Кто контролирует такси
Закон о такси: самые важные пункты и изменения
Деятельность легкового такси в России регулируют сразу несколько документов: устав автомобильного транспорта 259-ФЗ, правила перевозок пассажиров и багажа, закон о применении онлайн-касс 54-ФЗ, 69 закон, положения которого изменяют некоторые правила перевозок. Расскажем, что в общем предписывает службам и таксистам закон.
У вас бизнес такси?Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность
Закон о такси 2019: основные положения всех документов
Соответствовать закону должна именно та компания, которая осуществляет перевозку пассажиров и багажа на легковом такси. Если в вашей службе собственный автопарк, то вы заботитесь о соблюдении требований. Если ваша служба сотрудничает с ИП, которые занимаются перевозками, то они несут ответственность. Для простоты будем называть службой оба варианта организации бизнеса.
1. Разрешение (лицензию) на работу для каждой машины такси (Ст. 9 69-ФЗ)
- Разрешение выдаёт местное Министерство транспорта, или Департамент дорожного хозяйства и транспорта, или другой орган, который отвечает за транспорт в вашем регионе.
- Чтобы получить разрешение, можно подать заявление через интернет-портал Госуслуги. Для этого надо зайти в раздел Разрешение на легковое такси, найти это раздел легко, если набрать в строке поиска «разрешение на перевозку пассажиров и багажа на легковом такси». Также можно подать заявление и по-старинке, в письменном виде.
Как заполнять заявление и какие документы предоставить для получения разрешения, читайте в Статье 9 69-ФЗ или в разделе Разрешение на легковое такси на сайте Госуслуги.
- По разрешению каждая машина может работать как минимум 5 лет.
- Разрешение можно получить не только на свою машину, но и на машину в аренде, лизинге и по доверенности.
- Разрешение должно всегда находиться в машине. Если пассажир или сотрудник ГИБДД попросит показать разрешение, то водитель обязан предъявлять его.
2. Публичный договор фрахтования (Ст. 31 259-ФЗ и Гл. IV Правил перевозки пассажиров и багажа)
- Договор фрахтования — это соглашение на выполнение перевозки. Этот договор заключается автоматически, когда пассажир заказывает в службе любым способом.
- По договору служба должна зафиксировать:
- номер заказа;
- дату принятия заказа;
- дата выполнения заказа;
- место подачи машины;
- марку машины, если клиент её выбрал;
- планируемое время подачи машины.
- Когда машина прибудет к адресу подачи, служба должна сообщить клиенту:
- где ожидает машина;
- госномер, цвет и марку машины;
- фамилию, имя и отчество водителя;
- фактическое время подачи.
3. Кассовый аппарат и возможность выдавать клиенту чек в конце поездки (54-ФЗ, а также Ст. 31 259-ФЗ и Гл. IV Правил перевозки пассажиров и багажа)
- По договору фрахтования также после оплаты поездки служба обязана выдать клиенту кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности.
- Что должно быть указано в чеке, читайте в Ст. 4.7 54-ФЗ.
- Для выдачи чеков служба должна использовать онлайн-кассы: в них встроен фискальный накопитель и все данные о платёжных операциях автоматически передаются в ФНС.
- Для работы с онлайн-кассой службе придётся заключить договор с оператором фискальных данных.
- На данный момент все службы должны начать выдавать чеки клиентам с июля 2019 года. Но это положение 54-ФЗ сейчас пересматривается, возможна отсрочка на установку касс до 2021 года.
- Не так давно мы уже рассказывали подробно об онлайн-кассах для такси
Онлайн-касса для такси с эквайрингом
4. Правильное оформление и оборудование машин (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)
- По бокам на машине должны быть «шашечки».
- В каждом городе или субъекте может быть задан единый цвет автомобилей. Если местного закона о цвете нет, то машины могут быть любой окраски.
- На крыше должен быть фонарь оранжевого цвета.
- В каждом такси должен быть таксометр, если клиенты расплачиваются по установленным тарифам.
- На передней панели справа от водителя должны быть указаны: название службы, условия оплаты поездок, визитная карточка водителя с фото, название, адрес и телефон ответственного за перевозку. Также в салоне должны быть правила пользования машиной.
- Машины должны проходить регулярное техобслуживание и ремонт.
- Служба должна контролировать, в каком техническом состоянии машинавыходит на линию.
5. Требования к водителям (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)
- Таксист должен иметь водительский стаж не менее 3 лет.
- Служба должна проводить медицинские осмотры водителей перед рейсом.
