, действия сторон в том случае, если возникли форс-мажорные обстоятельства, срок действия соглашения, а также порядок прекращения его действия.

Если говорить о договоре, то данный документ может также распространить свое действие и на те договоренности, которые ранее были достигнуты в устной форме. Однако такое распространение в сфере государственных и муниципальных закупок является недопустимым, так как все соглашения для удовлетворения государственных и муниципальных нужд могут быть заключены только по итогам предусмотренных законом процедур.

Если говорить об отличительных сторонах контракта, как соглашения, характерного, в первую очередь, для осуществления закупочной деятельности на основании использования положений Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то среди основных следует указать:

  • государственный или муниципальный заказчик выступает в качестве одной из сторон соглашения вне зависимости от того, идет ли речь о двустороннем или многостороннем соглашении;
  • еще на этапе подготовки такого соглашения стороны знают о том, в какие сроки данный документ должен быть подписан на основании положений указанного выше федерального нормативного акта. При этом для каждой из процедур срок подписания свой – от трех (для закупок малого объема и закупок у единственного поставщика) до двадцати дней (в случае с конкурсами). Для всех конкурентных закупок срок подписания определяется на основании даты публикации в Единой информационной системе в сфере закупок протокола об итогах проведенной закупочной процедуры (но не менее десяти дней с даты публикации такого протокола);
  • для государственного или муниципального контракта характерно более подробное описание условий в части установления мер ответственности для исполнителя за некачественное исполнение или неисполнение условий такого соглашения;
  • также указываются условия относительно невозможности увеличения цены контракта (допускается только снижение на основании специально заключаемого дополнительного соглашения);
  • для государственного или муниципального контракта характерна невозможность замены исполнителя (так как для таких контрактов данные об исполнителе являются существенным условием) за исключением случаев, когда такая замена связана с проводимой процедурой реорганизации, если заказчик был заранее уведомлен о такой реорганизации.

Случаи подписания контрактов и договоров

В 2014 году Минэкономразвития РФ издало рекомендации для государственных и муниципальных заказчиков, в соответствии с которыми все государственные и муниципальные заказчики должны выбрать наименование подписываемого с контрагентом документа на основании своей принадлежности к определенным категориям заказчиков:

  • если речь идет о бюджетных учреждениях, то такие организации, выступающие в качестве заказчиков, подписывают договоры (они являются прямым отражением гражданского законодательства и поэтому могут быть истолкованы, как гражданско-правовые);
  • муниципальные образования, как самостоятельный вид муниципального заказчика, подписывают только муниципальные контракты (за исключением случаев, когда форма соглашения направляется заказчику контрагентом в связи с представлением последним субъектов естественных монополий);
  • органы государственной власти, различные внебюджетные фонды, а также казенные учреждения, которые относятся к категории государственных заказчиков, подписывают государственные контракты (за исключением случаев, аналогичных случаям с муниципальными заказчиками и субъектами естественных монополий).

Минэкономразвития говорит о том, что никакой разницы между контрактами и договорами с юридической точки зрения не имеется. Именно по этой причине заказчик имеет право выбирать самостоятельно, какой тип документа он подписывает.

Необходимо только отразить все ключевые вопросы, которые были указаны выше в качестве условий для функционирования таких соглашений.

Если же говорить о позиции суда, то он будет опираться не на наименование документа, положения которого могут оспариваться, а на то, что отражено в таком документе, в том числе на то, насколько полно описаны ключевые условия, перечень которых содержится в действующих федеральных нормативных актах.

Загрузка…

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

В чем состоят отличия контракта от договора по 44-фз, и в какой ситуации подписывается контракт?

Гражданско правовой договор или муниципальный контракт по 44 фз

В практике государственных закупок был прецедент, когда муниципальный заказчик подписал с поставщиком договор на сумму до 100 тыс. р., а казначейство признало это наименование неправомерным, так как, по его мнению, следовало подписывать не договор, а контракт.

Контракт и договор по 44-ФЗ

Контракты и договоры регулируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом.

Под договором понимается соглашение, которое было достигнуто двумя или более лицами в части установления, прекращения или изменения гражданских прав и обязанностей (согласно ст. 420 ГК). Аналогичное определение приводится и в отношении контракта. Согласно Главе 30 ГК, контракт является разновидностью договора, который направлен для удовлетворения государственных нужд.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 ФЗ-44 «О контрактной системе….

», данный закон регулирует вопросы заключения гражданско-правовых договоров, предметом которого выступает поставка товаров, выполнение определенных работ и оказание услуг от лица РФ, российского субъекта или муниципальных органов власти, а также бюджетным учреждением или юрлицом. Согласно далее следующему примечанию, далее по тексту 44-ФЗ будет применяться термин «контракт».