Закон о такси: штрафы
Если не соблюсти любой из вышеперечисленных пунктов закона, то службе грозят разного вида штрафы.
Штраф за работу без разрешения (лицензии)
- 50 000 ₽ для отдельного водителя.
- 100 000 ₽ для водителя, который оформлен как ИП.
- 400 000 ₽ для юридических лиц.
- Если водитель или индивидуальный предприниматель не примут мер после первого штрафа, то повторное нарушение повлечёт ещё один штраф в том же размере и конфискацию машины.
- Для юридического лица повторное нарушение будет означать ещё один штраф и закрытие службы до 90 дней.
- Если на автомобиле без разрешения установлен опознавательный фонарь или нанесены «шашечки», то водитель заплатит штраф 5 000 ₽, должностное и ответственное лица 20 000 ₽, юридическое лицо 500 000 ₽.
Пример разрешения на работу в такси Ростовской области
Штраф за отсутствие кассы
- От 2 000 до 10 000 ₽, если пассажир не получит чек.
- От 30 000 ₽, если в службе вообще не применяется касса.
- За повторное нарушение служба должна будет приостановить работу на 90 дней.
- Однако, сейчас закон об онлайн-кассах пересматривается, возможна отсрочка на их установку до 2021 года.
Штраф за неправильное оформление машины
- Если в машине нет информации о водителе и перевозчике, то водитель заплатит штраф 1 000 ₽, должностное лицо — 10 000 ₽, юридическое лицо — 30 000 ₽.
- Если на машине нет фонаря или «шашечек», или она покрашена в неустановленный цвет, в этом случае штраф 3 000 ₽ с водителя, 10 000 ₽ с должностного лица, 50 000 ₽ с юридического лица.
69 федеральный закон на самом деле посвящён не только пассажирским перевозкам. Он изменяет разные законодательные акты, в том числе и те, которые касаются работы такси. Но одна из его статей ввела новый закон о такси.
Что изменил федеральный закон 69 о такси
Службы несут административную ответственность за нарушение правил перевозок. Изменение закреплено в статье 36.1 Устава автотранспорта 259-ФЗ.
Введены новые штрафы за административные нарушения такие, как неправильное оформление машин и работу без разрешения. Мы рассмотрели их выше. Все они прописаны в Кодексе об административных правонарушениях.
Контролировать выполнение требований к работе будут региональные органы власти. Это изменение отражено в пункте 4 статьи 1 294-ФЗ О защите прав юрлиц и ИП.
Введены новые общие требования для разрешения на работу, для машин и водителей, обновлён порядок выполнения межрегиональных заказов и др. Эти изменения воспринимаются как новый закон для таксистов.
Новый закон о такси в статье 9 69-ФЗ
Статья 9 вошла в 69 федеральный закон и определила новые правила для служб и водителей.
Увеличился срок действия разрешения на работу для каждой машины действует дольше — не менее 5 лет.
Получить разрешение стало проще: заявление можно подать в электронном виде, а решение о его выдаче придёт по почте, сокращён список документов, необходимых для подачи заявления.
Для индивидуальных предпринимателей работать стало проще, потому что правки в 69 закон разрешили работу не только на машинах в собственности, но и на правах хозяйствования, аренды и по доверенности.
Службам можно совершать перевозки в разные регионы. Если пункт подачи находится в регионе, где машина получила разрешение на работу, то межрегиональная перевозка сама по себе законна. Если же пункт подачи находится в другом регионе, то между этими регионами должно быть соглашение на перевозку пассажиров.
Новый закон защитил пассажиров от бомбил и нелегалов. Автомобили должны быть окрашены в соответствии с региональными законами, обязательно иметь опознавательный оранжевый фонарь и «шашечки» и иметь таксометр, если оплата рассчитывается по тарифу.
Водителем стало проще устроиться на работу. Для этого нужен всего 3-летний общий стаж вождения, а не 5-летний, как было раньше.
Деятельность такси контролируют региональные власти.
Законы в 2019 году планируется пересматривать и дорабатывать. Сейчас Госдума рассматривает два законопроекта, которые коснутся деятельности такси.
Новый закон в проекте № 481004-7 О государственном регулировании легкового такси
Депутаты Госдумы настаивают на том, чтобы появился новый федеральный закон, который будет регулировать работу такси, потому что сейчас в законодательстве есть только отдельные статьи, разбросанные по разным документам. Поэтому на рассмотрение вынесен проект нового закона № 481004-7. Если его примут, он чётко обозначит все понятия и порядок работы в сфере пассажирских перевозок на легковом такси.
Что изменит закон с 2019 года, если будет принят
Иностранным водителям без российского гражданства нельзя будет работать водителями.
К работе не допускаются машины, зарегистрированные за пределами РФ.
Агрегаторы заказов должны будут сотрудничать только с теми ИП, юридическими или физическими лицами, которые имеют разрешение на перевозки.
Более строго определяется статус агрегаторов: они оказывают только информационные услуги при создании заказа, поэтому не смогут формировать собственные тарифы для пассажиров и комиссии для водителей.
Также закон чётко разграничит функции и правила допуска к работе всех участников пассажирских перевозок: службы, ИП, интрнет-агрегаторы, райдшеринг, отдельные водители.
В каждом регионе будет вестись электронный реестр о выдаче разрешений на работу с полными данными о получателе.
Если законопроект № 682709-7 примут, то он сможет значительно упростить службам работу на онлайн-кассах.
Службам и водителям не придётся устанавливать онлайн-кассы в каждую машину. Достаточно будет иметь кассовый аппарат в офисе службы или в облаке.
Чек распечатывать не обязательно, то есть мобильные принтеры устанавливать тоже не придётся. Водителю в конце поездки достаточно будет показать клиенту QR-код со ссылкой на электронный чек с подробными фискальными данными. Или служба сможет просто отправлять чеки и QR-коды на электронную почту клиента.
ИП могут не переходить на онлайн-кассы ещё до 1 июля 2021 года. Штрафов за отсутствие кассы и договора с оператором фискальных данных и за невыдачу чеков не будет ещё несколько лет. Но есть условие: у ИП не должно быть официально устроенных сотрудников.
Закон о такси 2019 года: когда ждать принятия
Документы, которые предполагают все эти изменения — это пока только проекты закона, а не законы. Для того чтобы законопроекты получили статус действующего закона, они должны быть приняты во всех трёх чтениях Госдумы, одобрены Советом федерации и президентом и опубликованы.
Стадии принятия закона
Планируется доработать и принять новые законы в 2019 году, об этом заявлял и председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев. Эксперты полагают, что новый закон может вступить в силу не ранее осени 2019.
Другой законопроект — № 682709-7 Об изменениях в 54-ФЗ — по прогнозам, может быть принят скорее, ещё до июля 2019 года.
У вас бизнес такси?Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность
Жалоба на такси: как и куда обращаться, образец претензии
Службы такси и таксисты подчиняются закону о защите прав потребителей и ПП РФ «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Чем раньше пассажир такси должным образом среагирует на нарушение, тем легче ему будет отстаивать свои права в дальнейшем. Первое, что необходимо сделать – записать государственный номер автомобиля, его марку и модель.
Обращаться в надзорные организации можно только в том случае, если поездка была совершена на лицензированном автомобиле такси.
Основания для жалобы
Обычно претензии клиентов касаются неправомерных действий водителей, реже – диспетчерских служб. Существует множество возможных оснований для жалоб, равно как и инстанций для их подачи. Ниже перечислены обособленные ситуации, где алгоритм последующих действий со стороны пассажира может отличаться.
Хамство водителя
Дать объективную оценку хамству практически невозможно. Поэтому необходимо фиксировать подобное поведение, например, на видеокамеру телефона или диктофон. Кроме того, важную роль играют свидетели. Если у пассажира имеются такие доказательства, шанс привлечь таксиста к ответственности за причинение морального вреда значительно возрастает.
Важно понимать разницу между оскорблениями и угрозами. Оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ) – административное правонарушение. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ) – уголовное преступление.
Степень ответственности за два этих поступка, соответственно, разная.
В такой ситуации претензия может быть направлена в любые инстанции, перечисленные в соответствующем разделе статьи.
Но если хамство переросло в рукоприкладство, нужно немедленно обращаться в полицию.
Обман при оказании услуги
Самый распространенный случай – таксист намеренно выбирает длинный маршрут. Если тарификация производится поминутно или по километражу, такие действия могут увеличить стоимость оплаты.
Здесь в качестве доказательства обмана необходимо прикрепить к заявлению рисунки маршрутов. Их должно быть два: фактический и должный. Можно воспользоваться сервисом Яндекс.Карты или Google Maps.