С учетом вышеизложенного термин «контракт» для 44-ФЗ выступает синонимом «гражданско-правового договора» и между ними не приводится различий.

Но стоит отметить, что по Гражданскому кодексу некоторые виды договоров именуются в законодательстве именно контрактами, чтобы их можно было отличать от прочих договоров. В частности, по ч. 1 ст.

2 ГК в качестве государственных и муниципальных контрактов можно рассматривать договоры, которые заключаются государственными и муниципальными заказчиками при выполнении заказов на поставку товаров по п. 1 ст. 525 ГК или исполнение подрядных работ по п. 1 ст. 763 ГК.

Бюджетный кодекс также рекомендует использовать термин «контракт» применительно к государственным или муниципальным заказчикам.

Общее и различия между договором и контрактом

Договор и контракт обладают одинаковой структурой и включают такие сведения, как наименование сторон, предмет контракта, ответственность сторон, условия поставки, порядок оплаты, возникновение обстоятельств непреодолимой силы, прочие условия и пр.

Отличие договора состоит в том, что он распространяется и на устные договоренности сторон.

Особенностями госконтракта по 44-ФЗ являются следующие моменты:

  1. Одной из сторон является госзаказчик.
  2. Сроки подписания четко регламентированы 44-ФЗ (например, для аукциона – не ранее 10 дней после публикации итогового протокола).
  3. Условия обязательно включают неизменность цены и ее твердое значение, ответственность поставщика за срыв контракта, сроки оплаты и порядок ее внесения, требования обеспечения, порядок приемки, условия отказа от контракта и пр.

Для некоторых видов контрактов в ЕИС сегодня содержится 9 обязательных для применения документов при проведении закупки в соответствующей отрасли: на поставку медизделий, оказание выставочных услуг, обслуживание автотранспорта и пр.

Когда стороны подписывают договор, а когда – контракт

В 44-ФЗ не содержится каких-либо дополнительных указаний и требований о том, что документ с условиями исполнения госзаказа требуется именовать именно «контрактом» или «договором».

При этом исходя из положений ст. 431 ГК и пп. 1,6 ст. 13 АПК при рассмотрении спора по договору в судебном порядке суд будет учитывать существо отношений, которые он регулирует. То есть не будет иметь значения, договор ли подписан сторонами или контракт, ни прочая терминология.

Соответственно, любой подписанный государственным или муниципальным заказчиком договор на выполнение строительных или подрядных работ будет квалифицирован по нормам параграфа 5,  гл.

37 ГК как контракт на подрядные работы, а договор на поставку товара по параграфу 4 гл. 30 «Купля-продажа» как контракт на поставку.

Согласно рекомендациям Минэкономразвития по письму №Д28и-1889 от 2014 года, при выборе формы оформления сделки по 44-ФЗ следует придерживаться таких наименований:

  • бюджетным учреждениям – подписывать гражданско-правовые договоры;
  • муниципальным образованиям – муниципальные контракты;
  • органам госвласти, внебюджетным фондам, казенным учреждениям – государственные контракты.

Несмотря на такие рекомендации, Минэкономразвития подтверждает тот факт, что, с юридической точки зрения, разницы между контрактом и договором нет. Форма документирования взаимоотношение никак не зависит от вида закупки и ее объекта.

Таким образом, наименование договора, который подписывается сторонами в рамках 44-ФЗ, не имеет принципиального значения. Он может именоваться как «договором», так и «контрактом». Более важным для сторон является соблюдение порядка заключения договора, а не правильный выбор формы сделки.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Контракт и договор: в чем отличие? | Контур.Закупки

Гражданско правовой договор или муниципальный контракт по 44 фз

Что подразумевается под понятиями «контракт» и «договор»? В чем их общие и отличительные черты? И почему в сфере закупок эти понятия не являются синонимами? Об этом — в сегодняшней статье.

Контракт или договор?

В широком смысле выражения контракт, договор и соглашение являются взаимозаменяемыми. Таковы обычаи делового оборота и сложившаяся практика. И в отдельных сферах права это действительно так. Например, в трудовом законодательстве понятие «трудовой договор» и «трудовой контракт» абсолютно тождественны.

А вот в закупках действует вполне конкретное разделение:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • в рамках закона 44-ФЗ заключается контракт;
  • в рамках закона 223-ФЗ — договор.

Что такое контракт в закупках

В гражданском праве контрактом считается соглашение, одной из сторон которого выступает государство. Оно может действовать через органы власти или организации определенных типов.

Для удовлетворения нужд государства закупки проводятся по закону 44-ФЗ. В рамках этой нормы между заказчиком и исполнителем заключаются контракты. При этом исполнителем может быть любое лицо, удовлетворяющее определенным требованиям, как юридическое, так и физическое.