Как создать доказательные документы с помощью картографических служб:
- поставить две точки (место отбытия и прибытия), нажав на правую кнопку мыши;
- система автоматически построит наиболее удобный путь следования. Нужно лишь убедиться, что маршруты построены для поездки на автомобиле;
- делается распечатка интернет страницы (Ctrl + P). Если принтера нет, делается снимок экрана, который распечатывается в ближайшем копировальном центре;
- с помощью точек строится фактический маршрут (примерный путь следования таксиста);
- распечатывается второй документ.
Изображения должны быть заверены нотариусом (Как написать жалобу на нотариуса). В этом случае они будут иметь юридическую силу и могут использоваться в суде.
Водитель может мотивировать свои действия тем, что на кратчайшем пути следования были заторы. Можно найти данные в интернете о пробках в установленную дату, либо заручиться поддержкой свидетелей, способных подтвердить, что в данное время пробок на дороге не было.
Ненадлежащее состояние транспортного средства
Служба такси обязана проверять техническое состояние автомобиля перед выходом на линию и устранять неисправности. В соответствии со ст. 11.14.1 КоАП РФ на боковой поверхности кузова должна быть нанесена цветографическая схема, либо установлен опознавательный знак на крыше.
Нарушение ПДД
Если во время поездки было замечено, что таксист нарушил правила дорожного движения, следует сообщать об этом в дежурную часть ГИБДД. К числу самых распространенных нарушений относятся:
- проезд на красный сигнал светофора;
- превышение скорости;
- пересечение двух сплошных линий разметки;
- разговор по телефону во время движения;
- езда в алкогольном или наркотическом опьянении.
Сделать звонок в ГИБДД или по номеру экстренного вызова полиции (02) можно уже по прибытию на место назначения. Необходимо передать сотрудникам Госавтоинспекции следующую информацию:
- название службы такси;
- государственный регистрационный номер автомобиля;
- адрес месторасположения автомобиля в данный момент;
- нарушение ПДД, допущенное водителем.
Если позвонить вовремя не удалось, можно направить заявление в письменной форме. В таком случае по факту обращения будет проведена проверка.
Как составить обращение
Существуют нормы официальной переписки, в соответствии с которыми оформляется документ:
- в шапке (правый верхний угол страницы) указывается организация-адресат, ФИО должностного лица, ФИО и контактные данные отправителя;
- посередине страницы пишется слово «Жалоба», а затем лаконично излагается ее суть;
- в качестве подробностей необходимо указать время вызова машины, адрес отбытия, номер и марку автомобиля, а также ФИО водителя;
- можно перечислять законы РФ, которые были нарушены;
- в заключительной части излагается требование (возмещение средств, компенсация морального вреда, административное взыскание с виновных лиц);
- если прилагаются доказательства, их список должен быть обозначен;
- в конце документа необходимо поставить дату, подпись и ее расшифровку.
Образец
В качестве образца можно использовать жалобу на ненадлежащее качество работы предприятия-перевозчика.
Но в то же время, возможно, не совсем удачно составлено требование. Несмотря на то, что одной из функций Роспотребнадзора является проведение проверок, зачастую подобные заявления перенаправляются им в другие органы.
Порядок действий
В первую очередь следует позвонить по телефону головного офиса или отдела по работе с клиентами и описать ситуацию. Если сотрудники службы отказываются выполнять законные требования клиента, потребуется составление обращения в письменной форме.
Необходимо подготовить несколько копий документов, которые затем будут разосланы в различные инстанции. В зависимости от ситуации могут быть подготовлены доказательства.
К руководителю
Первая копия претензии должна быть направлена в службу такси на имя руководства. Получить требующиеся для этого данные можно из лицензии фирмы. Ознакомиться с этим документом будет также полезно для отправки заявления в органы управления.
Как узнать, кому принадлежит организация
Всю необходимую информацию можно найти в разрешении на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Лицензия должна присутствовать внутри каждого автомобиля, вышедшего на линию, и водитель обязан предъявлять этот документ по требованию клиента в соответствии с п. 7 ст. 9 ФЗ № 69.
Ознакомиться с лицензией можно другим способом. Необходимо зайти на официальный сайт мэрии города или областной сайт министерства транспорта. Для поиска потребуется указать государственный регистрационный знак автомобиля.
В Роспотребнадзор
Далее следует обратиться в федеральную службу по надзору в сфере ЗПП.
Отправить заявление можно в электронном виде на официальном сайте организации.
Так как причиной обращения является нарушение прав потребителей, следует выбрать вариант подачи, предполагающий проведение внеплановой проверки. Объем претензии не должен превышать 2000 знаков. К заявлению можно прикреплять документы в текстовом, аудио и видео формате, а также изображения.
Роспотребнадзор может перенаправить жалобу в орган, который занимается выдачей разрешений, а также контролирует соблюдение юр. лицом законных требований. Обычно это городское или областное Управление транспорта и дорожного хозяйства.
В Управление транспорта
На официальном портале администрации города можно найти контактную информацию Управления. Для нахождения территориального отделения жителям областей удобнее воспользоваться поисковой системой.
После того, как заявление поступит в это учреждение, рекомендуется записаться на прием к уполномоченному чиновнику. Сначала следует узнать, понадобятся ли дополнительные объяснения, а затем попросить материалы проверки жалобы для ознакомления.
На этом этапе гражданину могут отказать, в таком случае можно подавать другую претензию на имя вышестоящего начальства, а затем в прокуратуру. Если же будет выявлено, что заявление не рассматривается должным образом, то в копии старой жалобы необходимо указать эту информацию и направить ее в прокуратуру.
В прокуратуру
Письменный ответ из Управления транспорта может быть обжалован в прокуратуре города, а также в областной прокуратуре.
Сюда можно подавать еще одно заявление на проверку всего юридического лица, оказывающего услуги по перевозке пассажиров.
Онлайн-сервисы
Процедура жалобы в мобильные приложения для поиска такси/частника имеет особый вид. Рассмотреть процесс обращения можно на примере двух популярных перевозчиков.
Uber
Особенность этой компании заключается в том, что она не имеет лицензии, а потому не соответствует законодательству РФ. Пожаловаться в Uber можно единственным способом – непосредственно через приложение. Тем не менее это эффективный и удобный метод подачи претензии.
Алгоритм действий:
- открыть нужный заказ;
- нажать «Помощь»;
- выбрать пункт «Непрофессионализм водителя»;
- описать ситуацию.
В претензии важно указать требование, а именно, возврат средств и наказание для водителя.
Ответ на жалобу приходит на электронную почту. Если сотрудникам требуется дополнительная информация для принятия решения, можно более подробно ответить на их письмо.
Яндекс.Такси
Есть два способа обратиться в эту компанию по поводу неудачной поездки:
- с помощью формы отзыва в приложении (открывается по завершению заказа);
- через форму обратной связи по ссылке: https://yandex.ru/support/taxi.
Результатом такого обращения может стать снижение рейтинга водителя вплоть до необходимости прохождения повторной аттестации.
Законодательная база
Следующие законодательные акты регулируют работу служб легковых такси:
- ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1;
Закон о такси, ФЗ № 69 и изменения в нем: правила перевозки и пассажиров и ожидания, другие нюансы
Сфера перевозки пассажиров значительно изменилась. Всё больше заказов оформляется через мобильные приложения, подсчёт стоимости поездки производится по данным GPS. Традиционные диспетчерские и машины с таксометрами отходят на второй план.
69 закон о такси, краткое содержание, структура, основные положения
В РФ нет комплексного документа, который бы регулировал работу таксистов в комплексе. На федеральном уровне принят закон № 69-ФЗ от 21.04.2011, которым внесены изменения и дополнения в иные законодательные акты.
Документ состоит из 10 статей.
Первые 8 касаются корректировки КоАП РФ, Градостроительного кодекса, закона «О безопасности дорожного движения» и других актов. Введённые положения касаются, введение административной ответственности за нарушения в сфере перевозок, упорядочение порядка строительства и использования парковок и т.д.
В статье 9 содержаться:
- порядок выдачи разрешений на работу такси;
- регламентация контроля деятельности в сфере перевозок пассажиров и грузов легковыми автомобилями;
- условия отзыва разрешения;
- описание средств идентификации машин такси;
- порядок назначения и проведения проверок организаций и ИП, работающих в сфере оказания услуг такси.
Изменения в ФЗ 69 о такси
Текстдокумента корректировался в 2012 и в 2014 годах.
В 2012 году законом № 34-ФЗ от 23.04.2012 г. были внесены следующие изменения:
- Статья 9 ФЗ-69 была дополнена информацией, которая должна быть в заявлении на получение разрешения на работу в такси. Был установлен закрытый список документов, которые могут потребовать у перевозчика при оформлении лицензии.
- В соответствии с новой редакцией подпункта Д части 16 статьи 9 таксометр устанавливается в машине в случае, если стоимость поездки определяется по показаниям такого прибора.
- На 1 машину теперь можно получить только 1 разрешение.
- Фрахтование такси возможно только на территории 1 субъекта федерации. Исключение – пункт назначения находится в другом субъекте.