А вот вторая сторона контракты — это всегда государство, то есть:

  • орган государственной власти;
  • госкорпорация;
  • бюджетное учреждение;
  • казенное учреждение;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Другими словами, контракт заключается на бюджетные деньги. Заказчик объявляет свои нужды, исполнитель их удовлетворяет и получает за это оплату из бюджета соответствующего уровня.

Что такое договор в закупках

В отличие от контракта, договор может заключаться между любыми лицами. Стороной договора может быть обычный гражданин, индивидуальный предприниматель или организации любого типа.

В том числе государственная корпорация или монополия, компания с государственным участием, а также бюджетное учреждение или унитарное предприятие (в части закупок на собственные, а не на бюджетные средства).

В таком случае упомянутые лица производят закупки в рамках закона 223-ФЗ. Когда победитель определен, с ним заключается договор.

О том, кто может стать исполнителем договора по 223-ФЗ, вы можете узнать из этого материала.

В чем отличие

В рамках закупок контракт и договор отличаются весьма существенно. И в основном именно за счет того, что первый из них регламентируется законом 44-ФЗ, а второй — законом 223-ФЗ. Второй закон дает заказчиком гораздо больше свободы. Например, они могут самостоятельно выбирать способ определения поставщика, тогда как закон 44-ФЗ жестко регламентирует этот вопрос.

Закон о госзакупках регламентирует практически все аспекты — от планирования закупки до приемки результатов контракта. Любое отступление от его норм карается штрафами. В отличие от него закон 223-ФЗ оставляет практически все решения за сторонами договора.

Что общего

Тем не менее между договором и контрактом в рамках закупочного законодательства много общего. По большому счету любой контракт является договором. Можно сказать иначе — контракт является частным случаем договора, в котором покупатель/заказчик — государство.

И контракт, и договор должны содержать ряд параметров. Часть из них являются существенными условиями, например, наименование сторон, предмет договора, его стоимость. При их отсутствии соглашение будет считаться недействительным. Также существует положения, которые включаются по желанию сторон. Например, это соглашение о предоплате или привлечении субподрядчиков.

В договорах и контрактах, которые заключаются по законам 223-ФЗ и 44-ФЗ, обязательно присутствуют такие пункты:

  1. Наименование сторон.
  2. Название объекта закупки.
  3. Стоимость.
  4. Срок исполнения обязательства.
  5. Требования к качеству товара, работы или услуги.
  6. Ответственность сторон за нарушение своих обязательств.

Что такое соглашение

В российском праве соглашением является любая договоренность между сторонами. Это понятие гораздо шире, чем договор и тем более контракт (как он понимается в сфере закупок). Соглашение может быть и устным, под договором же в большинстве случаев подразумевается бумажный документ.

Вместе с тем рассматриваемый термин фигурирует в выражениях «дополнительное соглашение к договору» и «соглашение о расторжении договора (контракта)». Это устоявшиеся выражения, соответствующие обычаям делового оборота.

Итак, нормы права в целом отождествляют понятие «соглашение», «контракт» и «договор». Однако если речь идет о сфере закупок, то последние два термина имеют явные различия. При этом важно помнить, что как бы ни назывался тип соглашения между сторонами, оно должно соответствовать нормам Гражданского кодекса.

О особенностях контракта по 44-ФЗ:

Контракт или договор? Чем они отличаются по 44 фз и 223 фз 2020 г

Гражданско правовой договор или муниципальный контракт по 44 фз

1. Договор или контракт?
2. Чем отличается договор от контракта по 44-ФЗ
3. Особенности контрактной документации по 223-ФЗ
4. Выводы

Однажды в школьном учебнике по русскому языку я увидел две идентичных картинки, под одной из которых было подписано «бегемот», под другой – «гиппопотам». Далее авторы объясняли, что в языке есть слова, которые означают, по сути, одно и то же.

У меня эта тема вызвала два вопроса: 1) «бегемот» – демон из Библии, «гиппопотам» – название животного из биологии, и это совсем не одно и то же; 2) зачем в языке, экономичной и целесообразной системе, «лишние» слова для одного и того же объекта?

Ответов на эти вопросы я так и не получил, и сделал вывод, что авторы учебника не всё знают о языке и жизни.

В документообороте синонимичные слова – это источник путаницы и злоупотреблений, особенно в такой области как государственные закупки.И речь здесь идет уже не о научной гипотезе, а о возможной административной, или уголовной ответственности.

В словаре понятия «договор» и «контракт» считаются близкими по смыслу и взаимозаменяемыми, т. е., синонимичными.