Когда вступил в силу новый закон № 307-ФЗ от 14.10.2014 г. из текста был исключён абзац 4 пункта 17 статьи 3. Он касался запрета на эксплуатацию автомобиля после выявления определённых нарушений ПДД.
В Госдуме на рассмотрении находится проект нового закона, который бы предусматривает изменение правил работы такси. Поправки должны регламентировать работу служб заказа, которые предоставляют клиентам информацию о машинах и стоимости поездки в электронном виде (например, Убер).
Депутат В. Лысаков в комментарии Российской газете в мае 2017 года утверждал, что изменения примут осенью того же года. Однако больше никаких новостей по этому поводу не поступало.
Кто контролирует такси
Задача по обеспечению законности в области перевозок пассажиров и багажа лежит на местных органах власти. Выдачу лицензии и работу таксистов контролирует министерство транспорта, департамент дорожного хозяйства, комитет по лицензированию или иной орган, определённый руководством субъекта федерации.
Контроль за соблюдением ПДД осуществляются работники ГИБДД.
Частный извоз
Перевозка пассажиров и их багажа без разрешения государственного органа является правонарушением в соответствии со статьёй 14.1.2. КоАП РФ. ИП заплатит 100 000 рублей, если собственник машины – организация, то штраф составит 400 000 рублей.
Частным извозом будет считаться осуществление пассажирских перевозок водителями, которые получают заказы через приложение, например, Gett или Uber.
О маршрутном такси
Маршрутным такси называют частный автобус, следующие по заранее определённым дорогам и улицам, с остановками на специально оборудованных пунктах и по утверждённому графику.
Поездка на таком транспорте с точки зрения закона не отличается от передвижения на трамвае или троллейбусе. Перевозчик заранее согласовывает время отправления и прибытия, маршрут следования. Такси отправляется по заказу клиента, который выбирает, как ему удобнее ехать.
Пдд для такси
Водители обязаны соблюдать все требования правил. По ПДД такси может двигаться по полосе, предназначенной для общественного транспорта на основании п. 18.2.
Но не всегда это возможно на практике. Например, в Москве и некоторых других городах въезд на полосу для общественного транспорта ограничен знаком 3.1. Таксисты в такой ситуации не могут ехать по выделенному ряду.
Водители такси не имеют право становиться в местах, где остановка запрещена знаком 3.27. Отступать от требования этого знака может только маршрутный транспорт.
Также водители обязаны соблюдать требования по перевозке детей в специальных удерживающих устройствах. Если такого элемента нет, водитель обязан отказаться от поездки.
Правила перевозки пассажиров в такси и требования к таксистам
Понятие легкового такси закреплено в постановлении Правительства РФ № 112 от 14.02.2009 г. Это автомобиль категории М1, используемый для перевозки людей и их багажа по публичному договору.
Правила перевозки закреплены в разделе 4 документа. Пассажир не имеет права вносить свои правки в договор фрахтования, так как отдельное соглашение не заключается. При заказе он соглашается с действующими условиями.
Клиента информируют о подаче машины. В салоне должна быть информация о:
- наименовании перевозчика
- правилах пользования транспортом;
- тарифах;
- водителе (Ф.И.О., фото и т.д.);
- сведения о госоргане, контролирующем перевозки такси.
Чтобы получить разрешение на работу, таксист должен иметь стаж вождения легкового автомобиля не менее 3 лет.
Сколько должен ждать таксист клиента: время ожидания
Перевозка производится на основании публичного договора фрахта. В этом документе должно быть определено время ожидания таксистом клиента после подачи машины.
Клиент, который заказывает такси, соглашается с его условиями. Поэтому следует заранее уточнить, сколько водитель будет ждать гражданина в месте посадки. Обычно это 10 минут.
Опознавательные знаки такси по закону
Для выделения машин перевозчиков из общей массы используется:
- жёлтый плафон на крыше автомобиля;
- квадраты контрастных цветов, расположенные в шахматном порядке («шашечки);
- цветовая гамма, если на уровне субъекта федерации установлены требования по цвету машин.
Указанные опознавательные знаки утверждены в пункте 1 части 14 статьи 9 закона № 69-ФЗ.
В Московской области автомобили должны определённую цветовую гамму: основной цвет – белый, жёлтая полоса от 15 до 25 см на бортах, серая полоса внизу кузова. В иных субъектах власти могут не требовать от перевозчиков окраски машин в особые цвета.
Лицензирование такси, как получить лицензию, процедура по шагам
Перевозка пассажиров не подлежит лицензированию. Заинтересованному лицу требуется только разрешение на работу. Его выдают организациям или ИП в органе, который на уровне субъекта федерации занимается регулированием отношений в сфере транспорта.
Потребуются следующие документы:
- заявление;
- паспорт гражданина (или уставные документы организации);
- свидетельство о регистрации машины;
- копия договора аренды или иного соглашения, если автомобиль не в собственности заявителя.
В заявлении должны быть следующие данные:
- Ф.И.О. ИП или наименование организации;
- юридический адрес;
- ИНН;
- контактные данные (телефон, электронная почта).
Государственные органы обязаны выдавать разрешения всем заявителям, которые имеют в собственности или в пользовании легковые автомобили.
В каких случаях могут отозвать лицензию
Разрешение будет отозвано в следующих случаях:
- водитель не имеет достаточного стажа вождения;
- неоднократное нарушение законодательных требований по обозначению машины или по работе таксометра;
- по вине водителя совершено ДТП, повлекшее смерть человека, причинение тяжких или менее тяжких телесных повреждений;
- водитель неоднократно брал заказы в другом субъекте федерации, где разрешение не действует.
Разрешение отзывается только по решению суда.
Закон о такси штрафы
Если гражданин имеет разрешение на работу, но оно отсутствует в машине, то ему придётся заплатить штраф в размере 5 000 рублей (ст. 12.3 п.2.1. КоАП РФ).
За невыдачу чека после оплаты водитель привлекается по статье 11.14.1 КоАП РФ. За это полагается взыскание в размере 1 000 рублей.
Если перевозка осуществляется в машине, которая не соответствует государственным требованиям (например, не нанесена «шахматка»), то таксист заплатит 3 000 рублей на основании статьи 11.14.1. КоАП РФ. Штраф для организации составляет 50 000 рублей.
Изменения ПДД
Подробности Категория: ПДД 23.12.2019
Какие изменения ждут таксистов в 2020 году?
До конца декабря 2019 года в Госдуме должны рассмотреть новые поправки в закон о такси, которые могут вступить в силу в 2020 году. Часть из них уже прорабатывалась ранее, часть – новые. Рассмотрим эти и другие новшества, которые ожидают таксистов в 2020 году в материале портала Avtospravochnaya.com.
1. ЗАПРЕТ НА РАБОТУ В ТАКСИ С СУДИМОСТЬЮ
Минтранс России подготовил поправки, которые запрещает водителям с судимостью перевозить пассажиров, в том числе и в такси. Перевозить пассажиров запретят при наличии судимости по «тяжёлым» статьям Уголовного кодекса РФ:
- ст. 105 УК РФ (убийство);
- ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);
- ст. 117 УК РФ (истязание);
- ст. 131 УК РФ (изнасилование);
- п. «а» ч. 3 ст. 132 УК РФ, п. «б» ч. 4-5 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера);
- ст. 135 УК РФ (развратные действия);
- ст. 205 УК РФ (террористический акт);
- ст. 205.4 УК РФ (организация террористического сообщества и участие в нем);
- ст. 205.5 УК РФ (организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации).
В случае принятия законопроекта юрлицам и ИП будет запрещено принимать таких водителей на работу (исключение составят только случаи условного наказания). В случае принятия данного документа уже работающие водители в течение 4 месяцев со дня вступления в силу законопроекта будут обязаны предоставить справку об отсутствии судимости.
2. ЗАПРЕТ НА РАБОТУ В ТАКСИ С ИНОСТРАННЫМИ ПРАВАМИ
Иностранным водителям без российского гражданства будет запрещено работать на легковом такси. Данная норма коснется именно таксомоторных перевозок. Напомним, с 21 декабря 2018 года в России запрещено работать водителям с иностранными правами, сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com.
Теперь пункт о допуске водителей для работы выглядит так: «Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с пунктом 13 статьи 25 настоящего Федерального закона».
А пункт 13 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения» в последней редакции допускает исключения: «Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.
Данное исключение дополнительно включено Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 204-ФЗ. То есть, по факту, водители из Киргизии, Армении и некоторых других государств бывшего СССР на сегодняшний день по-прежнему могут работать водителями в России без нарушения закона. В случае принятия поправок работать в такси смогут только граждане России.
В одной из последних редакций закона о такси предлагалось обязать таксистов устанавливать тахографы на свои автомобили, что позволило бы контролировать соблюдение водителем режима труда и отдыха. Основная цель – ограничение рабочего дня таксистов до 8 часов в день.