Но как на это смотрит законодательство в лице 44-ФЗ? Что подписывают по итогам тендера заказчик и исполнитель, контракт, или договор?

1. Договор или контракт?

      Регламент оформления сделок прописан в 44-ФЗ и в ГК РФ: понятие “контракт” должно использоваться в тех закупках, где одним из агентов является государственная структура.

Таким образом, органы власти, а также организации, управляющие внебюджетными государственными фондами, и казенные учреждения должны заключать государственные контракты.

Что касается понятиядоговор”, то данный вид документов подписывают, как правило, ИП и другие физические лица.

При этом речь идет о неписаной, как говорится, исторически сложившейся традиции, которая юридически не подтверждена: т.е., с точки зрения права разницы между понятиями “контракт”и “договор” нет. Оформление документа, регистрирующего процедуру закупки, не определяется видом или объектом тендера.

Скорее, речь идет о профессиональном сленге, свидетельствующем о принадлежности его носителя к сословию предпринимателей, а это тоже дорогого стоит.

С формальной точки зрения договор и контракт структурированы идентично, включая в себя следующие основополагающие элементы: 

    1) преамбула с указанием наименований контрагентов сделки; 2) объект закупки; 3) условия поставки; 4) форма оплаты; 5) мера ответственности сторон; 6) форс-мажорные обстоятельства; 7) иные подробности (по усмотрению сторон); 8) реквизиты контрагентов закупки. 

Для того чтобы упростить задачу заказчика по выбору формы оформления сделки, Министерство экономики и развития выпустило разъяснение за номером №Д28и-1889 от 30 сентября 2014 года. В нем рекомендовано всем бюджетным учреждениям страны по любым видам закупок заключать гражданско-правовые договоры.

Если заказчиком выступает муниципальное предприятие, которое осуществляет закупку от имени муниципального образования, то рекомендуется оформлять взаимоотношения с поставщиком посредством заключения муниципального контракта.

Для поставщика такой вопрос вообще не встаёт на повестке дня: что ему заказчик предоставит, то он и подпишет, договор, так договор, контракт, так контракт. Тем более, что и в законодательстве о КС нет регламента на этот счет, главное, чтобы все нужные условия и реквизиты были прописаны:

1) мера ответственности победителя торгов по поставке ТРУ;

2) мера ответственности заказчика по оплате исполненной закупки:

3) действия сторон в условиях конфликтных и форс-мажорных обстоятельств;

4) причины, по которым участники освобождаются от взятых на себя обязательств;

5) сведения о контрагентах сделки.

Однако, как мы уже отмечали, сферы экономики и юриспруденции не терпят многозначности и неопределенности. В результате регламент на употребление этих терминов, при всей их лингвистической и юридической равнозначности, все-таки был введен специальным разъяснением Министерства экономического развития России под номером Д28и-1889 от 2014 г.

2. Чем отличается договор от контракта по 44 ФЗ

В сфере закупок по 44-ФЗ подписывают договоры:
1) бюджетные учреждения;

2) муниципальные органы и государственные организации, уполномоченные проводить торги от имени муниципального образования.

 Государственные контракты по 44-ФЗ заключают:

1) государственные организации и казенные учреждения;

2) внебюджетные фонды, проводящие торги от лица РФ или регионального субъекта РФ.

3. Особенности контрактной документации по 223-ФЗ

В тексте 223-ФЗ практически отсутствует слово “контракт”как термин или понятие. В итоге особые государственные заказчики оформляют исключительно договоры.

4. Выводы

1) В правовом отношении 44-ФЗ не противопоставляет понятия «договор» и «контракт», поэтому любые претензии к названию документа неправомочны, как бы вы его ни поименовали, договор, или контракт.

2) Тендерная и судебная практика показывает, что требования к оформлению и содержанию контракта, как правило, выше, в том числе и у контролирующих органов.

3) Выбор формы основного закупочного документа обуславливается не столько характером тендерной сделки, сколько правовым статусом государственного заказчика. Например, один и тот же поставщик, заключая идентичную сделку до 100 тысяч рублей с областной администрацией в качестве заказчика заключит муниципальный контракт, а с техникумом подпишет гражданско-правовой договор.

4) Согласно ст. 3 44-ФЗ: государственный или муниципальный контракт — это договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования государственным заказчиком для решения государственных или муниципальных проблем.

5) Государственный контракт имеет ряд специфических особенностей:

– неизменность цены; 

– обязательная ответственность поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств;

– указание порядка и сроков оплаты;

– условие денежного обеспечения исполнения контракта;

– требование о информировании заказчика о привлекаемых субподрядчиках; 

Эти специфические черты контрактной документации учтены в шаблонах 9 типовых контрактов, размещенных в библиотеке Единой информационной системы (ЕИС).

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.