Развитием этой инициативы стало предложение создать некий «шлюз», через который будет собираться информация из информационной системы агрегаторов такси, а также из баз данных МВД. Это позволит блокировать работу таксистов свыше 8 часов, а также ограничивать доступ за руль водителей без полиса ОСАГО и других документов.
В последней редакции законопроекта предложен уже другой вариант – таксопаркам предлагается дать право разрабатывать собственные программы, которые позволят автоматизировать контроль за соблюдением водителем режима труда и отдыха.
Причём, должен быть предусмотрен обмен данными между приложениями разных агрегаторов такси. Это позволит избежать случаев, когда таксист сдал «смену» в одной службе такси, а дальше без отдыха начал новую «смену» в другом агрегаторе.
Ведь не секрет, что большинство таксистов зарегистрированы одновременно в нескольких службах такси.
4. ОСГОП
Ещё одно новшество – распространение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) на легковые такси.
Как говорится в пояснительной записке, доступность услуги по перевозке легковыми такси для граждан и экономическая выгода этого бизнеса приводит к неконтролируемому увеличению парка легковых такси, непрофессионализму водителей, злоупотреблениям в этой сфере и сопровождается повышенными рисками для здоровья и безопасности граждан.
В связи с этим, необходимо на законодательном уровне закрепить требование об обязательном страховании ответственности перевозчиков, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.
Единственный вид транспорта, на который не распространяется действие закона об ОСГОП — это легковые такси.В настоящее время всё, на что может рассчитывать пострадавший пассажир такси – это компенсация по договору ОСАГО, максимальная выплата по которому в части возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего, составляет 500 тысяч рублей.
При этом выплата за причинение вреда жизни пассажира при перевозках, осуществляемых, например, автобусом или троллейбусом, по ОСГОП составляет 2 миллиона рублей.
5. ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЯМ ТАКСИ
Депутаты предложили запретить таксистам работать на автомобилях, срок эксплуатации которых превышает 7 лет. По мнению парламентариев, это должно повысить безопасность пассажирских перевозок.
Вся информация о предприятии-перевозчике должна находиться на левом и правом бортах в передней части автомобиля, чтобы пассажир мог видеть всю важную информацию о перевозчике. Кроме того, автомобили всех таксопарков должны оборудовать системой ГЛОНАСС, благодаря которой можно будет контролировать режим труда и отдыха водителя и не позволить ему работать сверх нормы.
6. САМОЗАНЯТЫЕ В ТАКСИ
Ещё одно изменение – работа самозанятых в такси. Самозанятые могут сэкономить на уплате налогов – платить 4% от дохода при обслуживании физлиц или 6% при обслуживании юрлиц.
Раньше такой налоговый режим распространялся лишь на жителей Москвы, Подмосковья, Татарстана и Калужской области, но с 1 января 2020 года он вводится еще в Санкт-Петербурге, Воронежской, Волгоградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Красноярском и Пермском краях, Ненецком, Ямало-Ненецком автономном округах, а также в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра и Башкирии.
7. ЗАПРЕТ НА ПАРКОВКУ ТАКСИ ВО ДВОРАХ
С 1 января 2020 года вступает в силу приказ Минтранса, который запрещает организовывать парковку коммерческого транспорта во дворах. Он, в частности, распространяется и на автомобили такси.
Однако, речь не идёт о том, что таксистам запретят оставлять на ночь автомобили в собственных дворах.
Приказ запрещает ОРГАНИЗОВЫВАТЬ парковки, то есть нельзя делать организованную парковку таксопарка вблизи жилых строений.
8. ОГРАНИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА РАЗРЕШЕНИЙ НА РАБОТУ В ТАКСИ
Одно из последних предложений, которое рассмотрят в декабре 2019 года – введение ограничения количества разрешений, выдаваемых на работу в такси. Так, предлагается сделать лимит – 30 разрешений на 1000 человек населения. Кроме того, разрешение на такси могут разрешить получать в электронном виде через портал Госуслуг.
9. АТТЕСТАЦИЯ НА ЗНАНИЕ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ
Также при получении разрешения на работу в такси предлагается обучать и проверять знание водителями улично-дорожной сети города, где они планируют работать.
10. ТРЕБОВАНИЯ К СТАЖУ ТАКСИСТОВ
Также предлагается не пускать за руль такси водителей со стажем менее 3 лет, если в предыдущие полгода их лишали прав.